Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательст... от 13 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии: Ячменева О.И. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;

Члены Комиссии: Савинкова О.Л. – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;

Тибилова Э.А. – главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;

рассмотрев дело № 17-01-17.1-03/356 по признакам нарушения государственным казённым учреждением Волгоградской области «Межхозяйственный агропромышленный центр» (400074, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32а; ИНН 3444103765, далее – Учреждение, ГКУ ВО «МАЦ») п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии Толмачева В.В. – руководителя ГКУ ВО «МАЦ», Королева О.А. – директора ООО «Королевские мануфактуры»,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступили материалы прокуратуры Ленинского района Волгоградской области (вх. № 2984 от 04.04.2017).

По результатам рассмотрения указанных материалов на основании п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции в отношении ГКУ ВО «МАЦ» приказом Волгоградского УФАС России от 19.06.2017 № 84 возбуждено дело № 17-01-17.1-03/356.

Определением о назначении дела № 17-01-17.1-03/356 к рассмотрению от 29.06.2017 к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве: заявителя – прокуратура Ленинского района Волгоградской области, в качестве ответчика - ГКУ ВО «МАЦ», в качестве заинтересованного лица - ООО «Королевские мануфактуры» (ИНН 3443921920).

Из материалов дела установлено, что распоряжением комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 18.08.2006 № 843-р с баланса имущества казны Волгоградской области на баланс государственного учреждения «Межхозяйственный агропромышленный центр «Строитель» (правопредшественник ГКУ ВО «МАЦ») па праве оперативного управления передано имущество гидромелиоративного комплекса Волгоградской области.

Как указано в материалах прокуратуры Ленинского района Волгоградской области в соответствии с актом приема-передачи объектов основных средств от 2006 года государственному учреждению «Межхозяйственный агропромышленный центр «Строитель» в составе иного имущества гидромелиоративного комплекса переданы здание насосной станции орошаемого участка «Горелый» (инв. № 3101020019; общей площадью 193 га, 1983 года ввода в эксплуатацию) и закрытая opocитeльнaя сеть орошаемого участка «Горелый» (стальной трубопровод d-400 мм, протяженностью 2 км; и d-500 мм, протяжённостью 2.5 км, инв. № 3101030066, 1983 года ввода в эксплуатацию), расположенные по адресу: Волгоградская область, Ленинский район, с. Маляевка.

01.03.2016 между ГКУ ВО «МАЦ» (ссудодатель) и ООО «Королевские мануфактуры» (ссудополучатель) заключен договор № 002/2016 передачи имущества в безвозмездное пользование, согласно п. 1.1 которого ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование указанное выше имущество сроком до 31.12.2017 (далее – Договор безвозмездного пользования имуществом № 002/2016 от 01.03.2016).

Договор безвозмездного пользования имуществом № 002/2016 от 01.03.2016 расторгнут на основании соглашения о расторжении договора от 28.02.2017. Имущество передано ГКУ ВО «МАЦ» по акту приема-передачи от 28.02.2017.

ГКУ ВО «МАЦ» (заказчик) и ООО «Королевские мануфактуры» (подрядчик) заключен договор № 002/2016 от 01.03.2016, согласно п. 1.1 которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство оказания услуг по эксплуатации (содержанию) и обеспечению сохранности насосной станции орошаемого участка «Горелый» максимальный расход 0,84 м3/с, инв. № 3101020019 и стальной трубопровод (d=400 мм, протяжённостью 2 км и d=500 мм. протяжённостью 2,5 км), инв. № 3101030066, расположенные по адресу: Волгоградская область, Ленинский район, с. Маляевка, с целью подачи воды на орошаемые площади сельхозтоваропроизводителей Ленинского района Волгоградской области сроком до 31.12.2017.

01.03.2017 ГКУ ВО «МАЦ» (поклажедатель) и ООО «Королевские мануфактуры» (хранитель) заключен договор хранения имущества № 001/2017, в соответствии с п. 1.1 которого поклажедатель передаёт на хранение следующее имущество: насосная станция орошаемого участка «Горелый» максимальный расход 0,84 м3/с, инв. № 3101020019 и стальной трубопровод (d-400 мм, протяжённостью 2 км; и d-500 мм, протяжённостью 2,5 км), инв. № 3101030066, с целью подачи воды на орошаемые площади сельхозтоваропроизводителей Ленинского района Волгоградской области, а xpанитель обязуется хранить имущество, переданное ему поклажедателем, и возвратить это имущество в сохранности (далее – Договор хранения № 001/2017 от 01.03.2017).

Передача указанного имущества на хранение ООО «Королевские мануфактуры» подтверждается актом приема-передачи, являющегося приложением № 1 к Договору хранения № 001/2017 от 01.03.2017.

Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор безвозмездного пользования (договор ссуды) предполагает передачу вещи в пользование контрагента.

Согласно пункту 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Таким образом, договор хранения предусматривает право владения (физического обладания) вещью хранителя.

В силу статьи 892 ГК РФ хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения.

Конструкция ст. 892 ГК РФ допускает возможность пользования вещью, переданной на хранение.

Следовательно, договор хранения, заключенный в отношении государственного или муниципального имущества, представляет собой договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.

В соответствии с правилами ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществляю только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключениями, установленными указанной статьёй.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном ч. 1 данной статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным казённым учреждениям.

В соответствии с ч. 5.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы: Закон о защите конкуренции; приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок); материалы дела № 17-01-17.1-03/356.

В соответствии с п. 10.9 Порядка подготовлен обзор состояния конкуренции на товарном рынке по хранению и передаче в безвозмездное пользование имущества (насосная станция орошаемого участка «Горелый» максимальный расход 0,84 м3/с, инв. № 3101020019 и стальной трубопровод (d=400 мм., протяжённостью 2 км; и d=500 мм., протяжённостью 2,5 км., инв. № 3101030066, местоположение: г. Ленинск Ленинского района Волгоградской области с целью подачи воды на орошаемые площади сельхозпроизводителей Ленинского района Волгоградской области), который включает в себя следующее.

Определение временного интервала исследования товарного рынка.

В соответствии с п. 2.1 Порядка временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Учитывая даты заключения и сроки действия Договора безвозмездного пользования имуществом № 002/2016 от 01.03.2016 и Договора хранения № 001/2017 от 01.03.2017, временной интервал определен с 01.03.2016 по 31.12.2017.

Определение предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее -определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно п. 3 Порядка определение продуктовых границ товарного рынка проводится на основании условий договора, заключенного в отношении исследуемого товара.

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены на основании предметов Договора безвозмездного пользования имуществом № 002/2016 от 01.03.2016 и Договора хранения № 001/2017 от 01.03.2017, заключенных в отношении исследуемого товара.

Таким образом, предметом договоров на исследуемом товарном рынке является хранение и передача в безвозмездное пользование имущества (насосная станция орошаемого участка «Горелый» максимальный расход 0,84 м3/с, инв. № 3101020019 и стальной трубопровод (d=400 мм., протяжённостью 2 км; и d=500 мм., протяжённостью 2,5 км.), инв. № 3101030066, местоположение: г. Ленинск Ленинского района Волгоградской области с целью подачи воды на орошаемые площади сельхозпроизводителей Ленинского района Волгоградской области).

Определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах.

Поскольку в данном случае торги на право заключения Договора безвозмездного пользования имуществом № 002/2016 от 01.03.2016 и Договора хранения № 001/2017 от 01.03.2017 не проводились, то в состав хозяйствующих субъектов, входит неопределенный круг лиц.

Таким образом, поскольку ст. 17.1 Закона о защите конкуренции требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, то их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Заключение Договора безвозмездного пользования имуществом № 002/2016 от 01.03.2016 и Договора хранения № 001/2017 от 01.03.2017 в отношении государственного имущества, без проведения торгов и в отсутствии предусмотренных законом оснований для его заключения без проведения торгов, свидетельствует о создании условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения конкуренции.

В соответствии с ч. 6 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции с 01.01.2011 информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и ч. 3 данной статьи, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. Согласно пп. «а» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 909, в качестве официального сайта определён адрес сайта www.torgi.gov.ru.

В результате осмотра официального сайта www.torgi.gov.ru информация о проведении ГКУ ВО «МАЦ» торгов в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением, не обнаружена.

Информация о факте проведения торгов на право заключения названных договоров ГКУ ВО «МАЦ» в заседания комиссии по рассмотрению настоящего дела также не представлена.

ООО «Королевские мануфактуры» является коммерческой организацией, Догoвop о передаче имущества в безвозмездное пользование № 002/2016 от 01.03.2016 и Договор хранения имущества № 01/2017 от 01.03.2017 заключены на срок, превышающий тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Оснований для заключения указанных договоров в порядке исключений, предусмотренных ч. 1 ч. 17.1 Закона о защите конкуренции, не выявлено.

Таким образом, с учетом обстоятельств дела и требований Закона о защите конкуренции для заключения Догoвopа о передаче имущества в безвозмездное пользование № 002/2016 от 01.03.2016 и Договора хранения имущества № 01/2017 от 01.03.2017 Учреждению следовало провести торги.

Следовательно, действия ГКУ ВО «МАЦ», выразившиеся в заключении с ООО «Королевские мануфактуры» без проведения торгов Договора от 01.03.2016 № 002/2016 о передаче имущества в безвозмездное пользование и Договора хранения имущества № 01/2017 от 01.03.2017, содержат нарушение п. 3 ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган осуществляет полномочия по выдаче в случаях, указанных в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В связи с тем, что Договор хранения имущества № 01/2017 от 01.03.2017 в настоящее время является действующим, Комиссией принято решение о выдаче ГКУ ВО «МАЦ» обязательного для исполнения предписания о расторжении указанного договора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 – 3 ст. 41, ст. 49 Закона о защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения государственным казённым учреждением Волгоградской области «Межхозяйственный агропромышленный центр» (400074, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32а; ИНН 3444103765) п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать государственному казённому учреждению Волгоградской области «Межхозяйственный агропромышленный центр» обязательного для исполнения предписания.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела № 17-01-17.1-03/356 отсутствуют.

4. Основания для принятия антимонопольным органом других мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, обеспечению конкуренции отсутствуют.

Связанные организации

Связанные организации не указаны