Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОН... от 8 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев заявление Л.Ю.Е.

 

установил:

В Волгоградское УФАС России поступили материалы из отдела по работе с обращениями граждан и организаций Аппарата губернатора Волгоградской области (вх. № 4084 от 03.05.2017), и аналогичные материалы из комитета по рекламе Администрации Волгограда (вх. № 4524 от 17.05.2017), содержащие обращение Л.Ю.Е. с жалобой на использование изображения скульптуры «Родина-мать зовет!» и Георгиевской ленты при рекламировании продукции завода «Пивовар» по адресу г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 65. По мнению заявителя использование изображения скульптуры «Родина-мать зовет!» и Георгиевской ленты возмутительно. Подобное расположение изображений (вместе с бутылками с алкогольной продукцией) создает впечатление, что завод «Пивовар» призывает завалить стеклотарой Мамаев курган.

В ходе рассмотрения заявления специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг наружной рекламы по адресу г. Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 65, распространение спорной рекламы подтвердилось (акт мониторинга №278-Р от 26.05.2017). На ул. Рабоче-Крестьянская, д. 65 по ходу первой продольной в сторону Тулака на боковой стороне высокого здания висит баннер, на котором размещено изображение скульптуры «Родина-мать зовёт!». Далее по направлению к правой стороне от изображения расположено 7 бутылок шампанского. На одной из них (третья справа) на горлышке размещена двухцветная лента с оранжевой и черной полосой (Георгиевская лента), которая повязана в виде банта. Также Георгиевская лента обрамляет низ баннера по всей ширине. Слева от изображения скульптуры Родина-мать расположен логотип предприятия «Пивовар», который также используется на этикетках продукции. Над этими изображениями размещена надпись: «Натуральное, Волгоградское, Праздничное».

Также, при осмотре прилегающей территории по ул. Рабоче-Крестьянская, 65 г. Волгоград, на ограждении со стороны двора возле торговых точек была обнаружена рекламная конструкция следующего содержания «Пиво – сбитень – квас, не фильтровано для вас. Чрезмерное потребление пива вредит вашему здоровью» с изображением кружек с пенным напитком и логотипом «Пивовар».

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством наружной конструкции (баннеров);

- адресована неопределенному кругу лиц (проходящие и проезжающие мимо завода «Пивовар» люди);

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является продукция завода «Пивовар».

Целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемую продукцию завода «Пивовар».

Согласно ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В рекламе алкогольной продукции завода «Пивовар» используется изображение скульптуры «Родина-мать зовёт!» в окружении бутылок шампанского, а также Георгиевская лента - двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, Георгиевской медали, являющаяся знаком доблести и славы. Оба этих символа связаны с героическими событиями Великой Отечественной войны.

Скульптура "Родина-мать зовет!" является композиционным центром памятника-ансамбля "Героям Сталинградской битвы" и Государственным историко-мемориальным музеем-заповедником "Сталинградская битва" на Мамаевом кургане, г. Волгоград.

На основании распоряжения Правительства РФ от 31.01.2008 г. N 84-р государственное учреждение культуры "Государственный историко-мемориальный музей - заповедник "Сталинградская битва" является объектом культурного наследия федерального значения, связанное с увековечиванием подвига советского народа в сражении под г. Сталинградом в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов.

Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2016 N 827-р "Скульптура "Родина-мать зовет!" (главный монумент, входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения "Мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане" (1960 г., 1967 г.) (Волгоградская область, г. Волгоград, Мамаев курган) признана особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации.

Изображение Георгиевской ленты как символа победы над фашизмом и изображения скульптуры «Родина-мать зовёт!» вместе с бутылками шампанского может оскорблять чувства ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей и др. К тому же, скульптура «Родина-мать зовёт!» символизирует Родину, зовущую своих сыновей на битву с врагом, поэтому при подобном использовании изображения скульптуры «Родина-мать зовёт!» может возникнуть ассоциация с призывом к распитию спиртных напитков.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ч 6 ст. 5 Закона о рекламе.

В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции», алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Частью 4 ст. 2 Закона о рекламе установлено, что специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения. Таким образом, запреты, установленные для рекламы алкоголя, в том числе пива, распространяются также на средства индивидуализации изготовителя алкоголя.

Спорная реклама распространяется при помощи наружных рекламных конструкций, размещенных на внешней стене здания (размещено изображение скульптуры «Родина-мать зовёт!» в окружении 7 бутылок шампанского, на одной из которых на горлышке размещена двухцветная лента с оранжевой и черной полосой (Георгиевская лента), которая повязана в виде банта, а также Георгиевская лента обрамляет низ баннера по всей ширине; слева от изображения скульптуры Родина-мать расположен логотип предприятия «Пивовар», который также используется на этикетках продукции; над этими изображениями размещена надпись: «Натуральное, Волгоградское, Праздничное»), а также на ограждении завода «Пивовар» с текстом: «Пиво – сбитень – квас, не фильтровано для вас. Чрезмерное потребление пива вредит вашему здоровью» с изображением кружек с пенным напитком и логотипом «Пивовар».

 

Учитывая, что на одном баннере используются бутылки шампанского, а на другом упоминание слов «Пиво – сбитень – квас, не фильтровано для вас. Чрезмерное потребление пива вредит вашему здоровью»», можно сделать вывод, что объектом рекламирования является именно алкогольная продукция.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Волгоградским УФАС России установлено, объектом рекламирования является продукция завода «Пивовар», следовательно, рекламодателем в рассматриваемом случае является ООО «Пивовар-живое пиво ИБТ».

В соответствии ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.

Пунктом 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Волгоградским УФАС России установлено, что здание, на котором размещена спорная реклама, расположено по юридическому адресу ООО «Держава», с учетом способа распространения рекламы (размещение наружной рекламы на внешней стене здания и ограждения) ООО «Держава» признается рекламораспространителем.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Возбудить производство по делу № 17-03-21-02/___ по признакам нарушения ч. 6 ст. 5, п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. Лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

- ООО «Пивовар-живое пиво ИБТ»;

- ООО «Держава».

2.2. Заявитель – лицо, обращение которого передано (вх. № 4084 от 03.05.2017; вх. № 4524 от 17.05.2017).

3. Назначить дело № 17-03-21-02/___ к рассмотрению на __ июня 2017 года в __ часов __ минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «Пивовар-живое пиво ИБТ» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов (например: договор на оказание услуг по размещению рекламы, переписка, макеты и др.);

4.2. Учредительные документы, свидетельство о регистрации юридического лица;

4.3. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ООО «Держава» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов::

5.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов (например: договор на оказание услуг по размещению рекламы, переписка, макеты и др.);

5.2. Учредительные документы, свидетельство о регистрации юридического лица;

5.3. Информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

6. Заявителю представить на заседание Комиссии информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны