Решение б/н Решение по жалобе № 034/01/18.1-577/2021 от 28 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия Управления) в составе:

Председатель Комиссии   Я. О.И. – заместитель руководителя управления,

Члены Комиссии:               П. А.А. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

                                                Ш. И.С. ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,

рассмотрев по правилам статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ    «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) жалобу А. В.В. на действия администрации Еланского городского поселения Еланского                  муниципального района Волгоградской области при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:06:050001:631, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Еланский район, в 3 км юго-западнее р.п. Елань (извещение         № 250321/0991849/01 лот № 1, опубликовано на сайте www.torgi.gov.ru),

УСТАНОВИЛА:                

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) 18.05.2021 (вх. № 5276) поступила жалоба А. В.В. (далее – Заявитель) на действия администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области при проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:06:050001:631, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Еланский район, в 3 км юго-западнее р.п. Елань (извещение № 250321/0991849/01 лот № 1).

В соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, уведомление о поступлении жалобы от 19.05.2021 исх. № 03-8/3552 направлено 19.05.2021 сторонам по электронной почте.

Рассмотрение жалобы назначено на 25.05.2021 в 14 часов 00 минут. Рассмотрение жалобы по существу состоялось 25.05.2021.

На рассмотрении жалобы в дистанционном режиме без очного участия с использованием системы TrueConf присутствовал заявитель А. В.В.              (личность удостоверена по паспорту), в отсутствие представителей администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области (уведомлена надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей).

Обжалуемые торги – аукцион на право заключения договора аренды  земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 34:06:050001:631, расположенного по адресу: Волгоградская обл., Еланский район, в 3 км юго-западнее р.п. Елань (извещение № 250321/0991849/01 лот № 1, далее - Аукцион).

Организатор Аукциона – администрация Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области (далее – Администрация, Организатор аукциона).

Аукцион проведен на основании Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), постановления Администрации от 24.03.2021 № 77 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка».

Извещение № 250321/0991849/01 (далее – Извещение) о проведении Аукциона опубликовано 25.03.2021 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Обжалуемые действия – неправомерный отказ Администрации в допуске к участию в Аукционе Заявителя на основании положений подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ в связи с отсутствием у Заявителя права быть участником Аукциона в качестве физического лица.

Администрацией в адрес Волгоградского УФАС России представлены запрошенные материалы, письменные возражения на жалобу (вх. № 5510 от 24.05.2021) в которых Администрация указывает, что её действия при проведении Аукциона соответствуют действующему законодательству, просит признать жалобу необоснованной.

Исследовав имеющиеся сведения и документы в материалах дела, заслушав и исследовав доводы Заявителя, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.

26.04.2021 в день рассмотрения заявок на участие в Аукционе Администрация письмом № 898 уведомила Заявителя об отказе в допуске к участию в Аукционе на основании подпункта 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ.

Подпунктом 3 пункта 8 статьи 39.12 ЗК РФ предусмотрено, что заявитель не допускается к участию в аукционе в случае подачи заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду.

Администрация в письменных возражениях на жалобу (вх. № 5510 от 24.05.2021) пояснила следующее.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» определен максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляющий 0,5 га. Пунктом 5 статьи 4 указанного закона предусмотрено, что максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Законом Волгоградской области от 17.11.2004 № 957-ОД «О максимальном размере общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории Волгоградской области» (далее – Закон № 957-ОД) установлено, что размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не может превышать 2,5 га, в том числе в границах населенного пункта – 0,5 га.

Площадь земельного участка, являющегося предметом Аукциона, составляет 356689 кв.м. (35,6 га), что превышает максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, установленный Законом № 957-ОД.

При таких обстоятельствах, поскольку Заявитель заявку подавал в качестве физического лица, а земельный участок не мог быть предоставлен для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, Организатором торгов было принято решение отказать в допуске к участию в Аукционе Заявителю.

Комиссия Управления не может согласиться с доводами Администрации.

Порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен в статьях 39.11 и 39.12 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.11 ЗК РФ аукцион является открытым по составу участников, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи.

Согласно положениям подпункта 2 пункта 10 статьи 39.11 ЗК РФ участниками аукциона, проводимого в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса, могут являться только граждане или в случае предоставления земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности - граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства.

В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 ЗК РФ (устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности) граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Из указанного положения следует, что Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает граждан в участии в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Кроме того, лицами, которые заинтересованы в получении земельного участка в аренду для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, являются граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, при этом законодателем не установлено требования к гражданину до подачи заявки на участие в торгах зарегистрироваться в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Нормами земельного законодательства не установлено, что заявления могут быть поданы только гражданами, создавшими крестьянское (фермерское) хозяйство, а наоборот предусматривается право граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств в равной мере претендовать на предоставление земельного участка для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 05.06.2017 по делу № А54-1257/2016 и определением Верховного Суда РФ от 05.10.2017 г. № 310-КГ17-13810).

Учитывая изложенные обстоятельства, Организатором торгов неправомерно отказано Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Довод Заявителя обоснован. Администрацией нарушен пункт 8 статьи 39.12        ЗК РФ.

В связи с выявленными нарушениями в действиях Администрации, Комиссия Управления приняла решение о выдаче предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений при проведении Аукциона.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу А. В.В. на действия администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области при проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (извещение № 230321/0991849/01, лот № 1), обоснованной.

2. Признать администрацию Еланского городского поселения Еланского муниципального района Волгоградской области нарушившей требования пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

3. Выдать администрации Еланского городского поселения Еланского муниципального района обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела (дел) об административном правонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны