Решение б/н Решение и предписание о признании жалобы обоснованной от 11 мая 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
гор. Волгоград «03» мая 2017 года |
Дело № 17-01-18.1-04/243 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:
А.В. Гаджиевой – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;
В.П. Фролова – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
О.В. Дубровской – члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО <…> (далее также – заявитель) на действия закупочной комиссии ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» (далее – заказчик), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),
с участием в заседании комиссии:
от ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» - <…>, действующей на основании приказа о возложении временного исполнения обязанностей директора № 84 п/о от 14.02.2017;
от ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» – <…>, по доверенности от 07.11.2014
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 21.04.2017 поступила жалоба ООО <…> (вх. № 3705) на действия заказчика – ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» при проведении закупки товаров, работ, услуг, проводимой в соответствии с положениями Закона о закупках, в форме запроса котировок «Приобретение МТЗ 82.1 (Белоруссия)».
Реестровый номер закупки 31705029875. Извещение о проведении закупки размещено 20.04.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО <…> принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 25.04.2017 исх. № 04-22/2463).
В направленной жалобе заявителем выражено несогласие с установлением заказчиком ограничения страны происхождения МТЗ 82.1 (Белоруссия), а также заказчиком избран неверный способ размещения заказа «запрос котировок».
В направленной жалобе заявителем указано, что согласно приложению № 1 технического задания ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» необходим Трактор Беларус-82.1 (производство республики Беларусь, г. Минск). Заявитель считает данное ограничение страны происхождения не законным, и указывает, что большинство предприятий России собирает и выпускает технику Минского тракторного завода – трактор «Беларус», качество которого ничем не отличается от сборки в г. Минске. Трактора собранные в Российской Федерации полностью по характеристикам соответствуют собранным тракторам в г. Минске (Беларусь) но по цене оказываются дешевле.
Кроме того, заявитель указывает, что положение о закупках заказчика не выставлено на сайт http://bbsos.ru/. Положение о закупках опубликованное на www.zakupki.gov.ru читается с трудом и не все страницы, очень плохое качество.
Заявитель также указывает, что в положении не предусмотрен такой способ закупки как «запрос котировок», а также заказчиком было внесено изменение в документацию, при этом срок подачи заявок не был продлен.
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» указывает на необоснованность доводов ООО <…>.
1. ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» 20.04.2017 разместило на официальном сайте ЕИС извещение о закупке № 31705029875 о проведении запроса котировок «Приобретение МТЗ 82.1 (Белоруссия)».
Начальная (максимальная) цена договора: 1 250 000,00 (один миллион двести пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика 24.04.2017 в 08:00 (МСК).
Дата и время рассмотрения и оценки котировочных заявок (по местному времени заказчика) 24.04.2017 в 08:30 (МСК).
Место рассмотрения и оценки котировочных заявок: Волгоградская область, Быковский район, п. Зеленый ул. Сиреневая дом 11.
Срок предоставления заявок: с 19.04.2017 по 23.04.2017 (МСК)
Место предоставления заявок: Волгоградская область, Быковский район, п. Зеленый ул. Сиреневая дом 11.
Порядок предоставления заявок: электронной почтой
По доводам заявителя об ограничении страны происхождения МТЗ 82.1 (Белоруссия) Управление сообщает следующее.
Законом о закупках установлено, что заказчики имеют право указывать в документации о закупке конкретный товарный знак, модель, место производства продукции, конкретного производителя.
Такое право возникает у заказчика исходя из положений п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, где указано, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: 1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика»);
Также в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках указано, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом в том числе целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Следует отметить, что в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором в п. 1 ч. 1 ст. 33 указано, что документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», Закон о закупках не содержит в себе какого-либо требования о том, что заказчику, в случае указания на конкретный товарный знак, следует указывать в описании закупаемой продукции слова «или эквивалент». Такой обязанности у заказчиков, работающих по Закону о закупках не существует.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке - это документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Соответственно именно в положении следует установить правила указания товарных знаков, страны производства, модели и т.д.
Комиссией установлено, что в п. 5.2 Положения заказчика установлены правила описания планируемой к закупке продукции, а именно в п.п. 5.2.2. указано, что при описании планируемой к закупке продукции Заказчик вправе включать требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара, страны происхождения товара и (или) наименование производителя.
В соответствии с Законом о закупках заказчик вправе устанавливать в закупочной документации в рамках, определенным Положением о закупках, любые требования, которым должен отвечать закупаемый товар (п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках).
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа и нарушении п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, поскольку в этом случае учитывается также количество участников, способных поставить данный товар (потенциально способных, либо подавших заявки на участие в закупочной процедуре).
Следовательно, Комиссия пришла к выводу о правомерности использования Заказчиком конкретной страны происхождения МТЗ 82.1 (Белоруссия) и необоснованности доводов в данной части.
2. По доводам заявителя о том, что заказчиком избран неверный способ размещения заказа «запрос котировок» Управление сообщает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.
Во исполнение указанной части принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме».
Вместе с тем, в п. 6.1. положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» указано, что выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с целью заключения с ним договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения нужд Заказчика может осуществляться с помощью следующих процедур закупки: 1) конкурс; 2) аукцион; 3) запрос предложений; 4) запрос цен; 5) закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В извещении о закупке № 31705029875 указано, что способом размещения закупки является - запрос котировок.
Пунктом 6.1. положения о закупке товаров, работ, услуг ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» такой способ размещения закупки как «запрос котировок» не указан.
Следовательно, Заказчиком не правомерно избран способ размещения закупки как «запрос котировок».
В этой связи, Комиссия считает обоснованным соответствующий довод подателя жалобы.
3. Довод ООО <…> о том что положение о закупках опубликованное на www.zakupki.gov.ru/ читается с трудом, в очень плохом качестве и имеются не все страницы является несостоятельным, в виду того, что по всем имеющимся вопросам заинтересованные лица могли направить заказчику запрос о разъяснении в том числе о предоставлении интересующей информации.
4. В части доводов заявителя относительно того, что положение о закупках заказчика не опубликовано на сайте http://bbsos.ru/ Комиссия сообщает следующее.
Положение о закупке является локальным нормативным правовым документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, осуществляющего закупки в соответствии с Законом о закупках, и подлежит размещению на Официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт).
Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч. 2 ст. 2 Закона о закупках).
Таким образом, Законом о закупках не предусмотрено обязательным размещение положения о закупках заказчика на его официальном сайте, в данном случае на сайте http://bbsos.ru/, так как законодателем установлено размещение именно на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru/.
В связи с этим, комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов в данной части.
5. Согласно п. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В рамках рассмотрения дела Комиссией также установлено, что документация по запросу котировок на право заключения договора на поставку трактора Беларус-82.1 для нужд ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» от 19.04.2017 не содержит требований предусмотренных п. 8, 10, 11, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Комиссией Управления установлено, что согласно ч. 8 ст. 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Поскольку в документации о закупке не содержится сведений предусмотренных п. 8, 10, 11, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, а именно порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, следовательно, Комиссия Управления делает вывод о несоблюдении ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» требований ч. 8 ст. 4 Закона о закупках, так как аукционная документация не содержит сведений предусмотренных п. 8, 10, 11, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, заказчиком нарушены требования ч. 5 ст. 4, ч. 8 ст. 4 Закона о закупках.
4. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая выявленные нарушения со стороны заказчика, комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, направленного на устранение данных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО <…> на действия заказчика – ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» <…> при проведении запроса котировок «Приобретение МТЗ 82.1 (Белоруссия)» обоснованной.
2. Признать заказчика – ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» нарушившим ч. 1 ст. 2, ч. 5 ст. 4; ч. 8 ст. 4, п. 8, 10, 11, 12, 13 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать заказчику – ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.
ПРЕДПИСАНИЕ
гор. Волгоград «03» мая 2017 года |
Дело № 17-01-18.1-04/243 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: А.В. Гаджиевой – заместителя руководителя;
Членов Комиссии: В.П. Фролова – главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
О.В. Дубровской – государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли,
руководствуясь правилами части 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03,05.2017 по делу № 17-01-18.1-04/243, принятому по результатам рассмотрения жалобы ООО <…> на действия заказчика – ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» <…> при проведении запроса котировок «Приобретение МТЗ 82.1 (Белоруссия)» (реестровый номер закупки 31705029875),
предписывает:
1) ФГБНУ «Быковская бахчевая селекционная опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства» совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации запроса котировок «Приобретение МТЗ 82.1 (Белоруссия)» для нужд заказчика, посредством аннулирования запроса котировок № 31705029875.
2) Срок исполнения предписания установить не позднее 16 мая 2017 года.
3) В качестве доказательств исполнения настоящего предписания не позднее 18 мая 2017 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (предварительно по факсу 24-22-76 и (или) по адресам электронной почты to34@fas.gov.ru, to34-frolov@fas.gov.ru) копию решения об аннулировании закупки с доказательствами его размещения на официальном сайте (иные документы, подтверждающие исполнение предписания).