Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-1320/2019 ПО ПРИЗН... от 25 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-1320/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

25 декабря 2019 Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Н.И.Б. в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛ:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии с п. 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1346 (далее - Положение) одним из инструментов выявления и фиксации фактов распространения рекламы, имеющей признаки ненадлежащей рекламы, является систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами деятельности в области рекламы.

Волгоградским УФАС России в рамках осуществления полномочий государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в ноябре 2019 года было выявлено распространение рекламы ТРК «Мармелад» следующего содержания: «Господин назначил меня любимой женой и ведет в Мармелад!».

Текст указанной рекламы исполнен черными буквами на белом фоне, при этом слово «Мармелад» выделено красно-желтыми буквами.

Указанная реклама была размещена на рекламной конструкции (магистральной арке) по адресу: Волгоград, пересечение ул. Маршала Рокоссовского и ул. Хиросимы, по направлению движения по ул. Маршала Рокоссовского в сторону Советского района Волгограда. Напротив дома № 58Б по ул. имени Маршала Рокоссовского, а также напротив дома № 129 по ул. ул. имени Маршала Рокоссовского (акт мониторинга № 503-р от 14.11.2019).

Позднее в Волгоградское УФАС России поступило заявление Г.В.Р. относительно распространения указанной рекламы ТРК «Мармелад» (вх. № 11103 от 25.11.2019). Заявитель указал, что указанная реклама порочит честь и достоинство граждан, а также содержит дискриминацию, выражает презрительное отношение к лицам женского пола. Также заявитель пояснил, что нарушение данной рекламы выражается в унижении достоинства женщины путем использования словосочетаний «господин» и «назначил меня любимой женой».

Кроме того, в сети «Интернет» пользователями активно обсуждалась указанная реклама. Так на странице по адресу https://novostivolgograda.ru/news/society/17-11-2019/volgogradok-oskorbila-reklama-torgovogo-tsentra-pro-muzha-gospodina указано, что местные жительницы увидели во фразе, указанной в рекламе, нездоровое отношение к семейным ценностям и отношениям, а также презрительное отношение к слабому полу. «В нашей стране нет ни многоженства, ни мужчин-господ, мы и сами себе все купим. Такие сексистские фантазии рекламщиков оскорбляют», - отмечали женщины, пожаловавшиеся в СМИ.

Также граждане в обсуждении данной рекламы отмечают, «согласна с дамами! Не смешно и тупо. Понятно, что отсыл к белому солнцу пустыни, но уже далеко не все из молодого поколения этот фильм смотрели». (https://v102.ru/forum/84589). Кроме того жительницы Волгограда задаются вопросом: «Как можно разрешать такие рекламы вывешивать в городе-герое?» (https://vpravda.ru/obshchestvo/volgogradcy-sporyat-po-povodu-somnitelnoy-reklamy-torgovogo-centra-79675/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на наружной конструкции, является рекламой, т.к.:

  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • распространяется посредством наружной рекламной конструкции;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступает торгово-развлекательный комплекс «Мармелад».

Согласно ч. 6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

При этом, как отмечает ФАС России в этом письме, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того в соответствии с ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (далее – СК РФ) семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

Исходя из содержания ч. 3 ст. 1 СК РФ регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Рассматриваемая реклама была включена в повестку очередного заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Волгоградском УФАС России 25.10.2019 (вопрос 7 — разное). Членам Экспертного совета для обсуждения (без голосования) было продемонстрированы фото рассматриваемой наружной рекламы ТРЦ «Мармелад». Некоторые из членов Экспертного совета отметили, что фраза «Господин назначил меня любимой женой и ведет в Мармелад» формирует толерантное отношение к многоженству и демонстрирует пренебрежительное отношение к женщине, а также подвергает сомнению равноправие полов.

По итогу обсуждения данной рекламы было предложено посмотреть на общественное мнение, и в случае поступления заявлений от жителей Волгограда вынести данную рекламу с конкретными вопросами на оценку Экспертного совета.

Таким образом, рассматриваемая реклама ТРК «Мармелад» содержит признаки нарушения Закона о рекламе.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

По имеющейся в Волгоградском УФАС информации рекламодателем является АО «Инпром Эстейт» (ОГРН: 1066154030370, Дата присвоения ОГРН:18.04.2006, ИНН: 6154101070, КПП: 615401001, адрес: 347942, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Маршала Жукова, 2-А).

Указанная организация является управляющей компанией по отношению к ТРК «Мармелад» (Волгоград). При этом лицом, входящим в группу с АО «Инпром Эстейт» и непосредственно осуществляющим деятельность ТРК «Мармелад» в Волгограде является ООО «Аргус» (ОГРН: 5167746281258, Дата присвоения ОГРН: 01.11.2016, ИНН: 7733305060, КПП: 615401001, адрес: 347942, Ростовская обл., город Таганрог, ул. Маршала Жукова, д. 2а, пом. 19).

Согласно данным сайта https://inprom-estate.ru/contacts/ ТРК «Мармелад» располагается на территории нескольких субъектов Российской Федерации
(Волгоградской, Ростовской).

При этом под управлением указанной компании находятся другие торговые центры и торгово-развлекательные комплексы, располагающиеся в Таганроге, Брянске, Краснодаре, Саранске, Ульяновске.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

В целях соблюдения п. 3, 5 Правил Волгоградским УФАС России адрес в ФАС России было направлено ходатайство о наделении Волгоградского УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении законодательства о рекламе в отношении рекламодателя рассматриваемой рекламы, в том числе в отношении АО «Инпром Эстейт» (ОГРН: 1066154030370, Дата присвоения ОГРН:18.04.2006, ИНН: 6154101070, КПП: 615401001, адрес: 347942, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Маршала Жукова, 2-А) (исх. № 02-5/9399 от 17.12.2019).

В ответ на данное ходатайство ФАС России направило в адрес Волгоградского УФАС письмо о наделении полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы ТРК «Мармелад» с текстом «Господин назначил меня любимой женой и ведет в Мармелад!» (вх. № 12053 от 20.12.2019).

На рекламной конструкции, на которой размещена рассматриваемая реклама в качестве рекламораспространителя указано ООО «Красногорская районная рекламная служба» (ОГРН: 1025002872762, Дата присвоения ОГРН: 13.11.2002, ИНН: 5024031624, КПП: 502401001, адрес: ул. Речная, д. 5, г. Красногорск, Московская обл., 143402).

При этом в Волгоградском УФАС России имеется информация о фактическом рекламораспространителе, который заключает договоры на размещение рекламных материалов на указанной рекламной конструкции.

Таковым является ООО «КватраД» (ОГРН: 1137746394180, Дата присвоения ОГРН: 30.04.2013, ИНН: 7728842559, КПП: 773401001, адрес: ул. 3-я Хорошёвская, д. 2, стр. 1, эт. 3, пом. 34, оф. 305, Москва, 123308) (решение по делу о нарушении законодательства о рекламе № 034/05/5-999/2019 от 19 ноября 2019 года).

Таким образом, по имеющейся информации рекламодателем является АО «Инпром Эстейт» (ОГРН: 1066154030370, Дата присвоения ОГРН:18.04.2006, ИНН: 6154101070, КПП: 615401001, адрес: 347942, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Маршала Жукова, 2-А).

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-1320/2019 по признакам нарушения ч. 6 ст. 5, ч. 11 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе: АО «Инпром Эстейт» (ОГРН: 1066154030370, Дата присвоения ОГРН:18.04.2006, ИНН: 6154101070, КПП: 615401001, адрес: 347942, Россия, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Маршала Жукова, 2-А),

ООО «Аргус» (ОГРН: 5167746281258, Дата присвоения ОГРН: 01.11.2016, ИНН: 7733305060, КПП: 615401001, адрес: 347942, Ростовская обл., город Таганрог, ул. Маршала Жукова, д. 2а, пом. 19);

- в качестве лица, обладающего информацией о рассматриваемых обстоятельствах: ООО «Красногорская районная рекламная служба» (ОГРН: 1025002872762, Дата присвоения ОГРН: 13.11.2002, ИНН: 5024031624, КПП: 502401001, адрес: ул. Речная, д. 5, г. Красногорск, Московская обл., 143402),

ООО «КватраД» (ОГРН: 1137746394180, Дата присвоения ОГРН: 30.04.2013, ИНН: 7728842559, КПП: 773401001, адрес: ул. 3-я Хорошёвская, д. 2, стр. 1, эт. 3, пом. 34, оф. 305, Москва, 123308);

- в качестве заявителя – физическое лицо, от которого поступило заявление вх. № 11103 от 25.11.2019.

3. Назначить дело № 034/05/5-1320/2019 к рассмотрению на ____ _________ 2020 года в ___ часов ___ минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб. 11, 5-й этаж, левое крыло).

4. АО «Инпром Эстейт» представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;

- сведения о распространении наружной рекламы ТРК «Мармелад» с текстом «Господин назначил меня любимой женой и ведет в Мармелад!», включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы (формата А4 в цветном варианте) с указанием сроков и территории распространения рассматриваемой рекламы;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. ООО «Аргус» представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;

- сведения о распространении наружной рекламы ТРК «Мармелад» с текстом «Господин назначил меня любимой женой и ведет в Мармелад!», включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы (формата А4 в цветном варианте) с указанием сроков и территории распространения рассматриваемой рекламы;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

6. ООО «Красногорская районная рекламная служба» представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- информацию о разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (магистральной арки) по адресу: Волгоград, пересечение ул. Маршала Рокоссовского и ул. Хиросимы, по направлению движения по ул. Маршала Рокоссовского в сторону Советского района Волгограда. Напротив дома № 58Б по ул. имени Маршала Рокоссовского, а также напротив дома № 129 по ул. ул. имени Маршала Рокоссовского, включая договор на установку (эксплуатацию) указанной рекламной конструкции;

- информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

7. ООО «КватраД» представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- информацию о разрешении на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (магистральной арки) по адресу: Волгоград, пересечение ул. Маршала Рокоссовского и ул. Хиросимы, по направлению движения по ул. Маршала Рокоссовского в сторону Советского района Волгограда. Напротив дома № 58Б по ул. имени Маршала Рокоссовского, а также напротив дома № 129 по ул. ул. имени Маршала Рокоссовского, включая договор на установку (эксплуатацию) указанной рекламной конструкции;

- информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

8. Заявителю представить на заседание Комиссии следующую информацию и копии документов:

- информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

Связанные организации

Связанные организации не указаны