Решение б/н дело № 034/01/11-1527/2023 от 11 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

«      ». – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

«      » – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

«      » – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

рассмотрев дело № 034/01/11-1527/2023 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Г» , акционерным обществом «Птицефабрика «В» , акционерным обществом «Агрофирма «В», открытым акционерным обществом «С» пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в соглашении между хозяйствующими субъектами – конкурентами по одновременному необоснованному повышению отпускных цен на яйцо куриное, в присутствии на заседании комиссии представителей:

- прокуратуры,

- АО «Птицефабрика «В»;

- АО «Агрофирма «В» ;

- ОАО «С» ;

руководствуясь статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения дела № 034/01/11-1527/2024 явилось потупившие в Управление материалы прокуратуры Волгоградской области, указывающие на признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Г», АО «Птицефабрика В», АО «Агрофирма В», ОАО «С».

В поступивших материалах указывалось, что товаропроизводители яйца куриного на территории Волгоградской области синхронно в октябре, ноябре и декабре 2023 года необоснованно повышали отпускные цены на яйцо куриное, что свидетельствует о наличии между ними признаков ограничивающего конкуренцию соглашения, с целью установления и поддержания отпускных цен на товар.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является поступление заявление, указывающего на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

На основании приказа Волгоградского УФАС России от 21.12.2023 № 93 было возбуждено дело № 034/01/11-1527/2023 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Согласно положениям статьи 11 ФЗ Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

При рассмотрении дела Комиссией установлено следующее:

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции установлено, что под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий: 1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов; 2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий; 3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

В соответствии со статьей 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

По смыслу данных норм, для квалификации действий хозяйствующих субъектов, как не соответствующих статье 11 Закона о защите конкуренции, необходимо установить

одновременно следующие обстоятельства:

-          наличие непредусмотренных законом соглашений между указанными лицами, или их согласованных действий (противоправность поведения);

-          доказательства наступления (возможности наступления) негативных последствий, связанных с установлением или поддержанием цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

Квалифицирующими признаками применительно к статье 11 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашениями и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

При рассмотрении дела установлено, что АО «Агрофирма «В» и АО «Птицефабрика «В» являются хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц (п.1 ч.1 ст.9 Закона №135-Ф3»). Следовательно, положения статьи 11 Закона о конкуренции на указанных лиц не распространяются, что отражено в разъяснении Президиума ФАС России от 17.02.2016 года №3.

Вместе с тем, учитывая, что хозяйствующие субъекты, входят в одну группу лиц, ценовая политика определяется ими самостоятельно (автономно) исходя из себестоимости продаж.

Согласно представленной АО «Птицефабрика В» и АО «Агрофирма «В», объем производства яйца куриного за 2019 – 2023 составляет:

Год

Производство РФ (млн. шт.)

Производство Волгоградская область (млн. шт.)

Производство АО «Птицефабрика «В» (млн. шт.)

Производство АО «Агрофирма «В» (млн. шт.)

2019

 

 

 

 

2020

 

 

 

 

2021

 

 

 

 

2022

 

 

 

 

2023

 

 

 

 

 

Реализация яйца куриного АО «Птицефабрика В» в 2021-2023 гг. осуществлялась в регионы РФ в следующих объемах:

№п/п

Субъект

Реализация яиц, тыс. шт.

 

 

2023 год

2022 год

2021 год

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10            Ставрополь                 2 413,87          

11       Осетия                        1 054,1 

12       Прочие            5 652,145            19 166,86            6 903,77

 

 

 

 

11

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

Реализация яйца куриного АО «Агрофирма В» в 2021-2023 гг. осуществлялась в регионы РФ в следующих объемах:

№п/п

Субъект

Реализация яиц, тыс. шт.

 

 

2023 год

2022 год

2021 год

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

Из приведенных в таблице данных следует, что доля (группы лиц) на товарном рынке яйца незначительная. Согласно пояснениям АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В», возможность влияния на товарный рынок и на состояние конкуренции на нем также указанной группы лиц минимальна.

Также представители АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» пояснили, что географические границы оптовых и розничных продаж группы лиц свидетельствуют, что какие-либо барьеры для входа на региональный, межрегиональный (окружной) товарный рынок яйца отсутствуют. Волгоградская область, товарный рынок ЮФО и РФ это зона свободной торговли яйцом. Запретов и ограничений входа на данный товарный рынок и перемещений товара нет.

Кроме того, согласно пояснения АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» реализация яйца куриного в торговые сети на территории Волгоградской области, осуществляется на основании договоров поставки заключенных только АО «Птицефабрика «В». Иные ответчики на прямую реализацию в торговые сети не осуществляют.

Также согласно пояснениям представителей АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В», озвученных на рассмотрении дела, формирование цены договора поставки в торговые сети осуществляется на основании предложений по цене сформированной торговой сетью.

АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» осуществляет также розничную реализацию яйца куриного через собственную розничную сеть. Финансовые-хозяйственные взаимоотношения между АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» осуществляются исключительно по поставке зерновой и племенной продукции. Финансово-хозяйственные взаимоотношения между АО «Птицефабрика «В», АО «Агрофирма «В» и хозяйствующими субъектами-конкурентами отсутствуют.

Согласно пояснениям АО «С» осуществляет деятельность по производству и реализации яйца куриного с 01.04.2023, при этом ведёт самостоятельную ценовую политику. Действия по изменению отпускной цены вызваны изменением затрат на его производство и являются следствием изменившихся условий на рынке.

В соответствии с пояснениями ООО «Г» повышению отпускных цен на яйцо куриное способствовало увеличение спроса при сезонном снижении объема производства. Деятельность по производству и реализации яйца куриного за 2022 год для предприятия была убыточна. По итогам 2022 года рентабельность продаж составила

Согласно пояснениям ответчиков для рынка пищевого яйца куриного характерны сезонные изменения цен реализации: цена снижается в период сезонного снижения спроса на яйцо куриное (с мая по сентябрь) и повышается в период сезонного повышения спроса (период с марта по апрель и с октября по декабрь). Причинами такого колебания цен на реализуемое на рынке яйцо являются:

- традиционное увеличение потребления яйца в период перед Пасхой и Новым годом;

- увеличение производства яйца в личных подсобных хозяйствах в летний период времени.

В периоды стабильного объема предложения, колебания спроса на рынке компенсируется сезонными колебаниями цен реализации.

Вместе с тем, Комиссией также установлено, что рентабельность продаж по итогам 2023 года составила:

Повышение отпускных цен на товар осуществлено ответчиками в различные даты.

Иных доказательств достижения между ответчиками соглашения прокуратурой не представлено, Комиссией не установлено.

Таким образом, Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Г», АО «Птицефабрика В», АО «Агрофирма В», ОАО «С» не содержат в себе нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию необоснованных цен на яйцо куриное.

В связи с чем, не подтвержден факт заключения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке.

Учитывая изложенное, Комиссия Волгоградского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Г», АО «Птицефабрика В», АО «Агрофирма В», ОАО «С» нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ, выразившегося в достижении соглашения между хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к установлению или поддержанию необоснованных цен на яйцо куриное.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела N 034/01/11-1527/202, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Г» (ИНН/КПП /), акционерного общества «Птицефабрика «В» (ИНН/КПП /), акционерного общества «Агрофирма «В» (ИНН/КПП /), открытого акционерного общества «С» (ИНН/КПП /В) по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", прекратить.

 

Председатель комиссии

 

Члены комиссии

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны