Решение б/н дело № 034/01/11-1527/2023 от 11 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
« ». – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;
« » – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
« » – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;
рассмотрев дело № 034/01/11-1527/2023 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Г» , акционерным обществом «Птицефабрика «В» , акционерным обществом «Агрофирма «В», открытым акционерным обществом «С» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в соглашении между хозяйствующими субъектами – конкурентами по одновременному необоснованному повышению отпускных цен на яйцо куриное, в присутствии на заседании комиссии представителей:
- прокуратуры,
- АО «Птицефабрика «В»;
- АО «Агрофирма «В» ;
- ОАО «С» ;
руководствуясь статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Поводом для возбуждения дела № 034/01/11-1527/2024 явилось потупившие в Управление материалы прокуратуры Волгоградской области, указывающие на признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Г», АО «Птицефабрика В», АО «Агрофирма В», ОАО «С».
В поступивших материалах указывалось, что товаропроизводители яйца куриного на территории Волгоградской области синхронно в октябре, ноябре и декабре 2023 года необоснованно повышали отпускные цены на яйцо куриное, что свидетельствует о наличии между ними признаков ограничивающего конкуренцию соглашения, с целью установления и поддержания отпускных цен на товар.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление заявление, указывающего на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.
На основании приказа Волгоградского УФАС России от 21.12.2023 № 93 было возбуждено дело № 034/01/11-1527/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Согласно положениям статьи 11 ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
При рассмотрении дела Комиссией установлено следующее:
Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Согласно статье 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; 2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; 3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
В соответствии со статьей 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
По смыслу данных норм, для квалификации действий хозяйствующих субъектов, как не соответствующих статье 11 Закона о защите конкуренции, необходимо установить
одновременно следующие обстоятельства:
- наличие непредусмотренных законом соглашений между указанными лицами, или их согласованных действий (противоправность поведения);
- доказательства наступления (возможности наступления) негативных последствий, связанных с установлением или поддержанием цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
Квалифицирующими признаками применительно к статье 11 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашениями и (или) согласованными действиями и такими последствиями.
При рассмотрении дела установлено, что АО «Агрофирма «В» и АО «Птицефабрика «В» являются хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц (п.1 ч.1 ст.9 Закона №135-Ф3»). Следовательно, положения статьи 11 Закона о конкуренции на указанных лиц не распространяются, что отражено в разъяснении Президиума ФАС России от 17.02.2016 года №3.
Вместе с тем, учитывая, что хозяйствующие субъекты, входят в одну группу лиц, ценовая политика определяется ими самостоятельно (автономно) исходя из себестоимости продаж.
Согласно представленной АО «Птицефабрика В» и АО «Агрофирма «В», объем производства яйца куриного за 2019 – 2023 составляет:
Год |
Производство РФ (млн. шт.) |
Производство Волгоградская область (млн. шт.) |
Производство АО «Птицефабрика «В» (млн. шт.) |
Производство АО «Агрофирма «В» (млн. шт.) |
2019 |
|
|
|
|
2020 |
|
|
|
|
2021 |
|
|
|
|
2022 |
|
|
|
|
2023 |
|
|
|
|
Реализация яйца куриного АО «Птицефабрика В» в 2021-2023 гг. осуществлялась в регионы РФ в следующих объемах:
№п/п |
Субъект |
Реализация яиц, тыс. шт. |
||
|
|
2023 год |
2022 год |
2021 год |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
10 Ставрополь 2 413,87 11 Осетия 1 054,1 12 Прочие 5 652,145 19 166,86 6 903,77 |
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
Реализация яйца куриного АО «Агрофирма В» в 2021-2023 гг. осуществлялась в регионы РФ в следующих объемах:
№п/п |
Субъект |
Реализация яиц, тыс. шт. |
||
|
|
2023 год |
2022 год |
2021 год |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
Из приведенных в таблице данных следует, что доля (группы лиц) на товарном рынке яйца незначительная. Согласно пояснениям АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В», возможность влияния на товарный рынок и на состояние конкуренции на нем также указанной группы лиц минимальна.
Также представители АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» пояснили, что географические границы оптовых и розничных продаж группы лиц свидетельствуют, что какие-либо барьеры для входа на региональный, межрегиональный (окружной) товарный рынок яйца отсутствуют. Волгоградская область, товарный рынок ЮФО и РФ это зона свободной торговли яйцом. Запретов и ограничений входа на данный товарный рынок и перемещений товара нет.
Кроме того, согласно пояснения АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» реализация яйца куриного в торговые сети на территории Волгоградской области, осуществляется на основании договоров поставки заключенных только АО «Птицефабрика «В». Иные ответчики на прямую реализацию в торговые сети не осуществляют.
Также согласно пояснениям представителей АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В», озвученных на рассмотрении дела, формирование цены договора поставки в торговые сети осуществляется на основании предложений по цене сформированной торговой сетью.
АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» осуществляет также розничную реализацию яйца куриного через собственную розничную сеть. Финансовые-хозяйственные взаимоотношения между АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» осуществляются исключительно по поставке зерновой и племенной продукции. Финансово-хозяйственные взаимоотношения между АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» и хозяйствующими субъектами-конкурентами отсутствуют.
Согласно пояснениям АО «С» осуществляет деятельность по производству и реализации яйца куриного с 01.04.2023, при этом ведёт самостоятельную ценовую политику. Действия по изменению отпускной цены вызваны изменением затрат на его производство и являются следствием изменившихся условий на рынке.
В соответствии с пояснениями ООО «Г» повышению отпускных цен на яйцо куриное способствовало увеличение спроса при сезонном снижении объема производства. Деятельность по производству и реализации яйца куриного за 2022 год для предприятия была убыточна. По итогам 2022 года рентабельность продаж составила
Согласно пояснениям ответчиков для рынка пищевого яйца куриного характерны сезонные изменения цен реализации: цена снижается в период сезонного снижения спроса на яйцо куриное (с мая по сентябрь) и повышается в период сезонного повышения спроса (период с марта по апрель и с октября по декабрь). Причинами такого колебания цен на реализуемое на рынке яйцо являются:
- традиционное увеличение потребления яйца в период перед Пасхой и Новым годом;
- увеличение производства яйца в личных подсобных хозяйствах в летний период времени.
В периоды стабильного объема предложения, колебания спроса на рынке компенсируется сезонными колебаниями цен реализации.
Вместе с тем, Комиссией также установлено, что рентабельность продаж по итогам 2023 года составила:
Повышение отпускных цен на товар осуществлено ответчиками в различные даты.
Иных доказательств достижения между ответчиками соглашения прокуратурой не представлено, Комиссией не установлено.
Таким образом, Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Г», АО «Птицефабрика В», АО «Агрофирма В», ОАО «С» не содержат в себе нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию необоснованных цен на яйцо куриное.
В связи с чем, не подтвержден факт заключения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.
Учитывая изложенное, Комиссия Волгоградского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Г», АО «Птицефабрика В», АО «Агрофирма В», ОАО «С» нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившегося в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию необоснованных цен на яйцо куриное.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела N 034/01/11-1527/202, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Г» (ИНН/КПП /), акционерного общества «Птицефабрика «В» (ИНН/КПП /), акционерного общества «Агрофирма «В» (ИНН/КПП /), открытого акционерного общества «С» (ИНН/КПП /В) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить.
Председатель комиссии
Члены комиссии