Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/10-434/2020 от 9 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/01/10-434/2020

Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 29 июня 2020 года

В полном объёме решение изготовлено 09 июля 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по рассмотрению дела № 034/01/10-434/2020 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

Л.Р.В. – председателя комиссии, руководителя Управления;

Д.А.С. – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

Л.М.Ю. – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

рассмотрев дело № 034/01/10-434/2020 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС») (юридический адрес: ул. Ереванская, д. 1/7, г. Ростов-на-Дону, 344025; ОГРН 1126193008523; ИНН 6167110026, КПП 616701001) в лице Волгоградского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиала ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (далее – Волгоградский ЦГМС) (адрес местонахождения: ул. Гагарина, д. 12, Волгоград, 400131) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в значительном повышении в 2020 году стоимости услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды, в присутствии на заседании комиссии представителей ответчика:

Д.М.Э. – представителя Волгоградского ЦГМС по доверенности от 31.12.2019 № 94;

К.Л.В. – представителя Волгоградского ЦГМС по доверенности от 31.12.2019 № 95;

в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России; Управление) поступило заявление ООО «ЭкоТон» (вх. № 900 от 06.02.2020) по вопросу необоснованного завышения ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Волгоградского ЦГМС в 2020 году стоимости услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды, в частности, стоимости прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях (далее также – НМУ) для отдельного источника на 1 сутки (далее также – информационные услуги).

В рамках рассмотрения указанного заявления установлено, что между ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Волгоградского ЦГМС и ООО «ЭкоТон» с 2018 года заключались договоры (контракты) на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды: от 21.12.2017 № 53/04-326 на сумму 146 636 руб., от 21.12.2018 № 53/04-390 на сумму 154 040 руб.

В декабре 2019 года от ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Волгоградского ЦГМС в адрес ООО «ЭкоТон» поступил проект договора от 27.12.2019 № 53/04-409, в соответствии с которым стоимость информационных услуг в 2020 году увеличилась до 179 650,37 руб. в год.

Из пояснений ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Волгоградского ЦГМС следует, что стоимость информационных услуг определяется Волгоградским ЦГМС на основании «Сборников цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении», утвержденных приказами ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС».

Так, приказом ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 20.09.2019 № 131 утвержден «Сборник цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» на 2020 год.

Вместе с тем, обосновывающих документов, позволяющих сделать вывод о том, что повышение стоимости услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды в 2020 году является правомерным, Волгоградским ЦГМС в рамках рассмотрения заявления не представлено.

Таким образом, в действиях ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Волгоградского ЦГМС усматривались признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ущемлении интересов ООО «ЭкоТон» при оказании услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды.

На основании вышеизложенного Волгоградским УФАС России издан приказ от 06 мая 2020 года № 743 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС в лице Волгоградского ЦГМС части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статья 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в частности: установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

В соответствии со статьей 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Для проверки обоснованности стоимости услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды, в частности, стоимости прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях (далее также – НМУ) для отдельного источника у ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» истребована информация о порядке установления тарифов на данные услуги и о структуре затрат, заложенных в стоимость оказания данных услуг, по состоянию на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020.

Из пояснений ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» следует, что стоимость информационных услуг, оказываемых Волгоградским ЦГМС на территории Волгоградской области в 2018 и 2019 годах, определялась на основании следующих документов:

- «Сборника цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении», утвержденного приказом ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 29.12.2014 № 103 с учетом изменений, внесенных приказами: от 29.12.2015 № 178, от 29.02.2016 № 26, от 15.04.2019 № 34;

- Расчета цен на основании «Сборника цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении», с учетом индекса потребительских цен (приказ Волгоградского ЦГМС от 11.09.2017 № 85);

- Расчета цен на основании «Сборника цен на основные виды гидрометеорологической продукции и информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении», с учетом индекса потребительских цен (приказ Волгоградского ЦГМС от 10.09.2018 № 25).

Стоимость информационных услуг на 2020 год рассчитывалась на основании «Сборника цен на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей среды, ее загрязнении», утвержденного приказом ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 30.09.2019 № 131.

Указанные документы разработаны и приняты ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в соответствии с Федеральным законом «О гидрометеорологической службе» от 19.07.1998 № 113-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.1997 № 1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды», на основании Методических указаний «О порядке ценообразования на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей среды, ее загрязнении», утвержденных приказом Росгидромета от 24.02.1999 № 24, приказа Росгидромета от 07.05.2014 № 238 «Об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, в пределах установленного государственного задания».

Из пояснений ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» следует, что базовым тарифом для расчета стоимости прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника на 1 сутки на 2015, 2016, 2017, 2018, 2019 годы являлся расчет цены информации «Прогноз загрязнения (НМУ) для отдельного источника на 1 сутки» на 2014 год, утвержденный начальником ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС». Данный тариф рассчитан ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» на основании затратного метода. Согласно утверждённому расчёту цена информации «Прогноз загрязнения (НМУ) для отдельного источника на 1 сутки» в 2014 году составляла 1098,14 рублей. Указанный расчёт учитывал трудозатраты, затраты на оплату труда, начисления на зарплату (30,2%), накладные расходы (15%) и плановые накопления (3%).

В соответствии со «Сборником цен на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» данный тариф ежегодно корректировался филиалами учреждения (в том числе, Волгоградским ЦГМС) с учетом индекса потребительских цен по соответствующим субъектам Российской Федерации.

С учетом произведенных Волгоградским ЦГМС корректировок, стоимость прогноза о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника в 2018 году составила 1418,58 рублей в сутки, в 2019 году составила 1465,39 рублей в сутки, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.

По состоянию на 2019 год в результате анализа цен на гидрометеорологическую продукцию ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» было установлено, что за счет применения разных индексов потребительских цен на платные услуги по субъектам Российской Федерации, стоимость информационных услуг в разных филиалах ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» стала существенно отличаться.

Так, например, по рассматриваемому виду информации в 2019 году цена по Ставропольскому ЦГМС составила 1345,16 рублей, по Волгоградскому ЦГМС – 1465,39 рублей, по Кабардино-Балкарскому ЦГМС - 1546,31 рублей. При этом оплата труда специалистов, занимающихся подготовкой указанной информации, устанавливалась по единому для всех положению об оплате труда, и одинаковым размерам должностных окладов. Кроме того, применение индекса потребительских цен не обеспечило соответствие цен затратному методу, в связи с незначительным превышением темпов роста заработной платы сотрудников (входящей в базу для расчёта затрат) над индексом потребительских цен.

Например, в 2019 году индекс потребительских цен составил 3%, при этом зарплата сотрудников, занимающихся подготовкой прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника, выросла на 4,4%.

На основании изложенного, ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» были приняты меры по совершенствованию механизма ценообразования и ликвидации накопленных диспропорций путём введения единой системы ценообразования для всех филиалов учреждения.

С этой целью в 2019 году произведен новый расчет цен, утвержденный начальником ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС», а также разработан новый «Сборник цен на гидрометеорологическую продукцию и информацию о состоянии окружающей среды, ее загрязнении» на 2020 год, утвержденный приказом ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» от 30.09.2019 № 131, в соответствии с которым стоимость (цена) прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника на 1 сутки составила 1 704,31 рублей.

При сопоставлении структуры затрат ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС», заложенных в цену прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника на 1 сутки на 2014 и 2020 год, установлено повышение затрат в 2020 году по таким статьям, как «заработная плата», «оплата труда» и соответственно, «начисления на заработную плату». Из пояснений ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» следует, что рост указанных затрат связан с повышением уровня МРОТ. Из материалов следует, что более 70% сотрудников ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» имеют заработную плату на уровне МРОТ. Вместе с тем, при повышении МРОТ с 2014 по 2020 годы более чем в 2 раза установлено увеличение цены информации «Прогноз (НМУ) для отдельного источника на 1 сутки» на 55%.

Структура затрат при формировании цены прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника на 1 сутки по таким статьям расходов, как «прямые расходы», «накладные расходы» и «плановые накопления» на 2014 год идентична структуре затрат, включенных в расчет цены на 2020 год.

Таким образом, по результатам проведенного анализа цен прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника на 1 сутки установлено, что изменение расходов, заложенных в стоимость услуг за период с 2014 по 2020 годы, соответствует изменению цены услуги за аналогичный период.

Вместе с тем установлено, что состав продавцов на рынке оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды остался неизменным, условия обращения товара на товарном рынке остались неизменными.

На основании вышеизложенного комиссией установлено, что стоимость услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды, в частности, стоимость прогноза (информации) о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника на 1 сутки, утвержденная ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Волгоградского ЦГМС на 2020 год, является экономически обоснованной, правомерной и не соответствует признакам монопольно высокой цены.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1216 деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства), а также работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления подлежит лицензированию.

Согласно сведениям из главного реестра лицензий Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее – Росгидромет) на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) лицензии на осуществление данной деятельности на территории Волгоградской области имеют 15 хозяйствующих субъектов, каждый из которых вправе оказывать услуги по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды, в частности, информации о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельного источника.

Таким образом, заявитель имеет возможность заключения договора на оказание услуг по предоставлению специализированной гидрометеорологической информации и информации по мониторингу окружающей среды с любым хозяйствующим субъектом, имеющим такую лицензию.

Рассмотрев материалы дела, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимых условий для квалификации нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в лице Волгоградского ЦГМС.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела № 034/01/10-434/2020 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (юридический адрес: ул. Ереванская, д. 1/7, г. Ростов-на-Дону, 344025; ОГРН 1126193008523; ИНН 6167110026, КПП 616701001) в лице Волгоградский ЦГМС (адрес местонахождения: ул. Гагарина, д. 12, Волгоград, 400131) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции» прекратить.


Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны