Решение б/н О признании жалобы ООО «МПК «Гудвилл» на действия заказчика ... от 10 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-01-18.1-04/169

 

«26» апреля 2016 г.                                                                                                       гор. Волгоград

 

              Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:             А.В. Гаджиевой – Врио руководителя управления;

Членов Комиссии:                         Е.С. Донецкова – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

                                                           Л.В. Огородовой – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «МПК «Гудвилл» (ИНН 3435059809, ОГРН 1033400006694) (далее также – заявитель) на действия заказчика – ООО «Волгоградская ГРЭС» (ИНН 3461056522; ОГРН 1153443011864; адрес: Промысловая ул., д. 2, г. Волгоград, 400057) при организации и проведении закупки товаров работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»,

              с участием в заседании Комиссии представителей:

              от заказчика, – ООО «Волгоградская ГРЭС», – Нгуен А.З., по доверенности № б/н от 29.03.2016;

              в отсутствие представителей от заявителя, извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО «МПК «Гудвилл» от 18.04.2016, вх. э/п № 3441 на действия ООО «Волгоградская ГРЭС» при организации и проведении закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения открытого запроса котировок на право заключения договора на разработку проектов предельно допустимых выбросов и расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ООО «Волгоградская ГРЭС».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 04-22/2254 от 21.04.2016) направлено заявителю 21.04.2016 по адресу электронной почты mpk_goodwill@mail.ru; заказчику – по адресу электронной почты vgres223fz@voel.ru, а также размещено на сайте антимонопольного органа volgograd.fas.gov.ru. ООО «Волгоградская ГРЭС» разъяснена предусмотренная ч. 12 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность заказчика по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 26.04.2016, 14 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 26.04.2016.

Комиссией установлено, что извещение о проведении закупки № 31603554161 от 14.04.2016 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт ЕИС).

Предмет закупки – разработка проектов предельно допустимых выбросов и расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ООО «Волгоградская ГРЭС». Заказчик – ООО «Волгоградская ГРЭС».

Дата и время окончания подачи заявок – 21.04.2016 в 16:00. Дата и время вскрытия конвертов с заявками – 22.04.2016, 09:00. Подведение итогов закупки – не позднее 04.05.2016.

В соответствии с извещением от 21.04.2016, опубликованном на официальном сайте ЕИС 21.04.2016 в 17:12, заказчиком принято решение об отказе от проведения открытого запроса котировок на право заключения договора на разработку проектов предельно допустимых выбросов и расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ООО «Волгоградская ГРЭС».

Основанием для направления ООО «МПК «Гудвилл» жалобы в антимонопольный орган послужили следующие обстоятельства.

В соответствии с подп. 3.3 Технического задания к участникам закупки были предъявлены требования, которые, по мнению заявителя, не имеют отношения к предмету проводимой закупки, а относятся лишь к эксплуатации тепловых и электрических установок. Из содержания жалобы следует, что аттестация персонала по программам Г2 и Г3, установлены для специалистов, эксплуатирующих указанные энергоустановки. При этом услуги, выступающие предметом закупки, по мнению заявителя, в указанном приказе Ростехнадзора не указаны. Предъявление подобного требования, как полагает податель жалобы, необоснованно ограничивает конкуренцию участников указанной закупки.

Заявитель просит комиссию антимонопольного органа провести проверку действий заказчика при проведении оспариваемой закупки в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

ООО «Волгоградская ГРЭС» представлены письменные возражения на жалобу. Заказчик полагает доводы заявителя необоснованными, а установленные требования к руководителям и специалистам участников закупок о аттестации для осуществления работ на тепломеханическом и электротехническом оборудовании – является необходимым и обязательным условием в целях обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также достижения целей осуществления закупочной деятельности.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках, целями регулирования указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона о закупках данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ООО «Волгоградская ГРЭС» (относится к субъектам естественных монополий; организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов). Таким образом, ООО «Волгоградская ГРЭС» выступает заказчиком для целей правового регулирования Закона о закупках.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учётом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках, правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона о закупках При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 14.3.1 Положения о закупках заказчик одновременно с размещением извещения о проведении открытого запроса котировок размещает на официальном сайте заказчика и (или) в единой информационной системе документацию открытого запроса котировок.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В документации, согласно п. 14.3.2 Положения должны быть указаны, в частности, сведения в соответствии с пунктом 6.5.1 Положения.

В соответствии с п. 6.5.1.9 Положения о закупках в закупочной документации должны быть указаны требования участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Как следует из п. 2.1 документации о закупке участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса котировок.

Из содержания п. 3.3 Технического задания на разработку проектов предельно допустимых выбросов и расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ)  для ООО «Волгоградская ГРЭС» следует, что заказчиком установлены следующие требования к руководителям и специалистам подрядных организаций в части аттестации в области энергетической безопасности: «Руководители и специалисты организаций, участвующих в закупках на право заключения договоров по проектированию, эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, должны пройти обучение, проверку знаний соответствующих отраслевых норм и правил, аттестацию в области энергетической безопасности в объеме, установленном Федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

Для подтверждения прохождения обучения, проверки знаний и аттестации участники закупок в составе технической части своего предложения должны предоставить копии протоколов аттестации и копии удостоверений для:

- руководителей и специалистов, осуществляющих работы на тепломеханическом оборудовании – по Г2;

- руководителей и специалистов, осуществляющих работы на электротехническом оборудовании – по Г3».

Заказчиком для приобщения к материалам дела представлены документы, свидетельствующие об отнесения объектов, эксплуатируемых ООО «Волгоградская ГРЭС» (Промысловая ул., д. 2, г. Волгоград, 400057) к категории опасных производственных объектов  в соответствии с правилами Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (свидетельство о регистрации А39-04801, серия АВ № 060177).

В соответствии с п. 7 Информационной карты открытого запроса котировок место поставки товаров (выполнения работы, оказания услуг) определено как: 400057, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Промысловая, 2.

Кроме того, пунктом 1.5 Технического задания установлены требования  к  видам оказываемых услуг, в числе которых, в том числе: посещение совместно с заказчиком производственных помещений и площадок предприятий с целью выявления всех возможных источников выделений и источников выбросов ЗВ (характеристики источников выделений и источников выбросов ЗВ, необходимые для выполнения расчетов, предоставляются Заказчиком), сбор, анализ, систематизация и оценка исходных данных и др.

Предмет закупки определён как «разработка проектов предельно допустимых выбросов и расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ООО «Волгоградская ГРЭС». Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 установлен порядок организации работы по подготовке и аттестации специалистов (должностных лиц) организаций, осуществляющих в отношении опасного производственного объекта, объекта энергетики, объекта, на котором эксплуатируются тепловые-, электроустановки и сети, гидротехнического сооружения их проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт применяемых на них технических устройств, технических средств, машин и оборудования, а также подготовку и переподготовку руководителей и специалистов по вопросам безопасности.

Указанным приказом Ростехнадзора установлено, что аттестация по вопросам безопасности проводится для специалистов организаций, разрабатывающих проектную, конструкторскую и иную документацию, связанную с эксплуатацией объекта (подп. «б» п. 10 Положения о об организации работы по подготовке и аттестации специалистов…).

Поскольку оказание услуг по предмету закупки связано с деятельностью по проектированию, а также сопряжено с нахождением сотрудников организации-исполнителя на территории помещений и площадок предприятия, а также включением в технологический процесс производства для выполнения анализа производственной деятельности предприятия и выполнения инструментальных замеров на источниках выбросов и выделений 3В (п. 1.5 Технического задания), проектированием расчётной санитарно-защитной зоны (СЗЗ), руководители и специалисты организаций, участвующих в закупках на право заключения договора, должны пройти обучение по областям аттестации Г.2 «Требования к порядку работы на тепловых энергоустановках и тепловых сетях» и Г.3 «Требования к эксплуатации электрических станций и сетей», утверждённым (утв. приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 № 233).

Доказательств нарушения заказчиком принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки при установлении требований к участникам закупки в п. 3.3 Технического задания заявителем не представлено и комиссией антимонопольного органа не выявлено.

Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя о несоответствии указанных требований к участникам закупки предмету проводимого открытого запроса котировок.

2. В соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Принцип информационной открытости реализуется в Законе о закупках и подзаконных актах путем установления для Заказчиков обязанности по размещению на официальном сайте полной и достоверной информации о своей закупочной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

За нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, - законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Согласно сведениям, размещённым на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, Положению о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская ГРЭС» за № 1150085502, утверждено 13.07.2015. Дата размещения актуальной версии Положения о закупках на официальном сайте ЕИС (изменено 21.07.2015) – 16.09.2015. Согласно данным официального сайта ЕИС проект изменения положения о закупке опубликован позднее чем через 15 дней после даты утверждения.

Несвоевременное размещение заказчиком на официальном сайте ЕИС изменений, внесённых в Положение о закупках, направлено на ограничение доступа к информации об актуальной редакции правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, влекущее ущемление прав лиц на ознакомление с соответствующей информацией.

            На основании изложенного, комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований ч. 1 ст. 4 Закона о закупках.

            3. Согласно п. 7 ч. 9 ст. 4 Закона о закупках, а также п. 6.4.2.9 Положения о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки. Согласно п. 14.3.1.1 Положения о закупках сведения, содержащиеся в документации открытого запроса котировок, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого запроса котировок.

            В соответствии с п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки.

За несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг - законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.    

            Материалами дела подтверждается, что извещение и закупочная документация открытого запроса котировок № 31603554161 не содержат сведений о дате рассмотрения поступивших заявок.

            Неразмещение указанных сведений на официальном сайте ЕИС противоречит принципу информационной открытости и прозрачности закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках), может привести к злоупотреблениям со стороны организатора открытого запроса котировок (его закупочной комиссии) и не соответствует целям законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг, связанных с развитием добросовестной конкуренции, обеспечением гласности и прозрачности закупки.

            Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о нарушении ООО «Волгоградская ГРЭС» требований, предусмотренных ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

4. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения доводов заявителя комиссия Волгоградского УФАС приходит к выводу о необходимости признания жалобы ООО «МПК «Гудвилл» необоснованной. Комиссией установлены факты нарушения заказчиком требований ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 1, п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.

Учитывая, что согласно извещению, опубликованному на официальном сайте ЕИС 21.04.2016 в 17:12, заказчиком принято решение об отказе от проведения открытого запроса котировок, комиссия приходит к выводу об отсутствии условий для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МПК «Гудвилл» (ИНН 3435059809, ОГРН 1033400006694) на действия заказчика – ООО «Волгоградская ГРЭС» (ИНН 3461056522; ОГРН 1153443011864) при организации и проведении закупки товаров работ, услуг в форме открытого запроса котировок на право заключения договора на разработку проектов предельно допустимых выбросов и расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ООО «Волгоградская ГРЭС» необоснованной.

2. Признать заказчика, – ООО «Волгоградская ГРЭС», – нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 1, п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Предписание не выдавать.

Связанные организации

Связанные организации не указаны