Решение б/н РЕШЕНИЕ от 15 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области Волгоградского УФАС России (далее – Волгоградское УФАС России или Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна,

Члены Комиссии

- главный специалист-эксперт – Селютина Елизавета Михайловна,

 

- ведущий специалист-эксперт – Власова Екатерина Александровна,

рассмотрев дело № 17-03-5/24-02/609 по признакам нарушения ООО «Страйк», ООО «Салон красоты «Лайм» п.п.1-2 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5, п. 6 ст. 6, ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

с участием представителей: от ООО «Салон красоты «Лайм» …, доверенность от 11.11.2017, а также директор ООО «Салон красоты «Лайм» …; иные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

Правилами в п. 4 предусмотрено, что в случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

            25 октября 2017 года электронное издание «Блокнот-Волжский» (свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС 77-62771, выдано Роскомнадзором 18.08.2015) по адресу в сети Интернет: http://bloknot-volzhsky.ru/news/tekhasskuyu-reznyu-benzopiloy-napomnila-volzhanam опубликовало статью «Техасскую резню бензопилой напомнила волжанам жуткая реклама салона красоты».
            Как сообщало СМИ, на остановке «Спутник» в г.Волжском располагался рекламный баннер с изображением женских ягодиц и пилы, приложенной зубьями к телу; ниже слоган: «Отпилим лишнее Аппаратная коррекция целлюлита и жировых отложений. PG радиоволновое воздействие. Все виды ручного массажа». Статья содержит фотографию рекламы (см. акт осмотра Интернет-сайта от 26.10.2017 № 316-р). 
            Распространение указанной наружной рекламы было подтверждено в ходе мониторинга распространения наружной рекламы (акт мониторинга от 26.10.2017 № 317-р), проведённого специалистами Волгоградского УФАС России. В рекламе указано на наименование салона красоты, предлагающего соответствующие услуги- салон красоты «Лайм».

Установлено, что рассматриваемая рекламная конструкция располагалась на колоннах кинотеатра «Спутник» в г. Волжский (ООО «Страйк», адрес: 404130, г. Волжский, пр. им. Ленина, 51 «А», ОГРН 1073435002409, ИНН/КПП 3435085319/343501001, дата присвоения ОРГН 05.04.2007).

26.10.2017 вынесено определение о возбуждении дела № 17-03-5/24-02/609 по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО «Страйк». В соответствии с определением от 13.11.2017 к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, было привлечено также ООО «Салон красоты «Лайм».

ООО «Страйк», ООО «Салон красоты «Лайм» не согласились с наличием в своих действиях вменяемых признаков нарушения Закона о рекламе. Так, ООО «Страйк», представив письменные объяснения (вх. № 10580 от 13.11.2017), указало на следующее.

ООО «Страйк» считает, что не является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы. Однако при этом Общество сообщило, что между ООО «Страйк» и ООО «Салон красоты «Лайм» 01.06.2016 заключен договор взаимного оказания услуг (далее - договор), в соответствии с которым ООО «Страйк» взяло на себя обязательства по предоставлению рекламной площади для размещения рекламной конструкции (рекламных материалов) – 1 сторона колонны на территории развлекательного комплекса «Спутник», являющейся конструктивным элементом объекта недвижимости (п. 1.1 договора). Договором не предусмотрено согласование размещаемых ООО «Салон красоты «Лайм» рекламных материалов с ООО «Страйк».

Объект рекламирования и содержание рекламы, как указало ООО «Страйк», были определены ООО «Салон красоты «Лайм».

ООО «Страйк» считает, что рекламируемые ООО «Салон красоты «Лайм» услуги не являются медицинскими. Размещенная реклама не побуждает к совершению противоправных действий, не призывает к насилию и жестокости, не содержит непристойных и оскорбительных образов, не направлена, том числе с учётом места размещения рекламы, на целевую аудиторию несовершеннолетних граждан. Общество просило дело 3 17-03-5/24-02/609 прекратить.

Представители ООО «Салон красоты «Лайм» в полном объёме поддержали позицию ООО «Страйк», посчитав необходимым в устном порядке обратить внимание на следующее.

Нормы морали и этики являются субъективными понятиями и в рассматриваемом случае, по мнению представителей Общества, нарушены не были. Реклама не имеет ничего общего с «Техасской резнёй бензопилой».

Кроме того, Комиссии Волгоградского УФАС России представлена копия инструкции по эксплуатации прибора массажного для ухода и массажа тела, лица, серия Bio sonic. модель m1601, бытовой электрический, т.м. Gezatone. RF Lifting, а также распечатки с сайтов со статьями про LPG-массаж (приобщены к материалам дела).

Устно на заседании Комиссии Волгоградского УФАС России 13.11.2017 представитель ООО «Салон красоты «Лайм» пояснил, что договор на размещение рассматриваемой в деле рекламы был подписан директором Общества, решение о размещение рекламы также было принято законным представителем юридического лица.

