Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/5-304/2020 от 10 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/5-304/2020

29 мая 2020 года Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2020 года

Решение изготовлено в полном объеме 10 июня 2020 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – заместитель руководителя Управления;

член Комиссии – заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии –ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы,

рассмотрев дело № 034/05/5-304/2020, возбужденное по признакам нарушения ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в отношении АО «Тандер» (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549, юридический адрес: ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350002; почтовый адрес: ул. Солнечная, д. 15/5, г. Краснодар, 350072),

в отсутствие сторон (уведомлены),

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 1601 от 21.02.2020) с жалобой на распространение в магазинах «Магнит» (в частности по адресу: Волгоград, ул. Козловская, д. 16) недостоверной информации об акции «21.02.2020 скидка - 25% на коньяк».

Как было указано заявителем, в магазине сети «Магнит» по вышеуказанному адресу, на полках с алкоголем он увидел лист с рекламной акцией «Скидка 25% на все коньяки». Перед выбором товара заявитель уточнил у администрации активная ли это акция и соответствует ли она действительности, администратор сообщил заявителю, что акция действительна и распространяется на все коньяки, по которым не указана скидка на ценнике. Заявитель выбрал коньяк без скидки. Но на кассе товар был продан по полной стоимости, скидка, установленная акцией не была предоставлена. Фото рекламы, ценника и чека приложены к заявлению.

В чеке от 21.02.2020 указана цена коньяка армянского 5 летнего 44% 433,00 руб. такая же цена указана на фото ценника товара.

Фото рекламы: на фоне полок с продаваемой алкогольной продукцией изображен белый лист формата А4, на котором крупным шрифтом указано:

«Уважаемые

покупатели!

21.02.2020

Скидка

-25% на весовые

шоколадные конфеты:

-25% на коньяк,

-30% на средство до и

после бритья, станки

Cillette и Venus».

В ходе рассмотрения заявления в целях получения дополнительной информации, в адрес АО «Тандер» был направлен запрос (исх. № 02-3/1214 от 02.03.2020):

- о распространяемой рекламе акции «21.02.2020 скидка - 25% на коньяк»: содержание рекламы, способы её распространения, помимо листовок в магазинах (листовки, реклама на радио, телевидении, в печатных СМИ, в Интернете и /или др.) с приложением подтверждающих документов (листовок, буклетов, указание реквизитов СМИ, даты и времени выхода рекламы и т.д.);

- о времени и территории распространения рекламы указанной акции; об условиях проведения акции «21.02.2020 скидка - 25% на коньяк»;

- о внесении изменений в условия проведения акции, в случае, если такие изменения вносились, а также способах доведения до потребителей информации о дополнениях, изменениях в условия акции с приложением подтверждающих документов, фотографий и др.

- о причинах невозможности приобретения товара со скидкой в период проведения акции.

В ответ на указанный запрос от АО «Тандер» поступила следующая информация (исх. № 585-08/2 от 12.03.2020):

- Содержание рекламы: информация о скидках на отдельные группы товаров с привязкой к конкретным датам («Календарь скидок»), макеты рекламы приложены.

- Размещение рекламных плакатов производилось в торговых залах магазинов, иных способов распространения рекламы не было.

- Информация, указанная заявителем была размещена по инициативе администрации магазина для дополнительного напоминания покупателям о действующей акции, полные условия которой содержались в плакатах. Указанные плакаты размещались во всех магазинах формата «Магнит у дома», имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, кроме магазинов в г. Воркута, Московской области (кроме г. Коломна и г. Можайск) и некоторых магазинов Ханты-Мансийского Автономного округа-Югры с 01.02.2020по 29.02.2020.

Копии плакатов представлены.

Условия проведения акции «Календарь скидок» заключались в том, что по указанным в «Календаре скидок» дням в магазинах на кассах предоставлялись указанные в «Календаре» скидки на определенные группы товаров.

Кроме того, согласно пояснениям АО «Тандер», в информации на плакатах было указано, что при единовременном действии на товар, не отмеченный акционным ценником, двух и более скидок, предоставляемых на кассе, покупатель получает только одну, наиболее выгодную; скидка не распространяется на товары, участвующие в других акциях, выделенные ценником и товары «Лучшая цена»; количество товаров ограничено; цена на товар по акции не может быть ниже минимальной розничной цены.

Изменения в условия акции, по информации АО «Тандер», не вносились.

Также было указано, что препятствий для приобретения товара не имелось, так как товар был в наличии.

Помимо этого, АО «Тандер» указало, что розничная цена коньяка, выбранного заявителем, составляла 433 рубля за 0,5 литра готовой продукции. Указанная цена соответствует минимальной цене, не ниже которой осуществляется розничная продажа коньяка в соответствии с приказом Минфина России от 11.12.2019 № 225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов...». В силу приказа Минфина России от 11.12.2019 № 225н (далее приказ) магазин не вправе был осуществить продажу коньяка по цене ниже минимальной розничной цены, о чем имелось соответствующее предупреждение на рекламных плакатах.

Кроме того, в подтверждение предоставления скидки на коньяк, цена которого установлена выше минимальной розничной цены, АО «Тандер» были приложены чеки. В товарных чеках стоимость по отдельным товарным позициям указана без учета скидки (скидка в целом по чеку выделена отдельной строкой), а в кассовых чеках по товарным позициям указана стоимость с предоставленной скидкой.

Также к ответу на запрос были приложены макеты плакатов проводимой акции.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Исходя из полученной в ходе рассмотрения заявления информации, реклама акции о предоставляемой 21.02.2020 скидке, в магазине «Магнит» по адресу Волгоград, ул. Козловская, д. 16 на коньячную продукцию, содержала признаки недостоверной рекламы.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем с учетом имеющейся информации, выступило АО «Тандер» (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549, юридический адрес: ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350002; почтовый адрес: ул. Солнечная, д. 15/5, г. Краснодар, 350072).

Определением от 23 марта 2020 год Волгоградским УФАС России в отношении АО «Тандер» было возбуждено производство по делу № 034/05/5-304/2020 по признакам нарушения ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

От АО «Тандер» поступили письменные пояснения (вх. № 4048 от 27.04.2020), согласно которым АО «Тандер» считает, что согласно определению о возбуждении дела № 034/05/5-304/2020 фактами, послужившими основанием для возбуждения рассматриваемого дела Волгоградское УФАС России признает 1) установление для коньяка минимальной розничной цены в размере 433 рубля за 0,5 литра готовой продукции и сообщение на рекламных материалах о том, что ниже этой цены продажа коньяка осуществляться не может даже при наличии действующей скидки. При этом, по мнению Волгоградского УФАС России, минимальная стоимость коньяка составляет 342 рубля (абзац третий стр. 3 Определения) и 2) распространение рекламных материалов о скидке 25% на коньяк и непредоставление ее конкретному гражданину (подателю жалобы) (стр. 1 Определения).

Волгоградское УФАС отмечает такую трактовку определения о возбуждении дела № 034/05/5-304/2020 не соответствующей действительности и противоречащей материалам дела. Основанием для возбуждения дела явилось лишь непредставление заявленной в рекламе скидки потребителю.

По первому факту АО «Тандер» пояснило, что минимальная розничная цена, установленная для коньяка приказом Минфина России от 11.12.2019 № 225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов...» составляет 433 рубля за 0,5 литра готовой продукции (абзац третий пп. «е» п. 1 Приказа).

Также было указано, что цена в размере 342 рубля, о которой упоминается в определении о возбуждении дела, это цена, не ниже которой осуществляются закупка алкогольной продукции у организации, поставляющей такую продукцию, а не розничная цена. Данная норма закреплена в абзаце третьем пп. «б» п. 1 Приказа и, по мнению АО «Тандер», к рассматриваемым правоотношениям не применяется. Исходя из изложенного, АО «Тандер» пояснило, что продажа коньяка по цене не ниже 433 рублей за 0,5 литра готовой продукции полностью соответствует требованиям Приказа.

По второму факту АО «Тандер», с учетом вышеизложенного, сообщило, что непредоставление гражданину скидки в размере 25% на коньяк стоимостью 433 рубля явилось результатом соблюдения требований законодательства о минимальной розничной цене. При этом, как видно из предоставленных чеков, АО «Тандер» пояснило, что скидка на коньяк, стоимость которого выше 433 рублей за 0,5 готовой продукции, в приведенных случаях предоставлялась.

Также в пояснениях был приведен пример: как следует из товарного чека № 42896-13448 от 21.02.2020, стоимость коньяка Армянского АРАРАТ (3 звезды, 40%, 0,5 л) без скидки составляла 804 рубля. После применения скидки 25% к оплате покупателю была предъявлена сумма 603 рубля. По этой стоимости и был приобретен товар, что подтверждается кассовым чеком № 93. Аналогичным образом, по товарному чеку № 43045-13448 от 21.02.2020 видно, что стоимость коньяка армянского АРЕВИК (5-летний, 40%, 0,5 л) без скидки составляла 520 рублей. После применения скидки стоимость одной единицы товара стала равна 433 рубля (минимальная розничная цена). В итоге, исходя из пояснений АО «Тандер», как следует из товарного чека и подтверждается кассовым чеком № 242, покупатель заплатил за 5 единиц товара 2 165 рублей.

Кроме этого, в пояснениях было отмечено, что подателю жалобы скидка не была предоставлена в связи с тем, что цена единицы товара без скидки уже была на уровне минимальной розничной. Об этом, как следует, из содержания жалобы (упоминается в запросе от 02.03.2020 № 02-3/1214) подателю жалобы пояснила продавец и об этом же предупреждали граждан официальные рекламные материалы.

Исходя из изложенного, АО «Тандер» отмечает, что размер минимальной розничной цены, по которой осуществлялась продажа коньяка, соответствовала требованиям закона, а скидка, размер которой был указан на рекламных материалах, предоставлялась в случаях, когда ее применение было правомерно.

АО «Тандер» считает, что информация о скидке являлась достоверной, а реклама, таким образом, надлежащей.

В связи с установлением с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочих дней с сохранением за работниками заработной платы, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также в соответствии с Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 № 179 в целях организации режимов труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства в связи с необходимостью принятия мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также в целях обеспечения прав сторон на участие в заседании Комиссии, рассмотрение дела № 034/05/5-304/2020 было отложено.

От АО «Тандер» поступили дополнительные пояснения по делу (вх. № 5132 от 29.05.2020), согласно которым повторно было указано, что представленное на фото заявителя объявление размещено по инициативе администрации магазина для дополнительного напоминания покупателям о действующей акции, полные условия которой содержались в рекламно-информационных материалах «Календарь скидок», расположенных в торговом зале магазина. Плакаты «Календарь скидок», как и другие материалы рекламных акций розничной сети «Магнит», согласовываются централизованно в головной компании, расположенной в г. Краснодар, с дальнейшей их трансляцией на конкретные точки продаж. Для обеспечения соответствия рекламы критериям допустимости и достоверности, согласовываемые макеты содержат всю необходимую информацию о действии акции.

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, а также оценив письменные пояснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, распространяемая 21.02.2020 в магазине Магнит по адресу: Волгоград, ул. Козловская, д. 16 «Уважаемые покупатели! 21.02.2020 Скидка -25% на весовые шоколадные конфеты: -25% на коньяк, -30% на средство до и после бритья, станки Cillette и Venus» является рекламой, поскольку отвечает всем квалифицирующим признакам рекламы:

  • адресована неопределенному кругу лиц потенциальных покупателей, находящихся в данном магазине;
  • распространяется посредством письменного текста на листе формата А4;
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступает проводимая акция, а именно информация о предоставляемой в данный день скидке на отдельные товары, в том числе на коньячную продукцию.

Согласно п.4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Комиссия принимает тот факт, что полные условия акции доводились до потребителей посредством информационных плакатов «Календарь скидок», размещаемых в магазинах «Магнит». В данных плакатах указывалась существенная информация о том, что цена на товар по акции не может быть ниже минимальной розничной цены.

Коньяк относится к той категории товаров, на которые в соответствии с абзацем вторым статьи 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены минимальные розничные цены (см. пп. г п. 1 Приказа Минфина России от 11.12.2019 № 225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 г. № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов». Размер минимальной розничной цены составляет - 433 рубля за 0,5 литра коньяка.

Таким образом, АО «Тандер» были предприняты меры для информирования покупателей об ограничениях при проведении рекламируемой акции, вызванных необходимостью соблюдения требований законодательства о регулировании оборота алкогольной продукции.

Однако в рассматриваемом случае оценке на предмет достоверности подлежат не «официальные рекламные материалы», в которых содержались полные условия акции, а реклама, распространяемая в магазине сети «Магнит» по адресу: Волгоград, ул. Козловская, д. 16, посредством листов формата А4.

В каждом случае, в независимости от способа и формы ее распространения, реклама должна соответствовать требованиям Закона о рекламе. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Рекламная листовка формата А4, на котором был размещен спорный текст рекламы, не содержит каких-либо указаний на ограничения при продаже акционных товаров ввиду необходимости соблюдения законодательства о минимальной розничной цене, что привело к введению в заблуждение потребителя относительно конечной цены товара.

При этом согласно Закона о рекламе (ч. 7 ст. 5) не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Потребитель должен быть осведомлен не только о самих скидках, предоставляемых на определенные группы товаров, но и также о наличии тех ограничений, которые имеют место при проведении акций, воспринимая ту информацию, которую рекламодатель доводит до него в рекламном послании, стимулирующем интерес к товарам и услугам.

Спорная реклама была размещена на полках магазина, где непосредственно размещалась коньячная продукция. При таком способе размещения рекламы привлекается внимание тех потребителей, которые осуществляют выбор того или иного конкретного товара из определенной категории (в данном случае – алкогольной продукции). В данном случае отсутствие упоминания о каких-либо акционных ограничениях не позволяет потребителю сформировать верное представление об уровне цены на товар.

Таким образом, рассматриваемый текст рекламы, размещенный 21.02.2020 на листе формата А4, в магазине «Магнит» по адресу Волгоград, ул. Козловская, д. 16, содержал недостоверные сведения о размере скидки, предоставляемой при приобретении коньяка и как следствие, формировал неверное представление потребителя о конечной цене товара.

Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая в данном деле реклама является недостоверной и нарушает п. 4 ч.3 ст.5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе ответственность несет рекламодатель.

Пунктом 5 ст. 3 Закона о рекламе установлено, что рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламодателем с учетом имеющейся информации, выступило АО «Тандер» (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549, юридический адрес: ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350002; почтовый адрес: ул. Солнечная, д. 15/5, г. Краснодар, 350072).

В связи с тем, что распространение рассматриваемой в данной деле рекламы прекращено, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закон о рекламе и в соответствии с п. 37-43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу следующего содержания: «Уважаемые покупатели! 21.02.2020 Скидка -25% на весовые шоколадные конфеты: -25% на коньяк, -30% на средство до и после бритья, станки Cillette и Venus», распространяемую посредством листов формата А4 в феврале 2020 года в магазине сети «Магнит» по адресу: Волгоград, ул. Козловская, д. 16, ненадлежащей, нарушающей требования п. 4 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица АО «Тандер» (ИНН: 2310031475, ОГРН: 1022301598549, юридический адрес: ул. Леваневского, д. 185, г. Краснодар, 350002; почтовый адрес: ул. Солнечная, д. 15/5, г. Краснодар, 350072), которое на момент распространения указанной рекламы отвечало за осуществление контроля за распространение рекламы в магазине «Магнит» по адресу: Волгоград, ул. Козловская, д. 16.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны