Решение б/н РЕШЕНИЕ от 27 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее - Комиссия):

Председатель Комиссии: Лучников Р.В. – руководитель управления;

Члены Комиссии: Ячменева О.И. – заместитель руководителя управлении – начальник отдела контроля органов власти;

Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 17-01-15-03/295 по признакам нарушения администрацией городского округа – город Волжский Волгоградской области (пр-т Ленина, д. 21, г. Волжский, 404130, ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

с участием:

- представителей Администрации - Рода Д.А. по доверенности от 08.06.2017, Вейт К.А. по доверенности от 21.10.2017 № 261-Д;

- представителя ИП Абрамян В.В. – Абрамян А.М. по доверенности от 13.06.2017;

- ИП Коростылева А.А.;

- ИП Телехина К.О.;

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

установила:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступили заявления ИП Музыкантова А.А. (вх. № 2765 от 30.03.2017, вх. № 2766 от 30.03.2017), ИП Абрамян В.В. (вх. № 676 от 24.01.2017), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее – Администрация), выразившиеся в утверждении документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области (постановление от 05.10.2016 № 6251, далее – Документ планирования).

В ходе рассмотрения заявлений ИП Музыкантова А.А., ИП Абрамян В.В. Волгоградским УФАС России установлено наличие в действиях Администрации признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами не муниципальной формы собственности на рынке регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском округе – город Волжский Волгоградской области путем принятия Документа планирования, пункт 4 которого предусматривает отмену 10 муниципальных маршрутов.

Администрации выдано предупреждение от 25.04.2017 № 03-14/2449 о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путем отмены пункта 4 Документа планирования. Срок выполнения предупреждения до 15 мая 2017 года.

Предупреждение Администрацией в установленный срок не исполнено.

Закон о защите конкуренции в ч. 8 ст. 39.1 предусматривает, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом от 23.05.2017 № 67 возбуждено дело № 17-01-15-03/295 по признакам нарушения Администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела привлечены в качестве заявителей ИП Музыкантова А.А., ИП Абрамян В.В., в качестве заинтересованных лиц - перевозчики г. Волжского, обратившиеся в антимонопольный орган с жалобами на действия Администрации ИП Коростылев А.А., ИП Телехин К.Ю., ИП Токарев С.Е., ИП Шевченко Г.В., ИП Щербаков А.В., ИП Эликашвили Ю.В.

ИП Музыкантовым А.А. представлены пояснения по делу, в которых указанно на необоснованность действий Администрации по отмене маршрутов № 27 «37 мкр. (ул. Медведева) - пл. Строителей», №40Б «27 мкр. – ЛПК».

ИП Абрамян В.В. представлены пояснения по делу, в которых указанно на не обоснованность действий Администрации по отмене маршрута № 40Б «27 мкр. – ЛПК».

ИП Щербаковым А.В. представлены пояснения по делу, в которых указанно на необоснованность действий Администрации по отмене маршрута № 15 «27 мкр. – ЖДВ», который дублирует коммерческие маршруты.

ИП Эликашвили Ю.В. указанно на необоснованность действий Администрации по отмене маршрута № 14 «37 мкр. – гипермаркет «Магнит».

ИП Коростылевым А.А. представлены пояснения по делу, в которых указано на необоснованность действий Администрации по отмене маршрута № 1 «32 мик. – ЖДВ».

ИП Телехиным К.Ю. представлены пояснения по делу, в которых указано, что маршрут № 16С «27 мкр – о. Зеленый» является единственным маршрутом на котором жители микрорайонов № 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 30, 31, 32 могут добраться до дач на о. Зеленый «Дамба». Таким образом, маршрут фактически не дублирует ни один маршрут в г. Волжском.

Администрацией представлены пояснения по делу № 17-01-15-03/295 от 06.06.2017 № 01-20/4797, из которых следует, что основания отмены и изменения муниципальных маршрутов регулярных перевозок, а также полномочия органа местного самоуправления прямо предусмотрены действующими нормативными правовыми актами, законность которых не оспорена.

Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 220-ФЗ) в п. 27 ч. 1 ст. 3 устанавливает, что документ планирования регулярных перевозок это нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с Законом № 220-ФЗ отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Закон № 220-ФЗ закрепляет, что порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений Закона № 220-ФЗ.

Согласно позиции Администрации Документ планирования разработан на основании данных научно-исследовательской работы «Волгоградского государственного технического университета» филиала Волжского политехнического института «Оптимизация маршрутной сети в городском округе - город Волжский Волгоградской области в целях повышения качества транспортного обслуживания населения», которой определен план-график перехода к оптимизированной маршрутной сети города Волжского (далее – Научно-исследовательская работа).

Согласно выводам Научно-исследовательской работы предложено закрыть именно частные маршруты, дублирующие муниципальные маршруты. Указанное деление маршрутов по видам собственности не применяется в действующем транспортном законодательстве, в частности, Законе № 220-ФЗ, которым установлено деление перевозок по видам регулярных перевозок на регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (п. 16 ст. 3 Закона № 220-ФЗ). При этом регулярные перевозки по регулируемым тарифам осуществляются с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке (п. 17 ст. 3 Закона № 220-ФЗ). Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам это регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (п. 18 ст. 3 № 220-ФЗ).

Исходя из содержания Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются на равных основаниях, не предусматривая приоритет одного из видов перевозок, как более предпочтительного. Администрация при принятии Документа планирования исходила из предпочтения так называемых «муниципальных маршрутов», перед «частными» маршрутами, что противоречит понятиям, установленным в Законе № 220-ФЗ.

Применение в Научно-исследовательской работе понятий, не предусмотренных действующим транспортным законодательством, свидетельствует о проведении исследования без учета требований Закона № 220-ФЗ, что в итоге повлекло ошибочные выводы о необходимости закрытия определенных «частных» маршрутов.

Закрытию подлежат маршруты, указанные в Научно-исследовательской работе: № 1 «ЖДВ - 32 мкр.», № 1к «ЖДВ - п. Киляковка», № 11а «32 мкр. - о. Зеленый», № 14 «37 мкр. - пл. Строителей», № 15 «27 мкр. – ЖДВ», № 16с «27 мкр. - о. Зеленый», № 24 «37 мкр. – ЖДВ», № 27 «37 мкр. (ул. Медведева) - пл. Строителей», № 42 «30 мкр. - СНТ «Цветущий сад», а также маршрут № 40Б, который согласно Научно-исследовательской работе рекомендуется сохранить, как единственный маршрут, соединяющий ЛПК п. Краснооктябрьский с микрорайонами 25, 26 и 27 г. Волжского. Перевозки по указанным маршрутам осуществляются хозяйствующими субъектами - индивидуальными предпринимателями. Маршруты, перевозки по которым осуществляются перевозчиками - муниципальными предприятиями, закрытию не подлежат.

После реализации Документа планирования отмена маршрутов № 1; № 1к; № 11а; № 14; № 15; № 16с; № 24; № 27; № 40б; № 42 приведет к уменьшению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки автотранспортом на городских маршрутах регулярного сообщения. До принятия Документа планирования деятельность на рынке регулярных перевозок пассажиров в границах города Волжского осуществляли 25 хозяйствующих субъектов, после реализации п. 4 Документа планирования число хозяйствующих субъектов сократится до 11, количество маршрутов с 42 до 28.

Определение товара, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, в том числе товарного рынка услуг по регулярной перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам г. Волжского, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления и иными лицами антимонопольного законодательства Российской Федерации относится к исключительной компетенции антимонопольного органа и осуществляется в соответствии с приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок № 220).

В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции и п. 10.7 Порядка № 220 при рассмотрении настоящего дела Волгоградским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на муниципальных маршрутах в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства и подготовлен Обзор состояния конкуренции на указанном рынке № 205 от 30.08.2017 (далее Обзор № 205).

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определен в п. 2 Обзора № 205 с 05.10.2016 – даты утверждения Документа планирования до 31.12.2017.

Продуктовые границы товарного рынка определены в п. 3 Обзора № 205 как рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения городского округа – город Волжский.

В соответствии с п. 4.1 Порядка № 220 географические границы товарного рынка представляют собой границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

Географические и инфраструктурные особенности г. Волжского – территория города поделена на участки: 30 кварталов и 42 микрорайона. Так же к г. Волжскому относится и промышленная зона, остров Зеленый и пос. Краснооктябрьский. Все эти обстоятельства накладывают свой отпечаток на особенность функционирования рынка услуг по перевозке пассажиров.

Территория г. Волжского вся пронизана сетью маршрутов, часть маршрутов пересекаются между собой либо почти полностью совпадают, но имеют различные номера маршрутов, цены на услуги перевозки пассажиров автомобильным транспортом находятся в сопоставимых границах. Находясь в географических границах города, потребитель имеет экономическую возможность воспользоваться услугами автомобильного транспорта по перевозке пассажиров и, при необходимости, добраться в любую часть города. Каждый маршрут имеет свой четко обозначенный путь движения транспорта, начальный и конечный пункты в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа – город Волжский Волгоградской области.

Следовательно, границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар определены как городской округ – г. Волжский Волгоградской области.

На основании вышеизложенного, географические границы рассматриваемого рынка услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения определены в п. 4 Обзора № 205 как совокупность маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения по городскому округу – г. Волжский Волгоградской области.

Согласно Научно-исследовательской работе на долю перевозок по нерегулируемому тарифу в городском округе – г. Волжский Волгоградской области приходится 71,25% от всех перевозимых пассажиров.

Рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения городской округ – г. Волжский Волгоградской области является конкурентным. Основными конкурентами, хозяйствующих субъектов, маршруты которых дублируются, либо на каком-то протяжении накладываются друг на друга, выступают:

- хозяйствующие субъекты, имеющие свой автомобильный транспорт и лицензии на право осуществления пассажирских перевозок, полисы ОСАГО, свидетельства об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и карт соответствующего маршрута регулярных перевозок (автобусы малой вместимости, категория М 2, 8 т/с, используемые при осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам в соответствии с реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского округа – город Волжский Волгоградской области (далее – Реестр);

- автотранспортное предприятие (МУП «Волжская автомобильная колонна № 1732» (далее - МУП «ВАК 1732») согласно договору № 17.002 от 09.01.2017), осуществляющее пассажирские перевозки различными типами транспортных средств (автобусами средней и большой вместимости) по регулируемым тарифам, установленным органом местного самоуправления, с предоставлением субсидий из городского бюджета в 2017 году.

Особенность планировки г. Волжского Волгоградской области прямоугольная, вытянутая вдоль реки Ахтуба, и поэтому маршруты в основном сосредоточены на улице Мира и проспекте им. Ленина. Начальные остановочные пункты расположены в 27 мкр., 32 мкр., 37 мкр. С остановочных пунктов маршруты выходят на улицы Пушкина, Дружбы, Карбышева и затем на улицу Мира, далее маршруты распределяются на ул. Александрова, ул. Пионерскую, б-р Профсоюзов, ул. Химиков и ул. Энегельса. С б-ра Профсоюзов маршруты распределяются на улицы Машиностроителей и Энгельса, на улицу Карбышева на ЖДВ и проспект им. Ленина, некоторые маршруты уходят на о. Зеленый, СНТ «Цветущий сад» и пос. Краснооктябрьский. При этом маршруты № 1к, № 40б и № 42 являются единственными связывающими микрорайоны с п. Киляковка, п. Краснооктябрьский и СНТ «Цветущий сад».

Согласно п. 4 Документа планирования подлежат отмене следующие маршруты № 1; № 1к; № 11 а; № 14; № 15; № 16с; № 24; № 27; № 40 б; № 42.

Исключение ряда коммерческих маршрутов № 1; № 1к; № 11 а; № 14; № 15; № 16с; № 24; № 27; № 40 б; № 42 следующих по установленным схемам по г. Волжскому из Реестра приведет к уменьшению количества маршрутов (с 42 до 28) и, как следствие, к уменьшению числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозки автотранспортом на городских маршрутах регулярного сообщения (с 25 до 11).

Согласно Научно-исследовательской работе сокращение маршрутов перевозок по нерегулируемым тарифам и одновременно увеличение количества подвижного состава, принадлежащего МУП «ВАК 1732», необходимо, в том числе для обеспечения условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, предусмотренного статьей 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ.

Администрацией заключен муниципальный контракт № 150 от 02.03.2007 финансовой аренды (лизинга) с МУП «ВАК 1732» на 229 558 000 руб., АО «Сбербанк России» заключен договор купли-продажи № ОВ/К-12510-02-01-С-01 от 17.12.2017, государственный контракт № 339719 от 17.12.20015 на приобретение 7 автобусов для МУП «ВАК 1732», МУП «ВАК 1732» заключен контракт на оказание услуги финансовой аренды (лизинга) транспортных средств (автобусов) № 20170821-01К/751939 от 21.08.2017 на приобретение автобусов в количестве 50 единиц. Целью уменьшения количество транспортных средств по пояснениям Администрации является разгрузки улично-дорожной сети, вместе с тем уменьшив количество транспортных средств 512 до 201, за счет закрытия маршрутов коммерческих перевозок Администрация планирует увеличить количество транспортных средств для МУП «ВАК 1732».

Администрацией не представлено доказательств проведения проверки коммерческих маршрутов на отсутствие возможности оборудования транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами, направления предложения хозяйствующим субъектам об изменении транспортных средств на транспортные средства иного класса, оборудованные специальными приспособлениями.

ИП Абрамян В.В. в материалы дела представлено обращение в комитет благоустройства и дорожного хозяйства администрации городского - округа г. Волжский Волгоградской области от 27.07.2016, в котором она обязуется заменить транспортные средства, осуществляющие перевозки по маршрутам на автобусы большей вместимости. Указанные предложения при закрытии маршрута № 40б «27 мкр. – ЛПК» Администрацией не учтены.

Отчет № 205 в таблице 2 предусматривает сопоставление маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта городского округа - город Волжский Волгоградской области по нерегулируемым тарифам и регулируемым тарифам.

 

Перечень маршрутов регулярных перевозок автомобильного транспорта по нерегулируемым тарифам

Перечень регулярных перевозок автомобильного транспорта по регулируемым тарифам, осуществляемые МУП «ВАК 1732»

 

 

примечания

Номер маршрута по нерегулируемым тарифам

Маршрут следования

Номер маршрута по регулируемым тарифам МУП «ВАК 1732»

Маршрут следования

Начальный пункт

Конечный пункт

Начальный пункт

Конечный пункт

 

1

2

3

4

5

6

7

№ 1 к

ЖДВ

п. Киляковка

Нет аналога

 

 

 

№ 11 а

32 мкр.

гипермаркет «Магнит» (в зимнее время)/ ООО Ассоциация транспортни ков (в летнее время)

№ 14

 

 

37 мкр.

 

гипермаркет «Магнит»

 

Частичное дублирование

№ 1

32 мкр.

ЖДВ

№ 16с

27 мкр.

гипермаркет «Магнит»

№ 14

37 мкр.

гипермаркет «Магнит»

Частичное дублирование

№ 1

32 мкр.

ЖДВ

№ 1

32 мкр.

ЖДВ

Полное дублирование

№ 14

37 мкр.

гипермаркет «Магнит»

№ 14

37 мкр.

гипермаркет «Магнит»

Полное дублирование

№ 15

27 мкр.

ЖДВ

№ 24

37 мкр.

ЖДВ

Частичное дублирование

№ 40 б

27 мкр.

ЛПК

№ 11 (весна-лето)

32 мкр.

СНТ «Лилия»

Частичное дублирование

№ 11 (осень-зима)

32 мкр.

п. Краснооктябрский

№ 34

ЖДВ

п. Краснооктябрский

№ 24

37 мкр.

ЖДВ

№24

37 мкр.

ЖДВ

Полное дублирование

№ 27

37 мкр. ул. Медведева

гипермаркет «Магнит»

№ 27

37 мкр.

пл. Ленина

Частичное дублирование

№ 33

 

СНТ «Тюльпан»

СНТ «Строитель»

Нет аналога

 

 

№ 42

37 мкр.

СНТ «Цветущий сад»

№ 42

37 мкр.

СНТ «Цветущий сад»

Полное дублирование

 

 

№ 4

Парк

СНТ «Цветущий сад»

Частичное дублирование

 

По маршруту № 1 «32 мкр. – ЖДВ» (протяженность маршрута 10,4 км.) перевозки по нерегулируемому тарифу осуществляли индивидуальные предприниматели: ИП Данилов И.А.; ИП Нестеров Е.В.; ИП Солодовников В.Г.; ИП Колпаков А.В.; ИП Коростелев А.Н.; ИП Коростелев А.А.; ИП Копылов В.А.; ИП Деменков В.А.

Маршрут № 1 «32 мкр. – ЖДВ» по нерегулируемому тарифу имеет полное дублирование с маршрутом перевозок по регулируемому тарифу № 1 «32 мкр. – ЖДВ», перевозки по которому осуществляет МУП «ВАК № 1732» (согласно договору от 09.01.2017 № 17.002). В результате закрытия маршрута перевозок по нерегулируемому тарифу № 1 «32 мкр. – ЖДВ» с 30.04.2017 на данном направлении все пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляет исключительно МУП «ВАК № 1732», п.п. 11 п. 3.2 Документа планирования предусматривает увеличение количества транспортных средств на маршруте, перевозки по которому осуществляет МУП «ВАК № 1732» на 7 единиц (до 10 единиц).

Указанное свидетельствует, что закрытию подлежит маршрут, составляющий конкуренцию именно маршруту МУП «ВАК № 1732».

В возражениях Администрации на заключение об обстоятельствах дела № 17-01-15-03/295 от 11.10.2017 указано, что по маршруту № 1 продолжат движения маршруты № 3 «27 мкр – «ГМ Магнит» (протяженность участка совпадения 7,83 км.), № 5а «32 МКР – ЖДВ» (протяженность участка совпадения 7,16 км.), при этом у указанных маршрутов имеется только частичное дублирование отменяемого маршрута № 1, маршрут № 3 «27 мкр – «ГМ Магнит» подлежит изменению в соответствии с п.п. 4 п. 3.2 Документа планирования.

По маршруту № 14 «37 мкр. – гипермаркет «Магнит»» (протяженность маршрута 11,3 км.) перевозки по нерегулируемому тарифу осуществляли индивидуальные предприниматели: ИП Серикова Н.С.; ИП Эликашвили Ю.В.; ИП Мартыщенко В.П.; ИП Востриков А. В.; ИП Кольвах Г.В.; ИП Осипов А.С.; ИП Василенко О.Ю.; ИП Гуполов А.А.; ИП Блинников Ю.А.; ИП Хохленко О.Ю.; ИП Мартыщенко Н.П.; ИП Ахмедов Арзу Асаф оглы; ИП Лазарев Е.А.; ИП Каверин Д.Е.; ИП Самоткан Т.Н.

Перевозки по регулируемому тарифу по маршруту № 14 «37 мкр. – гипермаркет «Магнит»» осуществляются МУП «ВАК 1732» (согласно договору № 17.002 от 09.01.2017).

В результате закрытия маршрута перевозок по нерегулируемому тарифу № 14 с 30.04.2017 на данном направлении все пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляет МУП «ВАК 1732».

Указанное свидетельствует, что закрытию подлежит маршрут, составляющий конкуренцию именно маршруту МУП «ВАК № 1732».

В возражениях Администрации на заключение об обстоятельствах дела № 17-01-15-03/295 от 11.10.2017 указано, что по маршруту № 14 продолжат движения маршруты № 14а «ул. Медведева – о. Зеленый» (протяженность участка совпадения 10 км.), № 21 «ул. Медведева – о. Зеленый» (протяженность участка совпадения 7,12 км.), при этом у указанных маршрутов имеется только частичное дублирование отменяемого маршрута № 14, маршрут № 21 «ул. Медведева – о. Зеленый» подлежит изменению в соответствии с п.п. 2 п. 3.2 Документа планирования.

По маршруту № 24 «37 мкр. – ЖДВ» (протяженность маршрута 11,5 км.) перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляли индивидуальные предприниматели: ИП Самоткан Т.Н.; ИП Форофонова И.Д.; ИП Лимонова Т.А.; ИП Ерофеев В.Г.; ИП Тюрин В.Ю.; ИП Кругляков А.А.; ИП Шевченко Г.В.; ИП Бегма Е.В.; ИП Чепурная Т.В.; ИП Макаров С.А.; ИП Дмитрюк А.Л.; ИП Тимофеев Н.А.; ИП Васютин С.А.; ИП Кольвах Г.В.; ИП Калинин А.Н.; ИП Карпович А.Ю.

Перевозки по регулируемому тарифу по маршруту № 24 «37 мкр. – ЖДВ» осуществляются МУП «ВАК 1732» (согласно договору № 17.002 от 09.01.2017). В результате закрытия маршрута перевозок по нерегулируемому тарифу № 24 с 30.04.2017 на данном направлении все пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляет МУП «ВАК 1732».

Указанное свидетельствует, что закрытию подлежит маршрут, составляющий конкуренцию именно маршруту МУП «ВАК № 1732».

В возражениях Администрации на заключение об обстоятельствах дела № 17-01-15-03/295 от 11.10.2017 указано, что по маршруту № 24 продолжат движения маршруты № 24а «ул. Медведева – ЖДВ» (протяженность участка совпадения 8,36 км.), № 17 «32 мкр. ГМ «Магнит»» (протяженность участка совпадения 5,83 км.), при этом у указанных маршрутов имеется только частичное дублирование отменяемого маршрута № 24, п.п. 10 п. 3.2 Документа планирования предусматривает увеличение количества транспортных средств на маршруте № 24, перевозки по которому осуществляет МУП «ВАК № 1732» на 7 единиц (до 15 единиц).

По маршруту № 27 перевозки по нерегулируемому тарифу «37 мкр. ул. Медведева – гипермаркет «Магнит»» (протяженность маршрута 12,7 км.) осуществляли индивидуальные предприниматели: ИП Музыкантов А.А.; ИП Федотов А.А.; ИП Черепенников В.В.; ИП Морозов Е.А.; ИП Красильщиков Н.Н.; ИП Полтавский А.М.; ИП Дога М.Ф.; ИП Фоменко П.Н.; ИП Токарев С.Ев.; ИП Тимофеев Н.А.; ИП Янчогло З.В.; ИП Рожкова А.А.; ИП Васютин С.А.; ИП Кольвах Г.В.; ИП Крамской И.С.

Перевозки по регулируемому тарифу по маршруту № 27 «37 мкр. – пл. Ленина» осуществляются МУП «ВАК 1732» (согласно договору № 17.002 от 09.01.2017). В результате закрытия маршрута перевозок по нерегулируемым тарифам № 27 с 30.04.2017 на данном направлении все пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляет МУП «ВАК 1732».

Указанное свидетельствует, что закрытию подлежит маршрут, составляющий конкуренцию именно маршруту МУП «ВАК № 1732».

В возражениях Администрации на заключение об обстоятельствах дела № 17-01-15-03/295 от 11.10.2017 указано, что по маршруту № 27 продолжат движения маршруты № 3 «27 мкр – «ГМ Магнит» (протяженность участка совпадения 7,16 км.), № 6 «32 мкр. – о. Зеленый» (протяженность участка совпадения 6,56 км.), № 21 «ул. Медведева – о. Зеленый» (протяженность участка совпадения 5,22 км.) при этом у указанных маршрутов имеется только частичное дублирование отменяемого маршрута № 27.

Вместе с тем, п.п. 10 п. 3.2 Документа планирования предусматривает увеличение количества транспортных средств на маршруте № 27, перевозки по которому осуществляет МУП «ВАК № 1732» на 7 единиц (до 15 единиц), маршрут № 3 «27 мкр – «ГМ Магнит» подлежит изменению в соответствии с п.п. 8 п. 3.2 Документа планирования, маршрут № 6 «27 мкр – «ГМ Магнит» подлежит изменению в соответствии с п.п. 4 п. 3.2 Документа планирования, маршрут № 21 «ул. Медведева – о. Зеленый» подлежит изменению в соответствии с п.п. 2 п. 3.2 Документа планирования.

По маршруту 40 б «27 мкр. – ЛПК» (протяженность маршрута 27,6 км.) перевозки по нерегулируемому тарифу осуществляли индивидуальные предприниматели ИП Асриян К.Р.; ИП Музыкантов А.А.; ИП Тараскин Р.С.; ИП Абрамян В.В.; ИП Макаров С.А.; ИП Блинников Ю.А.; ИП Монич А.Г.; ИП Арутюнян М.З.

Перевозки по регулируемым тарифам по схожим маршрутам № 34 «ЖДВ – ЛПК», № 11 осень-зима «32 мкр. – п. Краснооктябрский», № 11 весна-лето «32 мкр. – СНТ «Лилия»» осуществляются МУП «ВАК 1732» (согласно договору № 17.002 от 09.01.2017).

В результате закрытия маршрута перевозок по нерегулируемому тарифу № 40б с 30.04.2017 по данному направлению пассажирские перевозки автомобильным транспортом полностью прекратятся.

В возражениях Администрации на заключение об обстоятельствах дела № 17-01-15-03/295 от 11.10.2017 указано, что по маршруту № 40б продолжат движения маршруты № 105а «37 мкр – ЛПК» (протяженность участка совпадения 15,4 км.), № 14а «ул. Медведева – о. Зеленый» (протяженность участка совпадения 7,56 км.) при этом у указанных маршрутов имеется только частичное дублирования отменяемого маршрута № 40б.

Вместе с тем в Научно-исследовательской работе маршрут № 40б «27 мкр. – ЛПК» рекомендуется сохранить, как единственный маршрут, соединяющий ЛПК п. Краснооктябрьский с микрорайонами 25, 26 и 27 г. Волжского. Для потребителя, путь следования которого начинается от 27 мкр. г. Волжский на ВЛПК п. Краснооктябрьский, отмена маршрута № 40 б приведет к пересадке на станции ЖДВ и использованию нескольких транспортных средств (в т.ч. и видов транспортных средств), вследствие чего увеличится время нахождения в пути и потребуются дополнительные денежные затраты.

Согласно дополнительным пояснениям Администрации от 28.07.2017 Научно-исследовательская работа носит рекомендательный характер и в отношении маршрута № 40б «27 мкр. – ЛПК» указанные рекомендации не приняты. Администрацией не представлено обоснований не применения рекомендаций Научно-исследовательской работы в отношении маршрута № 40б «27 мкр. – ЛПК». Таким образом, решение о закрытии маршрута № 40б «27 мкр. – ЛПК» не обосновано Администрацией.

По маршруту № 42 «37 мкр. – СО «Цветущий сад»» (протяженность маршрута 17,2 км.) перевозки по нерегулируемому тарифу осуществляет ООО «Резерв».

Перевозки по регулируемому тарифу по маршруту № 42 «37 мкр. – СНТ «Цветущий сад»» осуществляются МУП «ВАК 1732» (согласно договору № 17.002 от 09.01.2017). При закрытии маршрута перевозок по нерегулируемому тарифу № 42 с 15.12.2017 (п. 1.4 постановления о внесении изменений в документ планирования) на данном направлении все пассажирские перевозки автомобильным транспортом будет осуществлять МУП «ВАК 1732».

В возражениях Администрации на заключение об обстоятельствах дела № 17-01-15-03/295 от 11.10.2017 указано, что по маршруту № 42 продолжит движение маршрут № 105а «37 мкр – ЛПК» (протяженность участка совпадения 4,8 км.), при этом у указанного маршрута имеется только частичное дублирование отменяемого маршрута № 42.

Комиссия не установила фактов, подтверждающих наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства при отмене маршрутов № 1к «ЖДВ - п. Киляковка», № 11а «32 мкр. - о. Зеленый», № 15 «27 мкр. – ЖДВ», № 16с «27 мкр. - о. Зеленый», поскольку у указанных маршрутов не имеется полного дублирования маршрутов, перевозки по которым осуществляет МУП «ВАК 1732», в связи с чем, их закрытие не приводит к устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения в городском округе – г. Волжский Волгоградской области и не создает возможность МУП «ВАК 1732» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке. Учитывая изложенное, доводы ИП Щербакова А.В., представленные в возражениях на заключение об обстоятельствах дела от 11.10.2017 № 03-7/6460 (вх. № 9907 от 23.10.2017), не могут быть приняты комиссией во внимание.

Закон о защите конкуренции в ч. 2 ст. 15 устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов местного самоуправления путем необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Закон о защите конкуренции в п. 17 ст. 4 устанавливает, что признаки ограничения конкуренции это сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Таким образом, закрытие маршрутов перевозок по нерегулируемым тарифам № 1 «ЖДВ - 32 мкр.», № 14 «37 мкр. - пл. Строителей», № 24 «37 мкр. – ЖДВ», № 27 «37 мкр. (ул. Медведева) - пл. Строителей», № 40б «27 мкр. – ЛПК», № 42 «30 мкр. - СНТ «Цветущий сад» приводит к устранению конкуренции на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения в городском округе – г. Волжский Волгоградской области и создает возможность МУП «ВАК 1732» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Действия Администрации по утверждению п. 4 Документа планирования ограничивают конкуренцию на рынке услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения городской округ – г. Волжский Волгоградской области, предусматривающем закрытие маршрутов № 1 «ЖДВ - 32 мкр.», № 14 «37 мкр. - пл. Строителей», № 24 «37 мкр. – ЖДВ», № 27 «37 мкр. (ул. Медведева) - пл. Строителей», № 40б «27 мкр. – ЛПК», № 42 «30 мкр. - СНТ «Цветущий сад».

Закрытие маршрутов № 1, № 14, № 24, № 27, № 40Б, № 42 лишает хозяйствующих субъектов (товарищество перевозчиков) возможности осуществлять перевозки по маршрутам, тем самым приводит к необоснованному препятствованию осуществлению ими деятельности на рынке по перевозке пассажиров автомобильным транспортом на городских маршрутах регулярного сообщения в городском округе – г. Волжский Волгоградской области.

Администрацией в возражениях на заключение об обстоятельствах дела № 17-01-15-03/295 от 11.10.2017 указывает, что законность и обоснованность Документа планирования являлись предметом рассмотрения Волжским городским судом Волгоградской области в рамках судебных дел по заявлениям простых товариществ перевозчиков на маршрутах № 14, № 15, № 24. Суд признал его соответствующим законодательству (решения Волжского городского суда от 04.05.2017 № 2а-2606/2017 и от 24.05.2017 № 2а-2806/2017).

Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 21 декабря 2011 г. № 30-П, признавая обязательность судебных постановлений, указал, что пределы действия преюдициальности судебного решения объективно определяются тем, что установленные судом в рамках его предмета рассмотрения по делу факты в их правовой сущности могут иметь иное значение в качестве элемента предмета доказывания по другому делу, поскольку предметы доказывания в разных видах судопроизводства не совпадают, а суды в их исследовании ограничены своей компетенцией в рамках конкретного вида судопроизводства.

Тем самым Конституционный суд Российской Федерации фактически указал, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, не подлежат доказыванию, а вот правовая оценка данных обстоятельств может быть различной в зависимости от предмета доказывания по конкретному делу.

В мотивировочных частях решений Волжского городского суда от 04.05.2017 № 2а-2606/2017 и от 24.05.2017 № 2а-2806/2017 отсутствует указание о проверке соответствия антимонопольным требованиям Документа планирования. Обстоятельства, связанные с ограничением конкуренции на рынке регулярных перевозок по муниципальным маршрутам г. Волжского, которые являются квалифицирующим признаком действий органов власти, запрещенных п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, не устанавливались в ходе вышеуказанных судебных процессов.

Антимонопольный орган в указанные дела не привлекался и не направлял в суд аналитические материалы по состоянию конкуренции на рынке услуг по регулярной перевозке пассажиров по муниципальным маршрутам г. Волжского.

Учитывая совокупность имеющихся доказательств и установленных по делу обстоятельств, Комиссия по рассмотрению дела № 17-01-15-03/295 о нарушении антимонопольного законодательства приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии в его действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными, а рассмотренные действия Администрации квалифицируются по пункту 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, как нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

Р Е Ш И Л А:

1. Признать в действиях администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области (ИНН 3435110011), выразившихся в принятии документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области (утвержден постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 05.10.2016 № 6251), пункт 4 которого предусматривает отмену, в том числе следующих муниципальных маршрутов: № 1 «ЖДВ - 32 мкр.», № 14 «37 мкр. - пл. Строителей», № 24 «37 мкр. – ЖДВ», № 27 «37 мкр. (ул. Медведева) - пл. Строителей», № 40б «27 мкр. – ЛПК», № 42 «30 мкр. - СНТ «Цветущий сад», нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем исключения муниципальных маршрутов № 1 «ЖДВ - 32 мкр.», № 14 «37 мкр. - пл. Строителей», № 24 «37 мкр. – ЖДВ», № 27 «37 мкр. (ул. Медведева) - пл. Строителей», № 40б «27 мкр. – ЛПК», № 42 «30 мкр. - СНТ «Цветущий сад» из пункта 4 документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском округе - город Волжский Волгоградской области (утвержден постановлением администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от 05.10.2016 № 6251).

3. Передать материалы дела № 17-01-15-03/295 уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области.

 

 

Председатель Комиссии Р.В. Лучников

 

Члены Комиссии: О.И. Ячменева

 

О.Л. Савинкова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны