Решение б/н РЕШЕНИЕ от 2 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии -

заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна,

Члены Комиссии -

главный специалист-эксперт – Селютина Елизавета Михайловна

 

 

заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна;

 

в присутствии ИП Куликовой Н.Н.;

рассмотрев дело № 18-03-21-02/381, возбуждённое в отношении ИП Куликовой Н.Н. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившихся в размещении по адресу ул. Горького, д. 27А, г. Волжский наружной рекламы алкогольной продукции, Комиссия

 

УСТАНОВИЛА:

Территориальный антимонопольный орган Федеральной антимонопольной службы, осуществляющий надзор за соблюдением законодательства о рекламе, руководствуется в своей деятельности Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

В соответствии с п. 12 Правил дело может быть возбуждено Федеральной антимонопольной службой или ее территориальными органами по собственной инициативе при выявлении фактов, указывающих на признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также по представлению прокурора, обращению органа государственной власти или органа местного самоуправления, заявлению физического или юридического лица.

В Волгоградское УФАС России поступило заявление М.А.А. (вх. № 3488 от 24.04.2018) с жалобой на нарушение Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту размещения на входной двери с внешней стороны в магазин «Анастасия», расположенный в г. Волжском по адресу ул. Горького, д. 27А, наружной рекламы алкогольной продукции.

Сотрудниками Волгоградского УФАС России был произведен мониторинг наружной рекламы и составлен акт № 364-Р от 15.05.2018. Факт размещения спорной рекламы следующего содержания: «Жигулевское СССР» алкоголь 4,5% 1 л. 69 руб. г. Димитровград» на входной двери магазина «Анастасия» подтвердился.

По данным, полученным сотрудниками Волгоградского УФАС России (товарный чек от 08.05.2018), деятельность по данному адресу осуществляет ИП Куликова Наталья Николаевна (ОГРНИП 304343534300382 ИНН 343501048845).

Статьей 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» установлены особенные требования к рекламе алкоголя.

В том числе:

- п. 5 ч.2 ст. 21 установлено, что реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

- ч. 3. ст. 21 установлено, что реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

 

На основании полученной информации Волгоградским УФАС России в отношении ИП Куликовой Н.Н. определением от 25 июня 2018 года было возбуждено производство по делу № 18-03-21-02/381 по признакам нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

 

На заседание Комиссии 26.12.2017 ИП Куликова Н.Н. представила следующие письменные и устные объяснения:

Реклама с текстом: «Жигулевское СССР» алкоголь 4,5% 1 л. 69 руб. г. Димитровград» была размещена на входной двери магазина «Анастасия» продавцом-кассиром самостоятельно без согласования с руководителем. Реклама распространялась с середины апреля по май 2018 года только в г. Волжском по адресу ул. Горького, д. 27А. Распространение рекламы прекращено.

 

Исследовав имеющиеся материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Волгоградского УФАС России установила следующее.

 

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) одной из основных целей Закона о рекламе является реализация прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно письму ФАС России МО от 27 декабря 2017 г. № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.

Рассматриваемая информация, распространяемая в Волгограде при входе в магазин «Анастасия», адресована неопределенному кругу лиц, по своему содержанию направлена на привлечение внимания, формирование и поддержание интереса к такому товару как разливное пиво «Жигулевское СССР», то есть содержит все признаки рекламы, закрепленные в п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, и, следовательно, является рекламой.

Объектом рекламирования является разливное пиво «Жигулевское СССР». При этом реклама является наружной.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции», алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Пиво является видом алкогольной продукции, а значит на его рекламу распространяются требования статьи 21 Закона о рекламе.

В нарушение п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе на входной двери с внешней стороны в магазин «Анастасия», расположенный в г. Волжском по адресу ул. Горького, д. 27А, размещена наружная рекламы алкогольной продукции – разливного пива «Жигулевское СССР» алкоголь 4,5% 1 л. 69 руб. г. Димитровград».

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рассматриваемой рекламе отсутствует также предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя. При этом запрет на размещение наружной рекламы алкоголя (п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе) поглощает требование о наличии предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции, установленное ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Таким образом, данная реклама нарушает п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.

Согласно ч. 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований п. 5 ч. 2 ст. 21 указанного Закона несет рекламодатель.

Пунктом 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Также в соответствии ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Пунктом 7 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ИП Куликова Наталья Николаевна (ОГРНИП 304343534300382 ИНН 343501048845).

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы (п. 4 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, далее - Правила).

На момент вынесения решения данная реклама не распространяется, соответственно у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

РЕШИЛА:

  1. Признать рекламу следующего содержания: «Жигулевское СССР» алкоголь 4,5% 1 л. 69 руб. г. Димитровград», распространяемую с середины апреля по май 2018 года по адресу: г. Волжский, ул. Горького, д. 27А, ненадлежащей, нарушающей п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
  2. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Куликовой Н.Н. (ОГРНИП 304343534300382 ИНН 343501048845).

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны