Решение б/н Решение о признании жалобы необоснованной от 28 апреля 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
гор. Волгоград «25» апреля 2017 года |
Дело № 17-01-18.1-04/192 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:
А.В. Гаджиевой – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;
В.П. Фролова – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Л.В. Огородовой – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Авентура» (далее также – заявитель) на действия ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ (далее – заказчик), при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения запроса цен: «№ 5/17/223 на оказание услуг по организации обучения на курсах повышения квалификации медицинскому английскому языку сотрудникам ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России»,
с участием в заседании комиссии:
от ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России – <…>, действующей на основании доверенности б/н от 20.02.2017
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 06.04.2017 поступила жалоба ООО «Авентура» (вх. № 3106) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ при проведении запроса цен: «№ 5/17/223 на оказание услуг по организации обучения на курсах повышения квалификации медицинскому английскому языку сотрудникам ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России» (реестровый номер закупки 31704982103).
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО «Авентура», подававшего заявку на участие в торгах, поступила в антимонопольный орган 06.04.2017, то есть в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
При данных обстоятельствах жалоба ООО «Авентура» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 07.04.2017 исх. № 04-22/2054).
В жалобе, направленной в антимонопольный орган, заявителем указано, что заказчиком при проведении электронного аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на образовательную деятельность с правом реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации.
Заказчик ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ 05.04.2017 разместил в Единой информационной системе (www.zakupki.gov.m).
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
Срок предоставления заявок с 05.04.2017 по 11.04.2017 (МСК).
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 11.04.2017 в 12:00 (МСК).
Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок (по местному времени заказчика) 12.04.2017 в 12:00 (МСК).
Место рассмотрения и оценки котировочных заявок 400131, г. Волгоград, пл. Павших Борцов, д. 1, каб. 3-23.
В указанные сроки запросов на разъяснения положений документации об электронном аукционе Заказчику не поступало.
В направленной жалобе заявителем выражено несогласие с тем, что ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ не установлены требования к участникам закупки о наличии лицензии на образовательную деятельность с правом реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации.
Кроме того, заявитель указывает, что согласно техническому заданию Заказчиком установлены требования к оказываемым услугам, в частности образовательная программа (курс повышения квалификации) медицинскому английскому языку должен проходить в конкретной англоязычной стране (Англия, США); программа курса должна включать не менее 20 (двадцати) уроков медицинского английского в неделю, продолжительностью не менее 45 (сорока пяти) минут каждый урок; успеваемость студентов должна контролироваться путем выставления текущих оценок; по окончании программы студентам должны выдаваться сертификаты международного образца о прохождении курса обучения медицинскому английскому языку с указанием достигнутого конкретного уровня владения языком.
Заявитель также указывает, что предметом вышеуказанной закупки являются образовательные услуги, а именно организация реализации дополнительной профессиональной образовательной программы в форме стажировки.
Таким образом, по мнению заявителя в соответствии с действующим законодательством РФ Заказчик при проведении закупки на оказание услуг по организации обучения на курсах повышения квалификации медицинскому английскому языку обязан установить требование о наличии у участников закупки лицензии на образовательную деятельность с правом реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, однако документация о закупке Заказчика не содержит вышеуказанное требование
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ указывает на необоснованность доводов ООО «Авентура».
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу ч. 4 ст. 12 Закона об образовании к дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
В силу п. 4 ст. 76 Закона об образовании программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, что установлено п. 5 ст. 76 Закона об образовании.
Указанные программы реализуют образовательные организации (организации дополнительного профессионального образования, образовательные организации высшего образования, профессиональные образовательные организации), а также организации, осуществляющие обучение (научные организации или иные юридические лица). На это указывают п. 3, 4 ст. 23, п. 2, 5 ст. 31 Закона об образовании, п. 2 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (утв. приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 (далее - Порядок № 499).
На основании п. 3 ст. 76 Закона об образовании, п. 3 Порядка № 499 к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
По условиям вышеназванной закупки ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ участник должен организовать обучение на курсах повышения квалификации в образовательном учреждении, расположенном в англоязычной стране - Англия или США, а также организовать проживание, направленных на обучение сотрудников Заказчика в англоязычной семье: комната не более 2-х человек (с питанием - завтрак и ужин).
Согласно п. 17 ст. 2 Закона об образовании образовательной деятельностью является деятельность по реализации образовательных программ. В свою очередь образовательная программа определена как комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона об образовании).
Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности).
Пунктом 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
В Перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, включены основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы.
Таким образом, предметом закупки ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ является организация процесса обучения (стажировки) в иностранной образовательной организации на территории Англии или США, а не непосредственное оказание образовательных услуг.
Необходимо также отметить, что в извещении о проведении закупки от 05.04.2017 в предмете договора идет указание именно на оказание услуг по организации обучения на курсах повышения квалификации медицинскому английскому языку сотрудникам ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России
Учитывая вышеизложенное, требование к участнику закупки о наличии у него лицензии на оказание образовательных услуг, выданной в соответствии с Законом об образовании является необоснованным.
При данных обстоятельствах жалоба ООО «Авентура» подлежит признанию необоснованной.
2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Авентура» <…> на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ <…> при проведении запроса цен: «№ 5/17/223 на оказание услуг по организации обучения на курсах повышения квалификации медицинскому английскому языку сотрудникам ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России» (реестровый номер закупки 31704982103) необоснованной.