Решение б/н РЕШЕНИЕ от 23 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Волгоград

18 марта 2020 года

Дело № 034/10/18.1-256/2020

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - комиссия), в составе:

Д. Е.С. - председателя комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

Ф. В.П. - члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

Ч. Л.В. - члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу <…> (далее - заявитель) на действия (бездействие) заказчика ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» (далее - заказчик), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) путём проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по поставке легкового автомобиля,

с участием в заседании комиссии:

<…> - лично,

от ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» - <…> по доверенности № 8 от 26.02.2020, <…> по доверенности № 12 от 17.03.2020,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - Волгоградское УФАС России) поступила жалоба <…> на действия ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» от 11.03.2020 вх. № 2254 при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по поставке легкового автомобиля.

Извещение о проведении закупки № 32008953774 размещено 04.03.2020 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба <…> принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 16.03.2020 исх. №04-10/1596).

В направленной жалобе заявителем указано на то, что указанная закупка противоречит нормам Закона о закупках.

В направленной жалобе заявителем указано, что планом закупки товаров, работ, услуг для нужд ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (в редакции № 12 от 05.03.2020) предусмотрено, что срок исполнения договора на закупку автомобиля - декабрь 2020 года (позиция № 43 столбец 13). Между тем, как указывает заявитель, по условиям п. 12 извещения о запросе котировок в электронной форме и п. 5.1 проекта договора срок поставки - в течение 7 (семи) календарных дней со дня заключения договора, то есть март-апрель 2020 года. По условиям пункта 9 извещения о запросе котировок в электронной форме и пункта 2.4.4 проекта договора срок оплаты составляет 15 банковских дней со дня подписания товарной накладной, то есть апрель 2020 года.

По мнению заявителя, поскольку обязательства по договору должны быть исполнены обеими сторонами в апреле 2020 года, ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» обязано было указать в плане закупок срок исполнения договора - апрель 2020 года, а не декабрь 2020 года.

Кроме того, заявителем указано, что в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» к поставляемому автомобилю в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, включая техническое задание соответствует лишь автомобиль «Тойота Камри».

Таким образом, по мнению заявителя, ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» фактически ограничив конкуренцию, нарушило ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» указывает на необоснованность доводов <…>.

1. В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом не подававшем заявки, в случае если его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Процедура закупки товаров, работ и услуг позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но также устанавливать и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.

Закон о закупках не содержит императивных норм, предусматривающих порядок и содержание критериев выбора заказчиком организаций - участников закупки.

На официальном сайте единой информационной системы (www.zakupki.gov.ru) 04 марта 2020 г. ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме (Реестровый номер извещения № 32008953774) на поставку легкового автомобиля.

Данная закупка подготовлена в соответствии с Положением о закупках ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор», а также Закона о закупках.

Довод Заявителя о том, что закупка осуществляется в нарушение утверждённого плана закупок не обоснован по следующим основаниям.

Действующим законодательством предусматривается, что Заказчик может формировать и утверждать план закупки с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и других сведений. В плане закупок товаров, работ, услуг для нужд ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 (в редакции № 13 от 12.03.2020) предусмотрено, что срок исполнения договора на закупку автомобиля декабрь 2020 года (позиция № 43 столбец 13).

В документ о планировании включают информацию о каждой процедуре, которую, Заказчик будет проводить в планируемом периоде. Форма и требования к заполнению плана закупок утверждены постановлением Правительства № 932 от 17.09.2012. Под сроком исполнения договора понимается срок реализации договорных обязательств.

Довод Заявителя о том, что ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» нарушены требования ч. 5.1. ст. 3 Закона о закупках не обоснованы, поскольку, в соответствии с требованиями этой статьи договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг заключаются заказчиком по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом закупки (если сведения о таких закупках в обязательном порядке подлежат включению в план закупки согласно принятому в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона порядку формирования этого плана), размещенным в единой информационной системе (если информация о таких закупках подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом), за исключением случаев возникновения потребности в закупке вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, а также для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации не содержит ограничений по конкретному месяцу исполнения плана закупки, если закупка внесена в план на текущий год. Проект договора по спорной закупке содержит указание на срок его действия, тождественный сроку исполнения обязательств, указанных в плане закупки.

Следовательно, довод заявителя в указанной часта не подлежит удовлетворению.

2. Довод <…> об ограничении конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки также не обоснован, ввиду следующего.

Комиссией Управления установлено, что при подготовке к проведению указанной закупки ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» изучен рынок автомобилей, обладающих совокупностью характеристик, установленных Заказчиком в документации о закупке, и получены три ценовых предложения на разные марки и модели автомобилей, производимых в Российской Федерации: Hyundai Sonata, Kia Optima, Toyota Camry.

Вместе с тем из установленных ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» требований к товару (сроку поставке товара) не следует, что фактически конкретному участнику (или нескольким участникам) закупки созданы преимущественные условия.

Фактов включения в документацию о закупке характеристик товара или условий поставки, повлекших ограничение конкуренции или тех, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки, заявителем не представлено. Указанные ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» требования не носят персонифицированный характер, распространяют свое действие на неопределенный круг лиц – возможных участников закупки.

Кроме того, при осуществлении указанной закупки в адрес ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» поступили заявки от двух участников закупки, в соответствии с которыми каждый участник выразил согласие на поставку автомобилей на условиях, предусмотренных документацией о закупке при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по поставке легкового автомобиля.

К поставке предлагаются два различных автомобиля: Hyundai Sonata и Toyota Camry, поставку которых могут осуществить различные поставщики, в том числе дилерские центры, расположенные на территории Волгограда, Волгоградской области, иных регионов Российской Федерации.

Таким образом, установленные ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» требования к поставляемым автомобилям, наряду с иными условиями исполнения договора, являются исполнимыми для целого ряда потенциальных поставщиков.

В Техническом задании данной закупки установлены следующие параметры поставляемого автомобиля:

- Длина не менее 4850 мм.

- Ширина не менее 1840 мм.

- Высота не менее 1455 мм.

- Цвет кузова: черный.

- Год выпуска автомобиля не ранее 2020 г.

Техническое задание составлено на основании коммерческих предложений, полученных от потенциальных поставщиков товара. Под описание данного автомобиля подходят, как минимум, три автомобиля: Hyundai Soriata, Kia Optima GT-Line, Toyota Camry.

В документации на проведение запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по поставке легкового автомобиля не содержится ни одного указания на закупку автомобилей Toyota Camry.

Следовательно, приведенное <…> обоснование, связанное со сравнением габаритов Toyota Camry с габаритами иных автомобилей (Volkswagen Passat, Mazda 6, Skoda Rapid, Ford Focus) является несостоятельным.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения дела, ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» представило Комиссии Управления сведения о наличии не менее чем трех автомобилей, производимых в Российской Федерации, подходящих под габариты и все остальные характеристики, указанные в Техническом задании документации о закупке: Hyundai Sonata, Kia Optima, Toyota Camry.

В частности, нижеприведенные в таблице сведения свидетельствуют о соответствии возможных к поставке автомобилей требованиям по габаритам, указанным Заказчиком в документации о закупке:

Габариты, указанные в техническом задании

Габариты Hyundai Sonata

Габариты

Kia Optima

Габариты Toyota Camry

Длина не менее 4850 мм

4 900 мм

4 855 мм

4 885 мм

Ширина не менее 1840 мм

1 860 мм

1 860 мм

1 840 мм

Высота не менее 1455 мм

1 465 мм

1 485 мм

1 455 мм

При этом действующее законодательство не накладывает на ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» при проведении закупок обязанность учитывать интересы всех поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставляющих товар (выполняющих работы, оказывающих услуги), являющиеся объектом закупки.

Факт отсутствия на момент закупки у отдельных хозяйствующих субъектов возможности исполнить условия документации такой закупки, не может являться нарушением прав и законных интересов таких лиц, а так же не является ограничением конкуренции.

Указанные ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» требования в документации о закупке не носят персонифицированный характер, распространяют своё действие на неопределенный круг лиц - возможных участников закупки.

Согласно представленной ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» информации, при осуществлении указанной закупки ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» 11-12 марта 2020 г. поступили заявки от двух участников закупки.

Заявка, поступившая от ООО «Стела» была принята ЭТП «НЭП-Фабрикант», заявка № 2 от 12.03.2020 была отклонена оператором площадки ЭТП «НЭП-Фабрикант». При этом Заказчику не представляется возможным идентифицировать того, кто был вторым автором заявки, поскольку функционал ЭТП «НЭП-Фабрикант» данную информацию не предоставляют.

На основании изложенного, при осуществлении рассматриваемой Комиссией закупки заказчиком были установлены требования к закупаемым автомобилям таким образом, чтобы была обеспечена возможность поставки автомобилей разных производителей и, как следствие, участие в закупке разных поставщиков.

Кроме того, <…> указывается, что срок поставки в течение 7 (календарных) дней с даты заключения контракта является препятствием к участию в закупке является необоснованным.

Поясняя свой довод, заявитель сообщает о своей подготовке к участию в закупке, заявитель сообщает об анализе им информации крупнейших поставщиков. При этом заявитель никак не подтверждает, чем ему препятствует поставить автомобиль, установленный в документации о закупке срок поставки.

Потенциальный поставщик законодательно не обязан иметь два и более вида аналогов товара, подходящего под описание товара в документации о закупке, следовательно, довод является не обоснованным.

Необходимо отметить, что извещение о закупке размещено ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» 04.03.2020; рассмотрение результатов запроса котировок в электронной форме состоялось 13.03.2020; протокол о результатах размещён на сайте ЕИС для неограниченного круга лиц 13.03.2020.

Договор на поставку легкового автомобиля может быть заключен в срок до 02.04.2020 включительно, при этом автомобиль может быть поставлен до 09.04.2020, что означает что заказчиком предоставлен срок на поставку более месяца. Кроме того, п. 10.1 договора на поставку легкового автомобиля установлено, что договор вступает в действие с даты его подписания обеими Сторонами и действует до 31.12.2020 включительно, а в части взаиморасчетов - до их полного исполнении Сторонами.

На основании вышеизложенного, довод <…> об ограничении конкуренции путем установления требований, в соответствии с которыми подходит только один поставщик является не обоснованным, и не подлежащим удовлетворению.

Таким образом, доводы <…> противоречат правовым нормам и не подтверждают наличие каких-либо нарушений при проведении ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» Закупки, свидетельствуют о несогласии заявителя с фактическими обстоятельствами по делу при отсутствии к тому правовых оснований и опровергаются, имеющимися в деле доказательствами.

При данных обстоятельствах жалоба <…> подлежит признанию необоснованной.

2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу <…> на действия заказчика - ГАУ ВО «Спортивный клуб «Ротор» (ОГРН: 116344306838, ИНН: 3459069073) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по поставке легкового автомобиля (реестровый номер закупки 32008953774) необоснованной.


Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны