Решение б/н Решение о признании жалобы на действия (бездействие) организ... от 1 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

гор. Волгоград

«15» февраля 2017 года

 

Дело № 17-01-18.1-04/72

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

            изучив в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу <…> (далее также – заявитель) на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Инфинити» при проведении публичного предложения по продаже имущества ООО «СПЕКТР» в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве,

            с участием в заседании комиссии:

            заявителя, <…>, – лично, на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

            конкурсного управляющего, <…>, – лично, на основании паспорта гражданина Российской Федерации;

            от ООО «Инфинити» – <…>, на основании доверенности от 15.06.2016;

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 30.01.2017 поступила жалоба <…> на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Инфинити» при проведении публичного предложения по продаже имущества ООО «СПЕКТР» (Волгоградская обл., г. Урюпинск, ул. Черничкин Сад, 42; ИНН 7733576140, ОГРН 5067746102177), признанного банкротом решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-31674/ 2014 от 20.01.2015 г. Конкурсный управляющий Бадеев Василий Викторович.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба <…> принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 02.02.2017 исх. № 04-22/611).

Из жалобы заявителя следует, что в объявлении о продаже имущества должника № 34030145264 от 24.12.2016 и в сообщении о проведении торгов опубликованном на сайте ЕФРСБ № 1483997 от 13.12.2016 не содержится сведений о дате и времени окончания представления заявок, перечне представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению, дате, времени и месте подведения результатов торгов, порядке и сроках заключения договора купли-продажи предприятия, почтовом адресе организатора торгов.

Кроме того, заявитель считает неправомерным отказ в допуске к участию в торгах по продаже имущества по причине: «представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны 1) Предложенная цена ниже цены, предложенной другим участником 2) К заявке не прикреплен сканированный паспорт <...> а приложена черно-белая копия».

В ходе рассмотрения дела конкурсным управляющим представлены запрошенные антимонопольным органом сведения и документы, а также письменные возражения на жалобу заявителя, в которых указано на необоснованность доводов <…>.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

1. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.01.2015 по делу № А12-31674/2014 ООО «СПЕКТР» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначен Бадеев В.В.

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.12.2015 по делу № А12-31674/2014 утверждено Положение «О порядке, сроках и условиях реализации не залогового имущества ООО «СПЕКТР».

Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.12.2016 по делу № А12-31674/2014 утверждено Дополнение к условиям продажи имущества ООО «СПЕКТР» посредством публичного предложения.

Согласно п. 3 ст. 139 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 данного Федерального закона, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

В соответствии с п. 8 ст. 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника. Указанная организация не должна являться заинтересованным лицом в отношении должника, кредиторов, внешнего управляющего.

Между ООО «СПЕКТР» в лице конкурсного управляющего Бадеева В.В. и ООО «Инфинити» заключён договор на организацию и проведение торгов по продаже имущества ООО «СПЕКТР».

Объявление № 34030145264 о продаже имущества должника опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 24.12.2016. Сообщение № 1483997 о проведении торгов опубликовано на сайте ЕФРСБ 13.12.2016.

Согласно протоколам об определении участников открытых торгов посредством публичного предложения в форме открытых торгов по продаже имущества ООО «СПЕКТР»  по лотам № 10 (Здание хозяйственного комплекса, 286,4 кв.м.), № 11 (Здание хозяйственного комплекса, 164,1 кв.м.), № 12 (Здание хозяйственного комплекса, 184 кв.м.), № 13 (Здание хозяйственного комплекса, 684 кв.м.) <…> «представил Заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, не соответствующие требованиям законодательства и Сообщения о проведении торгов по продаже имущества в установленный Сообщением о проведении торгов по продаже имущества срок. Представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны. 1) Предложенная цена ниже цены, предложенной другим участником 2) К заявке не прикреплен сканированный паспорт <...> а приложена черно-белая копия».

Комиссия установила, что в соответствии с сообщением о проведении торгов «к участию в торгах допускаются лица, своевременно внесшие задаток и представившие заявку на участие в торгах, соответствующую требованиям п. 11 ст. 110 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ».

Согласно п. 11 ст. 110 Закона о банкротстве заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с данным Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа.

Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать указанные в сообщении о проведении торгов следующие сведения:

наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица);

фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица);

номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя.

Заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.

К заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной подписью заявителя.

Заявка на участие в торгах должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно п. 12 ст. 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны.

Комиссия приходит к выводу о том, что ни сообщение о проведении торгов, ни нормы Закона о банкротстве не устанавливают специальных требований к форме, качеству и порядку осуществления операции сканирования документов, удостоверяющих личность физического лица. Организатором торгов не обоснован довод о том, что представленная заявителем чёрно-белая копия паспорта (в виде документа, подписанного электронно-цифровой подписью <…>) не соответствует установленным требованиям или недостоверна.

Требования, установленные в соответствии с Законом о банкротстве и указанные в сообщении о проведении торгов, не были нарушены заявителем. Предложение цены «ниже цены, предложенной другим участником» не является основанием для отказа в допуске к участию в торгах.

При данных обстоятельствах комиссия приходит к выводу об обоснованности жалобы <…> и о нарушении организатором торгов требований п. 12 ст. 110, п. 3 ст. 139 Закона о банкротстве.

2. В соответствии с п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться:

сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

начальная цена продажи предприятия;

величина повышения начальной цены продажи предприятия («шаг аукциона») в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

порядок и критерии выявления победителя торгов;

дата, время и место подведения результатов торгов;

порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

Указание заявителя на то, что ООО «Инфинити» не были опубликованы сведения о почтовом адресе организатора торгов, необоснованно, поскольку данные сведения (г. Волгоград, ул. 7-й Гвардейской, 2) содержатся как в газете «Коммерсантъ», так и в ЕФРСБ.

Почтовый адрес организатора торгов был приведён заявителем и в жалобе, направленной в антимонопольный орган.

Комиссией не установлено наличие сведений о дате и времени окончания подачи заявок в объявлении № 34030145264, опубликованном 24.12.2016 в газете «Коммерсантъ».

Кроме того, организатором торгов не опубликованы сведения о порядке оформления участия в торгах, требованиях к оформлению документов, представляемых участниками торгов (в частности, не определены требования к оформлению копии документа, удостоверяющего личность участника торгов), о дате, времени и месте подведения результатов торгов, порядке и сроке заключения договора купли-продажи имущества.

При данных обстоятельствах комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Инфинити» п. 10 ст. 110 Закона о банкротстве.

3. Комиссией установлено, что 01.02.2017 между ООО «СПЕКТР» и Лукьяновым В.Ф. заключён договор купли-продажи имущества по лотам № 3, 10, 11, 12, 13. Договор заключён на четвёртый день после подведения результатов открытых торгов (28.01.2017).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.) установление срока заключения договора по результатам торгов, не учитывающего закрепленной в Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Порядок проведения торгов не должен вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призван обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путём установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

Учитывая заключение договора ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган, комиссия приходит к выводу о нарушении ООО «Инфинити» положений статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

4. Заявитель в заседании комиссии от 15.02.2017 заявил ходатайство о дополнении своих требований, указав на невозвращение задатков, внесённых им по лотам 10, 11, 12, 13, 15.

Данное ходатайство в нарушение ч. 13 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не содержит сведений, указанных в ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,  направлено позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы.

Заявителем не представлены оригиналы платёжных документов, подтверждающих перечисление указанных задатков. Сведения, представленные заявителем не позволяют сделать вывод о наличии либо отсутствии у организатора торгов реквизитов расчётного счёта заявителя для возврата задатка.

Требования в данной части не могут считаться надлежащим образом обоснованными заявителем.

Комиссия разъясняет заявителю право обратиться в антимонопольный орган в порядке и сроки, указанные в ст. 18.1 Закона о защите конкуренции,  с надлежащим образом оформленной жалобой на действия организатора торгов, либо обжаловать действия последнего в судебном порядке.

5. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Согласно п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, порядка заключения договоров по результатам торгов, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Комиссией установлен факт завершения спорных торгов и заключения по их итогам гражданско-правового договора.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ГК РФ защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом.

Статья 23 Закона о защите конкуренции не предусматривает полномочий антимонопольного органа по разрешению вопросов о действительности гражданско-правовых договоров. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания организатору торгов.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу <…> на действия (бездействие) организатора торгов – ООО «Инфинити» при проведении публичного предложения по продаже имущества ООО «СПЕКТР» (Волгоградская обл., г. Урюпинск, ул. Черничкин Сад, 42; ИНН 7733576140, ОГРН 5067746102177), признанного банкротом решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу №А12-31674/ 2014 от 20.01.2015, обоснованной.

2. Признать организатора торгов – ООО «Инфинити» нарушившим положения ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», п. 10 ст. 110, п. 12 ст. 110, п. 3 ст. 139 Федерального закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Предписание не выдавать.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны