Решение б/н РЕШЕНИЕ от 19 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна,

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна,

 

- главный специалист-эксперт – Берендеев Илья Юрьевич,

рассмотрев дело № 17-03-5-02/724 по признакам нарушения ООО «Камышин Медиа ТВ» п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

с участием представителей: от ООО «Камышин Медиа ТВ» …, доверенность от 09.01.2018 № 4; от комитета по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин …, доверенность от 23.01.2018 № 2; заявитель ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие; иные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Правилами в п. 4 предусмотрено, что в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

В Волгоградское УФАС России поступило заявление (вх. № 10051 от 26.10.2017), в котором сообщалось об установке рядом с Центральным рынком г. Камышина на оживленном перекрёстке, окруженном пешеходными переходами, рядом с павильоном сети быстрого питания «AIK» большого монитора, транслирующего рекламу. К заявлению приложена фотография рекламного монитора.

Заявитель считает, что данная рекламная конструкция мешает пешеходам, отвлекает водителей, ссылается на большое количество дорожно-транспортных происшествий на данном участке.

В рамках рассмотрения заявления были направлены запросы информации в адрес администрации городского округа – г. Камышин Волгоградской области, УГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области и ОГИБДД МО МВД России «Камышинский» Волгоградской области.

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин (далее - Комитет) в письме от 30.11.2017 исх. № 02-03/3391 (вх. № 11694 от 12.12.2017) указал на следующее.

Руководствуясь положениями административного регламента «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «выдача (аннулирование) разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа – город Камышин», утвержденного постановлением администрации городского круга – город Камышин от 15.11.2016 № 2090-п Комитетом было выдано разрешение ООО «Камышин Медиа ТВ» разрешение от 28.04.2107 № 6.21 (распоряжение от 28.04.2017 № 176) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (уличный пилон) по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, 101, на фасаде здания.

Поскольку здание, на котором размещен пилон, не является объектом муниципальной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 13.10.2015 34-АБ № 738705), указанное здание не было включено в схему размещения рекламных конструкций на территории городского округа-город Камышин.

Для размещения рекламной конструкции между ООО «Камышин Медиа ТВ» и ООО «Радуга» во исполнение ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе был заключен договор аренды рекламного места от 18.04.2017 № 1.

Органы внутренних дел в ответ на запрос антимонопольного органа от 21.11.2017 исх. № 02-14/7338 о представлении сведений о количестве дорожно-транспортных происшествий, выявленных на участке по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пересечение ул. Пролетарской и ул. Базарова) за период сентябрь 2016 года – ноябрь 2017 года (помесячно) представили следующие сведения (вх. № 11973 от 20.12.2017, вх. № 11974 от 20.2.2017).

За период сентябрь 2016 года – ноябрь 2017 года на указанном участке было зафиксировано 5 ДТП (20.06.2017. 19.07.2017, 04.08.2017, 19.10.2017, 01.11.2017).

Закон о рекламе в ст. 5 установил общие требования к рекламе. В частности, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии с письмом Минпромторга России от 01.03.2016 «О применении требований ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» требования ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.09.2015 № 1033, в обязательном порядке применяются к возводимым с 1 марта 2016 года средствам наружной рекламы.

В соответствии с письмом Росстандарта «О применении ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003 принят постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 № 124-ст и введён в действие 01.07. 2003.

ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ГОСТ Р 52044-2003 подлежит применению на добровольной основе.

Вместе с тем на основании положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» требования к установке и эксплуатации рекламных конструкций, описанные в виде ссылки на ГОСТ Р 52044-2003 в конкурсной документации, являются обязательными для исполнителя соответствующих работ, и их неисполнение может рассматриваться как ненадлежащее исполнение государственного (муниципального) контракта.

Кроме того, с 15 февраля 2015 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827.

Абзацем 2 п. 5 ТР ТС 014/2011 предусмотрено, что технические требования ТР ТС 014/2011 не распространяются на улицы населенных пунктов.

Исходя из буквального и системного толкования норм ТР ТС 014/2011, на улицы населенных пунктов не распространяются только технические требования Технического регламента, в то время как пункт 13.8 ТР ТС 014/2011, в части касающейся средств наружной рекламы, не содержит технических требований, а устанавливает общие условия их размещения.

Распространение п. 13.8 Технического регламента на возникшие правоотношения, связанные с установкой и эксплуатацией средств наружной рекламы, не противоречит положениям пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.10.2016 № Ф05-14816/2016 по делу № А41-108680/15).

Так, в соответствии с п. 13.8 Технического регламента средства наружной рекламы с целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны:

- размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения;

- ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность;

- иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта;

- иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше фотометрических характеристик дорожных знаков;

- освещаться в темное время суток на участках дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения.

В силу пункта 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.

В силу п. 6.10 ГОСТ Р 52044-2003 средства наружной рекламы размещают с учетом проекта организации движения и расположения технических средств организации дорожного движения.

Наружная реклама не должна:

- вызывать ослепление участников движения светом, в том числе отраженным;

- ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения и мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства;

- иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на дороге транспортного средства, пешехода или какого-либо объекта;

- издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом (п. 4.2 ГОСТ Р 52044-2003).

Данные требования направлены на обеспечение защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, в связи с чем подлежат применению в рассматриваемом случае.

Сведения, представленные органами внутренних дел в рамках рассмотрения заявления, свидетельствовали о том, что фиксация ДТП на участке по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, пересечение ул. Пролетарской и ул. Базарова началась после выдачи разрешения на рекламную конструкцию.

С учётом изложенного определением от 26.12.2017 было возбуждено производство по делу № 17-03-5-02/724 в отношении ООО «Камышин Медиа ТВ», рекламораспространителя - лица, осуществляющего распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

В рамках рассмотрения дела ООО «Камышин Медиа ТВ» не согласилось с наличием в своих действиях признаков нарушения рекламного законодательства, указав на следующее.

В соответствии с постановлением администрации городского округа - город Камышин от 15 ноября 2016 года № 2090-п комитетом по имуществу г. Камышина ООО «Камышин Медиа ТВ» было выдано разрешение от 28 апреля 2017 года № 6.21 (распоряжение от 28.04.2017 №176) на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (уличный пилон по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 101 на фасаде здания). Данное разрешение было согласовано с Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области с учетом проекта организации движения и расположения технических средств дорожного движения (см., в том числе письмо Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области от 25.01.2018 исх. № 25/669). 18 апреля 2017 года между ООО «Камышин Медиа ТВ» и ООО «Радуга» был заключен основной договор аренды рекламного места для размещения на нем светодиодного экрана (пилона).

ООО «Камышин Медиа ТВ» приобрело в г. Новосибирск светодиодный экран (пилон) размером 1536x2112 мм, о чем свидетельствует договор на поставку товара, заключенный между ООО «Камышин Медиа ТВ» и ООО «ЗСП» № З.КЛ-2017.05-278 от 17 мая 2017 года. Товар (пилон) согласно акту оказания услуг с ООО «Деловые линии» № 111693/0038 от 11 августа 2017 ООО «Камышин Медиа ТВ» был принят 11 августа 2017 года в г. Камышине. Монтаж экрана в соответствии с постановлением администрации городского округа-город Камышин и ГОСТ 52044-2003 от 22.04.2003 и п. 13.8 Технического регламента средств наружной рекламы ООО «Камышин Медиа ТВ» был осуществлен 21 августа 2017 года на фасаде здания по адресу: г. Камышин, ул. Пролетарская, д. 101.

21 августа 2017 года между ООО «Камышин Медиа ТВ» и ИП Брязжиков О.В. был заключен договор № 1 о сотрудничестве (партнерстве) с целью расширения сбыта продукции, увеличения клиентской базы, а именно в сфере оказания услуг по размещению рекламного материала (видеоролика) «Заказчика» на рекламной конструкции (световой экран-пилон), расположенной по адресу: Волгоградская область, г Камышин, ул. Пролетарская, д. 101.

Таким образом, как подтвердил представитель рекламораспространителя, реклама на рассматриваемой рекламой конструкции начала фактически распространяться с 22.08.2017.

ООО «Камышин Медиа ТВ» представлены сведения о заключенных договорах на распространение рекламы, в том числе социальной рекламы (например, социальные ролики ГИБДД МО МВД России «Камышинский»в целях обеспечения безопасности дорожного движения и взаимного сотрудничества по снижению аварийности на территории г. Камышина и Камышинского района).

Представитель рекламораспространителя указал, что ежедневно трансляция рекламы на рассматриваемой рекламной конструкции осуществляется с 7:00 до 20:00 часов.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции была осуществлена с учетом искусственного освещения улиц общего пользования, при котором в темное время суток дорожные знаки имеют искусственное освещение. Место расположения конструкции было определено таким образом, чтобы не происходило ослепление участников дорожного движения светом, в том числе отраженным. Реклама не размещается на дорожных знаках и опорах, предназначенных для регулирования движения, рекламная конструкция не имеет сходства с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами; звуки при трансляции рекламных роликов отсутствуют, что обеспечивает защиту жизни и здоровья граждан и не нарушает прав иных лиц.

Согласно информации от ГИБДД МО МВД России «Камышинский» все ДТП, произошедшие в 2017 году на пересечении улиц Пролетарская и Базарова, не связаны с установкой и работой данной рекламной конструкции (пилона). Большая часть ДТП, произошедших на данном перекрестке, произошли до установки и ввода в эксплуатацию данной рекламной конструкции (пилона) (см. письмо Межмуниципального отдела МВД России «Камышинский» исх. от 22.01.2018 № 48/2092).

Представитель рекламораспространителя просил учесть также, что в отношении ООО «Камышин Медиа ТВ» отсутствуют какие- либо предписания со стороны контролирующих органов в сфере угроз безопасности движения автомобильного транспорта по поводу возможных нарушений, связанных с работой данной рекламной конструкции.

Комитет по управлению имуществом администрации городского округа-город Камышин поддержал позицию ООО «Камышин Медиа ТВ», указав на следующее.

В ч. 5 ст. 19 Закона о рекламе определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Здание магазина общей площадью 186,7 кв.м., с кадастровым номером 34:36:000020:3090, расположенное по адресу: Волгоградская область, г. Камышин, ул. Пролетарская, дом 101 принадлежит на праве собственности ООО «Радуга», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.10.2015.

Вместе с заявлением на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории городского округа - город Камышин ООО «Камышин Медиа ТВ» было приложено согласие собственника недвижимого имущества ООО «Радуга и договор аренды рекламного места от 18.04.2017 между ООО «Радуга» и ООО «Камышин Медиа ТВ».

В силу настоящего стандарта ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.02.2016 № 84-ст) (далее - ГОСТ Р 52044-2003) распространяется на средства наружной рекламы (рекламные конструкции), размещенные на территориях населенных пунктов. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

Рассматриваемая рекламная конструкция, как указал представитель Комитета, размещена за пределами границ коридора безопасности (см. расчет по определению границ коридора безопасности в соответствии с Государственным стандартом ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», копия приобщена к материалам дела).

В рамках рассмотрения дела было установлено, что причины ДТП, произошедших на пересечении ул. Пролетарской и ул. Базарова в г. Камышине Волгоградской области, не связаны с ослеплением, либо отвлечением водителей на данную рекламную конструкцию. Так как фактический монтаж рассматриваемой рекламной конструкции и ввод её в эксплуатацию был осуществлен после 21 августа 2017 года, сведения о росте количества ДТП после получения разрешения на установку рекламной конструкции, не подтверждаются.

Информацией о завышении яркости экрана, сходства рекламной конструкции с дорожными знаками, Комиссия антимонопольного органа также не располагает.

Таким образом, в процессе рассмотрения дела Комиссией антимонопольного органа было установлено отсутствие фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе, поскольку рекламораспростанителем было доказано отсутствие при эксплуатации рекламной конструкции угрозы безопасности движения автомобильного транспорта.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе реклама является ненадлежащей только в случае, если не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Правилами в подп. «а» п. 36 предусмотрено, что производство по делу может быть прекращено в случае неподтверждения в ходе рассмотрения дела наличия фактов нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь подп. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Производство по делу № 17-03-5-02/724 прекратить.


 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны