Решение б/н РЕШЕНИЕ от 25 января 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:
А.П. <…> – председателя комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Е.С. <…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
Л.В. <…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,
рассмотрев в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эффективные технологии» (ОГРН 1105050005433; ИНН 5050086147; КПП 505001001; дата присвоения ОГРН – 03.08.2010; адрес места нахождения: Лесная ул., д. 1, кв. 91, г. Фрязино, Московская обл., 141195) (далее – ООО «Эффективные технологии»; заявитель) на действия котировочной комиссии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет» (ОГРН 1023404237669; ИНН 3446500743; КПП 344601001; адрес места нахождения: Университетский пр-кт, 100, г. Волгоград, 400062) (далее – ФГАОУ ВО «ВолГУ»; заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений ВолГУ», номер извещения 31705886252,
с участием в заседании комиссии:
от ФГАОУ ВО «ВолГУ» – <…> А.А. (доверенность от 16.01.2018 № 2018-39); <…> О.Н. (доверенность от 16.01.2018 № 2018-40);
от ООО «Эффективные технологии» – <…> Д.В. (доверенность от 05.11.2017 № 1/17),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 09.01.2018 поступила жалоба ООО «Эффективные технологии» (вх. № 5) на действия котировочной комиссии ФГАОУ ВО «ВолГУ» при проведении закупки товаров, работ, услуг в форме запроса котировок в электронной форме «Оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений ВолГУ», реестровый номер закупки 31705886252. Извещение о проведении закупки размещено 14.12.2017 (извещение в текущей редакции от 15.12.2017) на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт ЕИС).
Заявителем обжалуются действия котировочной комиссии по отмене протокола от 22.12.2017, размещённого на официальном сайте ЕИС 26.12.2017, и публикация нового протокола. ООО «Эффективные технологии» считает действия котировочной комиссии незаконными, поскольку положение о закупке не регламентируют порядок отмены протоколов при проведении закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, с учётом особенностей, установленных ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
3) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
4) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утверждённого и размещённого в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках, ч. 5 ст. 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;
5) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 11 ст. 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Как следует из поступившей жалобы, заявитель ссылается на осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утверждённом и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика. В распоряжении антимонопольного органа имеются доказательства подачи ООО «Эффективные технологии» заявки на участие в обжалуемой закупке.
При данных обстоятельствах жалоба ООО «Эффективные технологии» принята Волгоградским УФАС России к рассмотрению по существу (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 12.01.2018 № 04-22/97).
От заказчика поступили письменные возражения на жалобу ООО «Эффективные технологии», которую ФГАОУ ВО «ВолГУ» просит признать необоснованной. По запросу антимонопольного органа заказчиком представлены документы и информация, необходимые для рассмотрения жалобы заявителя.
Исследовав представленные в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
В соответствии с извещением, опубликованным на официальном сайте ЕИС 14.12.2017 (с изменениями от 15.12.2017) ФГАОУ ВО «ВолГУ» объявлен запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений ВолГУ.
Согласно извещению и документации о проведении запроса котировок рассмотрение и оценка котировочных заявок назначены на 22.12.2017, 10:00. Дата окончания рассмотрения и оценки котировочных заявок – не позднее 26.12.2017.
Для участия в запросе котировок на электронную площадку http://www.tender.otc.ru поступили заявки ООО «Эффективные технологии», ООО «Сивар», ООО «НПО «Лесное озеро».
Из протокола заседания котировочной комиссии по рассмотрению и оценке поступивших котировочных заявок от 22.12.2017 следует, что данной комиссией принято решение допустить заявки ООО «Эффективные технологии», и ООО «НПО «Лесное озеро», а также отклонить заявку ООО «Сивар».
Заявка ООО «Сивар» была признана котировочной комиссией несоответствующей требованиям, установленным документацией о запросе котировок, а именно требованиям к оформлению и содержанию заявки на участие в запросе котировок, в соответствии с которыми все документы, которые подаются в составе заявки должны быть подписаны.
Котировочной комиссией установлено, что в заявке ООО «Сивар» содержится реквизит подписи директора ООО «Сивар» Варанкина С.И. (собственноручная подпись отсутствует), при этом котировочная заявка подписана электронной подписью учредителя юридического лица Мариной Т.Н. В составе заявки документ, подтверждающий данные полномочия, не представлен.
Тем же протоколом комиссия определила победителем запроса котировок ООО «Эффективные технологии», с которым рекомендовала заказчику заключить договор на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений ВолГУ. Протокол подписан 25.12.2017 и размещён на официальном сайте ЕИС 26.12.2017.
Впоследствии котировочной комиссией принято решение от 27.12.2017 об отмене протокола заседания котировочной комиссии по рассмотрению и оценке котировочных заявок. В данном решении указано, что при запросе сведений на ЭТП в сети «Интернет» по адресу http://www.tender.otc.ru об электронной подписи участника организации ООО «Сивар» был получен ответ о составе сертификата ключа электронной подписи на Варанкина С.И., что подтверждает полномочия по подписанию документов.
Сведения об отмене ранее составленного протокола рассмотрения заявок и подведения итогов № 31705886252-01 от 26.12.2017 размещены на официальном сайте ЕИС 27.12.2017.
В соответствии с решением от 27.12.2017 проведена повторная процедура рассмотрения заявок, составлен новый протокол заседания котировочной комиссии по рассмотрению и оценке поступивших котировочных заявок от 27.12.2017. Данным протоколом к участию в запросе котировок допущены заявки ООО «Эффективные технологии», ООО «Сивар», ООО «НПО «Лесное озеро». Котировочная комиссия определила победителем запроса котировок ООО «Сивар», с которым рекомендовала заказчику заключить договор на оказание услуг по дератизации и дезинсекции помещений ВолГУ. Протокол подписан и размещён на официальном сайте ЕИС 27.12.2017.
По результатам закупки заказчиком 09.01.2018 заключён договор № 142015 с обществом с ограниченной ответственностью «Сивар».
Изучив обстоятельства дела, оценив доводы заявителя и возражения заказчика, комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).
В соответствии с п. 15.23 положения о закупке ФГАОУ ВО «ВолГУ» котировочная комиссия в течение трёх дней, следующих за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в котировочной документации, и оценивает котировочные заявки.
В силу ч. 12 ст. 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно п. 15.32 – 15.33 положения о закупке ФГАОУ ВО «ВолГУ» протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола.
В соответствии с ч. 18 ст. 4 Закона о закупках порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации.
Положение о размещении в единой информационной системе информации о закупке (далее – Положение о размещении информации) утверждено постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908.
Согласно п. 5 – 6 Положения о размещении информации изменение размещенной в единой информационной системе информации о закупке осуществляется в соответствии с данным Положением с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.
При изменении размещенной в единой информационной системе информации о закупке сохраняются и доступны для свободного ознакомления всеми пользователями единой информационной системы все предыдущие редакции измененных документов.
В соответствии с п. 37 – 38 Положения о размещении информации для размещения информации о внесении изменений в протокол, составленный в ходе закупки, представитель заказчика в соответствии с пунктом 34 данного Положения вносит изменения в протокол, составленный в ходе закупки, и размещает измененные электронные виды документов, предусмотренных пунктом 35 Положения, а также размещает электронный вид документа, предусмотренного пунктом 5 Положения о размещении информации.
Изменённый протокол, составленный в ходе закупки, считается размещенным в единой информационной системе надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 Положения в единой информационной системе документов, предусмотренных пунктом 37 Положения о размещении информации.
ФГАОУ ВО «ВолГУ» на официальном сайте ЕИС размещены изменённый протокол и электронный вид документа (решение об отмене протокола), предусмотренного пунктом 5 Положения о размещении информации. Заказчиком исполнены требования законодательства о порядке и сроках публикации протоколов.
Комиссия антимонопольного органа отклоняет довод заявителя об отсутствии установленного нормативными правовыми актами порядка отмены протоколов при проведении закупок. Указанный порядок установлен, в частности, процитированными выше правилами п. 37 – 38 Положения о размещении информации, предусматривающими возможность изменения протоколов, что, безусловно, не исключает возможности полной перемены содержания ранее составленного протокола, влекущего его отмену. Возможность отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупок, предусматривается законодательством и в иных случаях (подп. «а» п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции), что в целом не даёт оснований для утверждения об отсутствии регламентации соответствующих действий заказчика.
Комиссия Волгоградского УФАС России также учитывает, что заявителем не представлено достаточных доказательств нарушения прав и законных интересов ООО «Эффективные технологии» вследствие принятия решения об отмене протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. ООО «Эффективные технологии» не заявлено о несогласии с признанием победителем запроса котировок ООО «Сивар», о каких-либо нарушениях котировочной комиссией порядка определения победителя закупочной процедуры.
В соответствии с ч. 13 ст. 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.
Заказчиком указаны фактические и юридические основания для принятия спорного решения об отмене протокола, представлены доказательства соблюдения установленных процедур и сроков публикации протоколов и иных документов на официальном сайте ЕИС.
При данных обстоятельствах комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Эффективные технологии».
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эффективные технологии» (ОГРН 1105050005433; ИНН 5050086147; КПП 505001001; дата присвоения ОГРН – 03.08.2010; адрес места нахождения: Лесная ул., д. 1, кв. 91, г. Фрязино, Московская обл., 141195) на действия котировочной комиссии федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский государственный университет» (ОГРН 1023404237669; ИНН 3446500743; КПП 344601001; адрес места нахождения: Университетский пр-кт, 100, г. Волгоград, 400062) необоснованной.