Решение б/н Решение о признании жалобы ООО «Омега» на действия заказчик... от 1 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

гор. Волгоград

«24» октября 2016 года

 

Дело № 16-01-18.1-04/599

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:

<***> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<***> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

<***> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

            изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Омега» (далее также – заявитель) на действия заказчика – АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады» (далее также – заказчик; АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады»), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

            с участием в заседании комиссии:

            от АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» – <***>, действующей на основании доверенности № 51 от 09.06.2016;

            от ООО «Омега» – <***>, действующей на основании решения единственного участника № 1 от 29.12.2016,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 13.10.2016 поступила жалоба ООО «Омега» (вх. № 9497) на действия заказчика – АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» при организации и проведении закупки товаров, работ, услуг в форме запроса предложений «Выполнение работ по устройству изоляции трубопроводов горячего водоснабжения внутриплощадочных сетей инв. № 800».

Реестровый номер закупки 31604128247. Извещение о проведении закупки размещено 23.09.2016 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с протоколом № 31604128247-1 от 03.10.2016 ООО «Омега» подана заявка на участие в оспариваемой закупке.

В соответствии с извещением, опубликованном на официальном сайте ЕИС, подведение итогов запроса предложений назначено на 07.10.2016 в 11:00. На момент подачи заявителем жалобы в антимонопольный орган итоги оспариваемой закупки подведены не были. На официальном сайте ЕИС 11.10.2016 в 09:12 размещён файл «извещение-отказ» за подписью председателя закупочной комиссии <***>. Согласно данному извещению АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» извещает об отказе от проведения оспариваемого запроса предложений.

Жалоба ООО «Омега» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 18.10.2016 исх. № 04-22/6368).

В жалобе, направленной в антимонопольный орган, заявителем указано на неразмещение на официальном сайте ЕИС протокола рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов на участие в закупке.

Кроме того, заявитель указывает на то, что размещённое извещение-отказ не содержит дату принятия решения, не содержит основания принятия решения об отказе от проведения закупки.

ООО «Омега» также ссылается на то, что Положение о закупках заказчика не наделяет членов закупочной комиссии, включая председателя закупочной комиссии, правом отказа от проведения закупки.

Заявитель также указывает на то, что в Положении о закупках заказчика не определено лицо, имеющее право принять решение об отказе от проведения закупки, в связи с чем заявитель выражает сомнение в правомерности принятия решения об отказе от проведения закупки председателем комиссии. В Положении о закупках отсутствует механизм принятия данного решения, не перечислены основания для его принятия, не указаны лица, принимающие решение об отказе от проведения закупки, участникам закупки не предоставляется право присутствовать при его принятии.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» указывает на необоснованность доводов ООО «Омега».

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

1. АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» 23.09.2016 разместило на официальном сайте ЕИС извещение о закупке № 31604128247 в форме запроса предложений «Выполнение работ по устройству изоляции трубопроводов горячего водоснабжения внутриплощадочных сетей инв. № 800».

Дата и время окончания подачи заявок – 03.10.2016 в 10:00. Дата и время рассмотрения заявок – 07.10.2016 в 11:00. Дата и время подведения итогов – 07.10.2016 в 11:00. Место рассмотрения заявок и подведения итогов закупки – 400071, г. Волгоград, пр-т Ленина б/н АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады».

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципом информационной открытости закупки.

Комиссией установлено, что заказчиком на официальном сайте ЕИС 05.10.2016 размещён протокол вскрытия конвертов с заявками, датированный 03.10.2016 (день окончания подачи заявок).

Процедура рассмотрения заявок и подведения итогов закупки назначена на 07.10.2016.

Согласно п. 6.8 Положения о закупках результаты рассмотрения оформляются в виде протокола рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов на участие в закупке, который подписывается членами Закупочной комиссии в день окончания рассмотрения заявок.

Протокол рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов на участие в закупке должен содержать:

1)        наименование, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг;

2)        условия оплаты, поставки и сроки исполнения договора;

3)        место, дата, время проведения оценки и сопоставления заявок;

4)        об Участниках закупки, заявки которых были рассмотрены;

5)        о принятом решении по результатам оценки и сопоставления заявок;

6)        сведения о решении комиссии о присвоении заявкам значений по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в закупке;

7)        наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (для физических лиц) и почтовые адреса Участников закупки, заявкам на участие в закупке которых присвоен первый и второй номера;

8)        порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

9)        присвоение заявкам порядковых номеров;

10)      сведения об Участниках процедуры закупки, подавших заявки на участие;

11)      решение о допуске Участника процедуры закупки к участию или об отказе в допуске с обоснованием решения (с указанием конкретного пункта закупочной документации);

12)      информацию о признании Победителя закупочной процедуры, присвоении первых и вторых номеров или информацию о признании закупки несостоявшейся в случае, если она была признана таковой, с указанием причин признания закупки несостоявшейся.

Протокол рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов на участие в закупке подписывается всеми присутствующим членами закупочной комиссии в течение рабочего дня после дня окончания проведения и сопоставления заявок. Выписка из протокола размещается в ЕИС в течение трех дней со дня подписания протокола.

Любой Участник закупки после размещения протокола рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов заседания Закупочной комиссии вправе направить Организатору закупки в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, запрос о разъяснении результатов закупки. Организатор закупки в течение трех рабочих дней со дня поступления такого запроса обязан представить Участнику закупки в письменной форме или в форме электронного документа соответствующие разъяснения.

Часть 12 статьи 4 Закона о закупках предусматривает обязанность заказчика по размещению протоколов, составляемых в ходе закупки, в единой информационной системе не позднее трех дней со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено названным Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 указанной статьи.

В соответствии с п. 2.4 Положения о закупках в ЕИС подлежат размещению протоколы, составляемые в ходе проведения закупок.

В силу п. 6.3 Положения о закупках в целях проведения процедуры закупки в ЕИС размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, форма заявки, техническое задание, проект договора, вносимые изменения и разъяснения данной документации, протоколы, составляемые в ходе закупки.

С учётом изложенного, протокол рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов на участие в закупке подлежал подписанию всеми присутствующим членами закупочной комиссии не позднее 10.10.2016 и размещению на официальном сайте ЕИС в период с 11.10.2016 по 13.10.2016.

Требования ч. 5 и 12 ст. 4 Закона о закупках были нарушены заказчиком, которым в установленном законом порядке не было осуществлено размещение протокола рассмотрения, оценки, сопоставления заявок и подведения итогов на участие в закупке на официальном сайте ЕИС.

Комиссия отклоняет довод заказчика о том, что публикация протокола в настоящем случае не требовалась, поскольку извещение об отказе от проведения закупки размещено на официальном сайте ЕИС 11.10.2016, то есть до окончания срока размещения протокола.

Ни Закон о закупках, ни Положение о закупках не содержат норм, которые допускают отступление от правил ч. 5 и 12 ст. 4 Закона о закупках в случае, если заказчиком принято решение об отказе от проведения закупки.

Действия, направленные на ограничение доступа к информации влекут ущемление прав лиц на ознакомление с результатами работы комиссии, а также на свободное владение информацией о результатах проводимых АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» закупок.

              Отказ от проведения закупки влечёт последствия, указанные в п. 6.11 Положения о закупке, и не влияет на необходимость надлежащего исполнения заказчиком обязанностей по информационному обеспечению процедур закупки.

Кроме того, в соответствии с правилами ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, участники закупки имеют право обжаловать действия заказчика в течение 10 дней с момента размещения протокола.

Нарушение сроков размещения протоколов в единой информационной системе исключает (ограничивает) возможность своевременного обжалования действий заказчика в антимонопольный орган.

При данных обстоятельствах комиссия считает соответствующие доводы жалобы ООО «Омега» обоснованными, а заказчика – нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 и 12 ст. 4 Закона о закупках.

2. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 6.11 Положения о закупках заказчик вправе принять решение об отказе от проведения закупки или отдельного лота закупки в любое время до момента заключения договора с Победителем процедуры закупки, не неся при этом никакой ответственности перед любыми юридическими и физическими лицами, которыми такое действие может принести убытки.

В случае принятия решения об отказе от проведения закупки Заказчик в день принятия такого решения размещает сведения об отказе от проведения закупки в ЕИС, содержащие дату принятия решения и основание принятия решения. Заказчик не несет обязательств или ответственности в случае не ознакомления претендентами, участниками размещения заказа, с извещением об отказе от проведения закупки

В случае, если решение об отказе от проведения закупки принято до вскрытия конвертов с заявками на участие, заявки на участие, полученные до принятия решения об отказе от проведения закупки, не вскрываются и по письменному запросу Участника закупки, подавшего заявку, возвращаются данному Участнику.

Комиссией установлено, что 11.10.2016 в 09 часов 12 минут на официальном сайте ЕИС размещён документ, в котором заказчик «извещает об отказе от проведения запроса предложений на право заключить договор на выполнение работ по устройству изоляции трубопроводов горячего водоснабжения внутриплощадочных сетей инв. № 800 для нужд АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады». Данное извещение содержит указание на реестровый номер оспариваемой закупки и подписано председателем закупочной комиссии <***>.

Указанный документ не содержит даты его принятия и оснований принятия решения, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований п. 6.11 Положения о закупках, ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, несоблюдении им принципа информационной открытости закупки, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках. Кроме того, неуказание даты извещения об отказе от проведения закупки не позволяет определить соблюдение заказчиком требования п. 6.11 Положения о закупках о размещении в ЕИС сведений об отказе от проведения закупки в день принятия такого решения.

Жалоба ООО «Омега» подлежит признанию обоснованной в данной части.

3. Кроме того, заявитель указывает на то, что извещение об отказе от проведения закупки подписано неуполномоченным лицом (председателем закупочной комиссии <***>), поскольку Положение о закупках заказчика не наделяет членов закупочной комиссии, включая председателя закупочной комиссии, правом отказа от проведения закупки. Кроме того, по мнению заявителя, в Положении о закупках заказчика не определено лицо, имеющее право принять решение об отказе от проведения закупки, отсутствует механизм принятия данного решения, не перечислены основания для его принятия, не указаны лица, принимающие решение об отказе от проведения закупки, участникам закупки не предоставляется право присутствовать при его принятии.

В силу указанной выше нормы п. 6.11 Положения о закупках правом принятия решения об отказе от проведения закупки наделён заказчик.

В соответствии с главой 1 Положения о закупках заказчиком признаётся Акционерное общество «Центральное конструкторское бюро «Титан».

Руководство заказчика, в соответствии с подп. 4 п. 3.5 Положения о закупках, ответственно за принятие решений о составах Закупочных комиссий (постоянных или формируемых в рамках проведения отдельных процедур закупки или отдельных видов процедур закупки).

При этом конкретные функции заказчика по организации, подготовке и проведению процедур закупки, размещению предусмотренной действующим законодательством информации в ЕИС, в том числе отчетности, а также иные функции, связанные с организацией и проведением закупок в соответствии с Положением о закупках возложены на организатора закупки.

В соответствии с подп. 3 и 4 п. 3.3 Положения о закупках в рамках осуществления закупочной деятельности организатор закупок осуществляет подготовку и утверждение распорядительного документа о проведении закупки; осуществляет размещение в ЕИС извещений и иной закупочной документации.

Комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что закупка организована и проведена в соответствии с планом закупки товаров, работ, услуг на 2016 год. Выкопировка из данного плана, подписанного заместителем генерального директора по коммерческим вопросам, председателем закупочной комиссии <***>и заместителем генерального директора по экономике и финансам <***>, представлена заказчиком для приобщения к материалам дела.

Распоряжение № 457 от 15.09.2016, в соответствии с которым проводился оспариваемый запрос предложений, формировалось техническое задание, разрабатывалась и утверждалась закупочная документация, определялась начальная (максимальная) цена договора, определялся состав закупочной комиссии, устанавливалась предварительная дата объявления закупки, дата окончания приёма заявок, а также даты рассмотрения заявок и подведения итогов закупки, и размещение закупочной документации на официальном сайте ЕИС, подписано <***>.

Извещение о проведении открытого запроса предложений № 457 от 19.09.2016 о проведении открытого запроса предложений также подписано <***>.

В материалах дела представлены доказательства того, что разъяснения положений закупочной документации также утверждались <***>.

Кроме того, комиссия учитывает, что все документы, размещённые заказчиком на официальном сайте ЕИС размещены с использованием электронной цифровой подписи <***>.

При данных обстоятельствах комиссия приходит к выводу о том, что указанное лицо отвечает признакам представителя «Руководства заказчика», обладающего правами издания организационно-распорядительных актов и управления подразделением заказчика, являющегося организатором закупки, по смыслу, придаваемому данному термину Положением о закупках.

Таким образом, комиссия приходит к выводу о наличии у <***> полномочий для принятия решения об отказе от проведения закупки.

Комиссия учитывает, что согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона является, в том числе, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков. Законодательство о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не устанавливает специальных требований к порядку определения лица, имеющего право принять решение об отказе от проведения закупки. Основания принятия такого решения подлежат указанию в соответствии с п. 6.11 Положения о закупках. Право участников закупки присутствовать при его принятии законодательством и локальными правовыми актами заказчика не предусмотрено. Доказательства иного жалоба заявителя не содержит.

4. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая выявленные нарушения со стороны заказчика, комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, направленного на устранение данных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Омега» (ИНН 3428003393; КПП 344401001; ОГРН 1103454005368) на действия заказчика – АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады» (ИНН 3442110950; КПП 344201001; ОГРН 1103459004362) при проведении открытого запроса предложений «Выполнение работ по устройству изоляции трубопроводов горячего водоснабжения внутриплощадочных сетей инв. № 800» (реестровый номер закупки 31604128247) обоснованной.

2. Признать заказчика – АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады», нарушившим ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 и ч. 12 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – АО «Федеральный научно-производственный центр «Титан-Баррикады» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

В соответствии с ч. 7.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны