Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБ ОТЛОЖЕНИИ И О ПРОДЛЕНИИ СРОКА РАССМОТРЕНИЯ ДЕ... от 23 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Волгоградского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии

- заместитель руководителя Управления – Никуйко Ирина Борисовна

Члены Комиссии

- заместитель начальника отдела – Алимова Елена Владимировна

 

- ведущий специалист-эксперт – Власова Екатерина Александровна,

 

рассмотрев дело № 18-03-5/28-02/619 по признакам нарушения ПАО «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, дата присвоения 16.08.2002, ИНН/КПП 7707083893/997950001, адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19) п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) с участием представителей ПАО «Сбербанк России»: … (доверенность от 11.12.2017 № 8621/402-Д), …. (доверенность от 11.12.2017 № 8621/398-Д), иные лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены,

 

УСТАНОВИЛА:

Определением от 03.10.2018 возбуждено дело № 18-03-5/28-02/619 по признакам нарушения ПАО «Сбербанк России» (ОГРН 1027700132195, дата присвоения 16.08.2002, ИНН/КПП 7707083893/997950001, адрес: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, 19) п. 4 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

К заседанию комиссии от ООО «Ай Контекст» поступили письменные пояснения относительно рассматриваемых обстоятельств (вх. № 9583 от 26.10.2018).

ООО «Ай Контекст» подтвердило, что в августе 2018 года в социальной сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» в новостной ленте распространялась рекламная запись следующего содержания: «ПАО «Сбербанк»: Успейте получить кредит в Сбербанке, пока у нас снижены ставки. А мы успеем принять решение всего за 2 минуты. Подайте заявку прямо сейчас! Ждете низких ставок по кредитам? Вот и они! 11,7%. Кредит на любые цели».

Распространение данной рекламы осуществлялось ООО «Вконтакте» на основании договора № TARG-AA/010 от 21.10.2010 между ООО «Вконтакте» и ООО «Ай Контекст», а также на основании договора № ТТ-1994234-А от 29.03.2017 года, заключенного между ООО «Мейл.Ру» (социальная сеть «Одноклассники») и ООО «Ай Контекст».

С сентября 2018 года, как указывает ООО «Ай Контекст», рекламная кампания следующего содержания «ПАО «Сбербанк»: Успейте получить кредит в Сбербанке, пока у нас снижены ставки. А мы успеем принять решение всего за 2 минуты. Подайте заявку прямо сейчас! Ждете низких ставок по кредитам? Вот и они! 11,7%. Кредит на любые цели» не размещается.

ООО «Ай Контекст» настаивает, что выступило техническим специалистом в данном процессе и со своей стороны не имело право в соответствии с п. п 2.1.2.1. и 2.1.2.3 Договора № 11 с/р/2017-02/ДА, вносить какие-либо изменения в рекламную кампанию своего заказчика. Однако данный технический формат взаимоотношений допускается, как указало ООО «Ай Контекст», рекламной площадкой (владельцем Интернет-ресурса) ООО «Мэйл.Ру» и ООО «Вконтакте».

Специалисты/сотрудники владельцев Интернет-ресурсов «Вконтакте» и «Одноклассники», по сведениям ООО «Ай контекст», имеют полный доступ ко всем кампаниям, имеют возможность редактировать и изменять объявления/рекламного материала, просматривать статистику, переносить средства и т. д. Также специалисты/сотрудники Интернет-ресурсов проводят обязательную модерацию рекламных объявлений и после прохождения модерации, рекламные объявления публикуются.

ООО «Ай Контекст» указало, что несмотря на то, что рассматриваемая реклама ПАО «Сбербанк России» на сегодняшний день не размещается, имеется техническая возможность предоставить информацию, подтверждающую факт её размещения, скриншоты размещения объявлений и изображений непосредственно на указанных тематических площадках сети «Вконтаюге», «Одноклассники».

К материалам дела приобщены копии документов, представленных ООО «Ай Контекст», в том числе: копия документов из электронной переписки, а также скриншоты с Интернет- ресурсов «Вконтакте» и «Одноклассники», а также статистика по рассматриваемой рекламе из личных кабинетов.

ПАО «Сбербанк России» (далее также Банк) в письме от 01.11.2018 исх. № 8621-18-исх/12 подтвердило, что указанная в запросе реклама кредита на любые цели распространялась в период с 03.08.2018 по 05.09.2018 в сети Интернет на страницах социальных сетей «Вконтакте», «Одноклассники» (Mail.target), Facebook в формате интернет-баннеров.

Представители ПАО «Сбербанк России» обратили внимание комиссии, что рекламная информация представляла собой активную гиперссылку, при активации которой осуществлялся переход на официальный сайт Банка http://www.sberbank.ru/ru/person/credits/money/consumer_unsecured, где размещены полные условия рекламируемого предложения: кредит на любые цели по ставке 11,7% годовых предоставляется единовременно в рублях без обеспечения на сумму от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей, если заемщик получает зарплату в ПАО Сбербанк, и до 3 млн. рублей для других заемщиков на срок от 3 месяцев до 5 лет с аннуитетным способом погашения кредита и в соответствии с Общими условиями кредитования (приобщены к материалам дела, см. письмо №8621-18исх./11к от 07.09.2018).

Представители Банка настаивают, что размещенная реклама соответствовала требованиям, предъявляемым Законом о рекламе, поскольку имелась гиперссылка на сайт, где размещена вся предусмотренная законом информация о предлагаемой финансовой услуге - кредите.

Подобный способ размещения рекламы, как указывают представители банка, предполагает две технические части - размещение баннеров и публикация привязанной к ним страницы с полными условиями. С технической точки зрения оба действия соединены воедино, привязанная страница всегда доступна потребителям.

В соответствии с общими правилами пользования Интернетом и технологиями переходов между web-страницами по принципу «от общего к частному» для получения любой дальнейшей информации надо навести указатель мыши на гиперссылки и инициировать переход с одного читаемого указателя (гиперссылка) на подстраницу с приложением путем нажатия (левого клика мыши) на любой участок исследуемого указателя. Представители Банка обращают внимание, что переход осуществляется в один клик, никакие дополнительные действия пользователя не требуются.

Реклама посредством гиперссылки в сети Интернет предоставляет, по мнению ПАО «Сбербанк России», потребителю реальную возможность в любое время перейти по ссылке и ознакомиться со всеми условиями рекламируемой услуги, поскольку такого рода реклама не ограничена во времени, а гиперссылка является активной, имеется возможность при желании увеличить текст на экране компьютера до любого размера шрифта и наиболее удобного масштаба.

Таким образом, считает Банк, потребитель интернет-рекламы при переходе по гиперссылке в полном объеме получает из него всю необходимую информацию по соответствующей финансовой услуге и ее получению без каких-либо затруднений.

Основополагающим в рекламе, по мнению ПАО «Сбербанк России», является не просто получение информации исключительно из самого электронного баннера, а обеспечение возможности потребителю обращения к информационному ресурсу (официальному сайту рекламодателя) для ознакомления со всеми необходимыми сведениями об объекте рекламирования в целях формирования правильного представления относительно предлагаемой организацией услуги.

Рекламное объявление, размещенное в сети Интернет и представляющее собой графическое или текстовое сообщение, функцией которого является перевод потребителя на сайт лица, разместившего рекламу, не может рассматриваться отдельно от сайта, на который он ведет, и не является само по себе основанием для принятии лицом, его увидевшим, решения воспользоваться услугой или приобрести товар. Фактически данная реклама в сети Интернет неразрывно связана с сайтом, на который происходит переход при клике (виртуальном нажатии) на нее, и должна рассматриваться в совокупности с содержанием той страницы в сети Интернет, которую пользователь увидит, воспользовавшись данной рекламой.

ПАО «Сбербанк России» при обосновании своей позиции ссылается на судебную практику, в частности, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 15.09.2017 № Ф06-23801/2017.

По итогам ознакомления с материалами дела Банк счел необходимым дать Комиссии пояснения относительно имеющихся в материалах дела актов осмотра интернет-сайта №№ 386- р, 387-р от 06.08.2018, № 388-р от 07.08.2018, № 389-р от 21.08.2018. а именно:

- указанные акты осмотра интернет-сайта составлены в целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе. Согласно постановлению Правительства РФ от 20.12.2012 № 1346 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы» сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении государственного надзора, в том числе при проведении проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устанавливаются административными регламентами, утверждаемыми в установленном порядке. Административным регламентом по исполнению государственной функции по надзору за соблюдением законодательства о рекламе путем проведения проверок, утвержденным приказом ФАС России от 04.06.2012 № 360, не предусмотрена административная процедура в виде акта осмотра интернет-сайта.

- акт осмотра интернет-сайта подтверждает лишь факт размещения рекламы на момент осмотра. Осмотр сайта не является процедурой, отражающей фактические обстоятельства и фиксирующей нарушения в части недостоверности рекламы.

- в соответствии со ст. 35.1 Закона о рекламе к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора в сфере рекламы, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей. Акт осмотра интернет-сайта № 386-р от 06.08.2018 по своей правовой природе представляет собой «контрольную закупку». В нарушение требований Закона № 294-ФЗ (ст. 16.1) Банку не представлен экземпляр акта, подписанный должностным лицом антимонопольного органа, проводившим контрольную закупку, и свидетелями. В материалах дела также отсутствует извещение органа прокуратуры.

- содержащиеся в материалах дела скриншоты свидетельствуют о том, что в момент фиксации сайтов на рабочем столе компьютера открыто несколько программ, иконки которых расположены в нижней части экрана, и большое количество вкладок в браузере, что подтверждает факт замедления процессов обработки информации, а также работы ЭВМ в целом. В актах осмотра отсутствуют сведения о технических параметрах компьютера, который был использован (в т.ч. сведения об объеме оперативной памяти, о скорости процессов программного обеспечения), о стабильности и доступности интернет соединения, о провайдере, обеспечивающим соединение для выхода в интернет, о браузере, с помощью которого осуществлялись входы на сайт и его настройках конфиденциальности. Указанные параметры оказывали значительное влияние на скорость работы ЭВМ и браузера, а предустановленные настройки антивируса могли влиять также на отображение информации в браузере.

- согласно имеющимся в материалах дела скриншотам страниц интернет-сайта, сумма в калькуляторе на сайте, и в личном кабинете СбербанкОнлайн зафиксирована меньше 1 млн. руб. (100/150/180/500 тыс. руб.), а также процентная ставка отличная от той, которая указана в рассматриваемом баннере. Следовательно, при осмотрах сайта (акты №№ 386-р, 387- р от 06.08.2018) анализировалась информация о кредитах от 11,7% до 15,7% и от 12,9% до 19,9%, а в рассматриваемых баннерах размещалась реклама кредита по ставке 11,7%. Данные кредиты имеют различные условия с точки зрения Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЭ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите), в том числе разные диапазоны сумм кредита.

- учитывая изложенное, в актах осмотра (№№ 386-р, 387-р от 06.08.2018) зафиксирована процедура оформления заявки на условиях, отличных от рассматриваемых баннеров.

- в скриншотах, имеющихся в материалах дела, страница официального сайта Банка зафиксирована не в полном объеме, в том числе не зафиксированы размещенные на странице полные сведения о ставке 11,7% - «Подробнее о ставках по кредиту».

Таким образом, считают представители Банка, в имеющихся материалах дела отсутствуют доказательства нарушения Банком ст. 28 Закона о рекламе в части указания процентной ставки по кредиту - 11,7%.

Относительно времени рассмотрения заявки по кредиту Банк сообщил, что время рассмотрения заявки в силу Закона о потребительском кредите не относится к условиям по кредиту и не влияет на расчет полной стоимости потребительского кредита. Следовательно, данный параметр не может рассматриваться в контексте нарушения ч. 2 ст. 28 Закона о рекламе.

Как указано в определении от 03.10.2018 и подтверждается скриншотами (приложения №№ 17-21 к акту осмотра № 386-р от 06.08.2018) заявка была принята на рассмотрение Банком в 14:24, в 14:26 зафиксировано решение Банка. Т.е. решение принято Банком за 2 минуты, что соответствует данным, указанным в рассматриваемом рекламном баннере. Скриншот об отправке заявки на рассмотрение в 14:22 не свидетельствует о её получении Банком. В силу ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ любые заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Кроме того, согласно акту осмотра интернет-сайта № 386-р от 06.08.2018, в скриншотах отсутствует ежесекундная фиксация статуса заявки по времени.

Таким образом, утверждение о недостоверности слогана «принятие решение за 2 минуты» не соответствует действительности.

При этом, уточняя позицию относительно времени рассмотрения заявки, представитель Банка указал, что решением Банка в рассматриваемом случае выступило решение о запросе дополнительных документов у потребителя.

Также, отвечая на вопросы комиссии, представитель Банка подтвердил, что процентная ставка 11,7%, указанная в рекламе, на момент распространения спорной рекламы, являлась самой низкой процентной ставкой по кредитам, действовавшим в Банке на тот момент.

На основании п.п. «а» п. 36 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, далее - Правила), п. 3.56 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. приказ ФАС России от 23.11.2012 № 711/12), ПАО «Сбербанк России» просил прекратить производство по делу.

Рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом в случае необходимости получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств (п. 34 Правил).

С учетом изложенного комиссия пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела.

В соответствии с п. 27 Правил дело рассматривается антимонопольным органом в течение 1-го месяца со дня его возбуждения. В исключительных случаях срок рассмотрения дела может быть продлён антимонопольным органом, но не более чем на 2 месяца.

Поскольку Комиссия Волгоградского УФАС России пришла к выводу о необходимости отложения рассмотрения дела, рассмотрение дела в установленный Правилами срок (1 месяц) не представляется возможным.

В связи с изложенным в соответствии с п. 27, п. 34 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в целях полного, всестороннего, объективного рассмотрения дела, Комиссия,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Рассмотрение дела № 18-03-5/28-02/619 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе отложить.

2. Назначить дело № 18-03-5/28-02/619 к рассмотрению на 21 ноября 2018 года в 10 часов 00 минут (местное время, МСК+1, московское время плюс 1 час) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.13, 5-й этаж, левое крыло).

3. Продлить срок рассмотрения дела № 18-03-5/28-02/619 на два месяца (до 09.01.2019).

4. Предложить лицам, участвующим в деле, представить иную информацию, которую считаете необходимой для предоставления в рамках рассматриваемого дела для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела с учетом имеющихся материалов дела и пояснений.

5. ПАО «Сбербанк России» представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

5.1. Описание переходов на страницы Интернет-сайтов потребителя при нажатии кнопки «Подать заявку» на странице http://www.sberbank.ru/ru/person/credits/money/consumer_unsecured (см. например, акт осмотра интернет-сайта № 388-р от 07.08.2018 , стр. 2 приложения № 1), в том числе с СбербанкОнлайн, при оформлении заявки на кредит «11,7%. Кредит на любые цели».

Связанные организации

Связанные организации не указаны