Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНО... от 8 июня 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПредседатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, Никуйко Ирина Борисовна, рассмотрев заявление гр. С.С.Н.
установил:
В адрес Волгоградского УФАС России поступило заявление от гр. С.С.Н. (вх. № 3162 от 07.04.2017) с жалобой на распространение рекламы пива в лифте жилого дома по адресу г. Волгоград, б-р…, д. …, подъезд … следующего содержания: ««BEST BEER Свежее пенное Более 30 сортов 53-46-27 ДОСТАВКА Донская рыба Раки Снеки бестбир.рф с 10:00 до 23:00» с приложением фотографий.
В ходе рассмотрения заявления специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг распространения рекламы в лифте по адресу г. Волгоград, б-р…, д. …, подъезд …, распространение спорной рекламы подтвердилось (акт мониторинга №281-Р от 14.04.2017).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Рассматриваемая информация является рекламой, т.к.:
- адресована неопределенному кругу лиц (жители дома по адресу г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, д. 76, подъезд 5, гости, посещающие жильцов подъезда и иные люди);
- распространяется посредством листовки, наклеенной на специальную конструкцию;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (алкогольная продукция (пиво), сопутствующие товары магазина «BEST BEER»);
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижению на рынке.
Объектом рекламирования выступает - пивная продукция, сам магазин «BEST BEER», а также сопутствующие товары (донская рыба, снеки, раки) реализуемые в вышеуказанном магазине.
Целью распространения рекламы является привлечение внимания потребителя к объекту рекламирования и увеличение продаж алкогольной продукции – пива, реализуемого в указанном магазине, а также сопутствующих товаров.
В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции», алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно ч. 2.1 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов.
Ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Ст. 8 Закона о рекламе устанавливает, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 2 ст. 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара).
Актом осмотра интернет-сайта бестбир.рф (№ 280-Р от 18.04.2017) установлено, что ассортимент пива, реализуемый в магазине «BEST BEER», включает в себя сорта пива с содержанием этилового спирта пять и более процентов («Приятель нефильтрованное 5,0 %, Пенное Пшеничное 5,0 %, Ирландский Эль Шемрок 6,2 %, Напиток Шампань Asti 6,0 %). Спорная реклама распространяется в лифте жилого дома, в ассортименте пивной продукции, реализуемой в вышеуказанном магазине, есть сорта пива, содержащие пять и более процентов содержания этилового спирта, соответственно спорная реклама распространяется ненадлежащим образом.
К тому же, пиво является алкогольной продукцией, поэтому необходимо предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива, которое отсутствует.
Также, в рекламе указывается на такой способ получения товара как доставка. На сайте бестбир.рф можно заказать доставку пива без непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора розничной купли-продажи, а напротив при ознакомлении покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталога, расположенного на сайте бестбир.рф.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения ст. 8, ч. 2.1 ст. 21, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ч. 2.1 ст. 21, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
П. 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Волгоградским УФАС России путем направления запроса (исх. № 02-12/2729 от 05.052017) в рекламное агентство РЕК ВОЛГА, информация о котором размещена на рекламной конструкции, расположенной в лифте жилого дома по адресу г. Волгоград, б-р…, д. …, подъезд …, установлено, что рекламораспространителем спорной рекламы является ООО «ЖЭК ЛифтБорд».
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение ст. 8, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
П. 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Волгоградским УФАС России при анализе договоров на оказание услуг по размещению рекламы в лифтах жилых домов, предоставленных ООО «ЖЭК ЛифтБорд» в ответ на запрос (вх. № 4871 от 25.05.2017), установлено, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «Урарту».
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 17-03-21-02/331 по признакам нарушения ст.8, ч. 2.1 ст. 21, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО «ЖЭК ЛифтБорд»;
2.2. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Урарту».
2.3. Заявитель – С.С.Н.
3. Назначить дело № 17-03-21-02/331 к рассмотрению на __ _______ 2017 года в __ часов __ минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (кааб.11, 5-й этаж, левое крыло).
4. ООО «ЖЭК ЛифтБорд» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;
4.2. Учредительные документы, свидетельство о регистрации юридического лица.
4.3. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
5. ООО «Урарту» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
5.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела.
5.2.Учредительные документы, свидетельство о регистрации юридического лица.
5.3. Информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
6. Заявителю представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:
6.1. Информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей.