Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 24 марта 2023 года Дело № 034/10/18.1-24... от 24 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

24 марта 2023 года

 

Дело № 034/10/18.1-241/2023

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,  

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «ЭКО-ТРАНС» (далее – заявитель) на действия заказчика Государственного автономного учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника №7» (далее – ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» (номер извещения в ЕИС 32312148222), с участием в заседании комиссии:

от ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7» – <…> на основании доверенности № <…>, <…>,

от ООО «ЭКО-ТРАНС» - <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 02.03.2023 вх. № 1756-ЭП/23 поступила жалоба ООО «ЭКО-ТРАНС» на действия ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б».

Извещение о проведении закупки № 32312148222 размещено 27.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Жалоба ООО «ЭКО-ТРАНС» поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

В силу ч. 13 ст. 3 Закона о закупках, рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.

Жалоба ООО «ЭКО-ТРАНС» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 07.03.2023 исх.  № АГ/1606/23).

Уведомлением о продлении срока принятия решения по жалобе и об объявлении перерыва в заседании комиссии от 14.03.2023 № АГ/1764/23 комиссией был объявлен перерыв в рассмотрении дела до 21.03.2023.

Из жалобы ООО «ЭКО-ТРАНС» следует, что в действиях ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7» при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» нарушены права и законные интересы заявителя. По мнению Заявителя, в неправомерном совмещении в одни лот функционально не связанных между собой товаров и услуг - поставку холодильного оборудования и транспортировку медицинских отходов, ограничивает возможность участия в указанной закупки ООО «ЭКО-ТРАНС» и тем самым нарушая законные интересы принять участие в указанной конкурсной процедуре. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены п. 3 ч. 1 и п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках. Так же жалоба содержит ссылки на нарушение заказчиком статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Статья 17 Закона о защите конкуренции, предусматривает иной порядок рассмотрения заявления согласно главы 9 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем заявителем избран способ защиты своих прав и законных интересов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Представители заказчика представили документы по оспариваемой процедуре и возражали по доводам жалобы, по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, комиссия приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

При проведении рассматриваемого запроса котировок в электронной форме, Заказчик руководствовался Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд государственных автономных учреждений Волгоградской области, утвержденным наблюдательным советом ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника № 7» от 27.12.2022 (далее - Положение) и Документацией о проведении запроса котировок в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» (далее - Извещение).

Извещение о проведении закупки опубликовано на официальном сайте 27.02.2023, дата окончания подачи заявок - 06.03.2023, дата подведения итогов закупки - 07.03.2023.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Описание предмета закупки приведено в Приложении № 2 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок, где указаны наименование объекта закупки, состав услуг, место оказания услуги: Волгоград и Волгоградская область. В извещении отражены условия и порядок оказания услуг.

Услуга по обращению с медицинскими отходами класса «Б» включает в себя:

- сбор и транспортирование медицинских отходов класса «Б» и класса «В».

- обезвреживание медицинских отходов класса «Б» и класса «В».

- предоставление Заказчику специализированного сертифицированного морозильного оборудования для временного хранения медицинских отходов (Таблица № 1).

- дезинфекция специализированного сертифицированного морозильного оборудования для временного хранения медицинских отходов после каждого забора медицинских отходов.

- техническое обслуживание специализированного сертифицированного морозильного оборудования для временного хранения медицинских отходов (диагностирование, ремонт с заменой неисправных частей, вплоть до полной замены морозильного оборудования).

- обеспечение сертифицированными многоразовыми емкостями необходимого размера для накопления медицинских отходов класса «Б» (Таблица № 1).

-предоставление сертифицированного расходного материала необходимого размера для накопления и транспортирования медицинских отходов класса «Б» (Таблица № 2).

Как пояснил представитель Заказчика, все данные услуги технологически и функционально связаны между собой и соответствуют требованиям СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые предъявляются к медицинским организациям в процессе деятельности которых образуются медицинские отходы.

Из материалов дела следует, что в целях удешевления расходов ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7», сотрудниками учреждения был проведен мониторинг рынка оказания услуг по обращению с отходами и выявлено, что имеются организации, которые предоставляют услуги по обращению с отходами комплексно и это намного выгоднее для заказчика. Дробление товаров, услуг на отдельные лоты не будет соответствовать требованиям экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение услуг и сокращения издержек заказчика, поскольку повлечет увеличение финансовых расходов.

Комиссия Волгоградского УФАС России отмечает, что первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 309-КГ17-7502).

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона о закупках, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у заказчика права на установление в закупочной документации способствующих тому требований к участникам закупки.

Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Из изложенного следует, что Заказчик, учитывая собственные потребности, которые в рассматриваемом случае направлены на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б», вправе устанавливать к участникам требования с учетом особенностей осуществляемой Заказчиком деятельности.

Помимо этого, заключение именно одного договора по оказанию соответствующих услуг наибольшим образом позволит обеспечить реализацию принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, закрепленного пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В дополнительных пояснениях по жалобе от 21.03.2023 заказчик пояснил, что общая сумма затрат ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7» за 2022 без учета приобретения холодильного оборудования, обслуживания холодильного оборудования, контейнеров составила 793 054 рублей.

Минимальное предложение о цене договора, поступившее в рамках оспариваемого запроса котировок составило 679 800 рублей. 

Учитывая изложенное, указанный довод признан Комиссией необоснованным.

На основании изложенного, указанные требования Документации обусловлены потребностями Заказчика, в связи с чем, Комиссия Волгоградского УФАС не усматривает нарушения Закона о закупках, а также Положения в действиях ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7».

2. На основании пункта 1 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен указать функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

При этом в силу пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами, а именно: в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должно быть указано краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, установлено, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

Описание предмета закупки приведено в Приложении № 2 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок, где указаны наименование объекта закупки, состав услуг, место оказания услуги. В извещении отражены условия и порядок оказания услуг.

В Таблице № 1 отражено требуемое оборудование, в Таблице № 2 – требуемые расходные материалы.

Ссылка подателя жалобы на судебную практику, в частности по делам №А12-10651/2016, А12-10653/2016, А12-10663/2016, А12-10658/2016, А12-1066/2016, комиссией отклоняется по следующим мотивам.

В рамках рассмотрения вышеуказанных судебных дел судом дана оценка действиям заказчика при применении положений Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе»). Требования к описанию предмета закупок в Законе о контрактной системе и в Законе о закупках различны и не повторяют друг друга. 

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика. Заявитель в ходе рассмотрения жалобы не смог пояснить какие конкретно обстоятельства препятствовали ему принять участие в запросе котировок, кроме нежелания оказывать в рамках исполнения договора так же услуги, не являющиеся сбором и транспортированием, обезвреживанием медицинских отходов класса «Б» и класса «В».

Учитывая изложенное, довод о неправомерном совмещении в одном лоте услуг - поставку холодильного оборудования и транспортировку медицинских отходов, которой ограничивает возможность участия в указанной закупки ООО «ЭКО-ТРАНС» и тем самым нарушает законные интересы заявителя на участие в указанной конкурсной процедуре комиссия признает необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЭКО-ТРАНС» на действия заказчика ГАУЗ «Стоматологическая поликлиника №7» при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» путём проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обращению с медицинскими отходами класса «Б» (номер извещения в ЕИС 32312148222) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны