Решение б/н РЕШЕНИЕ от 23 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна,

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна,

 

- главный специалист-эксперт – Козубова Елизавета Михайловна,

- ведущий специалист – эксперт – Власова Екатерина Александровна,

рассмотрев дело № 17-03-5-02/429 по признакам нарушения ООО «Эво-касса» (ОГРН … ИНН/КПП … юридический адрес: 400120, г. Волгоград, …) п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) с участием законного представителя ООО «Эво-касса» … (личность удостоверена по паспорту),

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Правилами в п. 3 предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В Волгоградское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 5575 от 15.06.2017) с жалобой на размещение по адресу: г. Волгоград, ул. Богданова, 1/2 недостоверной рекламы по продаже онлайн-касс ООО «Эво-касса». Заявитель указал, что при осуществлении звонка по указанному в рекламе номеру ему была озвучена иная стоимость онлайн касс (17500 руб.), чем указана в рекламе (1 руб.). К заявлению приложено фото распространяемой рекламы.

В ходе рассмотрения заявления специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг распространения наружной рекламы по адресу: г. Волгоград, ул. Богданова, 1/2, распространение спорной рекламы подтвердилось (акт мониторинга № 286-Р от 20.06.2017). По указанному адресу на здании, расположенном напротив Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Волгоградской области, было выявлено распространение рекламы следующего содержания «Онлайн Касса за 1 рубль! Касса под ключ, 96-24-41 ЭВО-КАССА, www.evokassa.ru, 54 ФЗ Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Услуги: регистрация в ФНС, подключение к ОФД, выпуск КЭП, продажа ФН, модернизация ККТ, обучение персонала, техническое обслуживание, рассрочка платежа. Техника от производителя: Эвотор, Атол, Казначей, Штрих-М».

В рамках рассмотрения заявления от ООО «Эво-касса» в ответ на запрос Волгоградского УФАС России исх. № 02-13/4203 от 06.07.2017 была получена информация (см. письмо вх. № 6666 от 17.07.2017). ООО «Эво-Касса» подтвердило, что размещает наружную рекламу на здании по адресу: г. Волгоград, ул. Богданова, 1/2 на основании договора на оказание платных услуг по размещению рекламно-информационной конструкции № 5 от 08.06.2017, заключенного с ТСЖ «Зеленое кольцо» (срок размещения рекламы с 06.06.2017 по 31.08.2017). Общество сообщило, что условия участия в акции клиентам разъясняют в офисе компании. Акция заключается в том, что клиент получает кассу за 1 рубль при условии заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание по специальному предложению банка-партнера – «ЮниКредит Банк» (см. соглашение о сотрудничестве № б/н от 07.06.2017). Банк выдает сертификат, удостоверяющий право клиента получить кассу за 1 рубль.

ООО «Эво-касса» указало, что клиент имеет возможность приобрести у компании кассовую технику, соответствующую требованиям Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») (далее – Закон о применении ККТ), зарегистрировать ее при содействии ООО «Эво-касса» в ФНС, заключить договор с оператором фискальным данных, осуществить настройку кассы для работы, обучить персонал работе с кассовым оборудованием. Обществом была представлена фотография распространяемой рекламы, идентичной по содержанию той, на распространение которой указал заявитель.

Однако в представленной ООО «Эво-касса» рекламе имелась надпись «Данное предложение не является публичной офертой, подробнее об акции узнайте по телефону (8442) 95-24-41. Срок действия акции с 01.06.2017г. по 31.08.2017г.» Данная надпись располагалась в нижней части рекламного баннера, выполнена заметно более мелким шрифтом в сравнении с иной информацией.

В рамках рассмотрения дела № 17-03-5-02/429 ООО «Эво-касса» были представлены письменные объяснения, подтверждающие ранее представленные сведения. Кроме того, Общество указало, что по состоянию на 03.08.2017 реклама «Онлайн касса за 1 рубль» демонтирована, в доказательство чего была представлена фотография.

Законный представитель ООО «Эво-касса» на заседании Комиссии Волгоградского УФАС России 04.08.2017 согласился с доводами Волгоградского УФАС России, изложенными в определении о возбуждении дела № 17-03-5-02/429 от 25.07.2017.

Иных заявлений, ходатайств, объяснений в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России не поступило.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учётом доводов лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством наружной рекламной конструкции;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются онлайн-кассы, реализуемые ООО «Эво-касса», техника от производителей, а также услуги ООО «Эво-касса».

Целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемую продукцию и услуги ООО «Эво-касса».

В соответствии со ст. 1.1 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;

Согласно письму Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831 онлайн-кассы (кассовые аппараты с обязательной онлайн передачей данных о наличных расчетах) являются новым видом контрольно-кассовой техники.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Материалами дела установлено и не оспаривается ООО «Эво-касса», что в период с 14.06.2017 (как указал заявитель) и до момента получения Обществом запроса о представлении информации от Волгоградского УФАС России реклама «Онлайн касса за 1 рубль!» распространялась в том виде, в котором была зафиксирована актом мониторинга № 286-Р от 20.06.2017, т.е. без сведений: «Данное предложение не является публичной офертой, подробнее об акции узнайте по телефону (8442) 95-24-41. Срок действия акции с 01.06.2017г. по 31.08.2017г.»

Исходя из текста рекламы, до потребителя не доводилась информация о проведении какой-либо акции. Внесённые впоследствии в рекламу корректировки также не отражают сведения, о какой акции идет речь. В рекламе констатировалась возможность приобретения онлайн-кассы за 1 рубль.

Рассматриваемая реклама не содержит никаких условий (ссылок на наличие таковых) приобретения онлайн-касс по указанной в рекламе цене. В отсутствие данных сведений искажается смысл рекламы, потребитель вводится в заблуждение.

Фактически, исходя из условий соглашения, заключенного между ООО «Эво-касса» (продавец) и АО «ЮниКредит Банк» продавец продает клиенту, являющемуся покупателем тарифного плана оборудование (контрольно-кассовую аппаратуру) по договору купли-продажи на основании сертификата, выдаваемого Банком, за 1 руб. Однако для этого должны быть соблюдены определенные условия. Так, Банк оплачивает реализованное оборудование и услуги ООО «Эво-касса» только при условии осуществления клиентом первой оплаты тарифного плана в соответствии с правилами, которые публикуются на сайте Банка (см. п. 1.2 соглашения сторон № б/н от 07.06.2017). При этом под клиентом понимается хозяйствующий субъект, относящийся к сегменту малого и среднего бизнеса (МСБ), планирующий обслуживание по тарифному плану (специальному комплексному продукту банка, разработанному для клиентов Банка сегмента МСБ) и не находящийся на расчетно-кассовом обслуживании в Банке на момент подключения к тарифному плану и являющийся получателем оборудования (см. термины и определения соглашения сторон № б/н от 07.06.2017).

Сторонами соглашения также определено, что срок действия выдаваемого Банком сертификата, эквивалентен трем календарным месяцам с даты подключения клиента к тарифному плану, в течение которого клиент имеет возможность не оплачивать полностью стоимость приобретаемого у продавца оборудования. По истечении этого срока клиент теряет такую возможность и оплачивает оборудование собственными средствами.

При этом соглашение между ООО «Эво-касса» и АО «ЮниКредит Банк» было заключено 07.06.2017, с этого же момента сторонами было определено наступление срока действия соглашения (см. п. 8.1 соглашение сторон от 07.06.2017), а согласно рекламе, фотография которой была представлена ООО «Эво-касса», акция проводилась в период с 01.06.2017.

В рамках рассмотрения дела законный представитель ООО «Эво-касса» указал, что стоимость контрольно-кассового оборудования колеблется от 17 500 руб. до 50.000 руб.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе отсутствует существенная информация об условиях приобретения товара (онлайн-касс) за 1 рубль, что искажает смысл информации и вводит потребителя в заблуждение, в отстутсвие данной информации указание на стоимость товара в 1 рубль является недостоверной информацией.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются (ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе).

Рекламное послание формирует интерес к товару или услуге и направлено на формирование у потребителей желания ими воспользоваться. Поэтому существенной является информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителя такой рекламой. Отсутствие в рекламе существенной части информации приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым товаром или видом услуг.

Поскольку рекламодатель умалчивает об отдельных характеристиках рекламируемого товара, условиях его приобретения, у потребителя складывается искаженное представление о его потребительских свойствах, условиях использования, предназначении и пр.

Закон о рекламе в ч. 7 ст. 5 запрещает умалчивать в рекламе информацию, которая, будучи сообщенной, изменила бы созданное рекламой представление потребителей о товаре, об условиях его приобретения или использования, а значит, изменило бы и решение потребителя: воспользоваться ли рекламируемой услугой, приобрести рекламируемый товар или нет.

Закон о рекламе ставит цель реализовать право потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупредить нарушения законодательства о рекламе и пресечь факты ненадлежащей рекламы (ст. 1 Закона о рекламе).

Как указал Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд в постановлении от 29.07.2016 № 12АП-6577/2016 по делу № А06-602/2016, краткость содержания рекламы допустима, но при условии, что реклама не создает иллюзий о рекламируемом товаре (услуге) и порядке его приобретения (пользования) в целях привлечения интереса потребителей.

При этом потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Именно в связи с направленностью рекламы на привлечение внимание покупателей она должна информировать потенциального потребителя о возможных ограничениях и изъятиях (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу № А12-20905/2014).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Волгоградским УФАС России установлено, что рекламодателем спорной рекламы является ООО «Эво-касса» (ОГРН … ИНН/КПП … юридический адрес: 400120, г. Волгоград, …).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама «Онлайн Касса за 1 рубль! Касса под ключ, 96-24-41 ЭВО-КАССА, www.evokassa.ru, 54 ФЗ Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Услуги: регистрация в ФНС, подключение к ОФД, выпуск КЭП, продажа ФН, модернизация ККТ, обучение персонала, техническое обслуживание, рассрочка платежа. Техника от производителя: Эвотор, Атол, Казначей, Штрих-М», распространявшаяся в период с 14.06.2017 по 03.08.2017 посредством наружной рекламной конструкции, является ненадлежащей, нарушающей п. 4 ч. 3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаётся на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

Однако с учётом того, что на момент рассмотрения дела № 17-03-5-02/429 распространение рекламы с использованием слоганов: «Онлайн Касса за 1 рубль!..» было прекращено, Комиссией Волгоградского УФАС не было установлено оснований для выдачи предписания.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Онлайн Касса за 1 рубль! Касса под ключ, 96-24-41 ЭВО-КАССА, www.evokassa.ru, 54 ФЗ Новый порядок применения контрольно-кассовой техники. Услуги: регистрация в ФНС, подключение к ОФД, выпуск КЭП, продажа ФН, модернизация ККТ, обучение персонала, техническое обслуживание, рассрочка платежа. Техника от производителя: Эвотор, Атол, Казначей, Штрих-М», распространявшуюся в период с 14.06.2017 по 03.08.2017 посредством наружной рекламной конструкции, ненадлежащей, нарушающей требования п. 2 ч.3 ст. 5 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны