Решение б/н РЕШЕНИЕ от 29 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:
Гаджиевой А.В. – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;
Донецкова Е.С. – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Огородовой Л.В. – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу Синицкого А.Ю. (далее также – заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего ОАО «Луч» (должника) Каменскова А. А. (далее – конкурсный управляющий; организатор торгов),
с участием заявителя С<…> А.Ю. (лично, на основании паспорта гражданина Российской Федерации),
с участием представителя конкурсного управляющего – Т<…> Е.А. (доверенность № 88 от 15.08.2017),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России; Управление) поступила жалоба С<…> А.Ю. вх. № 10747 от 16.11.2017 на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего К<…> А.А. (ИНН <…>) при проведении электронных торгов по продаже имущества ОАО «Луч» посредством публичного предложения по лотам № 6 и № 63. Объявление № 77032372764 от 30.09.2017 о проведении спорных торгов опубликовано в газете «Коммерсантъ». Объявление № 2113494 о проведении торгов 27.09.2017 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ).
Согласно с п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).
В качестве основания для направления жалобы заявителем указаны следующие обстоятельства:
- организатором торгов необоснованно отказано заявителю в допуске к участию в торгах, с указанием следующей причины: «Поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов, задаток менее 20% от цены, указанной в заявке».
Заявитель просит признать организатора торгов – конкурсного управляющего К<…> А.А. нарушившим п. 8 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание, о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, посредством отмены протоколов, составленных в ходе проведения торгов и аннулирования процедуры публичного предложения по продаже имущества должника.
Жалоба принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 20.11.2017 исх. № 04-22/7279).
От организатора торгов поступили письменные возражения на жалобу заявителя, в которых указано на необоснованность доводов С<…> А.Ю. и отсутствие нарушений при проведении торгов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-11003/2013 от 15.07.2013 ОАО «Луч» (ОГРН 1093455001056, ИНН 3403025532) признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введено конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден К<…> (ИНН <…>).
Организатором торгов опубликовано объявление № 77032372764 о проведении спорных торгов в газете «Коммерсантъ» от 30.09.2017, кроме того на сайте ЕФРСБ опубликовано объявление о проведении торгов № 2113494 от 27.09.2017.
В соответствии с объявлениями о проведении торгов организатор торгов конкурсный управляющий К<…> А.А. объявляет о проведении электронных торгов по продаже следующего имущества ОАО «Луч»:
Лот № 6: Автогараж усадьба, кадастровый номер <...> :03:000000:0000: 18:205:002:000498830:0002. Начальная цена лота – 45180,00 руб.
Лот № 63: Оборудование маслобойни. Начальная цена лота–2430,00 руб.
Торги проводились и заявки принимались по адресу: www.m-ets.ru. Форма представления предложений о цене открытая.
Как следует из объявлений о проведении торгов, торги проводятся по мск. времени с 12:00 31.10.2017 до 12:00 24.01.2018.
Итоги торгов подводятся на эл. площадке ООО «МЭТС» 25.01.2018 в 12:00.
Начальная стоимость имущества с 12:00 31.10.2017 по 12:00 08.11.2017 определяется и сохраняется в размере цены продажи на повторных торгах.
Заявки, оформленные согласно п. 11 ст. 110 ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве), а так же приказа МЭР от 23.07.2015 г. № 495 принимаются в течение всего срока проведения торгов и направляются оператору эл. площадки по адресу www.m-ets.ru вместе с приложенными документами в электронной форме, подписанные электронной цифровой подписью.
Размер задатка составляет — 20% от цены, предлагаемой в заявке и перечисляется в течение всего срока проведения торгов по реквизитам: ОАО «Луч» (ИНН 3403025532), расчетный счет № 40702810611000007862 в Волгоградском отделении № 8621 ПАО «Сбербанк России» г.Волгоград, БИК 041806647, кор/счет 30101810100000000647.
Порядок и критерии выявления победителя торгов осуществляется на основании п. 4 ст. 139 ФЗ «О несостоятельности» (банкротстве).
По результатам открытых торгов посредством публичного предложения в форме открытых торгов по продаже имущества ОАО «Луч» от 08.11.2017 по продаже лота: № 6 № 63(протокол № 22991-ОТПП/6 и протокол № 22991-ОТПП/63) признаны состоявшимися, определены победители.
С<…> А.Ю. поданы заявки на участие в торгах по лотам № 6 и № 63 (08.11.2017). Заявителю отказано в допуске к участию в торгах. Причина отказа «Поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов, задаток менее 20% от цены, указанной в заявке».
Не согласившись с решением организатора торгов, С<…> А.Ю. обратился в антимонопольный орган с жалобой.
Рассмотрев доводы заявителя, возражения организатора торгов, изучив представленные в материалах дела документы и информацию, комиссия приходит к следующим выводам.
1. Согласно п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 данного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.
В соответствии с п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.
Организатор торгов выполняет, в том числе, следующие функции:
опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов;
принимает заявки на участие в торгах, предложения о цене предприятия;
определяет участников торгов;
осуществляет проведение торгов в случае использования открытой формы представления предложений о цене предприятия;
определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов;
уведомляет заявителей и участников торгов о результатах проведения торгов.
Размер задатка для участия в торгах устанавливается внешним управляющим и не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Срок представления заявок на участие в торгах должен составлять не менее чем двадцать пять рабочих дней со дня опубликования и размещения сообщения о проведении торгов.
Согласно п. 10 ст. 110 Закона о закупках в сообщении о продаже предприятия должна содержаться, в частности, информация о размере задатка, сроках и порядке внесения задатка, реквизитах счетов, на которые вносится задаток.
При подготовке к проведению торгов по продаже предприятия организатор торгов осуществляет приём заявок на участие в торгах и предложений участников торгов о цене предприятия, а также заключает договоры о задатке.
Рассмотрение организатором торгов представленной заявки на участие в торгах и принятие решения о допуске заявителя к участию в торгах осуществляются в порядке, установленном статьей 110 Закона о банкротстве.
Исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в допуске заявителя к участию в торгах установлен п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве:
заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;
представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Как следует из пояснений организатора торгов, С<…> А.Ю. не был допущен к участию в торгах, в связи с тем, что поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов, задаток менее 20% от цены, указанной в заявке. В заявке С<…> А.Ю. по лоту № 6 указана цена предложения 55180,00 руб., по лоту № 63 - 11036,00 руб., следовательно, по мнению организатора торгов, заявитель должен был обеспечить поступление задатка на расчетный счет ОАО «Луч» в размере не менее 11036,00 руб. по лоту № 6 и не менее 1066,4 руб. по лоту № 63.
Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принято на основании абз. 3 п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве (поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов).
Вместе с тем, согласно платежным поручениям № 1770884 и № 1795425 от 07.11.2017, С<…> А.Ю. были оплачены задатки в сумме 9 036 руб. по лоту № 6, а также задаток в сумме 500 руб. по лоту № 63, а именно 20% от начальной цены, указанной в заявке (лот № 6 - 45180,00 руб.; лот № 63 - 2430,00 руб.), что соответствует п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве, которым установлено, что размер задатка не должен превышать двадцать процентов начальной цены продажи предприятия.
Как указал Верховный Суд РФ в определении от 01.07.2016 № 305-ЭС16-3457 по делу № А40-117109/2010 законодательное ограничение размера направлено на предотвращение злоупотребления со стороны организаторов торгов, которое может выражаться в установлении необоснованно высокой суммы задатка и, как следствие, вести к снижению привлекательности продаваемого объекта и закрытию доступа потенциальным покупателям к участию в торгах.
Таким образом, существующий баланс между необходимостью внесения задатка и ограничением его размера создает возможность сформировать наиболее конкурентоспособный состав участников торгов применительно к конкретной цене предложения, что обеспечивает последующее максимально полное и скорейшее удовлетворение требований кредиторов.
Для достижения соответствующих целей необходимо, чтобы размер задатка исчислялся исходя из той цены, которая является начальной продажной на конкретном этапе публичного предложения и на основании которой организатором торгов принимаются заявки от потенциальных покупателей.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21.03.2017 по делу № А40-167126/2013.
Таким образом, организатором торгов сделан ошибочный вывод о несоответствии заявки С<…> А.Ю. требованиям, установленным в соответствии с настоящим Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, в связи с чем конкурсным управляющим допущено нарушение требований п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве.
2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, изложенные выше, Комиссия Волгоградского УФАС считает необходимым признать жалобу С<…> А.Ю. обоснованной.
Учитывая, что по результатам проведения электронных торгов по продаже имущества ОАО «Луч» посредством публичного предложения по лотам № 6 и № 63 с лицами, признанными победителями торгов, заключён гражданско-правовой договор купли-продажи, а также осуществляются действия по исполнению обязательств контрагентов по данному договору, Комиссия приходит к выводу об отсутствии условий для выдачи предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции обязательного для исполнения предписания в адрес организатора торгов.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу С<…> А.Ю. на действия (бездействие) организатора торгов – конкурсного управляющего ОАО «Луч» (ОГРН <…>) К<…> А.А. (ИНН <…>) при проведении электронных торгов по продаже имущества ОАО «Луч» посредством публичного предложения по продаже имущества должника, обоснованной.
2. Признать организатора торгов – конкурсного управляющего ОАО «Луч» К<…> А.А. нарушившим п. 8 ст. 110 Федерального закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
3. Предписание не выдавать.