Решение б/н О признании заказчика – ПАО «Волгоградоблэлектро» нарушившим... от 26 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-01-18.1-04/46

«16» февраля 2016 года                                                                                             г. Волгоград

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:             А.П. Великанова – начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

Членов Комиссии:                         В.П. Фролова – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

Л.В. Огородовой – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Спецэлектропоставка» (далее – ООО «Спецэлектропоставка», заявитель) на действия заказчика – Публичное акционерное общество «Волгоградоблэлектро» (далее – ПАО «Волгоградоблэлектро»), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения открытого запроса предложений по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро»,

с участием в заседании Комиссии от ПАО «Волгоградоблэлектро»:

- Нгуен А.З. по доверенности от 07.07.2015 № 181; Федоричева С.С. по доверенности от 09.07.2015 № 203; Борисова М.В. по доверенности от 09.07.2015 № 206; Буянова Г.Д. по доверенности от 15.01.2016 № 208;

в отсутствие представителя ООО «Спецэлектропоставка», извещённого о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО «Спецэлектропоставка» (вх. э/п № 977 от 05.02.2016) на действия заказчика – ПАО «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса предложений по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро».

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд.

Закупка, в ходе которой совершены оспариваемые заявителем действия (бездействие) закупочной комиссии, организована и проведена в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках; Закон), в связи с чем жалоба заявителя на действия закупочной комиссии рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 04-22/694 от 09.02.2016) направлено заявителю по адресу электронной почты: eplot79164168339@gmail.com; заказчику – по адресу электронной почты: voe223fz@voel.ru. Заказчику разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 15.02.2016, 13 часов 30 минут. Комиссией Волгоградского УФАС объявлен перерыв в заседании до 16.02.2016,
16 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 16.02.2016.

Обжалуемая закупка и её предмет – открытый запрос предложений по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро».

 Начальная (максимальная) цена договора по лотам – 8 665 120,00 (восемь миллионов шестьсот шестьдесят пять тысяч сто двадцать) рублей 00 копеек с учетом НДС 18%.

Заказчик – Публичное акционерное общество «Волгоградоблэлектро».

Открытый запрос предложений проведён на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро» (утверждено советом директоров открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро», протокол № 3 от 10.11.2014).

Извещение о проведении закупки № 31603259413 от 29.01.2016 (далее – извещение) размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее – официальный сайт). Срок подачи заявок – с 29.01.2016 по 08.02.2016. Дата и время рассмотрения заявок – 09.02.2016 в 10:00. Дата и время подведения итогов – 19.02.2016 в 12:00.

Заявителем обжалуются неизмеримые требования к участникам закупки и по мнению заявителя, при приобретении трансформаторных подстанций, требование к производителю закупаемого товара является избыточным и приводит к ограничению конкуренции.

Заявитель просит признать действия заказчика незаконными.

Заказчиком представлены письменные пояснения на жалобу с указанием на необоснованность доводов заявителя. Представители заказчика просят Комиссию антимонопольного органа принять решение о признании жалобы заявителя необоснованной.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ПАО «Волгоградоблэлектро» (в связи с принадлежностью к виду юридического лица, определенному в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).

При закупке товаров, работ, услуг ПАО «Волгоградоблэлектро» руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятым в соответствии с ними и утвержденным в установленном порядке правовым актом, регламентирующим правила закупки (Положением о закупках ПАО «Волгоградоблэлектро»).

При закупке товаров, работ, услуг на ПАО «Волгоградоблэлектро» возложена обязанность руководствоваться принципами информационной открытости закупки; равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого
и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учётом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 Закона).

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, помимо конкурса или аукциона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно пункту 14.7.2.2 Положения о закупках, порядок рассмотрения альтернативных предложений устанавливается документацией о проведении запроса предложений.

Согласно п. 2.1 документации участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в том числе: п.п. 7 показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Согласно п. 4.14 Заявка участника закупки будет отклонена в случаях, в том числе: несоответствия участника закупки требованиям к участникам закупки, установленным документацией о проведении запроса предложений.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках не допускается ограничение допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Требование о наличии показателей, свидетельствующих о платежеспособности и финансовой устойчивости участника, является неизмеряемым; по тексту документации не установлены конкретные значения таких показателей, что может привести к злоупотреблениям со стороны  Заказчика, поскольку решение об отклонении заявки может быть основано на субъективном усмотрении Заказчика.

При данных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчик обязан руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Наравне с соблюдением указанного принципа, обязанностью заказчика выступает необходимость соблюдения принципа целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения конкурентных процедур закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки.

Аналогичная правовая позиция представлена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010
№ 11017/10.

Тем самым, соблюдение баланса интересов всех участников спорных правоотношений в целях достижения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, равно как и эффективности при осуществлении закупки, предполагает как обеспечение возможно широкого участия поставщиков, так и оправданный интерес заказчика в связи с определёнными нуждами, которые должны быть удовлетворены путём эффективного использования денежных средств, выступающих источником финансирования закупки.

В документации открытого запроса предложений не содержится требования о том, что участник закупки должен быть официальным дилером производителя товара. Для подтверждения права участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, достаточно предоставить договор с производителем (оригинал или копия) на приобретение товара.

В документации для проведения открытого запроса предложений заказчиком представлена альтернативная возможность поставки товара производства ООО «Кубаньэлектрощит» или ООО «Михайловская Электротехническая Компания» Ставропольский край, г. Михайловск.

Заказчик пояснил, что исходя из опыта эксплуатации различных трансформаторных подстанций в распределительных сетях ПАО «Волгоградоблэлектро», с целью приведения к однотипному оборудованию, установленному в сетях ПАО «Волгоградоблэлектро», была разработана номенклатура основных материалов и оборудования, использование которых должно быть преобладающим и отступления, от которых должно быть обосновано.

В адрес заявителя, уведомлением об объявлении перерыва по делу № 16-01-18.1-04/46 исх. № 04-22/795 от 15.02.2016 была запрошена информация и документы, подтверждающие невозможность предложения к поставке товара производства ООО «Кубаньэлектрощит» или ООО «Михайловская Электротехническая Компания» Ставропольский край, г. Михайловск (отказы производителей или официальных дилеров от сотрудничества, иные документы, свидетельствующие об отсутствии товара в свободном обращении на рынке).

Заявитель не обосновал невозможность закупки товара указанных производителей и отсутствие его свободного обращения на рынке.

Следовательно, с учетом того обстоятельства, что участником закупок может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся официальным производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям конкурсной документации и удовлетворяющий потребности заказчика, требование заказчика к товару не может, в данном случае, рассматриваться  как ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в этой части.

3. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений со стороны заказчика, допущенных им при организации открытого запроса предложений для ПАО «Волгоградоблэлектро», Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, об аннулировании запроса предложений № 31603259413.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Спецэлектропоставка» на действия заказчика – ПАО «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса предложений по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро», обоснованной.

2. Признать заказчика – ПАО «Волгоградоблэлектро» нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – ПАО «Волгоградоблэлектро» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации открытого запроса предложений на поставку товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро», посредством аннулирования открытого запроса предложений
№ 31603259413.

Связанные организации

Связанные организации не указаны