Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по де... от 8 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Волгоградской области Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев протокол и материалы дела № 17-03-14.3-02/640 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО «Дом одежды» (ОГРН 1033303401163 ИНН/КПП 3302005748/332901001 юридический адрес: 600000, Владимирская обл, г. Владимир, ул. Гагарина, д.1, эт. 1, пом. II) по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в присутствии представителя ООО «Дом одежды» Кауровой Е.С. (доверенность от 27.11.2017)

 

УСТАНОВИЛ:

 

20 ноября 2017 г. заместителем начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы Волгоградского УФАС России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Дом одежды», где было установлено следующее.

В магазинах розничной сети «ZENDEN» (Зенден), принадлежащих ООО «Сакура», в том числе по адресу г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 11, в период с 06.06.2017 по 19.06.2017 распространялась реклама об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» следующего содержания: «Дополнительно, -25% на вторую пару, -70% на третью пару» (внизу рекламы мелкими буквами) «Акция проводится в Сети магазинов ZENDEN с 06.06.2017 по 12.06.2017. В период проведения акции при покупке двух товаров, участвующих в акции, предоставляется скидка в размере 25 5 от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. В период проведения акции при покупке трех товаров, участвующих, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, при этом скидка 25% на второй товар не применяется. Акция распространяется на все торговые марки всех сезонов на категории товаров ОБУВЬ и СУМКИ. Адреса магазинов ZENDENкоторые участвуют в Акции, указаны на сайте www.zenden.ru. Правила проведения Акции размещены на сайте www.zenden.ru и в торговых залов магазинов розничной сети ZENDEN на информационных стендах. Количество товара ограничено».

 

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы, предусмотренным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе:

- информация распространена посредством подвесных баннеров в магазине «Зенден» по адресу ул. Рабоче-Крестьянская, д. 11, г. Волгоград;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (товар, реализуемый в магазине «Зенден»).

Объектом рекламирования выступает – товар (обувь, сумки и т.д.), реализуемые в магазине «Зенден».

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

По данному факту определением от 31 июля 2017 года Волгоградским УФАС России в отношении ООО «Сакура» было возбуждено производство по делу № 17-03-5-02/445 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе (см. также письмо ФАС России вх. № 8753 от 15.09.2017 о наделении полномочиями Волгоградское УФАС России по рассмотрению данного дела).

В ходе рассмотрения дела Волгоградским УФАС России установлено, что рекламодателем в рассматриваемом случае является не только ООО «Сакура», но и ООО «Дом одежды» (ОГРН 1033303401163 ИНН/КПП 3302005748/332901001 юридический адрес: 600000, Владимирская обл, г. Владимир, ул. Гагарина, д.1, эт. 1, пом. II). Данный факт подтверждают представленные макеты рекламы указанной выше акции, которые идентичны как у ООО «Дом одежды», так и у ООО «Сакура» (см. материалы дела № 17-03-5-02/445). Размеры макетов рекламы и используемых в них шрифтов также идентичны.

 

Представитель ООО «Дом одежды» на заседаниях Комиссии Волгоградского УФАС России высказал позицию согласно которой, действительно в магазинах «Зенден», принадлежащих ООО «Дом одежды», в период с 06.06.2017 года по 19.06.2017 года также проводилась акция «Скидка - 25% на второй товар и -70% на третий товар» (далее по тексту - «Акция»).

В соответствии с правилами Акции в период проведения Акции при покупке двух товаров, участвующих в Акции (а именно: обувь и сумки; Акция не распространялась на другие категории товаров из ассортимента розничных магазинов сети «Зенден», в том числе на чулочно-носочные изделия, средства по уходу за обувью и иное, а также на товары, реализуемые под торговой маркой Rieker), предоставляется скидка в размере 25 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену.

При покупке трех товаров, участвующих в Акции, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. При этом скидка 25 % на второй товар не применяется.

ООО «Дом одежды», также были представлены запрашиваемые документы и макеты рекламы для магазинов «Зенден», принадлежащих ООО «Дом одежды», с указанием их размеров.

Так, внизу распространенной рекламы мелкими буквами написано: «Акция проводится в Сети магазинов ZENDEN с 06.06.2017 по 12.06.2017. В период проведения акции при покупке двух товаров, участвующих в акции, предоставляется скидка в размере 25 5 от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. В период проведения акции при покупке трех товаров, участвующих, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, при этом скидка 25% на второй товар не применяется. Акция распространяется на все торговые марки всех сезонов на категории товаров ОБУВЬ и СУМКИ. Адреса магазинов ZENDENкоторые участвуют в Акции, указаны на сайте www.zenden.ru. Правила проведения Акции размещены на сайте www.zenden.ru и в торговых залов магазинов розничной сети ZENDEN на информационных стендах. Количество товара ограничено». Также были представлены размеры макетов рекламы акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар»: макет формата А4: размер макета – 210х297 мм; размер величины процента (скидки) – 54 мм; размер букв – 13 мм; размер букв подстрочника с условиями акции– 1 мм. Макет рекламной конструкции: размер макета – 800х1400 мм; размер величины процента (скидки) – 205 мм; размер букв – 50 мм; размер букв подстрочника– 2 мм.

Слово «Дополнительно» в рекламе акции «Скидка – 25% на второй товар и -70% на третий товар» было использовано в связи с тем, что при покупке товаров, участвующих в указанной выше акции, в магазинах «Зенден», принадлежащих ООО «Дом одежды», скидка по этой акции суммировалась со скидками на товар, предоставленными по иным акциям, специальным предложениям, которые действовали в магазине на момент проведения акции «Скидка – 25% на второй товар и -70% на третий товар».

Также материалы дела №17-03-5-02/445 содержат протокол заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Волгоградском УФАС России от 03.10.2017 № 02.

 

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе оба рекламных предложения -25% (на вторую пару) и -70% (на третью пару) объединены в одной рекламе. Указание на альтернативное применение скидок (25% или (либо) 75% ) отсутствует. Цвет оформления и размер текста с условиями акции, особенно в формате А4 (размер макета – 210х297 мм; размер величины процента (скидки) – 54 мм; размер букв – 13 мм; размер букв подстрочника с условиями акции– 1 мм), не позволяют увидеть условия действия акции и прочитать их без использования специальных средств.

В п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг.

Поэтому если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (шрифт (кегль), цветовая гамма и тому подобное), и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования (часть 7 статьи 5 Закона о рекламе).

Информация, указанная в рекламе мелким, невоспринимаемым для обычного потребителя шрифтом, является существенной для потребителя.

Размер скидки влияет на итоговую цену на товар (обувь) для потребителя. Цена на товар – один из ведущих факторов конкурентной борьбы, указание на конкретный размер скидки привлекает внимание потребителей к объекту рекламирования и способно сформировать интерес потребителей к рекламируемому товару. Информация о размере скидки является существенной информацией о товаре и условиях его приобретения.

Учитывая тот факт, что условия акции написаны текстом, затрудняющим ознакомление с ним без специальных усилий (взять рекламную конструкцию в руки, приглядываться, использовать специальные приборы), равно как и различить данный текст в принципе на рекламной конструкции, позволяет сказать, что существенная информация о данной акции не доводится до потребителя в доступной для восприятия форме. При формальном присутствии в рекламе данной информации такие, выбранные самим рекламодателем и рекламораспространителем характеристики рекламы, как размер спорного рекламного модуля, размер используемого шрифта, не позволяют потребителям воспринимать всю существенную информацию о рекламируемом товаре и условиях его приобретения со скидкой, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение.

Таким образом, в рекламе акции магазина «Зенден» «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» отсутствует существенная информация об условиях о рекламируемом товаре и условиях его приобретения (ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе), а также не соответствуют действительности сведения о размере скидок (п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).

По результатам рассмотрения дела № 17-03-5-02/445 реклама магазина «Зенден», об акции «Скидка -25% на второй товар и -70% на третий товар» следующего содержания: «Дополнительно -25% на вторую пару, -70% на третью пару» (внизу мелким шрифтом): «Акция проводится в Сети магазинов ZENDEN с 06.06.2017 по 12.06.2017. В период проведения акции при покупке двух товаров, участвующих в акции, предоставляется скидка в размере 25 5 от стоимости товара, имеющего наименьшую цену. В период проведения акции при покупке трех товаров, участвующих, предоставляется скидка в размере 70 % от стоимости товара, имеющего наименьшую цену, при этом скидка 25% на второйтовар не применяется. Акция распространяется на все торговые марки всех сезонов на категории товаров ОБУВЬ и СУМКИ. Адреса магазинов ZENDENкоторые участвуют в Акции, указаны на сайте www.zenden.ru. Правила проведения Акции размещены на сайте www.zenden.ru и в торговых залов магазинов розничной сети ZENDEN на информационных стендах. Количество товара ограничено», распространяемую в период с 06.06.2017 по 19.06.2017 в магазинах, обслуживаемых ООО «Дом одежды» признана ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

В ходе составления протокола представителем ООО «Дом одежды» Кауровой Е.С. не были даны письменные объяснения.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

ООО «Дом одежды» является рекламодателем указанной рекламы.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение п. 4 ч. 3, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В действиях ООО «Дом одежды» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ – нарушение рекламораспространителем и рекламодателем законодательства о рекламе.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы, а также регламентированный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

Объективную сторону состава административного правонарушения образует распространение рекламы, нарушающей требования законодательства о рекламе.

Субъектом правонарушения является ООО «Дом одежды» выступивший одновременно в качестве рекламораспространителя и рекламодателя ненадлежащей рекламы.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «Дом одежды» является юридическим лицом, ответственными за соблюдение требований законодательства Российской Федерации при осуществлении своей деятельности.

Изучив материалы дела № 17-03-14.3-02/640 об административном правонарушении, должностное лицо, рассматривающее дело, пришло к выводу, что у ООО «Дом одежды» имелась возможность для соблюдения в своей деятельности правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 

Таким образом, факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Дом одежды» является установленным и доказанным.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частьб 4 статьи 14.31, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В ходе рассмотрения дела № 17-03-14.3-02/640 от ООО «Дом одежды» поступило ходатайство о снижении размера административного штрафа (о назначении административного штрафа ниже минимального) с просьбой учесть смягчающие и исключительные обстоятельства, а именно совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ впервые, отсутствие негативных последствий совершенного административного правонарушения, прекращение распространения ненадлежащей рекламы.

Должностное лицо не удовлетворяет ходатайство о снижении размера административного штрафа ниже минимального размера ввиду недоказанности исключительных обстоятельств.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии смягчающих обстоятельств, установленных ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, с учетом характера совершённого ООО «Дом одежды» административного правонарушения, смягчающих обстоятельств руководствуясь частью 3. ст. 4.1, частью 1 ст. 4.2 КоАП РФ, должностное лицо, рассматривающее дело, считает, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей является справедливым и соответствующим характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Привлечь к административной ответственности ООО «Дом одежды» (ОГРН 1033303401163 ИНН/КПП 3302005748/332901001 юридический адрес: 600000, Владимирская обл, г. Владимир, ул. Гагарина, д.1, эт. 1, пом. II) за нарушение рекламного законодательства по ч. 1 ст. 14.3 Закона о рекламе.

2. Применить к ООО «Дом одежды» меру наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Реквизиты счета УФК по Волгоградской области:

Наименование получателя платежа: УФК МФ по Волгоградской области

(Управление ФАС по Волгоградской области);

ОКАТО: 18401000000;

ИНН получателя; 3444051210:

КПП получателя: 344401001;

Номер счета получателя платежа: 40101810300000010003;

Банк получателя: Отделение Волгоград;

БИК: 041806001;

Код бюджетной классификации: 161 1 16 26000 01 6000 140

УИН: 16168120700001032435

В поле платежного поручения «Назначение платежа» обязательно указывать: «Штраф за нарушение Закона о рекламе», а также реквизиты настоящего документа (постановление № 17-03-14.3-02/640 от 04.12.2017 года).

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном объеме лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа. свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении указанного срока должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке. предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиальною органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренном судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 20.25 КоАП РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

На основании статьи 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны