Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-999/2019 ПО ПРИЗНА... от 4 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-999/2019 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О РЕКЛАМЕ

04 октября 2019 Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя управления, Н.И.Б.в рамках осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе,

УСТАНОВИЛ:

Антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В соответствии с п. 2 Положения о государственном надзоре в области рекламы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2012 № 1346 (далее - Положение) одним из инструментов выявления и фиксации фактов распространения рекламы, имеющей признаки ненадлежащей рекламы, является систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами деятельности в области рекламы.

Волгоградским УФАС России в рамках осуществления полномочий государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе в сентябре 2019 года было выявлено распространение рекламы ресторана «ONЕГИН», в правой части которой размещено изображение мяса на ноже, а также информация следующего содержания:

«ONЕГИН

GRILL & MORE»

Онегин гриль и не только

Пугаем веганов

с 2014 года

www.onegincafe.ru»

(см. акт мониторинга № 493-р от 27.09.2019).

Реклама размещена на наружной рекламной конструкции (магистральной арке) над автодорогой на пересечении ул. Маршала Рокоссовского и ул. Хиросимы по направлению движения в сторону Советского района Волгограда.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, размещенная на наружной конструкции, является рекламой, т.к.:

  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • распространяется посредством наружного рекламной конструкции;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступает сам ресторан «ONЕГИН». При этом в рекламе сделан акцент на мясные блюда меню данного ресторана.

Правилами рассмотрения антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, далее - Правила) предусмотрено, что дела по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждаются и рассматриваются территориальным органом Федеральной антимонопольной службы по месту нахождения (месту жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе.

В случае распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, только на территории, подведомственной одному территориальному органу Федеральной антимонопольной службы, дела возбуждаются и рассматриваются по месту распространения такой рекламы.

Согласно пп. 4 ч. 4 ст. 5 Закона о рекламе реклама не должна формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.

Веганством считается наиболее строгая форма вегетарианства. Веганами, соответственно, считаются представители данного течения, которые полностью исключают из своего рациона потребление продуктов животного происхождения, включая мясо, рыбу, яйца, молоко и т.д.

Использование в рекламе выражения «пугаем веганов» демонстрирует отрицательное, презрительное, пренебрежительное отношение к веганам, которых можно «запугать» с помощью куска мяса (в данном случае стейка, размещенного в рекламе).

Таким образом, реклама может создавать/формировать негативное отношение к лицам, которые являются приверженцами данной группы.

Согласно ч. 6 ст.5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 29.04.2013 АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, к оскорбительным образам, сравнениям и выражениям относятся слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Слово «пугать» в русском языке означает внушать страх, заставлять бояться чего-нибудь (см. Толковый словарь Ушакова Д.Н.).

Текст рассматриваемой рекламы содержит фразу «пугаем веганов», которая может быть истолкована как желание либо намерение вызвать у представителей веганства страха с помощью мяса, которое представители данной группы не употребляют в силу своих взглядов.

Такая реклама может оскорблять, унижать человеческое достоинство веганов.

Таким образом, рассматриваемая реклама ресторана «ONЕГИН» является не соответствующей требованиям Закона о рекламе.

Таким образом, рассматриваемая реклама кетчупа торговой марки «Слобода» является не соответствующей требованиям Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение пп. 4 ч. 4 ст. 5, а также ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе).

По имеющейся информации рекламодателем является ООО «БКМ-Сервис» (ИНН 3444216053, ОГРН 1143443020907, адрес: Волгоград, ул. Набережная 62-й Армии д. 5, корп. Б, 400050)

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-999/2019 по признакам нарушения пп. 4 ч. 4 ст. 5, ч. 6 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе: ООО «БКМ-Сервис» (ИНН 3444216053, ОГРН 1143443020907, адрес: Волгоград, ул. Набережная 62-й Армии д. 5, корп. Б, 400050);

- в качестве лица, обладающего информацией о рассматриваемых обстоятельствах - Администрацию Волгограда (ул. Володарского, д. 5, Волгоград, 400066).

3. Назначить дело № 034/05/5-999/2019 к рассмотрению на ____ _________ 2019 года в ___ часов ___ минут (по местному времени, МСК +1) по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб. 11, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «БКМ-Сервис» представить на заседание Комиссии в письменной форме следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела;

- сведения о распространении наружной рекламы: «ONЕГИН GRILL & MORE» Онегин гриль и не только Пугаем веганов с 2014 года www.onegincafe.ru», включая документы, которыми оформлялись отношения по распространению указанной рекламы (договоры со всеми приложениями, дополнительными соглашениями, актами выполненных работ, документы об оплате, согласованные к размещению макеты и текст рекламы (формата А4 в цветном варианте) с указанием сроков и территории распространения рассматриваемой рекламы;

- иную информацию, которую считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

5. Администрации Волгограда представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом (печатью, а также подписью должностного лица) копии документов:

- разрешение на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции с указанием рекламораспространителя (наименование, ОГРН);

- сведения о включении указанной рекламной конструкции в схему размещения рекламных конструкций с приложением подтверждающих документов;

- сведения о проведенном аукционе или конкурсе на заключение договора на установку и эксплуатацию указанной рекламной конструкции (ч. 5.6 ст. 19 Закона о рекламе) с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны