Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 21 декабря 2021 года Дело № 034/10/18.1-... от 21 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления

<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,  

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Тиан-Трейд» (далее – заявитель) на действия (бездействие) заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по поставке тест-систем на антибиотики (номер извещения в ЕИС 32110897005),

с участием в заседании комиссии:

от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области»<…>,

от заявителя не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Тиан-Трейд» на действия ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» от 08.12.2021 вх. № 13484 при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по поставке тест-систем на антибиотики.

Извещение о проведении закупки № 32110897005 размещено 02.12.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Тиан-Трейд» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 09.12.2021 исх. № 04-10/8904).

По мнению заявителя, при изучении технического задания к данной закупке было установлено, что заказчик требует к поставке тест-набор «ЛАКТЕСТ-4» или эквивалент. Методы, используемые для проведения конкретного испытания, указанного в области аккредитации, устанавливают на основе технического регламента, стандарта (или других нормативных документов) и (или) документированной процедуры.  Нестандартизированные методики испытаний должны быть аттестованы и утверждены в установленном порядке.

Заявитель указывает, что в соответствии с областью аккредитации испытательная лаборатория ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» аккредитована на право проведения исследований молока и молочной продукции по п. 5.2.3, п. 4 ГОСТ 32219 «Молоко и молочные продукты. Иммунологические методы определения наличия антибиотиков». С целью оценки соответствия сырого молока требованиям, установленным в ТР ТС 021 и ТР ТС 033, обязательным является использование метода, который прошел процедуру стандартизации. Все методы, которые представлены на рынке, в случае полного соответствия заявленным характеристикам, включены в ГОСТ 32219-2013.

Также заявителем указано, что согласно таблице 1 ГОСТ 32219-2013: - тест-набор № 7 имеет «наименьший предел определения антибиотиков с использованием тест-наборов, мг/кг» по антибиотику «Дигидрострептомицин» 0,05. Тест-набор «ЛАКТЕСТ-4» наличие данного антибиотика не определяет. Соответствие тест-набора этим требования может подтвердить только разработчик ГОСТа 32219-2013 – «Всероссийский исследовательский институт молочной промышленности» (далее – ВНИМИ).

По мнению заявителя, тест набор должен иметь валидацию (то есть проверку работоспособности метода заявленным характеристикам, в том числе пределам обнаружения и перечню определяемых веществ – валидация, а также согласование данной проверки (валидации) с контролирующими инстанциями).

Заявитель указывает, что на тест-набор «ЛАКТЕСТ-4» в РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н. Вышелесского» в Республике Беларусь сделана валидация на данный тест, которая в России считается не легитимной. Соответственно данный тест-набор не может применяться на территории Российской Федерации. Так как тест-набора «ЛАКТЕСТ-4» нет в перечне указанного ГОСТа, он не соответствуют требованиям, предъявляемым к качеству скрининг-методов контроля остатков антибиотиков в молоке, и не имеет валидации ВНИМИ, данный тест-набор не имеет легитимный статус.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «Тиан-Трейд».

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» 02.12.2021 на ЕИС был размещен запрос котировок в электронной форме на «Поставка тест-систем на антибиотики», извещение № 32110897005 с начальной максимальной ценой договора 240 800 (двести сорок тысяч восемьсот) рублей 00 копеек.

Испытательная лаборатория (далее – ИЛ) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» аккредитована Федеральной службой по аккредитации. Имеет уникальный номер записи об аккредитации в реестре национальной системы аккредитации: RA.RU.21ВО03 выдан 18.09.2015. Дата внесения в реестр сведений об аккредитованном лице 07.08.2015.

Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» ИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» проходит процедуру подтверждения компетентности в установленные законом сроки.

В области аккредитации (далее – ОА) испытательной лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» отсутствуют не стандартизированные (не аттестованные) методики испытаний.

Заявитель в жалобе указывает, что ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» аккредитовано на право проведения исследований молока и молочной продукции по п. 5.2.3, п. 4 ГОСТ 32219, что не соответствует действительности, так как  п. 5.2.3 это метод с использованием тест-набора № 5, который основан на реакции комплексообразования антибиотиков бета-лактамного типа и тетрациклиновой группы, а ИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» использует в работе п. 5.4.1 метод с использованием тест-набора № 7, который основан на реакции комплексообразования левомицетина, что соответствует области аккредитации ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области», при этом методика по обнаружению левомицетина (хлорамфеникола) используется  не для молока и молочных продуктов, а исключительно для «сырого, пастеризованного, стерилизованного и предварительно восстановленного сухого коровьего молока».

В соответствии с п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

 а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

 г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В техническом задании на поставку тест-систем на антибиотики (Приложение № 2 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме) заказчик в пункте 6 указал к поставке тест-набор «ЛАКТЕСТ-4» в количестве 1 шт. При этом заказчик отметил следующее: «Участник закупки вправе предложить товар, эквивалентный указанному в техническом задании в случае, если при этом не ухудшаются технические характеристики и потребительские свойства товара».

Техническое задание составлено заказчиком с учетом потребностей в закупаемых товарах.

Характеристики тест-набора «ЛАКТЕСТ-4» в соответствии с ГОСТ 32219-2013 «Молоко и молочные продукты. Иммунологические методы определения наличия антибиотиков» полностью отвечают потребностям заказчика в закупаемых товарах.

Определение антибиотика «Дигидрострептомицин», который, как указывает заявитель в своей жалобе, не определяет тест-набор «ЛАКТЕСТ-4», заказчику не требуется.

Согласно вышеуказанному ГОСТ 32219-2013, все из 10-ти перечисленных в нем тест-наборов являются рекомендуемыми к применению, а не только тест-набор № 7, на который ссылается заявитель.

Согласно информации производителя, тест-набор «ЛАКТЕСТ-4» является аналогом 4 sensor (тест-набор № 7), имеет сертификат соответствия Госстандарта России: о соответствии   ГОСТ 32219-2013 от 20.10.2016, а также экспертное заключение Роспотребнадзора на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям и соответствие чувствительности тестов допустимым уровням согласно ТР ТС 033/2013 от 17.11.2016.

Таким образом, при описании предмета закупки заказчиком соблюдены требования   п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках и подп. 3 п. 10.1.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области».

Действия заказчика при установлении требований к предмету закупки не ограничивают права участников закупки относительно возможности поставить соответствующий товар, а также не ограничивают их количество.

В части довода, наличия валидации необходимо отметить следующее.

ИЛ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» не проводила валидацию ввиду того, что согласно ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» лаборатория должна проводить валидацию нестандартных методов, методов разработанных лабораторией, и стандартных методов, используемых за пределами их области применения или каким-либо иным образом модицифированных. За отчетный период ИЛ не разрабатывала методики, следовательно, валидацию проводить не должна.

На основании изложенного, при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по поставке тест-систем на антибиотики (номер извещения в ЕИС 32110897005) заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения о закупке заказчика.

Таким образом, с учетом совокупности установленных по итогам рассмотрения жалобы обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

Кроме того, уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 09.12.2021 исх. № 04-10/8904 заявителю для всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения жалобы представить в Управление доказательства ущемления прав и интересов заявителя; информацию о том, какие нормы Закона о закупках были нарушены заказчиком; а также иную информацию и документы, которые, по мнению заявителя, будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению жалобы.

Вопреки указанному требованию, истребованная информация заявителем в адрес Управления не представлена.

Вместе с тем, в тексте жалобы ООО «Тиан-Трейд» сведения о конкретных нормах Закона о закупках, которые нарушены действиями ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области», отсутствуют.

Явку на рассмотрение дела законный представитель ООО «Тиан-Трейд», будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не обеспечил.

Комиссия обращает внимание заявителя на то обстоятельство, что порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Законом о закупках, установленный ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, предполагает состязательность сторон.

Комиссия, рассматривающая жалобу в указанном порядке, не уполномочена подменять собой какую-либо из сторон в аргументировании и доказывании ее позиции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Тиан-Трейд» (ОГРН: 1167746533459, ИНН: 7730204916) на действия заказчика ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области» (ОГРН: 1053443007287, ИНН: 3443063870) при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по поставке тест-систем на антибиотики (номер извещения в ЕИС 32110897005) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны