Решение б/н О признании заказчика – ПАО «Волгоградоблэлектро» нарушившим... от 23 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-01-18.1-04/97

«17» марта 2016 года                                                                                                 г. Волгоград

 

   Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:             Р.В. Лучникова – руководителя управления;

Членов Комиссии:                         В.П. Фролова – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

Л.В. Огородовой – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Спецэлектропоставка» (далее – ООО «Спецэлектропоставка», заявитель) на действия заказчика – Публичное акционерное общество «Волгоградоблэлектро» (далее – ПАО «Волгоградоблэлектро») при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках; Закон) путём проведения открытого запроса предложений по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро»,

с участием в заседании Комиссии от ПАО «Волгоградоблэлектро»:

- Нгуен А.З. по доверенности от 07.07.2015 № 181; Федоричева С.С. по доверенности от 09.07.2015 № 203; Борисова М.В. по доверенности от 09.07.2015 № 206; Буянова Г.Д. по доверенности от 15.01.2016 № 208;

в отсутствие представителя ООО «Спецэлектропоставка», извещённого о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС) поступила жалоба ООО «Спецэлектропоставка» (вх. э/п № 1932 от 09.03.2016) на действия заказчика – ПАО «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса предложений по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро».

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд.

Закупка, в ходе которой совершены оспариваемые заявителем действия (бездействие) закупочной комиссии, организована и проведена в соответствии с Законом о закупках, в связи с чем жалоба заявителя на действия закупочной комиссии рассмотрена по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении процедуры закупки до рассмотрения жалобы по существу (исх. № 04-22/1341 от 14.03.2016) направлено заявителю по адресу электронной почты: eplot79164168339@gmail.com; заказчику – по адресу электронной почты: voe223fz@voel.ru. Заказчику разъяснена предусмотренная частью 12 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обязанность по извещению лиц, подавших заявки на участие в закупке, о факте поступления жалобы, её содержании, месте и времени её рассмотрения.

Рассмотрение жалобы заявителя назначено на 17.03.2016, 15 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу завершено 17.03.2016.

Начальная (максимальная) цена договора по лотам – 8 665 120,00 (восемь миллионов шестьсот шестьдесят пять тысяч сто двадцать) рублей 00 копеек с учетом НДС 18%.

Заказчик – Публичное акционерное общество «Волгоградоблэлектро».

Открытый запрос предложений проведён на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро» (утверждено советом директоров открытого акционерного общества «Волгоградоблэлектро», протокол № 3 от 10.11.2014).

Извещение о проведении закупки № 31603346009 от 20.02.2016 (далее – извещение) размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru; далее – официальный сайт). Срок подачи заявок – с 20.02.2016 по 02.03.2016. Дата и время рассмотрения заявок – 02.03.2016 в 10:30. Дата и время подведения итогов – 11.03.2016 в 12:00.

По мнению заявителя, заказчиком установлены неизмеримые требования к участникам закупки. Кроме того, заявитель полагает, что требование о предоставлении документов, подтверждающих право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, а также о предоставлении фирменных гарантий производителя товара является избыточным и приводит к ограничению конкуренции.

Заявитель просит признать действия заказчика незаконными.

Заказчиком представлены письменные пояснения на жалобу с указанием на необоснованность доводов заявителя. Представители заказчика просят Комиссию антимонопольного органа принять решение о признании жалобы заявителя необоснованной.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно ч. 2 ст. 1 Закона о закупках, указанный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг ПАО «Волгоградоблэлектро» (в связи с принадлежностью к виду юридического лица, определенному в ч. 2 ст. 1 Закона о закупках).

Целями регулирования Закона о закупках являются: создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 указанного Закона (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе следующими принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках, помимо конкурса или аукциона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно пункту 14.7.2.2 Положения о закупках порядок рассмотрения альтернативных предложений устанавливается документацией о проведении запроса предложений.

Согласно п. 2.1 Документации участник закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом запроса предложений, в том числе в соответствии с п.п. 6 п. 3.6.1 Документации участник закупки представляет документы, подтверждающие право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, и фирменных гарантий производителя товара (оригиналы или копии).

Вместе с тем указанное требование не относится к техническим или функциональным характеристикам  товара, либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Указанное требование – это понуждение участника вступать в отношения с третьими лицами, т.е. обременение исполнением договорных (преддоговорных) обязательств перед третьими лицами независимо от победы в запросе предложений, что противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика, установившего в п.п. 6 п. 3.6.1 Документации в качестве одного из условий допуска к участию в закупке требования о предоставлении документов, подтверждающих право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, и о представлении фирменных гарантий производителя товара (оригиналы или копии), нарушения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного п. 2. ч. 1. ст. 3 Закона о закупках.

2. Кроме того, наряду с соблюдением принципа, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, обязанностью заказчика выступает необходимость соблюдения принципа целевого и экономически эффективного расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения конкурентных процедур закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки.

Аналогичная правовая позиция представлена в Постановлении Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010
№ 11017/10.

Тем самым соблюдение баланса интересов всех участников спорных правоотношений в целях достижения принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, равно как и эффективности при осуществлении закупки, предполагает как обеспечение возможно широкого участия поставщиков, так и оправданный интерес заказчика в связи с определёнными нуждами, которые должны быть удовлетворены путём эффективного использования денежных средств, выступающих источником финансирования закупки.

В документации открытого запроса предложений не содержится требования о том, что участник закупки должен быть официальным дилером производителя товара. В документации для проведения открытого запроса предложений заказчиком представлена альтернативная возможность поставки товара производства ООО «Кубаньэлектрощит» или ООО «Михайловская Электротехническая Компания» Ставропольский край, г. Михайловск.

Заказчик пояснил, что исходя из опыта эксплуатации различных трансформаторных подстанций в распределительных сетях ПАО «Волгоградоблэлектро», с целью приведения к однотипному оборудованию, установленному в сетях ПАО «Волгоградоблэлектро», была разработана номенклатура основных материалов и оборудования, использование которых должно быть преобладающим и отступления, от которых должно быть обосновано.

Следовательно, с учетом того обстоятельства, что участником закупок может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся официальным производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям конкурсной документации и удовлетворяющий потребности заказчика, требование заказчика к товару не может, в данном случае, рассматриваться  как ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы в этой части.

3. Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках в предусмотренном им порядке.

4. В соответствии с частью 20 статьи 181 Закона о защите конкуренции в случае установления иных, не являющихся предметом обжалования нарушений, комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что по результатам проведения процедуры открытого запроса предложений с победителем закупки заключён гражданско-правовой договор поставки № 43-03/2016 от 11.03.2016, а также осуществляются действия по исполнению обязательств контрагентов по данному договору, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания в адрес организатора закупки ПАО «Волгоградоблэлектро».

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Спецэлектропоставка» на действия заказчика – Публичное акционерное общество «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса предложений № 31603346009 при проведении открытого запроса предложений по выбору поставщика на право заключения договора поставки товара (трансформаторные подстанции) для нужд ПАО «Волгоградоблэлектро» обоснованной в части довода об установлении заказчиком ограничивающего конкуренцию требования к участникам закупки о предоставлении ими в составе заявки на участие в ней документов, подтверждающих право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является.

2. Признать заказчика – ПАО «Волгоградоблэлектро» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу антимонопольного органа для проведения административного расследования по части 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны