Решение б/н Решение о признании рекламы «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ... от 5 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-03-5-02/538

 

15 ноября 2016 г.                                                                                             г. Волгоград

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по  рассмотрению  дел  по  признакам  нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии     

- заместитель руководителя Управления –                                   Никуйко Ирина Борисовна,                   

Члены Комиссии                

- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна,

                                             

                                                

- главный специалист-эксперт – Козубова Елизавета Михайловна,

рассмотрев дело №  16-03-502/538 по признакам нарушения п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), возбуждённое в отношении ООО «ВОЛМА - ХОЛДИНГ», ООО «УК «ВОЛМА», ООО «ВОЛМА», ООО «Премиум», ООО «Алексма», ООО «Экопарк»,

с участием представителей: Балабас Н.А., лицо, имеющее право согласно выписки из ЕГРЮЛ действовать от имени ООО «Экопарк» без доверенности (личность удостоверена по паспорту), Пискова А.А., представитель ООО «УК «ВОЛМА» по доверенности № 16/293 от 18.10.2016; Сметанин В.Г., представитель ООО «ВОЛМА-Холдинг» по доверенности № 16/272 от 19.09.2016, законный представитель ООО «Группа компаний «ВОЛМА» (протокол общего собрания учредителей ООО «Группа компаний «ВОЛМА» от 04.08.2016); иные лица, привлеченные к участию в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей не обеспечили,

 

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Волгоградским УФАС России 07.09.2016 в ходе мониторинга наружной рекламы, распространяемой на подведомственной Волгоградскому УФАС России территории, а именно на здании речного вокзала г. Волгограда (адрес: г. Волгоград, ул. Набережная 62 Армии, д. 6), было установлено размещение рекламы с использованием символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018. Актом мониторинга наружной рекламы от 07.09.2016 № 234-Р было зафиксировано, что по круговому периметру верхней части речного вокзала (т. н. шайбы) размещён рекламный баннер следующего содержания: «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД (далее следует изображение герба города Волгограда)     ВОЛГОГРАД ê2018 êФУТБОЛ ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД  ВОЛМА ФУТБОЛ ê2018».

Слово «ВОЛМА» в рекламе оформлено в виде фирменного логотипа компании «ВОЛМА» на синем фоне белыми буквами.

С целью проверки на предмет наличия прав на использование символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 Управлением был направлен запрос (от 07.09.2016 №02-13/5459) в адрес ООО «Агентство интеллектуальной собственности» (представитель по доверенности международной федерации футбольных ассоциаций Federation Internationale de Football Association (далее – FIFA) по защите интеллектуальной собственности FIFA на территории РФ), запрошена информация о том, заключался ли договор на предоставление права использования товарного знака ВОЛГОГРАД 2018 (номер и дата регистрации 516792 от 01.07.2014), использованный в наружной рекламе на здании речного вокзала г.Волгограда (адрес г.Волгоград, ул. Набережая 62 Армии, д.6) (фото приложено) между правообладателем и хозяйствующими субъектами, входящими в группу компаний ВОЛМА (вид деятельности – производство строительных материалов.

В своём ответе (исх. № ЗИС-594/2016 от 12.09.2016) представитель FIFA по доверенности А.А. Гревцова указывает:

- на рассматриваемом рекламном баннере размещены обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным на территории Российской Федерации на имя Федерасьон Интернасьональ де Футбол Яссосиасьон (далее - FIFA, правообладатель) по свидетельству № 516792.

- FIFA не имеет заключённых с группой компаний «ВОЛМА» договоров, предоставляющих право использования товарного знака Правообладателя. Правообладатель не выражал и никаким иным образом не предоставлял группе компаний «ВОЛМА» разрешений на использование принадлежащего ему товарного знака.

- в данных действиях доверенное лицо FIFA усматривает нарушение интеллектуальных прав правообладателя (FIFA), а также акт недобросовестной конкуренции.

Определением от 14 сентября 2016 года возбуждено производство по делу                  № 16-03-5-02/538 по признакам нарушения п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе в отношении ООО «ВОЛМА-Холдинг».

В ходе рассмотрения дела Комиссия Волгоградского УФАС России пришла к выводу о необходимости привлечения к участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения Закона о рекламе, ООО «Управляющая компания «ВОЛМА» (далее – ООО «УК «ВОЛМА»), ООО «ВОЛМА», ООО «Премиум», ООО «Алексма», ООО «Экопарк».

В рамках рассмотрения дела от лиц, привлечённых к участию в деле, поступили следующие объяснения, документы и сведения.

Представитель ООО «ВОЛМА-Холдинг» указал, что Общество не имеет отношения к рассматриваемой Комиссией Волгоградского УФАС России рекламной конструкции. Под брендом «ВОЛМА», правообладателем которого является ООО «Премиум», работает около 50 компаний. Представитель  Общества подчеркнул, что ООО «ВОЛМА-Холдинг» производством и реализацией какой-либо продукции не занимается, в рассматриваемом случае не является рекламодателем, договоров на размещение рассматриваемой в деле рекламы не заключало (см. письменные объяснения Общества от 26.09.2016).

Представитель комитета рекламы администрации Волгограда указал на следующие обстоятельства. Восьмиэтажное здание  речпорта площадью 4 009, 6 кв. м, расположенное по адресу ул. Набережной им. 62-й Армии, д. 6 Волгограда, принадлежит ООО «Алексма» (ОГРН 1073443004799). Данное обстоятельство подтверждается также выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Волгоградской области от 31.10.2016 № 34/075/004/2016-15687. Владельцем рекламной конструкции, на которой размещена рассматриваемая в настоящем деле реклама, как указал представитель комитета рекламы администрации Волгограда, является ООО «Управляющая компания «ВОЛМА» (Волгоград, ул. Крепильная, д. 128). Данная конструкция установлена незаконно (акт проверки рекламной конструкции комитета по рекламе администрации Волгограда № 965 от 07.09.2016, решение Советского районного суда Волгограда от 12.04.2016 по делу № 2-1220/2016). На основании ч. 9-10 ст. 19 Закона о рекламе, п.п. 3.1 Правил распространения наружной рекламы и рекламы на муниципальном транспорте, на станциях скоростного трамвая на территории городского округа город-герой Волгоград, утвержденных решением Волгоградской городской думы от 27.11.2015 № 36/1129, комитетом рекламы администрации Волгограда в адрес ООО «Управляющая компания «ВОЛМА» было вынесено предписание о демонтаже рекламной конструкции № 767 от 07.09.2016.

Также представитель комитета по рекламе администрации Волгограда  указал, что в адрес ООО «УК «ВОЛМА», ООО «Алексма» были направлены письма «О знаках соревнований, знаках FIFA, неавторизованной рекламе (паразитическом маркетинге)»  (исх. от 24.06.2016 № КР-1946/06-14 и от 02.12.2015 № КР-2971/02-07 соответственно).

ООО «УК «ВОЛМА» в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России также представило письменные объяснения, указав на следующие обстоятельства:

- решение Советского районного суда г. Волгограда от 12.04.2016, на которое ссылается комитет по рекламе администрации Волгограда, было исполнено  09.08.2016, настенное панно с посланием «ВОЛМА от слов к делу» на здании речпорта, законность размещения которого оспаривалось в суде (дело № 2-1220/2016), демонтировано на основании договора № 06 от 03.08.2016, заключенного с ИП Богачёвым Ю.В.;

- документы от комитета рекламы администрации Волгограда, на которые ссылался представитель комитета рекламы в рамках заседания Комиссии антимонопольного органа 20.09.2016 (акт проверки рекламной конструкции комитета по рекламе администрации Волгограда № 965 от 07.09.2016, предписание о демонтаже рекламной конструкции № 767 от 07.09.2016), получены ООО «УК «ВОЛМА» только 23.09.2016. Письмо «О знаках соревнований, знаках FIFA, неавторизованной рекламе (паразитическом маркетинге)» от 24.06.2016 № КР-1946/06-14 получено ООО «УК «ВОЛМА» только 15.09.2016.

- причастность к распространению рекламы следующего содержания «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД (изображение герба города Волгограда) ВОЛГОГРАД ê2018 êФУТБОЛ ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД  ВОЛМА ФУТБОЛ ê2018» ООО «УК «ВОЛМА» отрицает (см. письменные объяснения Общества от 26.09.2016 исх. № 103н/16). ООО «УК «ВОЛМА» признало, что размещало на здании речного порта г. Волгограда настенное панно, однако это было рекламное послание иного содержания: «ВОЛМА. От слов к делу. Реконструкции объекта», распространение которого на момент возбуждения дела № 16-03-5-02/538 было прекращено.

От ОАО «Волгоградский речной порт» был получен ответ от 16.09.2016                 № 02/1081 на определение от 14.09.2016 о возбуждении дела № 16-03-5-02/538. Общество указало, что не размещало по круговому периметру верхней части Речного вокзала рекламный баннер «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД (изображение герба города Волгограда)  ВОЛГОГРАД ê 2018 êФУТБОЛ ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД ВОЛМА ФУТБОЛ ê2018». При этом, ОАО «Волгоградский речной порт» обратило внимание Комиссии на то обстоятельство, что зданием Речного вокзала владеют 12 собственников (см. письмо ОАО «Волгоградский речной порт» от 16.09.2016 исх. № 02/1081). 

От ООО «ВОЛМА», ООО «Группа компаний «ВОЛМА», ООО «Премиум» в адрес Комиссии поступили письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела № 16-03-5-02/538. Указанные хозяйствующие субъекты причастность к размещению рассматриваемой в деле № 16-03-5-02/538 рекламы отрицают, указывая, что в рассматриваемом случае не являются рекламодателями, договоров на размещение рассматриваемой в деле рекламы не заключали (см. письменные объяснения ООО «ВОЛМА» от 18.10.2016 исх.                     № 16/123; письменные объяснения ООО «Премиум» от 18.10.2016). Законный представитель ООО «Группа компаний «ВОЛМА» указал, что Общество не ведёт хозяйственную деятельность, соответственно, не имеет заинтересованности в размещении рекламы.

Представитель ООО «УК «ВОЛМА» ходатайствовал о приобщении к материалам дела  письменных объяснений исх. № 122н/16 от 18.10.2016. Поступившие материалы были приобщены Комиссией к материалам дела.

Также к материалам дела приобщены сведения о группе лиц компании «ВОЛМА» по состоянию на 01.08.2016, которые были предоставлены в соответствии с определением от 19.10.2016 ООО «Группа компаний «ВОЛМА».

В письменных объяснениях ООО «ВОЛМА», ООО «Группа компаний «ВОЛМА», ООО «Премиум», ООО «УК «ВОЛМА» указано на то, что товарный знак  «Волгоград 2018» зарегистрирован FIFA по классам МКТУ 16, 18, 25, 28, 41. Товары, которые производит «ВОЛМА», относятся к классу 19 «Неметаллические строительные материалы». В связи с данным обстоятельством стороны считают, что использование обозначения «Волгоград 2018» для рекламы указанной группы товаров не является незаконным.

Товарный знак «ВОЛМА» зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 21.05.2016, правообладателем является ООО «Премиум» (свидетельство на товарный знак                № 575562).

На заседании Комиссии Волгоградского УФАС России, состоявшемся 31.10.2016, представитель ООО «ВОЛМА-Холдинг», он же законный представитель ООО «Группа компаний «ВОЛМА», указал, что компания «ВОЛМА» не имеет отношения к Чемпионату мира 2018, после возбуждения антимонопольным органом дела № 16-03-5-02/538, были предъявлены требования, на каком основании в рекламе использовано обозначение «ВОЛМА».

Представитель ИП Богачёва Ю.В. пояснил Комиссии следующее. 03 августа 2016 между ИП Богачёвым Ю.В. и ООО «Экопарк» был заключен договор на изготовление и монтаж в речном порту г. Волгограда двух брандмауэрных панно из баннерной сетки. Договор исполнен в установленные сроки. Макет рекламы был направлен ООО «Экопарк» ИП Богачёву Ю.В. по электронной почте. Позднее, в пояснениях от 28.10.2016 ИП Богачёв Ю.В. уточнил, что макеты брандмауэрных панно принесли от заказчика нарочно на электронном носителе (флэшкарте). Текст, размещённый на панно, соответствует указанному в определении Волгоградского УФАС России: «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД (изображение герба города Волгограда)  ВОЛГОГРАД ê 2018 êФУТБОЛ ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД ВОЛМА ФУТБОЛ ê2018». До настоящего времени никто не обращался за оказанием услуг по демонтажу указанной рекламной конструкции.

Обстоятельства, изложенные ИП Богачёвым Ю.В., были подтверждены в письменных объяснениях ООО «Экопарк» от 28.10.2016 № б/н. Общество уточнило, что с момента создания и до 25.05.2016 директором ООО «Экопарк» являлся Ковалёв В.А. 25.05.2016 единственным участником Общества было принято решение о ликвидации ООО «Экопарк» и о назначении ликвидатором Балабас Н.А. В целях оказания содействия в завершении финансово-хозяйственных дел ООО «Экопарк», а также для выполнения поручений Ковалёву В.А. от имени ООО «Экопарк» 02.06.2016 была выдана доверенность, которая предоставляла право подписания договоров и иных документов от имени Общества.

ООО «Экопарк» указало на следующее: при размещении рассматриваемой антимонопольным органом в настоящем деле рекламы не обладало информацией о том, что обозначение «Волгоград 2018» является зарегистрированным товарным знаком FIFA. На каком основании Ковалёв В.А., действовавший по доверенности от ООО «Экопарк», заказал рекламу с использованием товарного знака «ВОЛМА», представитель ООО «Экопарк» пояснить Комиссии Волгоградского УФАС России не смог.

ООО «Алексма» в письменных пояснениях от 28.10.2016 по рассматриваемому делу указало на следующие обстоятельства. Сведениями о рекламодателе, рекламораспространителе рекламы «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД» Общество не обладает. В ООО «Алексма», которому принадлежит на праве собственности встроенное нежилое помещение, этаж цокольный, 1-8, расположенное по адресу: г. Волгоград, наб. 62 Армии, 6, обратился руководитель ООО «Экопарк» Ковалёв В.А. с просьбой предоставить площади для размещения баннера на здании. Поскольку в настоящее время в помещении речного порта идет реконструкция, здание выглядит  непривлекательно, а ООО «УК «ВОЛМА» сообщило о намерении снять свой баннер («ВОЛМА. От слов к делу»), ООО «Алексма» разрешило Ковалёву В.А. повесить свой баннер на верхней округлой части здания (т.н. «шайбе»), чтобы обеспечить более привлекательный вид здания речного порта со стороны туристической зоны (набережная) и со стороны реки Волги. Договор на размещение баннерного панно не заключался.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учётом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.

Рассматриваемая в деле № 16-03-5-02/538 информация является рекламой, поскольку соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе:

- распространена на брандмауэрном панно, расположенном по круговому периметру верхней части речного вокзала г. Волгограда (на т. н. шайбе) по адресу: г. Волгоград, ул. Набережная 62 Армии, д. 6,

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (компания «ВОЛМА» - использован товарный знак «ВОЛМА», а также спортивное мероприятие Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 – использованы слова «Волгоград 2018», «Футбол 2018»), формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке,  

- адресована неопределенному кругу лиц. Баннер содержит неперсонифицированную информацию, при этом невозможно определить заранее, какие конкретно лица будут выступать в качестве получателя данной информации.

Как указал Высший арбитражный суд Российской Федерации (далее – ВАС РФ), размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака) (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 № 58).

Статья 5 Закона о рекламе  закрепила общие требования к рекламе. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе). При этом, согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Федеральным законом от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу  2018) предусмотрена специальная, по отношению к п. 9 ст. 4 Закона о защите конкуренции, норма, а именно признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

- осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

- введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве (п. 2, п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу  2018).

В соответствии с  ч. 1, ч. 2 ст. 17 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, которые FIFA вправе использовать в любой форме и любым способом. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA. Использование третьими лицами символики спортивных соревнований осуществляется в соответствии со ст. 19 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018.

Доводы лиц, участвующих в деле, о том, что товарный знак  «Волгоград 2018» зарегистрирован FIFA по определенным классам МКТУ, а товары, которые производит «ВОЛМА», относятся к классу 19 не принимаются Комиссией в качестве обоснования правомерности использования в рассматриваемой рекламе товарных знаков, правообладателем которых является FIFA. Законодатель не ставит решение вопроса о правомерности использования символики Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, к которой относятся в силу п.п. «в» п. 19 ст. 2 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA, в зависимость от того, в отношении каких классов МКТУ зарегистрированы товарные знаки.

В силу ч. 1 ст. 19 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года с нарушением требований ст. 19 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018 признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 5 ст. 19 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018).

 Как было указано, под символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее также - символика спортивных соревнований) понимается (см. п.п. «в»                 п. 19 ст. 2 Закона о подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2018):

а) флаг FIFA, логотип, гимн, девиз FIFA;

б) официальные наименования мероприятий и обозначения FIFA – «FIFA», «FIFA 2017», «FIFA 2018», «Россия 2017», «Россия 2018», а также «Кубок мира», «Чемпионат мира», «CoupeduMonde», «Mundial», «CopadoMundo», «CopadelMundo», «WM» или «Weltmeisterschaft», «Кубок Конфедераций», «ConfedCup», «CoupedesConfederations», «Copa Confederaciones», «Copa das Confederacoes», «Konfoderationen-Pokal», образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения, использующиеся со словом «футбол» или иным образом ассоциирующиеся с футболом как видом спорта и (или) с мероприятиями;

в) зарегистрированные в качестве товарных знаков логотипы и эмблемы мероприятий с использованием словосочетаний «Футбол ради надежды» и «Зеленый гол» или без использования таких словосочетаний, иные охраняемые на территории Российской Федерации товарные знаки FIFA;

г) талисманы спортивных соревнований, эмблемы, плакаты, опознавательная символика, наименования мероприятий, предметы дизайна и девизы мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами;

д) произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, объекты смежных прав, содержащие указанные в настоящем пункте обозначения и объекты и предназначенные для индивидуализации мероприятий;

е) иные обозначения и объекты, которые разработаны FIFA для официального использования на мероприятиях и в отношении которых FIFA обладает исключительными правами;

Волгоград - один из городов, где будут проводиться матчи Чемпионата мира по футболу в 2018 году.

Товарный знак «ВОЛГОГРАД 2018» (номер и дата регистрации по свидетельству № 516792 от 01.07.2014) зарегистрирован FIFA.

Представитель Международной федерации футбольных ассоциаций в письме от 12.09.2016 исх. № ЗИС-594/2016 в ответ на запрос Волгоградского УФАС России  от 07.09.2016 исх. № 02-13/5459 указал, что на баннере, размещенном  на здании Речного порта г. Волгограда, размещены обозначения, сходные до степени смешения с товарным знаком, зарегистрированным на территории Российской Федерации на имя Федерасьон Интернасьонль де Футбол Ассосиасьон (FIFA). Последнее не имеет заключённых с группой компаний «ВОЛМА» договоров, предоставляющих право использования товарного знака FIFA. Правообладатель не выражал и не предоставлял компании «ВОЛМА» разрешений на использование принадлежащего FIFA товарного знака.  В распротстранении рассматриваемой в деле рекламы  доверенное лицо FIFA усматривает нарушение интеллектуальных прав правообладателя (FIFA), а также акт недобросовестной конкуренции.

Обозначение «ВОЛГОГРАД ê2018», использованное в рассматриваемой рекламе, сходно до степени смешения с товарным знаком (номер и дата регистрации по свидетельству № 516792 от 01.07.2014). Это подтверждает в своём письме 12.09.2016 исх. № ЗИС-594/2016 и представитель Международной федерации футбольных ассоциаций.

В рамках рассмотрения дела также не было предоставлено документов, подтверждающих наличие разрешений на использование компанией «ВОЛМА» принадлежащих FIFA товарных знаков, в том числе товарного знака «Волгоград 2018»; компания не является спонсором, партнером, помощником, соорганизатором, агентом, лицензиатом FIFA или мероприятий FIFA.

Оценив содержание рекламы, Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу, что рассматриваемая реклама а именно одновременное использование обозначений «ВОЛГОГРАД ê2018 êФУТБОЛ», «ФУТБОЛ ê2018», герба Волгограда, а также товарного знака «ВОЛМА» создаёт ложное представление о причастности компаний, входящих в группу компаний «ВОЛМА», к мероприятиям FIFA (а именно, к матчам Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, проводимым в Волгограде) в качестве спонсора, партнёра, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона о подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года данные действия признаются недобросовестной конкуренцией.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе). Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

В соответствии с полученными в ходе рассмотрения дела № 16-03-5-02/538 документами и сведениями (в частности, объяснения ООО «Экопарк» от 28.10.2016, договор № 06 от 03.08.2016 между ООО «Экопарк» и ИП                   Богачёвым Ю.В., письменные пояснения ООО «Алексма») в рассматриваемом случае в качестве рекламодателя выступило ООО «Экопарк», в качестве рекламораспространителя – ООО «Алексма». Рекламопроизводителем является ИП Богачёв Ю.В.

Признаки нарушения законодательства о рекламе в действиях ООО «ВОЛМА-Холдинг», ООО «УК «ВОЛМА», ООО «ВОЛМА», ООО «Премиум», ООО «Алексма» в ходе рассмотрения дела не подтвердились.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

На момент рассмотрения дела распространение рекламы «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД (далее следует изображение герба города Волгограда) ВОЛГОГРАД ê2018 êФУТБОЛ ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД  ВОЛМА ФУТБОЛ ê2018» на здании Речного вокзала г. Волгограда (адрес: г. Волгоград, ул. Набережная 62 Армии, д. 6) не прекращено, доказательств обратного сторонами в дело не представлено. В связи с изложенным Комиссией Волгоградского УФАС установлены основания для выдачи предписания.

Рассматриваемая реклама «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД (далее следует изображение герба города Волгограда) ВОЛГОГРАД ê2018 êФУТБОЛ ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД  ВОЛМА ФУТБОЛ ê2018», распространяемая на здании речного вокзала г. Волгограда (адрес:                   г. Волгоград, ул. Набережная 62 Армии, д. 6) в период с 11 августа 2016 года, является ненадлежащей, нарушающей требования, закрепленные п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД (далее следует изображение герба города Волгограда) ВОЛГОГРАД ê2018 êФУТБОЛ ВОЛМА ВОЛГОГРАД – ГОРОД ВЕЛИКИХ ПОБЕД  ВОЛМА ФУТБОЛ ê2018», распространяемую на здании Речного вокзала г. Волгограда по адресу:                   г. Волгоград, ул. Набережная 62 Армии, д. 6 в период с 11 августа 2016 года, ненадлежащей, нарушающей требования  п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Экопарк» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Резолютивная часть решения оглашена 31 октября 2016 года. Решение изготовлено в полном объеме 15 ноября 2016 года.

           Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны