Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 11 ноября 2021 года Дело № 034/10... от 11 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия)
изучив в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее также – Закон о закупках) жалобу
вх. № 12148 от 29.10.2021 ООО «Стройспецмонтаж» на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения договора подряда (прокладка футляров с использованием установок ГНБ по объектам капитального строительства) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение о проведении закупки № 32110724320 размещено на официальном сайте ЕИС 13.10.2021),
при участии в заседании комиссии представителей:
от заказчика:
от заявителя:
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба вх. № 12148 от 29.10.2021 ООО «Стройспецмонтаж» на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения договора подряда (прокладка футляров с использованием установок ГНБ по объектам капитального строительства) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства).
Извещение о проведении закупки № 32110724320 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) 13.10.2021.
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО «Стройспецмонтаж» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Жалоба ООО «Стройспецмонтаж» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление от 03.11.2021 исх. № 04-10/7980).
Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.
В своей жалобе ООО «Стройспецмонтаж» указывает на то, что ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» неправомерно допущено к участию в закупке в связи с несоответствием требованиям к участникам процедуры по критерию отсутствия обязательного взноса в обеспечение договорных обязательств, а также в связи с невыполнением ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» требования о представлении ценового предложения участника запроса предложений.
Представителями заказчика представлены письменные пояснения, из которых следует, что заказчик просит признать жалобу заявителя необоснованной.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 2 Закон о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии со статьи 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
АО «Волгоградоблэлектро», как заказчик, осуществляет свою закупочную деятельность на основании требований Закона о закупках, а также Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (утв. Советом директоров 30.06.2021, протокол № 2 от 30.06.2021 года (далее – Положение о закупках).
Пунктом 3.3. Положения о закупках предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются в том числе посредством запроса предложений в электронной форме.
Согласно п. 3.7 Положения о закупках под запросом предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений) в настоящем Положении понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
Согласно п. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Положение о закупке АО «Волгоградоблэлектро» устанавливает требования к правоспособности участника закупки (п. 6.2.), а также требования к документации о конкурентной закупке (п. 6.5.).
Подпунктом 6.2.4. Положения о закупках установлено, что дополнительные требования к участникам закупок по правоспособности и квалификации устанавливаются в документации о закупке, в том числе при установлении Правительством Российской Федерации особенностей участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 6.5.1.9 Положения о закупках предусмотрено, что закупочная документация должна содержать требования к участникам такой закупки.
В п. 2.1.2. документации закупочной процедуры, утв. председателем закупочной комиссии АО «Волгоградоблэлектро» К. Н.М. 13.10.2021, закреплено, что участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки (наличие у участника закупки соответствующих лицензий, специальных разрешений, членства в СРО и допусков от саморегулируемых организаций, код по ОКВЭД должен соответствовать тому виду деятельности, который контрагент обязуется осуществлять по условиям заключенного договора).
На основании ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом «е» пункта 9 настоящей части, а именно предоставление информации и документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, содержащихся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).
Пунктом 3.1.0.1.6. Положения о закупках установлено, что заявка, подаваемая для участия в закупке должна включать копии документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых размещены эти информация и документы).
Согласно информации, размещенной в Едином реестре членов СРО, на официальном сайте НОСТРОЙ (https://reestr.nostroy.ru/reestr) оба участника являются действующими членами СРО.
При этом ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» в составе заявки на основании ст. 3.4 Закона о закупках представлена декларация, согласно которой участник соответствует требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы и оказание услуги, являющихся предметом закупки.
Документацией закупочной процедуры не установлен критерий оценки предложений участников на наличие/отсутствие обязательного взноса участников закупки – членами СРО по обеспечению договорных обязательств в компенсационный фонд.
Поручение заместителя Председателя Правительства РФ от 09.10.2017 года № ДК-П9-6702, на которое ссылается в своей жалобе ООО «Стройспецмонтаж» не является нормативным правовым актом, в связи, с чем носит рекомендательный характер к применению при исполнении Закона о закупках, тем более в закупках участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, настоящая конкурентная процедура (запрос предложений в электронной форме) установила одинаковые условия для всех участников закупки, вследствие чего отсутствуют признаки ограничения конкуренции.
Участниками закупки были представлены ценовые предложения, при этом критерием оценки, предусмотренным документацией о закупке, является именно цена договора без разбивки ее по нескольким позициям. Техническое задание также не содержит требований о предоставлении информации о цене по нескольким позициям.
Довод ООО «Стройспецмонтаж» о нарушении ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» рекомендаций по заполнению ценового предложения Комиссией отклоняется, так как в форме № 7 документации отсутствует требование о предоставлении информации о цене по нескольким позициям.
Цена договора, предложенная ООО «АбсолютСтрой-Волгоград», составила 4 695 000,00 руб.
Цена договора, предложенная ООО «Стройспецмонтаж», составила 4 900 000,00 руб.
Согласно п.5.1 Положения о закупках комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в запросе предложений на основании бальной системы по критериям приведенным в п. 5.1. Положения о закупках. При этом оценка с учетом ценового критерия – цена договора – рассчитывается на основании отношения минимальной предложенной цены к цене, предложенной в оцениваемо й заявке, с учетом значения ценового балла, присваемого заявке с наименьшей ценой.
Представленные АО «Волгоградоблэлектро» заявок ООО «Стройспецмонтаж» и ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» оценены следующим образом.
№ участника |
1 |
2 |
||
Наименование участника |
ООО «Стройспецмонтаж» |
ООО «Абсолютстрой-Волгоград» |
||
Допуск да/нет |
Допущен |
Допущен |
||
Цена предложенная участником: |
Цена |
с НДС? |
Цена |
с НДС? |
4 900 000,00 |
да |
4 695 000,00 |
да |
|
Рейтинг в критерии цена: |
38,33 |
40,00 |
||
Срок поставки (выполнения): |
9 дней |
15 |
9 дней |
15 |
Стаж работы на рынке |
7 лет |
5 |
Свыше 1 года |
5 |
Порядок оплаты |
отсрочка платежа 15 рабочих дней |
30 |
отсрочка платежа 15 рабочих дней |
30 |
Место разрешения споров в судебном порядке |
Волгоградская обл |
5 |
Волгоградская обл |
5 |
Обеспеченность участника специальным оборудованием |
20 ед |
10 |
5 единиц |
10 |
Обеспеченность участника трудовыми ресурсами |
55 чел (не подтверждены формой СЗВ-М) |
0 |
8 чел |
10 |
Наличие ранее заключенных договоров |
8 договоров |
5 |
1 договор |
5 |
Объем выручки от производства/поставки аналогичной продукции |
252,234 млн |
10 |
9,679 млн |
10 |
Гарантия качества |
73 месяца |
10 |
72 месяца |
10 |
дополнительные критерии |
|
|
|
|
Количество баллов |
|
90,00 |
|
100,00 |
Рейтинг в неценовых критериях: |
|
54,00 |
|
60,00 |
Итоговый рейтинг заявки: |
|
92,33 |
|
100,00 |
Таким образом, несмотря на предложенные участниками закупки ценовые предложения, по критерию «Обеспеченность участника трудовыми ресурсами» ООО «Стройспецмонтаж» присуждено 0 баллов, в то время как ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» – 10 баллов.
Следовательно, итоговый рейтинг заявки ООО «Стройспецмонтаж» составил 92,33 балла, тогда как итоговый рейтинг победителя ООО «АбсолютСтрой-Волгоград» составил 100,00 баллов.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, комиссией каждой заявке относительно других по мере уменьшения количества баллов присваивается порядковый номер. Первое место присуждается заявке, набравшей максимальный итоговый балл.
Таким образом, с учетом балльной системы и установленными документацией критериями победителем был признан участник закупки – ООО «АбсолютСтрой-Волгоград».
Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей Заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету закупки заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При рассмотрении жалобы заявителя не установлено, что оспариваемые действия заказчика повлекли несоблюдение принципов закупочной деятельности, в том числе привело к ограничению конкуренции.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1
ст. 10 ГК РФ).
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
Таким образом, доводы, указанные подателем жалобы, комиссия Волгоградского УФАС России признаёт необоснованными.
По результатам изучения доводов и возражений сторон, а также доказательств, представленных заявителем и заказчиком, комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы ООО «Стройспецмонтаж».
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Стройспецмонтаж» (ИНН: 3443928844) на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» (ИНН: 3443029580) при проведении запроса предложений в электронной форме по выбору подрядчика на право заключения договора подряда (прокладка футляров с использованием установок ГНБ по объектам капитального строительства) для нужд АО «Волгоградоблэлектро» (закупка проводится среди субъектов малого и среднего предпринимательства) (извещение о проведении закупки № 32110724320 размещено на официальном сайте ЕИС 13.10.2021), необоснованной.