Решение б/н Решение от 3 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 16-03-28-02/790

 

31 января 2017 г.                                                                                                г. Волгоград

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 января 2017 г.

Решение изготовлено в полном объеме 31 января 2017 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии -

- заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,     

Члены Комиссии -

- заместитель начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и рекламы – Алимова Елена Владимировна,

                                             

      

- главный специалист-эксперт – Козубова Елизавета Михайловна,

- ведущий специалист-эксперт – Власова Екатерина Александровна,

рассмотрев дело № 16-03-28-02/790, возбуждённое по признакам нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившееся в  распространении недостоверной рекламы финансовых услуг ООО Ломбард «Меридиан», расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 35 следующего содержания: «Ломбард Меридиан Займы под залог от 4,5 % в месяц» с применением рекламной конструкции, прикрепленной к фасаду дома,

с участием представителей по доверенности ООО Ломбард «Меридиан»:  Секерина Н.Г. (доверенность №1 от 26.12.2016), Бибик Г.И. (доверенность №2 от 12.01.2017),  Морозенко И.Г. (доверенность №3 от 12.01.2017),

в отсутствие заявителя Р.Е.Н., извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступило заявление от Р.Е.Н. (вх. № 9292 от 06.10.2016) с жалобой на нарушение Закона о рекламе, выразившееся в распространении недостоверной рекламы финансовых услуг ООО Ломбард «Меридиан», расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 35, следующего содержания: «Ломбард Меридиан Займы под залог от 4,5 % в месяц» с применением рекламной конструкции, прикрепленной к фасаду дома.

В данной рекламе содержатся сведения о том, что предоставление займа под залог предоставляется под процентную ставку от 4,5 %. Какие-либо иные условия оказания финансовой услуги отсутствуют.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе), для заёмщика и влияющие на неё.

В отношении ООО Ломбард «Меридиан» определением от 14.12.2016 было возбуждено дело № 16-03-28-02/790 по признакам нарушения ч. 1, ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рекламы финансовых услуг ООО Ломбард «Меридиан» является ООО Ломбард «Меридиан» (ОГРН 1023402632769 ИНН/КПП 3442042845/344201001, юр. адрес: ул. Таращанцев, д.7, г. Волгоград, 400007).

Представителем ООО Ломбард «Меридиан» Секериным Н.Г. (доверенность                  № 1 от 26.12.2016) на заседание Комиссии Волгоградского УФАС России 13 января 2017 года были представлены  устные объяснения.

В соответствии с документами, полученными 27.12.2016 вх. № 12071, ООО Ломбард «Меридиан» является коммерческой организацией, имеющей право осуществлять: выдачу ссуд под залог предметов личного пользования и домашнего обихода, изделий из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, движимого и недвижимого имущества, антиквариата, ценных бумаг; платное хранение предметов личного пользования и домашнего обихода, антиквариата и изделий из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, ценных бумаг; реализацию в установленном порядке не выкупленного в срок имущества; осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью Ломбард «Меридиан». Директором ООО Ломбард «Меридиан» является Бибик Игорь Николаевич.

ООО Ломбард «Меридиан» не признает информацию «Займы под залог от 4,5 %  в месяц» рекламой, определяя её вывеской, и соответственно считая, что на неё не распространяются требования Закона о рекламе. ООО Ломбард «Меридиан» также несогласно с тем, что на рекламной конструкции указано одно привлекательное условие, аргументируя это тем, что слово «от» в полной мере достигает цели по доведению достоверной информации для потенциальных потребителей, которые лишь рассматривают варианты, а не имеют четкого намерения обращаться именно в ООО Ломбард «Меридиан». Таким образом, ООО Ломбард «Меридиан» считает, что признаки нарушения законодательства о рекламе отсутствуют. Письменные объяснения, представленные ранее совпадают с устными.

В связи с необходимостью получения Комиссией дополнительных доказательств в рассмотрении дела был объявлен перерыв до 18 января 2017 года.

18 января 2017 года перерыв был объявлен оконченным, на заседание Комиссии явились те же лица.

Представителями ООО Ломбард «Меридиан» представлены на заседание Комиссии: справка с адресами, по которым Общество осуществляет свою деятельность, макет рекламы, а также копия залогового билета. Дополнительные пояснения к представленным ранее объяснениям представлены не были.

 

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

Материалами дела подтверждается распространение рекламы финансовых услуг ООО Ломбард «Меридиан», расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 35, следующего содержания: «Ломбард Меридиан Займы под залог от 4,5 % в месяц» с применением рекламной конструкции, прикрепленной к фасаду дом (акт мониторинга соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе № 249-Р от 15.12.2016).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закон о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

-   адресована неопределенному кругу лиц;

-   направлена на привлечение внимания;

- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;

Объектом рекламирования выступает сама организация (Ломбард «Меридиан»), а также оказываемые ею финансовые услуги по предоставлению займов под залог.

Форма распространения рекламы – наружная рекламная конструкция, размещённая на фасаде жилого дома по адресу г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 35 факт распространения рекламы подтверждается в период октябрь – декабрь 2016г., согласно заявлению (с приложением фото) и акта мониторинга соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе № 249-Р от 15.12.2016.

В соответствии  со ст. 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» от 13.07.2015 ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Законом о потребительском кредите (займе).

Ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Ломбард вправе иметь также полное фирменное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Согласно ч. 1 ст. 28  Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В рассматриваемой в данном деле рекламе в названии ломбарда отсутствует организационно-правовая форма лица.

Таким образом, реклама содержит нарушение ч. 1 ст. 28  Закона о рекламе.

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Законом о потребительском кредите (займе), для заёмщика и влияющие на неё.

В ходе рассмотрения дела Волгоградскому УФАС России была представлена копия залогового билета, выданного 9 января 2017 года, на которой прописаны условия предоставления займа, а также процентные ставки по займу. Так, в день процентная ставка составляет 0,20 %, за месяц (30 дней) – 6%, за год – 73%. Из данных процентных ставок видно, что расчётная единица месяц по займу под залог исчисляется 30-ю днями, а годовой процент составляет 73 %. Очевидно, что процентная ставка за месяц не позволяет с однозначно определить полную стоимость займа, определяемую в соотвествии со ст.6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" в процентах годовых.

Также, на официальном сайте ломбарда – https://lmerid.ru – размещены Общие условия договора потребительского займа ООО Ломбард «Меридиан» (далее  - Условия), в соответствии с которыми можно выявить дополнительные условия предоставления займа. Так, в соответствии с п. 7 Условий сумма займа, который может быть предоставлен заемщику под залог, определяется ломбардом в зависимости от вида и качества закладываемых изделий, от ожидаемой цены и сроков реализации вещи в случае ее невостребования и не может быть меньше 100 рублей. Пункт 13 Условий закрепляет процентные ставки за пользование займом. При сумме займа от 100 рублей до 99 999 рублей процентная ставка составляет: 0,2 % в день (6,0 % за 30 дней или 73,0% в год. При сумме займа свыше 100 000 рублей процентная ставка составляет 0,15 % в день (4,5 % за 30 дней или 54, 75 % в год).

Соответственно условие займа, указанное в рекламе «от 4,5 % в месяц» (только наиболее выгодная процентная ставка займа за месяц), влияющее на стоимость займа не является единственным условием, влияющим на полную стоимость займа.

Таким образом, рассматриваемая реклама «Ломбард Меридиан Займы под залог от 4,5 % в месяц» распространялась с нарушением требований ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель. Ответственность за нарушение ч. 3 ст. 28 несет рекламодатель.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Пунктом 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Оценив представленные доказательства, Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу, что рекламодателем и рекламораспространителем  является ООО Ломбард «Меридиан» (ОГРН 1023402632769 ИНН/КПП 3442042845/344201001, юр. адрес: ул. Таращанцев,  д. 7, г. Волгоград, 400007)

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Заявителем в ходе рассмотрения дела не было подтверждено устранение нарушения, в связи с чем Комиссией Волгоградского УФАС России установлены основания для выдачи предписания.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения  антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Ломбард Меридиан Займы под залог от 4,5 % в месяц», распространяемую в период октябрь – декабрь 2016 г. с применением рекламной конструкции, прикрепленной к фасаду дома по адресу г. Волгоград, ул. Ополченская, д. 35 ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1., ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО Ломбард «Меридиан» предписание об устранении нарушения.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны