Определение б/н Определение о возбуждении дела № 16-03-5/7-02/608 по признак... от 21 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 16-03-5/7-02/608 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 О РЕКЛАМЕ

20 октября 2016 г.                                                                                           г. Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, …, рассмотрев рекламу акции от мотосалона «Байк-Пост», распространявшуюся в августе 2016 в местном (Волгоградском) рекламном блоке на канале «Россия - 1»,

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Управление) в сентябре 2016 была получена информация о распространении в августе 2016 в местном (Волгоградском) рекламном блоке на канале «Россия - 1» рекламы акции от мотосалона «Байк-Пост» с указанием на возможность получения прав в подарок при покупке продукции салона.

В целях подтверждения или опровержения данной информации, а также для установления лиц, причастных к распространению данной рекламы, Управлением был направлен ряд запросов. Филиал ФГУП «ВГТРК «ГТРК «Волгоград-ТРВ» в письме от 05.09.2016. вх. № 8260 сообщило, что распространением рекламы на федеральных каналах «Россия-1» и «Россия-24» занимается ООО «Волгоград-ТВ-Медиа».

В адрес ООО «Волгоград-ТВ-Медиа» был направлен запрос информации от 06.09.2016 исх. № 02-12/5430. В ответе на запрос Волгоградского УФАС России от 06.09.2016 исх. № 02-12/5430 ООО «Волгоград-ТВ-Медиа» представило диск с записью рекламного ролика: «Внимание! Внимание! При покупке скутера, мопеда, мотоцикла, квадроцикла в мотосалоне Байк-пост обучение на права в подарок. Подробности акции по телефону 500-300».

Однако 10.10.2016 Управлением Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия Управлению была предоставлена запись эфира телеканала «Россия-1» за 12.08.2016 с 00:00 по 24:00 (письмо от 10.10.2016 вх. № 9408). Изучив данную запись, специалистами Управления было установлено, что 12.08.2016 в эфире канала «Россия-1» в период выхода местного блока в 7 ч 08 мин транслировалась реклама следующего содержания: /голос за кадром/ «Внимание! Внимание! Только этой осенью права в подарок при покупке скутера, мопеда, мотоцикла, квадроцикла в мотосалоне «Байк-Пост» Подробности по телефону 500-300».

По результатам рассмотрения поступивших материалов установлено следующее.

Статья 5 Закона о рекламе установила общие требования к рекламе. Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий (п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе). При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации (ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе). Не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Закона о рекламе).

Исходя из понятия рекламы, закрепленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе», цель любого рекламного послания - привлечь внимание потребителя к рекламируемому продукту (товару, услуге), заинтересовать его. Однако, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, Закон о рекламе установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость недобросовестной и недостоверной рекламы (ч. 1 ст. 5 ФЗ «О рекламе»).

Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения) в ст. 25-26 закрепил следующие положения:

- в Российской Федерации устанавливаются определенные категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами), в том числе, категория «A» - мотоциклы; категория «M» - мопеды и легкие квадрициклы; подкатегория «A1» - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт; подкатегория «B1» - трициклы и квадрициклы.

- право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 Закона о безопасности дорожного движения.

- проведение экзаменов на право управления транспортными средствами, определение состава технических средств контроля, предназначенных для проведения экзаменов, требований к указанным техническим средствам и условий их применения, а также выдача водительских удостоверений осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем предусмотрено предоставление права на управление транспортным средством, подтверждаемое соответствующим документов – удостоверением («Права») в соответствующем порядке; возможность дарения водительских прав (удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством) не предусмотрена, такие действия являются незаконными.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о рекламе, под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В настоящем случае объектом рекламирования выступают не только товары мотосалона «Байк-Пост», но и акция «Права в подарок при покупке…мотоцикла, квадроцикла…» Права  предлагается получить без прохождения обязательных процедур, предусмотренных законом.

 Таким образом, спорная реклама содержит информацию, направленную на привлечение внимания к товарам мотосалона посредством проведения акции «Права в подарок», в то время как выдача водительских удостоверений является специфической функцией государственного органа и ни один хозяйствующий субъект не может оказывать соответствующие услуги.

При указанных обстоятельствах в спорной рекламе усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе, поскольку информация способна создать у потребителя впечатление о возможности приобрести водительские права (водительское удостоверение) без сдачи экзаменов.

Акцент при рекламировании акции делается именно на получение прав в подарок, указывая на возможность незаконного приобретения права (как правомочия) на управление транспортным средством и как на условие покупки автомототранспорта с целью его дальнейшего использования, т. е. покупку автотехники для реализации незаконно полученного права на вождение.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Ответственность за нарушение ч. 2-8 ст. 5, ст. 6 - 9 Закона о рекламе несёт согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель. Рекламораспространитель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ст. 7 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама, распространявшаяся в августе 2016 в местном (Волгоградском) рекламном блоке на канале «Россия - 1», содержит признаки нарушения следующих положений Закона о рекламе: п. 1 ч. 4 ст. 5; ч. 11 ст. 5; п. 1 ст. 7 Закона о рекламе.

С учётом объекта рекламирования, содержания рекламы, а также условий договора № 113 от 27.04.2015 (с учётом приложения № 6 от 28.07.2016 и дополнительного соглашения  № 5 от 28.07.2016 к договору) рекламодателем выступил индивидуальный предприниматель (далее - ИП) Юров В. В. (ОГРН ….). С учётом положений договора № 113 от 27.04.2015 (с учётом приложения № 6 от 28.07.2016 и дополнительного соглашения  № 5 от 28.07.2016 к договору),  заключенному между ООО «Волгоград-ТРВ-Медиа» и ИП Юровым В.В. в качестве рекламораспространителя рекламы на телевидении выступило ООО «Волгоград-ТРВ-Медиа» (ОГРН …).

Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила), в п. 3 предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Кроме того, сторонами договора № 113 от 27.04.2015 была согласована территория распространения рекламы – Волгоград и Волгоградская область

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33,  частей  1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения  антимонопольным   органом дел,  возбужденных по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить  производство  по  делу  № 16-03-5/7-02/608 по признакам нарушения п. 1 ч. 4 ст. 5; ч. 11 ст. 5; п. 1 ст. 7 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Юров В.В. (юридический адрес: ….) и ООО «Волгоград-ТРВ-Медиа» (адрес: …).

- лица, располагающие сведениями о рассматриваемых обстоятельствах - Управление Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия (…), ФГУП «ВГТРК» (…), Инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Волгоградской области (Волгоградоблгостехнадзор, …).

3. Назначить дело № 16-03-5/28-02/608  к рассмотрению на 08 ноября 2016  в 14 часов 00 минут по адресу:  г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.13, 5-й этаж, левое крыло).

4. ИП Юрову В.В. представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основаниями для возбуждения дела с приложением документов, подтверждающих позицию лица по рассматриваемым обстоятельствам.

    4.2. Копии договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых в августе 2016 распространялась рассматриваемая в деле реклама; копии (запись на CD-диске)  рекламы; период распространения и графики распространения данной рекламы.

     4.3.Сведения о том, какими ещё способами распространялась реклама мотосалона «Байк-Пост» с акцией «Права в подарок» (на радио, в газетах) с приложением договоров, платежных поручений и иных финансовых документов, на основании которых распространялась такая реклама; копии (запись на CD-диске)  рекламы; период распространения и графики распространения данной рекламы, согласованные макеты рекламы и т.д.

     4.4. Копия ИНН, ОГРН индивидуального предпринимателя.

4.5. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ООО «Волгоград-ТРВ-Медиа» представить на заседание Комиссии имеющуюся дополнительную информацию и письменные объяснения по фактам, послужившим основаниями для возбуждения дела.

6. Управлению Роскомнадзора по Волгоградской области и Республике Калмыкия и ФГУП «ВГТРК» предложить представить информацию, которую лица считают необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела, для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

7. Волгоградоблгостехнадзору просьба оказать содействие Волгоградскому УФАС России и представить на заседание Комиссии позицию государственного органа по рассматриваемому вопросу, в том числе с оценкой правомерности указания в рекламе на возможность получения прав в подарок, разъяснением порядка получения прав на указанные в рекламе транспортные средства (мотоцикл, скутер, мопед, квадроциклы).

В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 34 Закона о рекламе юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые документы, материалы, объяснения, информацию в письменной и (или) устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, а также обеспечивать уполномоченным должностным лицам антимонопольного органа доступ к такой информации.

Неисполнение требований части 1 статьи 34 Закона о рекламе влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Явка представителя лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (при себе необходимо иметь доверенность и документы, удостоверяющие личность).

Связанные организации

Связанные организации не указаны