Решение б/н О признании Заказчика – ФГБОУ ВПО «Волгоградский государстве... от 30 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-06/03-96

 

12 марта 2015 года                                                                                       г. Волгоград

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в составе:

Р.А. Литвинова – председателя Комиссии, начальника отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,

Е.Н. Зуевой – члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,

А.А. Тынянкиной – члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе,

с участием:

- индивидуального предпринимателя Четверикова В.Г. (личность удостоверена по паспорту),

- Рыбакова А.Ф., представителя Волгоградского государственного технического университета по доверенности от 07.02.2014 года № 05-67-392,

- Хлипуна В.В., представителя Волгоградского государственного технического университета по доверенности от 11.03.2015 года № 16.5-67-762,

рассмотрев материалы дела № 15-06/03-96, возбужденного по жалобе ИП Четверикова В.Г. на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Организация и проведение XXXI Международного фестиваля СТЭМов "Земля - планета людей"» (номер извещения  0329100012015000008),

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление 05.03.2015 года (вх. № 1548) поступила жалоба ИП Четверикова В.Г. (далее – Заявитель) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Организация и проведение XXXI Международного фестиваля СТЭМов "Земля - планета людей"» (номер извещения  0329100012015000008).

Согласно доводам жалобы Заявителя, положения документации об аукционе в электронной форме нарушают требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При рассмотрении жалобы Заявитель требования поддержал в полном объеме.

При рассмотрении жалобы представители Заказчика возражали против заявленных требований, в удовлетворении жалобы просили отказать.

Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами, Комиссия Управления пришла к следующим выводам по существу доводов жалобы.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Главой 3 параграфом 2 Закона о контрактной системе установлены требования и порядок проведения закупок путем аукциона в электронной форме (электронный аукцион).

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Комиссией установлено, что 26 февраля 2015 года Заказчиком – Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет», публично объявлено о проведении аукциона в электронной форме «Организация и проведение XXXI Международного фестиваля СТЭМов "Земля - планета людей"» (номер извещения  0329100012015000008), начальная (максимальная) цена контракта – 1 700 000,00  рублей, посредством размещения извещения о проведении указанного аукциона в электронной форме на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Из указанной нормы следует, что противоречия в указании соответствующих сведений в составных частях аукционной документации, либо их двусмысленное толкование не допускаются.

В п. 7 Раздела 1.1. «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме установлено, что оплата Цены Контракта производится после оказания услуг в полном объеме технического задания. Оплата по Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в Контракте в течение 30 календарных дней  с момента подписания обеими сторонами документов, подтверждающих выполнения Контракта.

Однако, в пунктах 3.1. и 3.2. проекта контракта, являющего неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, в числе прочего, установлено, что оплата Цены Контракта производится Заказчиком по факту оказания услуг. Оплата по Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в настоящем Контракте в течение 30 календарных дней. В случае изменения его расчетного счета Исполнитель обязан в трехдневный срок в письменной форме сообщить об этом Заказчику, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Контракте счет Исполнителя, несет Исполнитель.

Таким образом, срок и порядок оплаты, установленный в проекте контракта, противоречит сроку и порядку оплаты, установленного в документации об аукционе в электронной форме, так как факт оказания услуг может подтверждаться любыми документами, а не только актом оказания услуг, прописанного в п. 5.1. проекта контракта.

Следовательно, в нарушение требований ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе положения аукционной документации в их совокупности, содержат двусмысленные и противоречивые сведения и не позволяют обеспечить адекватное восприятие существа закупки, в том числе должным образом информировать участников закупки о порядке и сроках оплаты, а именно, оплата будет осуществляться в течение 30 календарных дней с момента подписания актов оказания услуг или в течение 30 календарных дней по факту оказания услуг, то есть с более ранней даты, так как факт оказания услуг может подтверждаться не только актом об оказанных услугах, но, например, путевыми листами, товарными накладными и т.п.

На основании изложенного, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Доводы Заявителя о том, что Заказчиком необоснованно в проекте контракта указано, что в цену услуг включено НДС в размере 18% является несостоятельным в виду следующего.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

В части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 Налогового кодекса). Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов) (п. 2 ст. 168 Налогового кодекса).

При этом согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерацию, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса.

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта правомерно указано условие о том, что в цену включено НДС в размере 18%, так как данное условие является общим требованием в соответствии с главой 21 Налогового кодекса. В случае наличия исключений, предусмотренных главой 26.2 Налогового кодекса, участником закупки (победителем аукциона в электронной форме) могут быть представлены надлежащие документы о том, что он применяет упрощенную систему налогообложения, и, следовательно, данное обстоятельство может быть учтено Заказчиком на стадии заключения контракта в порядке, предусмотренном статьей 70 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Из указанных норм следует, что сведения об объекте закупки должны быть определены заказчиком в документации однозначным образом, противоречия в указании соответствующих сведений в составных частях аукционной документации, либо их двусмысленное толкование не допускаются, а также сведения об объекте закупки должны быть достоверными и описаны в полном объеме.

В п. 1 Части III. «Техническая часть» документации об аукционе в электронной форме, среди прочего, установлено, что постановка и режиссура фестиваля включают в себя: разработка и написание сценария проведения фестиваля СТЭМов «Земля – планета людей» (сценарий должен в строгой последовательности излагать цель проведения фестиваля, раскрывать указанную тему, содержать конструктивную мысль автора, включать образы воздействия на аудиторию, образы, приемы, свет, звук, музыку, художественно-декорационное оформление). Обязательно предоставление Заказчику сценарного плана. Сценарий утверждается Заказчиком не менее чем за 7 дней до даты проведения фестиваля.

Датой начала фестиваля, в соответствии с Частью III. «Техническая часть» документации об аукционе в электронной форме, является 31 марта 2015 года.

В п. 11 Раздела 1.1. «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме установлена дата и время окончания рассмотрения вторых частей заявок – не позднее 13 марта 2015 года.

Согласно ч. 9 ст. 70 Закона о контрактной системе, контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

Следовательно, требование о предоставлении участником закупки Заказчику сценарного плана и утверждение его Заказчиком не менее чем за 7 дней до даты проведения фестиваля может являться невыполнимым, так как в случае наличия разногласий между победителем электронного аукциона и заказчиком при заключении контракта, на основании ст. 70 Закона о контрактной системе, сроки подписания контракта будут не соответствовать срокам начала оказания услуг, установленных документацией об аукционе в электронной форме.

Кроме того, в п. 4  Части III. «Техническая часть» документации об аукционе в электронной форме, среди прочего, установлено, что постановка и режиссура фестиваля включают в себя изготовление сувенирной продукции: изготовление сувенирной продукции с символикой ВолгГТУ для участников фестиваля (футболки 250 шт., толстовки 30 шт.). Эскиз символики, размер, расцветка должны быть согласованы с Заказчиком не менее чем за 10 дней до начала проведения фестиваля.

Таким образом, победитель аукциона в электронной форме должен приступить к оказанию услуги до момента заключения контракта по итогам рассматриваемой закупки.

Следовательно, описание объекта закупки не носит однозначного и объективного характера, содержит в себе требования, которые противоречат нормам Закона о контрактной системе.

Тем самым, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

На основании всего вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу о том, что жалоба ИП Четверикова В.Г. является частично обоснованной.

По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссией Управления установлено следующее.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В п. 20 Раздела 1.1. «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме, в числе прочего, Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, Заказчик в документации об аукционе в электронной форме не привел конкретный документ (например, лицензию), который должен представляться участником закупки для подтверждения соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющейся объектом закупки.

На основании изложенного, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком нарушены требования п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.

В п. 3.2.3. раздела «Общие условия проведения аукциона» документации об аукционе в электронной форме, установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:

3.2.3.1. При заключении контракта на поставку товара:

1) согласие Участника электронного аукциона на поставку товара в случае, если этот Участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в настоящей документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой Участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в настоящей документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным настоящей документацией;

2) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

3.2.3.2. согласие Участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных настоящей документацией, при проведении электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

3.2.3.3. при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

1) согласие, предусмотренное пунктом 3.2.3.2 настоящего Раздела, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в настоящей документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 3.2.3.2 настоящего Раздела, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если Участник электронного аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в настоящей документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным настоящей документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в  электронном аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;

2) согласие, предусмотренное пунктом 3.2.3.2. настоящего Раздела, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным настоящей документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в настоящей документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.

Однако, 31 декабря 2014 года Федеральным законом  от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были внесены изменения в Закон о контрактной системе, согласно которым слова «места происхождения товара или наименование производителя» заменены словами «страны происхождения».

Таким образом, Заказчиком, в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, надлежащим образом не определены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе.

Кроме того, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Комиссией Управления установлено, что в нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком в документации об аукционе в электронной форме не установлена информация о дате начала и окончания срока предоставления участникам аукциона в электронной форме разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме.

По результатам проведения внеплановой проверки процедуры осуществления закупки иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.

В целях устранения выявленных в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, Комиссия считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе путем аннулирования (отмены) рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, руководствуясь главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Четверикова В.Г. на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме «Организация и проведение XXXI Международного фестиваля СТЭМов "Земля - планета людей"» (номер извещения 0329100012015000008) частично обоснованной.

2. Признать Заказчика – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» - нарушившим ч. 1 ст. 34, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 11 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства РФ о контрактной системе.

 

Решение Комиссии может быть обжаловано в Арбитражный Суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны