Решение б/н РЕШЕНИЕ от 26 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии |
- заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна, |
Члены Комиссии |
- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна, |
|
- ведущий специалист-эксперт – Власова Екатерина Александровна, |
рассмотрев дело № 17-03-5-02/671 по признакам нарушения ООО «МПК-Сервис» п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),
с участием представителя ООО «МПК Сервис» … (доверенность от 18.01.2018), иные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508 (далее - Правила).
В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.
Правилами в п. 4 предусмотрено, что в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.
В Волгоградское УФАС России поступило обращение Волгоградского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» (вх. № 9243 от 28.09.2017, далее - заявитель), в котором сообщалось о распространении рекламы («В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году в городе Волгограде, дома, находящиеся в непосредственной близости со стадионом, имеют возможность замены окон и установки балконов и лоджий на льготных условиях… Вызов замерщика по телефонам: 8 (8442) 51 76 29, 8 927 511 76 29»), содержащей признаки нарушения законодательства о рекламе.
Позже в рамках рассмотрения дела представители заявителя уточнили, что в адрес регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» поступило обращение физического лица с жалобой на распространение указанной рекламы. Однако само обращение или его копия в материалы дела представлены не были.
Также представитель Волгоградского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» уточнил, что в рамках рассмотрения обращения, которое послужило основанием для обращения в антимонопольный орган, Волгоградским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» был произведен осмотр сайта, на котором был указан офис завода в г. Волгограде, ул. Коммунистическая. 50. Однако акт осмотра сайта в материалы дела представлен не был.
В рамках рассмотрения заявления посредством осуществления телефонного звонка на номер телефона, указанный в рекламе, была получена информация о том, что по указанным номерам телефонов работают представители завода МПК № 3 в г. Волгограде (ул. Коммунистическая, 50, оф. 9).
В рекламном сообщении указан телефон рекламодателя: 8 (8442) 51 76 29 и 8 927 511 76 29.
Согласно выписке из реестра Российской системы и плана нумерации указанные в рекламе номера 8 (8442) 51 76 29 и 8 927 511 76 29 принадлежит к номерной ёмкости ПАО «Мегафон» (Волгоградская область).
В ответ на запрос Волгоградского УФАС России исх. № 02-12/6349 от 06.10.2017 ПАО «Мегафон» сообщило, что телефонные номера, использованные в рекламе, были предоставлены физическому лицу по договору оказания услуг связи от 17.08.2016.
Кроме того, в рамках рассмотрения заявления было установлено, что по адресу: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 50 располагается офис ООО «МПК-Сервис» (ОГРН 1176451020437).
От ООО «МПК Сервис» поступили письменные пояснения (вх. № 729 от 31.01.2018). До этого времени корреспонденция юридическим лицом по юридическому адресу не была получена.
Представитель Общества указал, что ООО «МПК Сервис» не распространяло рассматриваемую в деле рекламу, филиалов, представительств в г. Волгограде Общество не имеет.
30 января 2018 года членами комиссии Волгоградского УФАС России был предпринят выезд по адресу: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, 50. Однако вывески ООО «МПК-Сервис» (ОГРН 1176451020437) в офисных помещениях обнаружено не было.
Представитель ООО «МПК Сервис» просил Комиссию Волгоградского УФАС России дело в отношении ООО «МПК Сервис» прекратить, учитывая следующие обстоятельства: в листовке, которая якобы распространялась на территории г. Волгограда, отсутствует указание на лицо, предлагающее услуги; телефоны, указанные с рекламе, ООО «МПК Сервис» не принадлежат; физическое лиц, которому принадлежит номер телефона, указанный в рекламе ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношения с Обществом не состоит.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела была получена информация от ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» (см. письмо от 22.02.2018 исх. № 4754), согласно которой администратором доменного имени zavod-mpk.ru является физическое лицо. Связь указанного регистратором доменных имен физического лица с ООО «МПК Сервис» посредством данных ЕГРЮЛ, базы данных сайта https://basis.myseldon.com/ru не была установлена.
При осмотре сайта zavod-mpk.ru 31.01.2018 в целях установления размещения на указанном сайте информации о наличии офиса компании в г. Волгограде, было установлено, что такая информация отсутствует, просмотреть её с помощью архивных данных также не представляется возможным, поскольку информация на сайте обновляется ежедневно.
Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учётом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.
Рассматриваемая информация («В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году в городе Волгограде, дома, находящиеся в непосредственной близости со стадионом, имеют возможность замены окон и установки балконов и лоджий на льготных условиях… Вызов замерщика по телефонам: 8 (8442) 51 76 29, 8 927 511 76 29»), на распространение которой указал заявитель, является рекламой, поскольку содержит все квалифицирующие признаки, предусмотренные п. 1 ст. 3 Законом о рекламе.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара (п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе).
При этом, согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 07.06.2013 № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу) реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к мероприятиям, FIFA и (или) Оргкомитету «Россия-2018», в том числе в качестве спонсора, партнера, вещателя, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг или в любом ином качестве, а также о рекомендациях, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом «Россия-2018» объекта рекламирования, признается недостоверной.
Кроме того, в силу п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона о подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве, признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Исходя из теста рассматриваемой рекламы, гражданам предлагается воспользоваться льготной программой установки окон и балконов. Программа связана, как следует из рекламы, с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году в г. Волгограде.
Организации, осуществляющие деятельность по установке окон и балконов, по имеющимся у антимонопольного органа сведениям, не являются партнерами (спонсорами) Международной федерации футбольных ассоциаций (см. сведения, размещённые на сайте www.ais-agency.ru).
Таким образом, с учётом ч. 3 ст. 18 и п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона о подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу рассматриваемая реклама является недостоверной и недобросовестной, нарушающей п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2, ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.
Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).
В течение сроков, определённых п. 27 Правил, Комиссии не удалось достоверно установить лиц, выступивших в данном случае в качестве рекламодателя и рекламораспространителя рассматриваемой в деле рекламы.
Причастность ООО «МПК-Сервис» к распространению указанной рекламе не подтверждается надлежащими доказательствами.
На основании п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 производство по делу может быть прекращено в установленных нормой случаях, в том числе в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных п. 27 Правил.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что имеющейся в материалах дела информации на момент истечения 3х месячного срока, установленного на рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства, достаточно для вынесения решения о соответствии/несоответствии рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе и на основании п. 37 Правил приходит к выводу о возможности принятия по результатам рассмотрения данного дела решения.
Реклама «В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году в городе Волгограде, дома, находящиеся в непосредственной близости со стадионом, имеют возможность замены окон и установки балконов и лоджий на льготных условиях… Вызов замерщика по телефонам: 8 (8442) 51 76 29, 8 927 511 76 29», которая, как сообщил заявитель распространялась в сентябре 2017 года посредством листовок через почтовые ящики в многоквартирных жилых домах, является ненадлежащей, нарушающей п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя подтвердил, что повторных обращений по поводу распространения рекламы («В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году в городе Волгограде, дома, находящиеся в непосредственной близости со стадионом, имеют возможность замены окон и установки балконов и лоджий на льготных условиях… Вызов замерщика по телефонам: 8 (8442) 51 76 29, 8 927 511 76 29») не поступало. Иных фактов распространения спорной рекламы выявлено не было. В связи с чем, Комиссия Волгоградского УФАС России не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу: «В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году в городе Волгограде, дома, находящиеся в непосредственной близости со стадионом, имеют возможность замены окон и установки балконов и лоджий на льготных условиях… Вызов замерщика по телефонам: 8 (8442) 51 76 29, 8 927 511 76 29», распространявшуюся в сентябре 2017 года посредством листовок через почтовые ящики в многоквартирных жилых домах г. Волгограда ненадлежащей, нарушающей п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 4 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.
3. В связи с неустановлением в ходе дела лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации о рекламе материалы дела для возбуждения дел об административном правонарушении по ч.1. ст.14.3 КоАП РФ уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России не передавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.