Решение б/н РЕШЕНИЕ от 29 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:

А.В. Гаджиевой – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

В.П. Фролова – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

О.В. Дубровской – члена комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО <…> (далее также – заявитель) на действия АО <…> (далее также – заказчик), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках),

с участием в заседании комиссии:

от ООО <…> – директора К. Ю.В. согласно решению № 1 от 29.12.2015;

от АО <…> – Ш. И.В. по доверенности № 201 от 19.12.2016

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО <…> на действия АО <…> (вх. № 4171 от 04.05.2017) при закупке у единственного поставщика.

Извещения о проведении закупок: № 31705065767 размещено 27.04.2017; № 31705065867 размещено 27.04.2017; № 31705065950 размещено 27.04.2017; № 31705065821 размещено 27.04.2017 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО <…> принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 11.05.2017 исх. № 04-22/27844).

В направленной жалобе заявителем выражено несогласие с тем, что заказчик неправомерно использует неконкурентный способ закупки.

В направленной жалобе заявителем указано, что согласно положению о закупках АО <…> (пункт 4.5.1) закупка у единственного поставщика – неконкурентный способ закупки, в результате которого организатор закупки выбирает поставщика без проведения конкурентных процедур размещения заказа. Согласно протоколам (закупки № 31705065767; № 31705065867; № 31705065950; № 31705065821) по результатам заседания закупочная комиссия приняла решение заключить договор без проведения конкурентных процедур размещения заказа руководствуясь п.п. 5 п. 4.5.1 Положения о закупках АО <…>, в соответствии с которым «Закупка у единственного поставщика осуществляется в случаях: 5) закупки товаров, работ, услуг в следствие произошедшей аварии, обстоятельств непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, необходимости срочного медицинского вмешательства, а также в случае срочной потребности в товарах, работах, услугах (в том числе по причинам неисполнения договорных обязательств поставщиком, срыва сроков поставки поставщиком) в связи с чем применение других видов процедур невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения».

Кроме того, заявитель указывает, что конкретная причина из перечня п.п. 5 п. 4.5.1 положения о закупках, по которой возникла срочная потребность в гидравлическом масле МГЕ-10А, в указанных протоколах не указана.

Заявитель также указывает, что в соответствии с планом закупок АО <…> на 2017 год запланировано проведение открытого запроса ценна поставку гидравлического масла МГЕ-10А в апреле 2017 г. в количестве 15 000 кг. (п. 66 Плана), в мае 2017 в количестве 15 000 кг. (п. 130 Плана).

Таким образом, по мнению ООО <…> необходимость в гидравлическом масле МГЕ-10А при составлении плана закупок АО <…> на 2017 год была заранее известна, ссылка на срочную потребность в указанном товаре как причину в проведении неконкурентного способа закупки безосновательна.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых АО <…> указывает на необоснованность доводов ООО <…>.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом не подававшем заявки, в случае если его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Доводы изложенные в жалобе ООО <…> содержат только мнение заявителя о неправомерном использовании заказчиком неконкурентного способа закупок, при этом, не подтверждая свою позицию нормами права.

Доводы ООО <…> не касаются установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах и не могут быть рассмотрены в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия положения о закупке, являющегося документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В положении о закупке может быть предусмотрено проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

То есть заказчик вправе самостоятельно сформировать приемлемую для себя систему закупок и осуществлять закупки в рамках «рамочного договора» как закупки у единственного поставщика или осуществлять такую закупку иным установленным в положении о закупке способом с последующим внесением в случае необходимости изменений в договор.

В том числе заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на необходимую (в зависимости от особенностей осуществления закупочной деятельности) сумму, при этом должен быть установлен порядок закупки указанным способом.

Кроме того, Закон о закупках не ограничивает заказчика по количеству закупок у единственного поставщика за отчетный период и их предельной стоимости (Письмо Минэкономразвития от 21 июля 2015г. № Д28и-2077).

В п. 4.5.1 Положения АО <…>, регламентирующего закупочную деятельность предприятия указано, что решение о закупке у единственного поставщика (протокол единственного поставщика), включая цену товаров, работ, услуг, закупаемых у единственного поставщика, принимается на основании письменного обоснования потребности в закупке у единственного поставщика с указанием конкретного пункта Положения. В протоколе размещения заказа у единственного поставщика данный пункт указан.

Ни Положение о закупках, ни действующее законодательство не устанавливает обязанность заказчика обосновывать в протоколе, подлежащем размещению в ЕИС (официальном сайте) обстоятельства или конкретные причины, заключения договора с единственным поставщиком.

Обоснование проведения закупочной процедуры предоставляется на заседание закупочной комиссии для принятия или не принятия решения о заключении договора с единственным поставщиком. И являются внутренними документами, не подлежащими опубликованию.

Таким образом, довод ООО <…> о нарушении АО <…> требований Положения о закупках не обоснован.

2. Согласно п. 2 Правил формирования плана закупок товаров (работ, услуг), (утв. постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932) в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Осуществление закупочной процедуры производится на основании данных, установленных в плане.

В соответствии с указанными правилами, может осуществляться корректировка плана закупки.

В связи с разработкой новой редакции Положения о закупках данные закупки не были проведены конкурентным способом, в связи с чем была осуществлена корректировка плана закупок в части проведения закупочной процедуры неконкурентным способом, так как к моменту проведения закупки возникла срочная потребность в поставке гидравлического масла МГЕ из-за отсутствия времени для проведения иных закупочных процедур, связанных с угрозой срыва исполнения Государственного оборонного заказа.

Закупка масла МГЕ регламентируется утвержденным межотраслевым ограничительным перечнем топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов и присадок, разрешенных к применению в вооружении, военной и специальной технике <…>, согласно которому масло гидравлическое МГЕ-10А могут поставлять всего три предприятия-изготовителя, одним из которых является ООО <…> ставшим победителем закупочных процедур с наименьшей предложенной стоимостью поставки и лучшими условиями.

Кроме того, поставка гидравлического масла МГЕ-10А в заданные сроки исходит из сроков поставки готовых агрегатов Министерству обороны Российской Федерации. Основанием для данных сроков являются графики сборки и отгрузки агрегатов (данные документы имеют грифы «ДСП», «С» и «СС» и, соответственно не подлежат предоставлению).

Согласно графикам изготовления и сдачи изделий программы 2017 г., для которых планируется приобрести гидравлическое масло МГЕ-10А, их сдача запланирована поэтапно на июль-август 2017 г.

Обеспечение цехов предприятия гидравлическим маслом МГЕ-10А необходимо на нескольких производственных этапах. Сроки, внутренние графики производства, этапы сборки изделий, технологические циклы и иное, также не подлежат разглашению.

В связи с длительным производственным циклом масла МГЕ (60 календарных дней) и сроками сдачи изделий, отсутствует время для проведения других процедур закупки, в связи с чем принято решение о заключении договоров на поставку гидравлического масла МГЕ-10А на основании протоколов размещения заказов у единственного поставщика ООО <…>, являющегося предприятием-производиетелем.

Вместе с тем, с февраля 2017 года АО <…> провело одиннадцать процедур закупки единственного поставщика, что не указывает на злоупотребление правом закупки неконкурентным способом в силу малого объема данных процедур (т.к. весь объем потребности предприятия значительно больше и не проводится неконкурентным способом), и не влечет нарушение норм Закона о защите конкуренции.

Также необходимо отметить, что основные цели и принципы Закона о закупках это создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки, реализующим меры, направленные на сокращение издержек заказчика.

Произведя закупочные процедуры № 31705065767, № 31705065867, № 31705065950, № 31705065821 в соответствии с действующим законодательством и положением о закупках, межотраслевым ограничительным перечнем топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов и присадок, разрешенных к применению в вооружении, военной и специальной технике <…>, по наиболее низкой цене и у добросовестного контрагента, АО <…> наиболее рационально использовало имеющиеся способы и средства для удовлетворения своих потребностей.

Вместе с тем, ООО <…> ни указало конкретные нарушения законодательства и не доказало, какие именно права и законные интересы его как юридического лица нарушены, а также учитывая сроки сдачи изделий (июль-август 2017 г.), затягивание сроков заключения договоров после проведения закупочных процедур, в полном объеме соответствующих законодательству, влечет за собой срыв сроков соответствующих государственных контрактов.

При данных обстоятельствах жалоба ООО <…> подлежит признанию необоснованной.

2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО <…> на действия заказчика – АО <…> при проведении закупок у единственного поставщика (реестровые номера закупок 31705065767, 31705065867, 31705065950, 31705065821) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны