Решение б/н О признании рекламы «0 % 3 месяца, Ломбард Корона», распрост... от 6 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 16-03-28-02/50

26 апреля 2016 г.                                                                                                 г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 26 апреля 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме 13 мая 2016 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии -

заместитель руководителя Управления –  Никуйко Ирина Борисовна,     

Члены Комиссии -

главный специалист-эксперт – Козубова Елизавета Михайловна

                                              

      

заместитель начальника отдела – Дьякова Анастасия Сергеевна                               

рассмотрев дело №  16-03-28-02/50, возбужденное по признакам нарушения по признакам нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 28 ФЗ  от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Закона о рекламе), возбуждённое в отношении «ООО «Ломбард» и Компания»,

в присутствии:

- представителя по доверенности лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» (ИНН/КПП 3435029995/343501001, юр. адрес: ул. Энгельса, д.27, г. Волжский, Волгоградская обл., 404111) Харлановой А.С.;

- представителя по доверенности лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе МУП «Дом быта» (ИНН/КПП 3435113566/343501001, ОГРН 1123435000820, ул. Мира, д. 69А, г. Волжский, Волгоградская обл., 404131) Ревенко Е.В.;

- представителя по доверенности лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «Волжский торговый центр» (ИНН/КПП 3435911759/343501001, ОГРН 1123435005286, пр. Ленина, д. 22, г. Волжский, Волгоградская обл., 404130) Губайдуллиной С.В.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. № 377 от 18.01.2016) от В Волгоградское УФАС России поступило заявление физического лица -непосредственно от заявителя (вх. № 10014 от 14.12.2015)., а также заявление, перенаправленное из Роспотребнадзора (вх. 10312 от 21.12.2015) с жалобой на нарушение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившееся в недостоверной рекламе финансовых услуг предоставления займов КТ «ООО «Ломбард» и К», следующего содержания: «0 % 3 месяца, Ломбард Корона», расположенной по адресу ул. Пионерская, д. 38, Торговый центр «Искра», г. Волжский.

Заявитель считает, что данная реклама является недостоверной, поскольку содержит недостоверные  сведения о предоставляемых услугах.

11.11.2015 заявитель заключила договор займа с КТ «ООО «Ломбард» и К» № 270287 на сумму 2700 (две тысячи семьсот) рублей на срок 30 дней.  Заявитель, воспользовавшись услугами КТ «ООО «Ломбард» и Компания», выкупил изделие через пятнадцать дней, однако процент за пользование ему был начислен.

Волгоградским УФАС России был произведен осмотр места размещения рекламной конструкции (акт осмотра № 188-Р от 25.12.2015), информация заявителя подтвердилась, конструкция на стене ТЦ «Искра» присутствует. Также в ходе осмотра обнаружилась идентичная реклама на ограждении универсального рынка, находящегося под управлением  МУП «Дом Быта».

В ходе рассмотрения заявления сотрудниками Волгоградского УФАС России были направлены запросы ООО «Волжский торговый центр» (управляющая компания), а также в МУП «Дом Быта» о предоставлении информации о владельце данных рекламных конструкций.

 В ответ на запрос (вх. № 321 от 15.01.2016) Волгоградского УФАС России ООО «Волжский торговый центр»  сообщило, что данная рекламная конструкция принадлежит Воробьеву Валерию Владимировичу – директору КТ ООО «Ломбард и К», а также что 15.01.2016 был произведен демонтаж данной конструкции (без приложения каких-либо документов).

В ответ на запрос МУП «Дом быта» сообщил (вх. № 915 от 03.02.2016), что между МУП «Дом быта» и КТ «ООО «Ломбард» и К» 23.10.2015 был заключен договор №, в соотвествии с которым МУП «Дом быта» сдает, а КТ «ООО «Ломбард» и К» принимает в аренду 2 рекламных места, представляющих собой часть фасада здания и забор, расположенные на территории МУП «Дом быта» по адресу ул. Пионерская, д. 38, ТЦ «Искра», г. Волжский, площадью 6 кв. м., 2х3. Срок действия договора с 23.10.2015 по 30.09.2016. Арендная плата по данному договору составила 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек ежемесячно. КТ «ООО «Ломбард» и К».

К ответу также прилагался акт приема-передачи данных рекламных мест.

На основании полученной информации в отношении «ООО «Ломбард» и Компания», МУП «Дом быта» и ООО «Волжский торговый центр»  определением от 15 февраля 2016 г. было возбуждено производство по делу № 16-03-28-02/50 по признакам нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В определении о возбуждении дела № 16-03-28-02/50 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе должностным лицом Волгоградского УФАС России была установлена обязанность Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» представить в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России следующую информацию:

            - Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих доводы документов и иных сведений,

           - Указание мест размещения рекламы ломбарда с текстом: «0 % 3 месяца, Ломбард Корона». Представьте макеты рекламы.

- Надлежаще заверенные документы о праве осуществлять профессиональную деятельность в статусе  «ломбард».

- Иную информацию, которую Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» считает необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Также в определении о возбуждении дела  № 16-03-28-02/50  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе должностным лицом Волгоградского УФАС России была установлена обязанность ООО «Волжский торговый центр» представить в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России следующую информацию:

- Письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих доводы документов и иных сведений,

- Договор аренды рекламного места с КТ «ООО «Ломбард» и Компания» и соглашение о расторжении договора и демонтаже рекламной конструкции.

- Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Данное определение было направлено в адрес МУП «Дом быта» (ИНН/КПП 3435113566/343501001, ОГРН 1123435000820, ул. Мира, д. 69А, г. Волжский, Волгоградская обл., 404131) и ООО «Волжский торговый центр» (ИНН/КПП 3435911759/343501001, ОГРН 1123435005286, пр. Ленина, д. 22, г. Волжский, Волгоградская обл., 404130). В связи с технической ошибкой одно из лиц, в отношении которого возбуждено дело (Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания») не было включено в список рассылки Определения о возбуждении данного дела. Представители МУП «Дом быта» и ООО «Волжский торговый центр» на заседание Комиссии явились.

На заседание Комиссии 14 марта 2016 года ООО «ВТЦ» представил письменные и устные объяснения о том, что между ООО «Волжский торговый центр» и Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» был заключен договор № 98-15 от 01.08.2015 на аренду части торгового зала для осуществления деятельности ломбардов, арендаторам торговых площадей дается возможность размещать на фасаде здания информацию по обозначению своего наименования или фирменного названия отдела, данная услуга исключает элементы рекламы  и предоставляется арендаторам без дополнительной платы.

Представитель ООО «ВТЦ» указал, что Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» самовольно установило на торце здания по ул. Пионерской, д. 38, г. Волжский баннер рекламного характера, что не было предусмотрено вышеуказанным договором аренды торговых площидей № 98-15 от 01.08.2015. Также представитель ООО «ВТЦ» сообщил, что данное нарушение стало возможным вследствие ненадлежащего контроля со стороны директора торгового комплекса «Искра», Кондратенко Л.М.. С связи с этим Приказом  генерального диретора ООО «ВТЦ» № 4 от 15.01.2016 директору ТК «Искра» был объявлено замечание и дано указание демонтировать указанную конструкцию.

Рекламный баннер был демонтирован 15.01.2016. ООО «ВТЦ» ходатайствовали о приобщении к материалам дела фотографии, как доказательство того, что они демонтировали спорные рекламные баннеры.

К материалам дела  приобщены договор аренды торговой площади № 98-15 от 01.08.2015, акт приема передачи в аренду нежилого помещения от 01.08.2015, распоряжение № 1 от 02.03.2010 и пириказ № 4 от 15.01.2016.

МУП «Дом быта» подтвердил ранее предоставленные объяснения.

Заседание Комиссии было отложено на 8 апреля 2016.

На азаседание Комиссии 8 апреля 2016 представители всех лиц, в отношении которых возбуждено дело явились.

Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» представило объяснения, что спорная реклама была направлена на привлечение внимание к новому виду займа, условия по которому утверждены приказом организации № 60 от 12.10.2015 г. В соответствии с указанным приказом с 15 октября 2015 года в филиале КТ «ООО «Ломбард» и Компания», расположенном по адресу: г. Волжский, ул. Пионерская, д. 38, действовала акция «0%». Согласно условиям акции новым клиентам ломбарда предлагалось получить займ под залог ювелирных изделий сроком на 30 дней без начисления процентов за первые 5 дней пользования займа (при первом обращении клиента) и за первые 7 дней пользования займом – при втором и третьим обращением клиента.

К материалам дела приобщены приказ КТ «ООО Ломбард и Компания» № 69 от 12.10.2015 «Об организации приема в залог ювелирных изделий без начисления процентов в первые 5 и 7 дней пользования займом», макет рекламы «0 % 3 месяца, Ломбард Корона», учредительный договор КТ «ООО Ломбард и Компания» и выписка из ЕГРЮЛ.

Комиссия, изучив объяснения КТ «ООО Ломбард и Компания» пришла к выводу, что в рассматриваемой рекламе также содержатся признаки нарушения п.4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе, недостоверная информация о стоимости услуги, так как информация в рекламе (0% за 3 мес.) не соответствует реальной стоимости рекламируемой финансовой услуги (0% только первые 5 или 7 дней).

Ввиду необходимости получения антимонопольным органом дополнительных объяснений от Коммандитного товарищества «ООО «Ломбард» и Компания» по допольнительно выявленным нарушениям рекламного законодательства определением об отложении от 08.04.2016 рассмотрение дела было отложено на 26.04.2016.

На заседании Комиссии 26.04.2016 представитель КТ «ООО Ломбард и Компания» представила следующие объяснения: в соответствии с приказом № 69 от 12.10.2015 «Об организации приема в залог ювелирных изделий без начисления процентов в первые 5 и 7 дней пользования займом» с 15.10.2015 в филиале КТ «ООО Ломбард и Компания», расположенном по адресу: ул. Пионерская, д. 38, г. Волжский действовала акция «0%». Согласно условиям акции новым клиентам ломбарда предлагалось получить займ под залог ювелирных изделий  сроком на 30 дней по ставке 0,001% за первые 5 дней пользования займом при первом обращении клиента) и за первые 7 дней пользования займом – при втором и третьем обращении клиента.

Если клиент возвратил займ по истечении 5 дней (и 7 дней соответственно), то в отношении выданного займа начинали действовать общие условия предоставления займов, утвержденных приказом № 49/1 КТ «ООО Ломбард и Компания» от 14.08.2015 (позже приказом № 61 от 23.10.2015).

Условия действия акции были подробно указана в приказе организации, копия которого размещалась в филиале КТ «ООО Ломбард и Компания», товароведы были проинструктированы по условиям акции и текст с данными условиями, значительный по объему для его размещения на баннере – по этим основаниям посчитали размещение данного текста на самом баннере нецелесообразным. Также рекламное место размещено таким образом (гораздо выше уровня глаз), что неудобно читать длинные тексты, напечатанные некрупным шрифтом.

По этим причинам было принято решение разместить всю детальную информацию об условиях акции на доске информации для клиентов, расположенной на этом здании.

МУП «Дом быта» представил объяснения о том, что МУП «Дом быта» не занимается разработкой и содержанием макетов, а только предоставляет места в аренду.

Представитель МУП «Дом быта» утверждает, что КТ «ООО Ломбард и Компания» самовольно демонтировал старую вывеску, на которую и был заключен договор № 9 об аренде рекламного места, и установил новую вывеску при этом не поставив МУП «Дом быта» в известность. 22 марта 2016 года КТ «ООО Ломбард и Компания» было направлено соглашение о расторжении договора аренды рекламного места.

Также МУП «Дом быта» ходатайствовал о приобщении к материалам дела самих письменных объяснений от 07.04.2016 № 117, фотографии, подтвеждающие демонтаж спорного рекламного баннера, копию письма о направлении соглашения о расторжении договора аренды рекламного места с КТ «ООО Ломбард и Компания» от 22.03.2016 № 17, копии постановления № 6810 от 09.10.2015 «О выдаче разрешений на право организации розничного рынка МУП «Дом быта» городского округа – город Волжский Волгоградской области», копии разрешения на право организации розничного рынка на территории волгоградской области.

 

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения сторон установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-   направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

Объектом рекламирования выступает финансовая услуга по предоставлению краткосрочных займов гражданам КТ «ООО «Ломбард».

В соответствии  со ст. 2  Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» от 13.07.2015 ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Согласно ч. 1 ст. 28  Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В данной рекламе отсутствует полное наименование юридического лица и его организационно-правовая форма, а также полная информация об условиях предоставления краткосрочных займов гражданам.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ  Закона о рекламе - недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Волгоградское УФАС России, изучив приказ № 69 от 12.10.2015 «Об организации приема в залог ювелирных изделий без начисления процентов в первые 5 и 7 дней пользования займом», не усмотрела ни одного соответствующего рекламному баннеру «0 % 3 месяца, Ломбард Корона» условия. На спорном рекламном баннере нет информации ни о том, что акция действует только для новых клиентов КТ «ООО «Ломбард» и Компания» ни о том, что проценты не начисляются только первые 5(7) дней пользования займом. В рассматриваемой рекламе указаны гораздо более привлекательные условия займа, при этом не соответствующие действительности. Таким образом, информация о стоимости услуги в рекламе является недостоверной.

Рассматриваемая реклама нарушает п. 4 ч. 3 ст. 5 ФЗ  Закона о рекламе.

Материалами дела подтверждается устранение нарушения и демонтаж спорных рекламных конструкций. В связи с устранением нарушения в ходе дела основания для выдачи предписания осутствуют.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламораспространитель.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Волгоградским УФАС установлено, что рекламодателем в рассматриваемом случае является Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» (ИНН/КПП 3435029995/343501001, юр. адрес: ул. Энгельса, д.27, г. Волжский, Волгоградская обл., 404111).

В ходе рассмотрения заявления установлено, что рекламораспространителями в данном случае являются МУП «Дом быта» (ИНН/КПП 3435113566/343501001, ОГРН 1123435000820, ул. Мира, д. 69А, г. Волжский, Волгоградская обл., 404131)  и ООО «Волжский торговый центр» (ИНН/КПП 3435911759/343501001, ОГРН 1123435005286, пр. Ленина, д. 22, г. Волжский, Волгоградская обл., 404130).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

На  основании  пункта  2  части  1 статьи 33, частей  1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения  антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «0 % 3 месяца, Ломбард Корона», распространяемую на ограждении универсального розничного рынка, обслуживаемого МУП «Дом быта», по адресу ул. Пионерская, д. 38а, а также на фасаде Торгового центра «Искра» (ООО «ВТЦ») по адресу ул. Пионерская, д. 38, ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Коммандитное товарищество «ООО «Ломбард» и Компания» (ИНН/КПП 3435029995/343501001, юр. адрес: ул. Энгельса, д.27, г. Волжский, Волгоградская обл., 404111).

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП «Дом быта» (ИНН/КПП 3435113566/343501001, ОГРН 1123435000820, ул. Мира, д. 69А, г. Волжский, Волгоградская обл., 404131).

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Волжский торговый центр» (ИНН/КПП 3435911759/343501001, ОГРН 1123435005286, пр. Ленина, д. 22, г. Волжский, Волгоградская обл., 404130).

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны