Решение б/н РЕШЕНИЕ от 16 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии – Никуйко Ирина Борисовна – заместитель руководителя Управления;
член Комиссии – Селютина Елизавета Михайловна – главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;
член Комиссии – Власова Екатерина Александровна – ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы,
рассмотрев дело № 17-03-21-02/436, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (реклама алкогольной продукции), выразившегося в распространении наружной рекламы алкогольной продукции (пива) посредством размещения рекламных конструкций на стене жилого дома по адресу г. Волгоград, ул. Краснополянская, 44, возле магазина «Пив&ко» следующего содержания «Пив&ко у нас отличная бонусная программа! (конструкция №1), Пив&ко Получай пиво бесплатно! Бонусная программа в Пив&ко! (конструкция № 2)»,
с участием представителя ООО «Евразия» - директор общества Шевелева Н.А. (подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ);
в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области и заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Волгоградское УФАС России поступили материалы из Управления Роспотребнадзора (вх. № 5178 от 02.06.2017), содержащие заявление Клименко Е.А. с жалобой в том числе на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в распространении наружной рекламы алкогольной продукции (пива) посредством размещения рекламных конструкций на стене жилого дома по адресу г. Волгоград, ул. Краснополянская, 44, возле магазина «Пив&ко» следующего содержания «Пив&ко у нас отличная бонусная программа! (конструкция №1), Пив&ко Получай пиво бесплатно! Бонусная программа в Пив&ко! (конструкция № 2)» (фото приложено к заявлению). Заявителем также указана организация, осуществляющая свою деятельность под обозначением «Пив&ко» - ООО «Евразия» (ОГРН 1163443073694 ИНН/КПП 3443131431/344301001 юридический адрес ул. Краснополянская, д. 44, оф. 1, г. Волгоград, 400075).
В ходе рассмотрения заявления специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг наружной рекламы по адресу г. Волгоград, ул. Краснополянская, д. 44, распространение спорной рекламы в момент осмотра было прекращено. Магазин пива, а так же рекламные конструкции не обнаружены, однако внутри помещения, указанного в заявлении, обнаружена демонтированная вывеска «Пив&ко» (акт мониторинга № 288-Р от 20.06.2017).
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Также, в соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
При этом, в соответствии с п. 17 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (ред. от 20.12.2014) устранение нарушения не является основанием для отказа в возбуждении дела по признакам нарушения рекламного законодательства.
На основании полученной информации в отношении ООО «Евразия» определением от 27 июля 2017 года было возбуждено производство по делу № 17-03-21-02/436 по признакам нарушения п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
На первое заседание Комиссии Волгоградского УФАС России стороны по делу не явились, надлежаще уведомлены. Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области представило копию договора аренды нежилого помещения ООО «Евразия» с ООО «Эко Сити» от 24.08.2016 № 54, а также соглашение от 15.06.2017 к вышеуказанному договору. Рассмотрение дела было отложено на 29 сентября 2017 года.
На второе заседание Комиссии 29 сентября 2017 года явился представитель ООО «Евразия» - Шевелева Н.А. (директор Общества). Комиссии были представлены письменные объяснения, учредительные документы, свидетельство о регистрации юридического лица, дополнительное соглашение о расторжении договора аренды № 54 от 24.08.2016 г. с ООО «Эко Сити», свидетельство на товарный знак Пив&Ко, изменение к свидетельству на товарный знак, договор коммерческой концессии, а также документы из Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области по проводимой ими проверке.
В устных объяснениях представитель ООО «Евразия» подтвердил, что рассматриваемая реклама размещалась на фасаде жилого дома возле магазина Пив&Ко. Распространялась реклама в период с 09.12.2016 по 12.06.2017 года. Рекламная конструкция была демонтирована после устного предупреждения от представителя администрации Дзержинского района о том, что рекламная конструкция размещена в форме баннера без соответствующего разрешения органа местного самоуправления.
Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
Материалами дела подтверждается распространение рекламных конструкций в период с 22.05.2017 по 12.06.2017 на стене жилого дома по адресу г. Волгоград, ул. Краснополянская, 44, возле магазина «Пив&ко» следующего содержания «Пив&ко у нас отличная бонусная программа! (конструкция №1), Пив&ко Получай пиво бесплатно! Бонусная программа в Пив&ко! (конструкция № 2)» - фото заявителя, а также объяснения ООО «Евразия».
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:
- распространяется посредством наружных конструкций;
- адресована неопределенному кругу (проходящим и проезжающим мимо магазина пива «Пив&Ко» людям);
- направлена на привлечение внимания и продвижение магазина пива Пив&ко и реализуемой продукции (пиво);
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования выступает магазин «Пив&ко» по адресу г. Волгоград, ул. Краснополянская, 44, а также пивная продукция данного магазина.
Форма распространения рекламы – посредством наружных рекламных носителей, располагаемых на внешней стене здания возле магазина.
В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции», алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
В рассматриваемом случае спорная реклама распространяется при помощи наружной рекламной конструкции, размещенной на внешней стене жилого дома («Пив&ко у нас отличная бонусная программа! , Пив&ко Получай пиво бесплатно! Бонусная программа в Пив&ко!).
В совокупности с вывеской «Пив&ко», а также информацией: «Получай пиво бесплатно» можно сделать вывод, что объектом рекламирования выступает именно пиво (алкогольная продукция).
Пиво является видом алкогольной продукции, а значит на его рекламу распространяются требования статьи 21 Закона о рекламе.
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
При этом запрет на размещение наружной рекламы алкоголя (п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе) поглощает требование о наличии предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии со ст. 38 Закона о рекламе, за нарушение ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе ответственность несет как рекламораспространитель, так и рекламодатель (за нарушение ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе).
Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Волгоградским УФАС России установлено, что рекламодателем и одновременно рекламораспространителем (ООО «Евразия» является арендатором встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу г. Волгоград, Краснополянская, д. 44 на основании договора аренды нежилого помещения между ООО «Евразия» и ООО «Эко Сити») данной рекламы (распространяемой до 15.06.2017) является ООО «Евразия» (ОГРН 1163443073694 ИНН/КПП 3443131431/344301001 юридический адрес ул. Краснополянская, д. 44, оф. 1, г. Волгоград, 400075).
Представитель ООО «Евразия» в ходе рассмотрения дела подтвердил устранение нарушения, в связи с чем основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать наружную рекламу: «Пив&ко у нас отличная бонусная программа!, Пив&ко Получай пиво бесплатно! Бонусная программа в Пив&ко!», распространяемую с использованием наружных рекламных конструкций по адресу г. Волгоград, ул. Краснополянская, 44 ненадлежащей, нарушающей требования п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Евразия» (ОГРН 1163443073694 ИНН/КПП 3443131431/344301001 юридический адрес ул. Краснополянская, д. 44, оф. 1, г. Волгоград, 400075).
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.