Решение б/н О признании действия Управления Федеральной службы по надзор... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по делу № 11-01-15-03/312
г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 22 июля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 19 августа 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоград-ской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательст-ва в составе:
Председатель Комиссии:
Бурба В.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела контро-ля органов власти;
Члены Комиссии:
Моисеев С.В. - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
Рудаков А.С. – государственный инспектор отдела контроля органов власти,
в присутствии:
Саркисова Романа Михайловича, руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, удосто-верение №44 от 02.03.2009;
Паниной Ирины Алексеевны, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области доверенность №1 от 14.06.2011;
Шишкиной Оксаны Сергеевны, представителя Управления Федеральной служ-бы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области доверенность №2 от 14.06.2011;
Налимовой Светланы Степановны, директора Общественной организации по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля», приказ №1 от 11.01.2011;
Воронович Натальи Владимировны, представителя Общественной организации по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля», доверенность №23 от 10.01.2011 года,
Высоцких Сергея Юрьевича, представителя Общественной организации по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля», доверенность №118/11 от 31.03.2011;
Антонова Евгения Ивановича, представителя ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Волгоградской области», доверенность №1002 от 23.06.2011;
при участии:
Самойленко Светланы Михайловны;
в отсутствии:
представителя ООО «Экоплюс» (подпись об ознакомлении с объявлением пе-рерыва от 15.07.2011),
представителя ООО «Комбинат коммунальных услуг» (подпись об ознакомле-нии с объявлением перерыва от 15.07.2011),
рассмотрев дело № 11-01-15-03/312 по признакам нарушения Управлением Фе-деральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской облас-ти (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Профсоюзная, д.30) п. 2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Дело возбуждено Приказом Управления ФАС по Волгоградской области №327 от 03.06.2011 по заявлению Общественной организации по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» (исх. №88/11 от 28.02.2011, вх. №1240 от 01.03.2011) с жалобой на действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области (далее – Управление Роспри-роднадзора), связанные с осуществлением работ по паспортизации отходов I - IV класса опасности.
Заявитель - Общественная организация по Волгоградской области «Центр Эко-логического Контроля» (далее – ОО «ЦЭК») зарегистрирована юридическим лицом (ОГРН №1083400000067, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 15.01.2008 серии 34 №0033116046) как некоммерческая организация (свидетельство о государст-венной регистрации некоммерческой организации от 18.01.2008, учётный номер в ве-домственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций №3412014420) в форме общественной организации (Устав ОО по Волгоградской об-ласти «ЦЭК», утвержденный протоколом учредительного собрания от 05.12.2007).
ОО «ЦЭК» имеет аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) №РОСС RU.0001.517145 сроком действия до 12.01.2012 г., выданный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Указанный аттестат удо-стоверяет, что ОО «ЦЭК» аккредитована в системе аккредитации аналитических ла-бораторий (центров) на техническую компетентность и независимость для проведе-ния работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации. В область аккре-дитации ОО «ЦЭК» входит определение характеристик по 9 объектам экологического контроля, производственного контроля за соблюдением санитарных правил (листы 1-33) и по факторам производственной (рабочей) среды, жилых и общественных зда-ний, селитебных территорий и трудового процесса (листы 33-35), а также отбор и подготовка проб объектов аналитического контроля (листы 35-38 приложения к атте-стату аккредитации ОО «ЦЭК» за №РОСС RU.0001.517145).
ОО «ЦЭК» осуществляет деятельность, приносящую ей доход, посредством проведения работ по испытаниям в соответствии с областью аккредитации, в том числе посредством выполнения работ по определению компонентного состава отхо-дов, образующихся в результате деятельности организаций и индивидуальных пред-принимателей, на основании договоров. Результаты выполненных работ ОО «ЦЭК» подтверждаются протоколами количественного химического анализа (далее – КХА) и заключениями, которые передаются заказчику по акту сдачи-приемки выполненных работ. Протоколы КХА, выполненные ОО «ЦЭК», подписываются директором Нали-мовой С.С., имеющей сертификат соответствия эксперта метролога №RUM 01.33.00141.2, зарегистрированный в системе добровольной сертификации экспертов метрологов и действующий до 15 мая 2012 г. и специалистом Воронович Н.В., имею-щей сертификат эксперта №РОСС RU.0001.3708287, выданный Федеральным агент-ством по техническому регулированию и метрологии 20 апреля 2010 г и действую-щий до 20 апреля 2013 г.
Заказчиками работ ОО «ЦЭК» по определению компонентного состава отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе дея-тельности которых образуются отходы I - IV класса опасности и которые в соответст-вии с положениями статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отхо-дах производства и потребления" обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом ис-полнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с п.3 Указа Президента от 23 июня 2010 г. №780 функции Фе-деральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами переданы в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. В соответствии с пунктом 3.8 Приказа Росприроднадзора РФ от 29.09.2010 №283 "О полномочиях Рос-природнадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2010 №717" государственный кадастр отходов, государст-венный учет в области обращения с отходами и паспортизацию отходов I - IV класса опасности уполномочены вести Управления Росприроднадзора по соответствующим субъектам РФ.
Органом, уполномоченным вести паспортизацию отходов на территории Вол-гоградской области с момента вступления в силу Постановлением Правительства РОФ от 13.09.2010 №717, является Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области, которое действует на основании Положения, утвержденного Приказом Росприроднадзора РФ №459 от 25.11.2008, и иных нормативных актов, регламентирующие требования в об-ласти обращения с отходами.
В связи с этим заказчики работ ОО «ЦЭК», составившие и утвердившие пас-порт опасных отходов на основании компонентного состава отходов, подтвержден-ного протоколом КХА и заключением, выполненными ОО «ЦЭК», и документов, подтверждающих выполнение их аккредитованной лабораторией, с ноября 2010 года направляют его в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области для его согласования и получения свидетельств о классе опасности отходов для окружающей природной среды.
ОО «ЦЭК» осуществляет деятельность по определению компонентного состава отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с 2008 года. Претензий со стороны указанных лиц, возникшим вследствие несогласования упол-номоченным органом паспортов опасных отходов, утвержденных ими на основании протоколов КХА, выполненным ОО «ЦЭК», не возникало в период рассмотрения паспортов Управление Ростехнадзора по Волгоградской области. После передачи полномочий по согласованию паспортов опасных отходов от Управления Ростехнад-зора вновь уполномоченному органу - Управлению Росприроднадзора, в ОО «ЦЭК» начали поступать претензии от заказчиков по причине отказа в согласовании паспор-тов опасных отходов в связи с замечаниями к КХА. Для подтверждения данного об-стоятельства ОО «ЦЭК» предоставлен перечень, состоящий из 544 организаций и ин-дивидуальных предпринимателей, которые обратились в Управление Росприроднад-зора в период с ноября 2010 по май 2011 и получили отклонения от согласования при паспортизации заявленных отходов в связи с наличием замечаний к КХА, выполнен-ному ОО «ЦЭК».
Заявителем ОО «ЦЭК» представлены уведомления об отклонении от согласо-вания паспортов опасных отходов, зарегистрированных в ФККО, направленных Управлением Росприроднадзора заявителям, которые заказывали выполнение КХА у лаборатории ОО «ФЭК» (приложение 3 к заявлению ОО «ЦЭК» от 28.02.2011 №88/11). Из содержания указанных уведомлений следует, что материалы заявителей отклонялись Управлением Росприроднадзора в связи с несоблюдением требований Приказа Ростехнадзора РФ от 15.08.2007 №570 «Об организации работы по паспорти-зации опасных отходов» в основном по отходу 91200400 01 00 4 «Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» в части применения ГОСТов и методик выполнения измерений (далее – МВИ) при проведе-нии количественного химического анализа.
ОО «ЦЭК» в целях урегулирования претензий заказчиков в связи с отклонени-ем их материалов паспортизации направлялись письма в ФГУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», ФГУП «ВНИПИИстромсырьё», ФГУ «Волгоградский центр стандартизации, метрологии и сертификации» (соответственно №30/10 от 29.10.10; №254 от 29.10.10; №37/10 от 02.11.2010) о правомерности приме-няемых ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» методик КХА для определения компонентного состава конкретных отходов. Из полученных ответов (№2/2663 от 09.12.10; №243/3ДИ-1 от 03.11.2010; №10/27-1392 от 18.11.2010) следует, что ОО «ЦЭК» при выполнении аналитических (испытательных) работ, включенных в область аккредитации ОО «ЦЭК», в том числе при подготовке прото-колов КХА опасных отходов, правомерно использует соответствующие методики и действует согласно установленным правилам.
Представители ОО «ЦЭК» предполагают, что методики, которыми Управление Росприроднадзор руководствуется при рассмотрении материалов заявителей при со-гласовании паспортов опасных отходов и ссылается в уведомлениях об отклонении (например, №3831 от 03.12.10, №3840 от 03.12.10, №1098 от 02.02.2011, №3835 от 03.12.10), а именно: ПНД Ф 16.2.3:2.3:3.34-02 «Методика выполнения измерений со-держания кальция и магния в твёрдых и жидких отходах производства и потребле-ния, осадках, шламах, активном иле, донных отложениях комплексонометрическим методом» и ПНД Ф 16.2.2:2.3:3.29-02 «Методика выполнения измерений массовой доли золы в твёрдых и жидких отходах производства и потребления, осадках, шла-мах, активном иле, донных отложениях гравиметрическим методом», в установлен-ном порядке не приобретались у их разработчика (письмо №174 от 20.07.2011 ООО «НТФ Хромос», разработчика данных методик). Поэтому ОО «ЦЭК» считает, что обоснование Управлением Росприроднадзора в уведомлениях об отклонении своей позиции с использованием указанных методик неправомерно.
ОО «ЦЭК» представлены доказательства, что по протоколам КХА и заключе-ниям, выполненным ими для заказчиков с использованием тех же методик, Управле-нием Росприроднадзора по Саратовской области и Управлением Росприроднадзора по Оренбургской области выдаются свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовываются паспорта опасных отходов в уста-новленный срок и без замечаний к количественному химическому анализу.
Представители ОО «ЦЭК» считают, что Управление Росприроднадзора безос-новательно направляет их заказчикам уведомления об отклонении от согласования паспортов отходов, в том числе по причинам некорректного применения методик КХА или неполного раскрытия компонентного состава отходов. При этом полагают, что Управление Росприроднадзора такими действиями влияет на отношения конку-ренции, складывающиеся на рынке работ по определению компонентного состава от-ходов, и действует в интересах подведомственного учреждения Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федеральному округу (далее - ЦЛАТИ по ЮФО), которое является конкурентом ОО «ЦЭК» на рассматриваемом рынке. Также представители ОО «ЦЭК» считают, что указанные действия Управления по от-клонению от согласования паспортов отходов нарушают права аккредитованной ла-боратории, способствуют безосновательному созданию негативного отношения со стороны потенциальных клиентов к деятельности ОО «ЦЭК», выходят за пределы компетенции Управления Роспотребнадзора и нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному федераль-ному округу (далее - ЦЛАТИ по ЮФО) в соответствии с Распоряжением Правитель-ства РФ от 29.09.2010 N 1627-р «О передаче в ведение Росприроднадзора федераль-ных государственных учреждений, находящихся в ведении Ростехнадзора», находит-ся в ведении Росприроднадзора. ЦЛАТИ по ЮФ является хозяйствующим субъектом, которому не могут быть переданы полномочия органа власти, в подведомственности которого оно находится, и действует в равном положении с другими аккредитован-ными лабораториями при выполнении работ по определению компонентного состава отходов. На территории Волгоградской области указанные работы оказывает Филиал ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -«ЦЛАТИ по Волгоградской области».
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области в объяснениях ука-зывает, что рассматривает материалы паспортизации в соответствии с требованиями Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора РФ от 15.08.2007 №570. Основанием для отказа заявителям в выдаче установленных указанным Порядком документов в основном являлись не-комплектность материала либо неполнота представленных сведений. Управление Роспотребнадзора считает, что для отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов и согласования паспорта опасного отхода, по указанным в уведомлениях об отклонении причинам, не требуется проведение независимой экспертной оценки, проведённой в иной аккредитованной лаборатории.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. В соответствии с абз.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения кото-рых они созданы. Согласно пункту 2.1 Устава ОО «ЦЭК», целью его деятельности является объединение интеллектуального потенциала, материальных и финансовых средств, организационных возможностей членов ОО «ЦЭК» во имя защиты природы, для сохранения и восстановления природного и культурного наследия, физического и духовного здоровья людей, обеспечения экологической безопасности. Для достиже-ния указанной цели для ОО «ЦЭК» определен ряд уставных задач (п.2.2. Устава ОО «ЦЭК»), среди которых имеется испытание и анализ состава и чистоты материалов (воздуха, воды, бытовых и производственных отходов, почвы, химических веществ). Решение уставных задач осуществляется ОО «ЦЭК» в том числе посредством пред-принимательской деятельности (абз.13 п.2.4 Устава ОО «ЦЭК»).
В силу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции ОО «ЦЭК» является хо-зяйствующим субъектом, так как имеет статус некоммерческой организации и осуще-ствляет деятельность, приносящую ему доход, что подтверждается налоговой декла-рацией, принятой налоговым органом 10.03.2011 (регистрационный номер <...> ).
2. В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – Закон об отходах), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опас-ности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осу-ществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. При этом на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт <...> Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Рос-сийской Федерации (пункт 3 указанной статьи).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 26.10.2000 №818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных от-ходов" определено, что Минприроды России и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов на основании предоставляемой в установ-ленном порядке индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, информации в ука-занной области, включающей сведения о происхождении, количестве, составе, свой-ствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектах размещения отхо-дов, технологиях их использования и обезвреживания.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ приказом Мин-природы России от 02.12.2002 №785 утверждена инструкция по заполнению паспорта опасного отхода, согласно которой такой паспорт составляется и утверждается инди-видуальные предприниматели или юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы (пункт 1). Код и наименование отхода указыва-ются по федеральному классификационному каталогу отходов (пункт 4). Компонент-ный состав отхода указывается на основании протокола результатов анализов, вы-полненных лабораторией, аккредитованной на проведение количественных химиче-ских анализов (пункт 5). Перечень компонентов отхода и их количественное содер-жание устанавливаются по составу исходного сырья и технологическим процессам его переработки или по результатам количественного химического анализа (п.5 Кри-терии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденные Приказом МПР РФ от 15.06.2001 №511). Свидетельство о клас-се опасности отхода, выдаваемое территориальным органом Министерства природ-ных ресурсов РФ собственнику отхода, является источником сведений об опасности отхода для окружающей природной среды (пункт 7).
Таким образом, лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны в ходе согласования уполномоченным органом паспорта опасных отходов внести в него сведения о компонентном составе отхода на основании прото-кола результатов анализов, выполненных лабораторией, аккредитованной на прове-дение количественных химических анализов. Тем самым указанные лица обязывают-ся либо иметь в своем составе аккредитованные лаборатории, либо обратиться к иным лицам, имеющим аккредитованные лаборатории на проведение количествен-ных химических анализов. Право указанных лиц на выбор по своему усмотрению ак-кредитованной лаборатории для выполнения необходимых аналитических (испыта-тельных) работ не ограничивается действующим законодательством и осуществляет-ся в условиях конкуренции указанных лабораторий, исходя из разумного соотноше-ния цены и качества их работ, а также риска использования результатов их работ в административной процедуре.
3. Система аккредитации аналитических лабораторий (СААЛ) введена в дейст-вие постановлением Госстандарта России № 19 от 2 декабря 1992 года. СААЛ функ-ционирует с целью подтверждения компетентности лабораторий, выполняющих ра-боты по оценке соответствия, и обеспечения потребностей органов государственной власти и других субъектов гражданского права в получении достоверных сведений о составе и свойствах объектов аналитических работ. Достоверность измерительной информации, получаемой в процессе реализуемых процедур (измерений, испытаний, анализа, контроля и т.п.) в области оценки соответствия, и обоснованность прини-маемых на ее основе управляющих решений обеспечиваются компетентностью лабо-раторий. Удостоверение компетентности лабораторий осуществляется через процеду-ру аккредитации.
Правовой основой Системы акредитации аналитических лабораторий являются Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании», уста-навливающий цели и принципы аккредитации в Российской Федерации, Федераль-ный закон от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», регули-рующий отношения, возникающие при проведении измерений, установлении и ис-полнении метрологических требований обеспечения единства измерений.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ "О техническом ре-гулировании" под аккредитацией понимается официальное признание органом по ак-кредитации компетентности лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. В соответствии с п. 3 ст.31 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ полномочием на определение порядка и критериев аккредитации испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, наде-лено Правительство РФ. При этом предписано основываться на национальных стан-дартах, принятых с учетом международных норм. Данной нормой Правительство РФ наделено полномочием на определение органов по аккредитации.
Уполномоченным органом по аккредитации в системе СААЛ является Феде-ральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Аккредитация аналитических лабораторий осуществляется в соответствии с приказом Федерального агентства но техническому регулированию и метрологии от 22 октября 2010 г. №4080 «О Порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метроло-гии», утвержденного в целях реализации Постановления Правительства РФ от 24 фев-раля 2009 №163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабо-раторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия".
Согласно п. 19 Положением об аккредитации органов по сертификации и испы-тательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответ-ствия, утвержденного Постановлением Правительства РФ №163 от 24.02.2009, ин-спекционный контроль, под которым подразумевается осуществление в установлен-ном порядке проверки соответствия испытательной лаборатории (центра) критериям аккредитации, осуществляется органом по аккредитации в форме плановых и внепла-новых проверок на основании решения органа по аккредитации.
Также проверка наличия и соблюдения аттестованных методик (методов) изме-рений осуществляется в рамках государственного метрологического контроля (ч.4 ст.11 ФЗ от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»), полномочия по которому осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
Из нормативных актов, регулирующих аккредитацию аналитических лаборато-рий, следует, что аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) закреп-ляет официальное признание государством компетентности аналитических лаборато-рий на выполнение работ в области, определённой аттестатом аккредитации и удо-стоверяет аккредитацию организации на техническую компетентность и независи-мость для проведения работ по испытаниям в соответствии с областью по аккредита-ции, определенной Приложением к аттестату. При этом применение методик выпол-нения измерений (далее – МВИ), а также достоверность выдаваемой аналитической информации по методикам, включенным в область аккредитации лаборатории, регла-ментируется в системе аккредитации и контролируется органом по аккредитации.
Следовательно, аккредитация ОО «ЦЭК» в системе СААЛ является достаточ-ной гарантией квалифицированного принятия решения на применении методика вы-полнения измерений (далее – МВИ) к конкретным объектам анализа и конкретной интерпретации полученных результатов.
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области не является уполно-моченным органом по аккредитации, соответственно, данный орган не вправе под-вергать сомнению правомерность применения аккредитованной организацией утвер-жденных в соответствии с законодательством РФ техническом регулировании и обес-печении единства измерений методов и правил сертификации, исследований (испы-таний) и измерений.
4. Исполнение государственной функции по проведению работ по паспортиза-ции отходов 1-4 класса опасности (далее – Государственная функция) осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отхо-дах производства и потребления», Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 №400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. №370, Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. №452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти», Приказом МПР РФ от 2 декабря 2002 года №786 «Об утверждении Феде-рального классификационного каталога отходов», Приказом Министерства природ-ных ресурсов Российской Федерации от 15 июня 2001 года №511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природ-ной среды», Приказом МПР РФ от 02.12.2002 №785 "Об утверждении паспорта опас-ного отхода" и Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов, ут-вержденным Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570. Результатом исполнения Государственной функции является выдача Заявителям согласованных паспортов на заявленные отходы и свидетельств о классе опасности отхода либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных документов.
Паспортизация опасных отходов Управлением Росприроднадзора по Волго-градской области осуществляется на основании Порядка организации работы по пас-портизации опасных отходов, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 15.08.2007 №570 (далее – Порядок организации паспортизации). Административный регламент, определяющий порядок исполнения государственной функции по согласованию пас-портов опасных отходов, у Управления Росприроднадзора по Волгоградской области отсутствует.
Порядок организации паспортизации предназначен для индивидуальных пред-принимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются от-ходы (пункт 1.3); паспортизация опасных отходов осуществляется уполномоченным органом на основании информации, представляемой указанными лицами (пункт 3.1), и предполагает документальное подтверждение достоверности предоставленных ими сведений, в том числе документами аккредитованной лаборатории (п.2.5.1 и п.2.5.2); деятельность по паспортизации опасных отходов включает, в том числе подготовку заявителями сведений об отходах, и завершается согласованием паспортов опасных отходов (пункта 2.4).
Согласно пункту 3.3 Порядка организации паспортизации в случае выявления неполноты сведений, указанных в представленных материалах заявителя, и (или) не-комплектности материалов территориальный орган Росприроднадзора в 5-дневный срок со дня поступления материалов заявителя в письменной форме уведомляет об этом заявителя. Уведомление заявителей при паспортизации опасных отходов по ос-нованиям неполноты представленных сведений и (или) некомплектности материалов не затрагивает интересы ОО «ЦЭК» как хозяйствующего субъекта, действующего на рынке работ по определению компонентного состава отходов. Поэтому обстоятельст-ва отклонения материалов по данным основаниям в данном деле не рассматриваются.
В силу пункта 3.5 указанного Порядка территориальный орган Ростехнадзора должен рассмотреть материалы заявителя и выдать ему свидетельства о классе опас-ности отходов для окружающей природной среды и согласованные паспорта опасных отходов в 30-дневный срок с момента регистрации материалов либо в этот же срок направить заявителю уведомления об отказе в выдаче указанных документов с указа-нием причин отказа.
При этом основанием для отказа, согласно п. 3.5 Порядка организации паспор-тизации, в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей при-родной среды и согласовании паспорта опасного отхода (для видов отходов, зареги-стрированных в ФККО (федеральный классификационный каталог отходов) является:
1) некомплектность материалов;
2) неполнота представленных сведений;
3) наличие (выявление в результате независимой экспертной оценки, проведен-ной в аккредитованной лаборатории) в представленных материалах заявителя недос-товерной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды.
Для видов отходов, не зарегистрированных в ФККО, помимо указанных выше оснований, предусматривается такое основание для отказа как выявление при прове-дении проверки обоснованности классов опасности отходов для окружающей при-родной среды ошибок в установлении конкретного класса опасности отхода для ок-ружающей природной среды расчетным и/или экспериментальным методами (п.п. 3.9 Порядка).
Перечень оснований отказа в выдаче свидетельства о классе опасности отходов для окружающей природной среды и согласовании паспорта опасного отхода, указан-ных в п.3.5 и п.3.9, является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Из системного толкования положений п.3.4, п.3.5 и п.3.9 Порядка организации паспортизации опасных отходов, полномочий территориального органа Росприрод-надзора РФ и положений, регулирующих отношения в системе аккредитации анали-тических лабораторий, следует, что при наличии обоснованных сомнений в достовер-ности компонентного состава отходов, подтвержденного документами аккредитован-ной лаборатории, Управление Росприроднадзора может её подтвердить либо опро-вергнуть в результате независимой экспертной оценки, проведенной в иной аккреди-тованной лаборатории. Иначе отказ в выдаче свидетельства о классе опасности отхо-дов и согласовании паспорта опасного отхода по основаниям недостоверной или ис-каженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды, не является обоснованным.
При исполнении государственной функции по паспортизации опасных отходов и рассмотрении материалов заявителей, Управление Росприроднадзора по Волгоград-ской области отклоняет от согласования паспорта отходов по причине некорректного определения компонентного состава отходов, неправильного применения стандарта, неверного определения агрегатного состояния или некорректного применения мето-дик при подготовке протоколов КХА в случаях, когда достоверность компонентного состава отходов подтверждается документами ОО «ЦЭК». Факты отклонения по ука-занным причинам подтверждаются материалами дела. При этом в уведомлениях об отклонении от согласования паспортов отходов управлением Росприроднадзора по Волгоградской области не конкретизированы основание отказа, также не указано на наличие независимой экспертной оценки, которые предусмотрены п.п.3.5, 3.9 Поряд-ка паспортизации отходов. Письмом Управления Росприроднадзора от 06.04.2011 №2962 подтверждается, что при рассмотрении материалов паспортизации заявителей независимая экспертная оценка информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды, не проводи-лась.
Управление Росприроднадзора по Волгоградской области, самостоятельно про-веряя компетентность документов ОО «ЦЭК», приложенных в материалы паспорти-зации и удостоверенных аттестатом аккредитации в СААЛ, то есть без выявления информации о составе рассматриваемого отхода и/или его свойствах в результате не-зависимой экспертной оценки, проведенной в иной аккредитованной лаборатории, выходит за пределы государственной компетенции органа и необоснованно отказыва-ет заявителям в выдаче свидетельства о классе опасности отходов и согласовании паспорта опасного отхода.
Факты обращения заказчиков ОО «ЦЭК» с претензией и требованием о возвра-те денежных средств перечисленных за выполнение работ по определению компо-нентного состава отходов в связи с отклонением Управлением от согласования пас-портов опасных отходов подтверждаются материалами дела. В данных обращениях заказчики ОО «ЦЭК» указывают на намерение обратиться за определением компо-нентного состава отходов в Филиал ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Волго-градской области», который также осуществляет подготовку протоколов КХА. Дан-ные обстоятельства свидетельствуют о влиянии действий Управления Росприроднад-зора по Волгоградской области при осуществлении паспортизации отходов на хозяй-ственную деятельность ОО «ЦЭК», так как заказчики ОО «ЦЭК» в связи с отклоне-ниями их материалов паспортизации по причине замечаний к документам, выполнен-ным ОО «ЦЭК», во-первых выставляют ОО «ЦЭК» претензии, во-вторых имеют на-мерение обратиться в лабораторию, подведомственную Росприроднадзору и являю-щуюся конкурентом ОО «ЦЭК», в-третьих, отказы в согласовании паспортов опасных отходов и в выдаче свидетельства о классе опасности отходов создают ОО «ЦЭК» ре-путацию некомпетентной лаборатории и, как следствие, способствуют сокращению числа заказчиков.
Следовательно, необоснованные отказы Управление Росприроднадзора по Вол-гоградской области в выдаче свидетельства о классе опасности отходов и в согласо-вании паспортов опасных отходов по основаниям, связанным с наличием в представ-ленных материалах заявителей недостоверной или искаженной информации о составе отхода и/или его свойствах, в том числе о классе опасности отхода для окружающей природной среды, в подтверждение которых используются документы аккредитован-ной лаборатории, затрагивают интересы ОО «ЦЭК» как субъекта рынка работ по оп-ределению компонентного состава отходов и влияют на конкурентные условия обра-щения товара на указанном рынке.
Таким образом, действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, выразившиеся в отклонении от со-гласования паспортов опасных отходов и отказах в выдаче свидетельства о классе опасности отходов заявителям, оформившим паспорта опасных отходов на основании протоколов количественного химического анализа и заключений, выполненных лабо-раторией ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля», аккреди-тованной в установленном порядке в системе аккредитации аналитических лаборато-рий (центров), в нарушение процедуры, предусмотренной Порядком организации ра-боты по паспортизации опасных отходов, утвержденным Приказом Ростехнадзора РФ от 15.08.2007 №570, а именно: по причинам некорректного определения компонент-ного состава отходов, неправильного применения стандарта, неверного определения агрегатного состояния или некорректного применения методик КХА без указания ус-тановленных оснований для отклонения и предусмотренной независимой экспертной оценки, необоснованно препятствует деятельности ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» и могут привести к ограничению конкуренции, так как способствуют отказу заказчиков от выбора в качестве исполнителя аналити-ческих (измерительных) работ ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля» в пользу других хозяйствующих субъектов, в том числе Филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» -«ЦЛАТИ по Волгоградской области».
Такие действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природо-пользования по Волгоградской области запрещаются п.2 ч.1 ст.15 Федерального за-кона №135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите кон-куренции”,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, выразившиеся в отклонении от со-гласования паспортов опасных отходов и отказах в выдаче свидетельства о классе опасности отходов заявителям, оформившим паспорта опасных отходов на основании протоколов количественного химического анализа и заключений, выполненных лабо-раторией ОО по Волгоградской области «Центр Экологического Контроля», аккреди-тованной в установленном порядке в системе аккредитации аналитических лаборато-рий (центров), в нарушение процедуры, предусмотренной Порядком организации ра-боты по паспортизации опасных отходов, утвержденным Приказом Ростехнадзора РФ от 15.08.2007 №570, а именно: без указания оснований для отказа в выдаче свидетель-ства о классе опасности отходов и согласовании паспорта опасного отхода, установ-ленных указанным Порядком, и предусмотренной им независимой экспертной оцен-ки, нарушением пункта 2 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
2. Выдать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природополь-зования по Волгоградской области для исполнения предписание о совершении дейст-вий, направленных на обеспечение конкуренции.
3. Передать материалы дела №11-01-15-03/312 соответствующему должност-ному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном пра-вонарушении.

Связанные организации

Связанные организации не указаны