ООО «Салон красоты «Лайм» подтвердило, что имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности (копия лицензии № ЛО-34-01-003398 от 24.05.2017 приобщена к материалам дела), однако указало, что в рассматриваемой рекламе речь идет о бытовом массаже.

Кроме того, представитель ООО «Салон красоты «Лайм» указал, что для объективной оценки используемых в рекламе образов необходима экспертиза.

13.11.2017 на заседании Комиссии Волгоградского УФАС России было объявлено, что рассматриваемая в деле реклама будет вынесена на оценку Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Волгоградском УФАС России (далее – Экспертный совет).

На заседании Комиссии Волгоградского УФАС России 19.12.2017 представители ООО «Салон красоты «Лайм» были ознакомлены с протоколом заседания Экспертного совета от 14.12.2017 № 03.

Иных заявлений, ходатайств, объяснений в адрес Комиссии Волгоградского УФАС России не поступило.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, с учётом доводов лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе реклама – информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы.

Объектом рекламирования выступает как сам салон красоты «Лайм», так и оказываемые им услуги: аппаратная коррекция целлюлита и жировых отложений, а также, как указано в рекламе, все виды ручного массажа.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура). Согласно п. 4.1 Номенклатуры в класс «A» перечня, на который разделены медицинские услуги, включены: лечение с помощью простых физических воздействий на пациента (массаж, иглорефлексотерапия, мануальная терапия); лечение с помощью лучевого (звукового, светового, ультрафиолетового, лазерного) воздействия. Указанный класс «А» медицинских услуг включает медицинские услуги, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленные на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющие самостоятельное законченное значение.

Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе).

Как следует из представленных ООО «Салон красоты «Лайм» материалов (распечатки с сайтов http://beautyresale.ru/blog/nuzhna-li-licenzija-na-massazh-lpg-chto-govorit-zakon-16.html, http://www.ultrafiolet.biz/news/41/), помимо медицинского массажа, относящегося к медицинской деятельности и подпадающего под лицензирование, существует также массаж бытовой, а именно СПА-массаж. Разделение массажа на медицинский и бытовой осуществляется по цели процедуры: медицинский (лечебный) массаж направлен на излечение заболевания, бытовой же массаж направлен на релаксацию, нормализацию психоэмоционального состояния.

Согласно лицензии № ЛО-34-01-003398 от 24.05.2017 ООО «Салон красоты «Лайм» оказывает услуги по медицинскому массажу.

Уделяя внимание отдельным способам проведения массажа, лица, участвующие в деле, игнорируют содержание рассматриваемой Комиссией Волгоградского УФАС России рекламы.

Антимонопольный орган оценивает не содержание инструкций по эксплуатации тех или иных приборов для массажа, не фактически оказываемые организацией услуги, а рекламу, которую воспринимает потребитель в том содержании, которое довёл до него рекламодатель.

Реклама ООО «Салон красоты «Лайм» «Отпилим лишнее! Аппаратная коррекция целлюлита и жировых отложений…» чётко формулирует следующее послание для потребителя: «Все виды ручного массажа», без уточнения, бытовой это массаж или нет.

В рассматриваемой рекламе медицинских услуг предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов отсутствует в нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Кроме того, реклама любых видов товаров и услуг должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Квалифицируя рекламу как информацию, распространяемую любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, законодатель в ст. 5 Закона о рекламе «Общие требования к рекламе» очертил те границы, за которые рекламодатель, рекламораспространитель при выборе таких средств, способов и форм выходить не должен.

Реклама не должна побуждать к совершению противоправных действий, призывать к насилию и жестокости (п.п. 1-2 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе).

В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия (ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе).

Реклама ООО «Салон красоты «Лайм» следующего содержания: ««Отпилим лишнее Аппаратная коррекция целлюлита и жировых отложений. PG радиоволновое воздействие. Все виды ручного массажа» с использованием изображения женских ягодиц и пилы, приложенной зубьями к телу, была представлена для оценки членов Экспертного совета

При обсуждении спорной рекламы членами Экспертного совета в присутствии представителя ООО «Салон красоты «Лайм» были высказаны следующие мнения.

Большинство членов Экспертного совета согласилось с тем, что реклама неприятная с точки зрения эстетики, сочетание обнаженного тела с направленной на него пилой выглядит безобразно.

Некоторые члены Экспертного совета отметили, что логичным продолжением видеоряда далее было бы – брызги крови и обезображенное тело.

Также прозвучало мнение, что часть тела, демонстрируемая в рекламе (бедро, ягодица) не является публично-оголяемой частью тела (по крайней мере, в подобном откровенном виде и в данном месте).

Другие члены Экспертного совета указали, что в данной рекламе отсутствует цельный образ ягодиц, они изображены в качестве части тела, которая не запрещена для распространения.

Прозвучало мнение, что необходимо учитывать место расположения рекламы.

После голосования слово представлено представителю студии красоты «Лайм», который указал, что в данной сфере сложно изобразить указанную в рекламе процедуру. В рекламе отражен эталон тела, изображение после операции. Реклама была изменена после получения определения в возбуждении дела от Волгоградского УФАС России.

Члены Экспертного совета выразили мнение, что описанный представителем студии красоты замысел рекламодателя не читается при восприятии рекламы, при такой трактовке не ясен смысл изображения в рекламе пилы направленной на «эталон».

По результатам голосования членами Экспертного совета было решено признать, что в представленной рекламе использован непристойный образ, размещение в рекламе использованных изображений не допустимо с точки зрения действующих нормам морали и нравственности. Однако, по мнению экспертов, данная реклама не призывает к насилию и жестокости.

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив доводы ООО «Салон красоты «Лайм», ООО «Страйк» относительно отсутствия в рассматриваемой рекламе признаков нарушения п.п. 1-2 ч. 4 ст. 5, п. 6 ст. 6 Закона о рекламе, а также с учётов мнения Экспертного совета принимает данные объяснения. Реклама, несмотря на то, что несовершеннолетние так же входят в тот неопределенный круг лиц, на внимание которого рассчитана рассматриваемая реклама салона красоты, не направлена непосредственно на несовершеннолетних и не содержит изображений несовершеннолетних в опасных ситуациях, включая ситуации, побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью.

Также реклама не содержит побуждений к совершению противоправных действий или призывов к насилию и жестокости.

При этом, Комиссия Волгоградского УФАС России не может согласиться с доводами лиц, участвующих в деле, относительно отсутствия признаков нарушения ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

Как разъяснила ФАС России в письме от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ «О рекламе», данное положение Закона о рекламе запрещает использовать в рекламе: 1) бранные слова, 2) непристойные образы, сравнения, выражения, 3) оскорбительные образы, сравнения, выражения.

К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе такую информацию, как указывает ФАС России, следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

С учётом доводов стороны, имеющихся материалов дела, с учётом мнения Экспертного совета Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемая реклама является ненадлежащей, не соответствующей ч. 6 ст. 5 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных ч.ч. 2 - 8 ст. 5, ст. 24 Закона о рекламе. Рекламораспространитель отвечает за нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе (ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе).

Установлено, что рекламораспространителем спорной рекламы салона красоты является ООО «Страйк» (адрес: 404130, г. Волжский, пр. им. Ленина, 51 «А»), рекламодателем - ООО «Салон красоты «Лайм» (404130, г. Волжский, пр. им. Ленина, 90 «Ж»).

Указанными лицами подписано дополнительное соглашение № 2 к договору взаимного оказания услуг б/н от 01.06.2016 от 28.04.2017. ООО «Страйк» приняло на себя обязательство предоставить рекламную площадь ООО «Салон красоты «Лайм» в виде 1 стороны колонны на территории РК «Спутник» сроком размещения на период с 01.05.2017 до 01.12.2017. 31 октября 2017 года сторонами был подписан акт № 167 об оказании услуг по размещению рекламно-информационных материалов за октябрь 2017 года. Таким образом, у рекламораспространителя была возможность проконтролировать, в каком виде и содержании распространяется на предоставленной им площади реклама.

Рассматриваемая реклама ООО «Салон красоты «Лайм» «Отпилим лишнее Аппаратная коррекция целлюлита и жировых отложений. PG радиоволновое воздействие. Все виды ручного массажа» с изображением женских ягодиц и пилы, приложенной зубьями к телу. Распространявшася в октябре 2017 года на территории РК «Спутник» в г. Волжский, является ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5 и ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Нарушение рекламодателями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе в силу ч. 4 ст. 38 Закона о рекламе влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 3 ст. 36 Закона о рекламе предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаётся на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.

В материалы дела № 17-03-5/24-02/609 сторонами представлена фотография рекламы ООО «Салон красоты «Лайм», которая была изменена после возбуждения дела. В частности, из рекламы удалено изображение женских ягодиц и пилы, приложенной зубьями к телу. Однако текст рекламы по-прежнему содержит указание осуществление всех видов массажа, при этом предупреждение о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов во исполнение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе отсутствует. Таким образом, Комиссией Волгоградского УФАС были установлены основания для выдачи предписания.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст.36 Закона о рекламе и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу ООО «Салон красоты «Лайм»: «Отпилим лишнее Аппаратная коррекция целлюлита и жировых отложений. PG радиоволновое воздействие. Все виды ручного массажа» с изображением женских ягодиц и пилы, приложенной зубьями к телу, распространявшуюся в октябре 2017 года на территории РК «Спутник» в г. Волжский, ненадлежащей, нарушающей ч. 6 ст. 5, ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

2. Выдать ООО «Страйк» (ОГРН 1073435002409, ИНН/КПП 3435085319/343501001, дата присвоения ОРГН 05.04.2007, адрес: 404130, г. Волжский, пр. им. Ленина, 51 «А»), ООО «Салон красоты «Лайм» (ОГРН 1073435004202, ИНН 3435086922, адрес: 404130, г. Волжский, пр. им. Ленина, 90 «Ж») предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны