Решение б/н РЕШЕНИЕ от 5 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Никуйко Ирина Борисовна – заместитель руководителя Управления;

член Комиссии – Алимова Елена Владимировна – заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – Власова Екатерина Александровна – ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № 17-03-5-02/446, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в размещении недостоверной рекламы кулинарией «Конфетки-бараночки» (по адресу пр-т Университетский, 21) об акции «А у нас счастливый час!», следующего содержания: «А у нас счастливый час! После 20:00 20% скидка на все салаты и выпечку Конфетки-бараночки Контактная информация».

с участием представителя ИП С.И.В. И.Н.Ю. (доверенность от 08.08.2017), а также заявителя,

в отсутствие представителей ООО «Олимп», ООО «Галактика» (надлежаще уведомлены),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Волгоградское УФАС России поступило обращение от Б.С.В. (вх. № 5235 от 05.06.2017) с жалобой на размещение недостоверной рекламы кулинарией «Конфетки-бараночки» (по адресу пр-т Университетский, 21) об акции «А у нас счастливый час!». Заявитель указал, что данная акция заключалась в предоставлении 20 % скидки при покупке салатов и выпечки после 20:00. При осуществлении покупки на одни из товаров из категории выпечка не была сделана скидка. Сотрудники магазина не смогли объяснить причины отказа в представлении скидки, дополнительная разъясняющая информация по данной рекламе (перечень товаров, на которые действует скидка) также не была представлена. Заявителем была оставлена жалоба в книге жалоб и предложений. К заявлению приложено фото рекламы следующего содержания: « А у нас счастливый час! После 20:00 20% скидка на все салаты и выпечку Конфетки-бараночки Контактная информация».

Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен осмотр интернет-сайта http://www.confetkibaranochki.ru/, где размещена информация об акции «А у нас счастливый час!» с указанием условий ее действия (после 20:00, на все салаты и выпечку, места проведения) (акт мониторинга № 282-Р от 07.06.2017). Содержание рекламы идентично рекламе, на которую жаловался заявитель.

Путем анализа данных, содержащихся в сети Интернет, а также информации, представленной заявителем на запрос (исх. № 02-16/3495 от 08.06.2017), были выявлены юридические лица, осуществляющие деятельность под брендом «Конфетки-бараночки», где проходила акция «А у нас счастливый час» - ООО «Олимп» (ОГРН …….. ИНН/КПП ……/……….. юридический адрес: …………) и ИП С.И.В. (осуществляет деятельность по адресу: пр-т. Университетский, 21, г. Волгоград).

В ходе рассмотрения заявления также был направлен запрос (исх.№ 02-16/4684 от 26.07.2017) об установлении владельца сайта http://www.confetkibaranochki.ru. В ответ на запрос (вх.№ 7104 от 28.07.2017) поступила информация, что владельцем указанного выше сайта является ООО «Галактика» (ОГРН ………….. ИНН/КПП ……../…………. адрес регистрации: ………..).

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

 

Определением от 02 августа 2017 года Волгоградским УФАС России в отношении ООО «Олимп», ООО «Галактика», ИП С.И.В. было возбуждено производство по делу № 17-03-5-02/446 по признакам нарушения п. 4 ч. 3 и ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

На заседание Комиссии Волгоградского УФАС России 24 августа 2017 года представитель ИП С.И.В. представил запрошенные документы, а также письменные и устные объяснения. Представитель не отрицает распространение в кулинарии «Конфетки-бараночки» по адресу пр-т Университетский, 21 рекламы об акции «А у нас счастливый час!». Считает, что рассматриваемая реклама содержит всю необходимую информацию, не содержит каких-либо иных условий, в связи с чем отсутствует нарушение законодательства о рекламе. Также представитель указал на то, что заявителю не была представлена скидка в связи с возможным техническим сбоем. От сотрудников кулинарии «Конфетки-бараночки» по адресу пр-т Университетский, 21, работающих в этот день и не представивших скидку заявителю, объяснения не были получены, однако в письменных объяснениях есть указание на то, что споров с персоналом магазина-кулинарии относительно того, что же именно считается выпечкой не было, жалобная книга, в которой заявитель оставил жалобу, не сохранилась. Представитель ИП С.И.В. высказал мнение о злоупотреблении правом заявителя, об этом, по его мнению, свидетельствует то, что заявитель «намеренно» пришел в кулинарию за 9 минут до конца рабочего дня и потратил оставшееся время на выяснение отношений и причин непредоставления скидки, тем самым уклоняясь от получения денежных средств за не представленную скидку,.

Представитель ООО «Олимп» на заседание Комиссии не явился. В адрес Волгоградского УФАС России представлен ряд документов, а также письменные объяснения от ООО «Олимп» (вх № 7963 от 22.08.2017), в которых Общество выражает свое несогласие с выводами, указанными в определении о возбуждении дела № 17-03-5-02/446, так как Общество не осуществляет и не осуществляло реализацию продукции по адресу г. Волгоград, пр-т Университетский, 21, поэтому не может дать каких-либо пояснений относительно обстоятельств продажи товаров из категории выпечка без применения скидки. В объяснениях также указано, что никакой иной информации об акции кроме той, что указана в рекламе у Общества нет.

Представитель ООО «Галактика» (Общество является администратором сайта http://www.confetkibaranochki.ru) также не явился на заседание. От Общества поступили документы, запрашиваемые определением о возбуждении дела, а также письменные объяснения, согласно которым ООО «Галактика» поясняет, что продавцом продукции кулинарии «Конфетки-бараночки» не является. Реклама, размещенная на сайте, соответствует требованиям действующего законодательства и содержит всю необходимую информацию об акции кулинарии «Конфетки-бараночки» «А у нас счастливый час!», которая является полной и достаточной. ООО «Галактика» к рассматриваемому случаю отношения не имеет.

На заседании Комиссии присутствовал заявитель, который дал дополнительные устные пояснения, согласно которым 2 июня 2017 года он совершал покупку после 20:00 в кулинарии «Конфетки-бараночки» по адресу г. Волгоград, пр-т Университетский, 21. На экране кассового аппарата заявитель увидел, что скидка не пробилась на купленный им хачапури (аналогичная информация в кассовом чеке). На вопрос почему на хачапури не представлена скидка кассир не ответил, начал объяснять процесс изготовления данного вида продукта. После этого заявитель повторил свой вопрос, на что кассир отправил его к заведующей кулинарии, которая также не смогла пояснить отсутствие скидки на хачапури. Заявитель оставил жалобу в книге жалоб и предложений, которую ему предоставила заведующая кулинарией. Предложений по возврату денежных средств или оформлению скидки на хачапури по акции «А у нас счастливый час!» заявителю не поступало.

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив устные и письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством размещения листовок в точках реализации, а также в сети Интернет;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (продукция кулинарии «Конфетки-бараночки» - салаты и выпечка).

Объектом рекламирования выступает – продукция кулинарии «Конфетки-бараночки» - салаты и выпечка.

Целью распространения рекламы является увеличение спроса на рекламируемый вид продукции кулинарии «Конфетки-бараночки» - салаты и выпечка.

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия оценила доводы представителя ИП С.И.В. и с учетом данных на заседании Комиссии пояснений установила.

Исходя из материалов, полученных Волгоградским УФАС России в ходе рассмотрения дела, определением о возбуждении дела № 17-03-5-02/446 от 02 августа 2017 установлены признаки нарушения ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, а именно предполагалось наличие конкретного перечня товаров, подпадающих под категорию выпечка, на которые распространяется действие акции «А у нас счастливый час!», в которое не вошел такой вид выпечки как «Хачапури». В отсутствие информации об этом в распространяемой в кулинарии рекламе усматривались признаки отсутствия части существенной информации об условиях приобретения товара со скидкой.

Согласно информации, полученной в ходе дела рекламодатель не устанавливал перечня товаров, которые входят в категорию выпечка и участвуют в акции, данный перечень отсутствует. Реклама воспринимается так, как она и изложена в листовке «на все салаты и выпечку» в определенное время должна применяться скидка в размере 20%.

Соответственно, хачапури является товаром из категории выпечки и на момент совершения покупки заявителем на хачапури также распространялось действие рекламируемой акции. Однако, по факту заявителю в кулинарии «Конфетки-бараночки» по адресу пр-т Университетский, 21 скидка не была представлена, соответственно информация в рекламе о предоставлении скидки на всю выпечку оказалась недостоверной.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не подтвердились признаки нарушения ч.7 ст.5 Закона о рекламе. Вместе с тем, нашли подтверждение признаки нарушения п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе. Рассматриваемая реклама является недостоверной, так как содержит в себе недостоверные сведения о размере скидок.

Комиссия Волгоградского УФАС России с сомнением относится к доводу ИП С.И.В. о том, что скидка на хачапури не была представлена заявителю ввиду технического сбоя. Данный довод противоречит тем обстоятельствам дела, что при попытках выяснить почему на хачапури не была представлена скидка в рамках акции «А у нас счастливый час!» ни кассир, ни заведующая кулинарией не только не смогли назвать конкретную причину (как указывает представитель – технический сбой), но и не предлагали заявителю вернуть ошибочно начисленные денежные средства за товар, участвующий в акции, или начислить скидку ввиду произошедшего сбоя. Во-вторых, за период рассмотрения заявления, далее дела (с 05.06.2017 по 24.08.2017) ИП С.И.В. не получил объяснений от персонала по поводу произошедшего инцидента, однако в объяснениях указывает на причину непредставления скидки.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, рекламодатель несет ответственность за нарушение п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

П. 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В ходе дела было установлено, что скидка не была представлена в кулинарии «Конфетки-бараночки», в которой предпринимательскую деятельность осуществляет ИП С.И.В., данное лицо выступило этом случае рекламодателем.

Наличие подобных ситуации в ООО «Олимп» не подтверждается материалами дела. Установлено также, что ООО «Галактика» не являлось рекламодателем данной рекламы.

Таким образом, в ходе дела не подтвердились признаки нарушения рекламного законодательства со стороны ООО «Олимп» и ООО «Галактика».

Таким образом, материалами дела установлено, что рекламодателем спорной рекламы является ИП С.И.В. (ОГРНИП ………… адрес места жительства: ………….);

ИП С.И.В. в ходе рассмотрения дела подтвердил устранение нарушения, в связи с чем Комиссия Волгоградского УФАС России не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу кулинарии «Конфетки-бараночки» (по адресу пр-т Университетский, 21) об акции «А у нас счастливый час!» следующего содержания: «А у нас счастливый час! После 20:00 20% скидка на все салаты и выпечку Конфетки-бараночки Контактная информация», ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП С.И.В. (ОГРНИП ……… адрес места жительства: ……………).

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны