Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 11 ноября 2021 года Дело № 034/10... от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)

изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) жалобу

вх. № 12148 от 29.10.2021 ООО «Стройспецмонтаж» на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения договора подряда (прокладка футляров с использованием установок ГНБ по объектам капитального строительства) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение о проведении закупки № 32110724320 размещено на официальном сайте ЕИС 13.10.2021),

при участии в заседании комиссии представителей:

от заказчика:

от заявителя:

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба вх. № 12148 от 29.10.2021  ООО «Стройспецмонтаж» на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения договора подряда (прокладка футляров с использованием установок ГНБ по объектам капитального строительства) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства).

Извещение о проведении закупки № 32110724320 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) 13.10.2021.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Стройспецмонтаж» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба ООО «Стройспецмонтаж» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 03.11.2021 исх. № 04-10/7980).

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

В своей жалобе ООО «Стройспецмонтаж» указывает на то, что ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» неправомерно допущено к участию в закупке в связи с несоответствием требованиям к участникам процедуры по критерию отсутствия обязательного взноса в обеспечение договорных обязательств, а также в связи с невыполнением ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» требования о представлении ценового предложения участника запроса предложений.

Представителями заказчика представлены письменные пояснения, из которых следует, что заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Закон о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии со статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:

1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);

2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

АО «Волгоградоблэлектро», как заказчик, осуществляет свою закупочную деятельность на основании требований Закона о закупках, а также Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (утв. Советом директоров 30.06.2021, протокол № 2 от 30.06.2021 года (далее – Положение о закупках).

Пунктом 3.3. Положения о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются в том числе посредством запроса предложений в электронной форме.

Согласно п. 3.7 Положения о закупках под запросом предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений) в настоящем Положении понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Положение о закупке АО «Волгоградоблэлектро» устанавливает требования к правоспособности участника закупки (п. 6.2.), а также требования к документации о конкурентной закупке (п. 6.5.).

Подпунктом 6.2.4. Положения о закупках установлено, что дополнительные требования к участникам закупок по правоспособности и квалификации устанавливаются в документации о закупке, в том числе при установлении Правительством Российской Федерации особенностей участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 6.5.1.9 Положения о закупках предусмотрено, что закупочная документация должна содержать требования к участникам такой закупки.

В п. 2.1.2. документации закупочной процедуры, утв. председателем закупочной комиссии АО «Волгоградоблэлектро» К. Н.М. 13.10.2021, закреплено, что участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг,  являющихся предметом закупки (наличие у участника закупки соответствующих лицензий, специальных разрешений, членства в СРО и допусков от саморегулируемых организаций, код по ОКВЭД должен соответствовать тому виду деятельности, который контрагент обязуется осуществлять по условиям заключенного договора).

На основании ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части, а именно предоставление  информации и документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, содержащихся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

Пунктом 3.1.0.1.6. Положения о закупках установлено, что заявка, подаваемая для участия в закупке должна включать копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).

Согласно информации, размещенной в Едином реестре членов СРО, на официальном сайте НОСТРОЙ (https://reestr.nostroy.ru/reestr) оба участника являются действующими членами СРО.

При этом ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» в составе заявки на основании ст. 3.4 Закона о закупках представлена декларация, согласно которой участник соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы и оказание услуги, являющихся предметом закупки.

Документацией закупочной процедуры не установлен критерий оценки предложений участников на наличие/отсутствие обязательного взноса участников закупки – членами СРО по обеспечению договорных обязательств в компенсационный фонд.

Поручение заместителя Председателя Правительства РФ от 09.10.2017 года № ДК-П9-6702, на которое ссылается в своей жалобе ООО «Стройспецмонтаж» не является нормативным правовым актом, в связи, с чем носит рекомендательный характер к применению при исполнении Закона о закупках, тем более в закупках участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, настоящая конкурентная процедура (запрос предложений в электронной форме) установила одинаковые условия для всех участников закупки, вследствие чего отсутствуют признаки ограничения конкуренции.

Участниками закупки были представлены ценовые предложения, при этом критерием оценки, предусмотренным документацией о закупке, является именно цена договора без разбивки ее по нескольким позициям. Техническое задание также не содержит требований о предоставлении информации о цене по нескольким позициям.

Довод ООО «Стройспецмонтаж» о нарушении ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» рекомендаций по заполнению ценового предложения Комиссией отклоняется, так как в форме № 7 документации отсутствует требование о предоставлении информации о цене по нескольким позициям.

Цена договора, предложенная ООО «АбсолютСтрой-Волгоград», составила 4 695 000,00 руб.

Цена договора, предложенная ООО «Стройспецмонтаж», составила 4 900 000,00 руб.

Согласно п.5.1 Положения о закупках комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений на основании бальной системы по критериям приведенным в п. 5.1. Положения о закупках. При этом оценка с учетом ценового критерия – цена договора – рассчитывается на основании отношения минимальной предложенной цены к цене, предложенной в оцениваемо       й заявке, с учетом значения ценового балла, присваемого заявке с наименьшей ценой.

Представленные АО «Волгоградоблэлектро» заявок ООО «Стройспецмонтаж» и ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» оценены следующим образом.

№ участника

1

2

Наименование участника

ООО «Стройспецмонтаж»

ООО «Абсолютстрой-Волгоград»

Допуск да/нет

Допущен

Допущен

Цена предложенная участником:

Цена

с НДС?

Цена

с НДС?

4 900 000,00

да

4 695 000,00

да

Рейтинг в критерии цена:

38,33

40,00

Срок поставки (выполнения):

9 дней

15

9 дней

15

Стаж работы на рынке

7 лет

5

Свыше 1 года

5

Порядок оплаты

отсрочка платежа 15 рабочих дней

30

отсрочка платежа 15 рабочих дней

30

Место разрешения споров в судебном порядке

Волгоградская обл

5

Волгоградская обл

5

Обеспеченность участника специальным оборудованием

20 ед

10

5 единиц

10

Обеспеченность участника трудовыми ресурсами

55 чел (не подтверждены формой СЗВ-М)

0

8 чел

10

Наличие ранее заключенных договоров

8 договоров

5

1 договор

5

Объем выручки от производства/поставки аналогичной продукции

252,234 млн

10

9,679 млн

10

Гарантия качества

73 месяца

10

72 месяца

10

дополнительные критерии

 

 

 

 

Количество баллов

 

90,00

 

100,00

Рейтинг в неценовых критериях:

 

54,00

 

60,00

Итоговый рейтинг заявки:

 

92,33

 

100,00

 

Таким образом, несмотря на предложенные участниками закупки ценовые предложения, по критерию «Обеспеченность участника трудовыми ресурсами» ООО «Стройспецмонтаж» присуждено 0 баллов, в то время как ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» – 10 баллов. 

Следовательно, итоговый рейтинг заявки ООО «Стройспецмонтаж» составил 92,33 балла, тогда как итоговый рейтинг победителя ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» составил 100,00 баллов.

На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения количества баллов присваивается порядковый номер. Первое место присуждается заявке, набравшей максимальный итоговый балл.

Таким образом, с учетом балльной системы и установленными документацией критериями победителем был признан участник закупки – ООО «АбсолютСтрой-Волгоград».

Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей Заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету закупки заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

При рассмотрении жалобы заявителя не установлено, что оспариваемые действия заказчика повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе привело к ограничению конкуренции.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1
ст. 10 ГК РФ).

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Таким образом, доводы, указанные подателем жалобы, комиссия Волгоградского УФАС России признаёт необоснованными.

По результатам изучения доводов и возражений сторон, а также доказательств, представленных заявителем и заказчиком, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Стройспецмонтаж».

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Стройспецмонтаж» (ИНН: 3443928844) на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» (ИНН: 3443029580) при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения договора подряда (прокладка футляров с использованием установок ГНБ по объектам капитального строительства) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение о проведении закупки № 32110724320 размещено на официальном сайте ЕИС 13.10.2021), необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны