Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/28-1240/2020 ПО ПРИЗ... от 25 ноября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFОПРЕДЕЛЕНИЕ
О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/28-1240/2020 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О РЕКЛАМЕ
25 ноября 2020 года Волгоград
Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, …, рассмотрев материалы, направленные Южным Главным управлением Банка России,
установил:
В Волгоградское УФАС России поступили материалы из Южного главного управления Банка России (вх. № 11449 от 18.11.2020) относительно распространения рекламы финансовых услуг ИП Г. (ОГРНИП: 316344300071064, ИНН: 343517428803, дата присвоения ОГРНИП: 09.03.2016) по адресу: г. Волжский, ул. Мира 74.
Как следует из материалов, 07.10.2020 по адресу г. Волжский, ул. Мира 74 размещалась наружная реклама с текстом:
«Ломбард 24 часа ценим вас, оценивая дорого выдаем займы под залог золота от 4% скупка ювелирных изделий, лома, золотых коронок оценка залога золота от 1500 рублей выгодные предложения: пенсионерам, студентам, VIP клиентам специальный день для вас - пятница: залог от 9% Волжский, ул. Мира 74, 58-27-82 8 961-662-10-11; 8 903-315-52-61».
Также по информации Южного главного управления Банка России реклама аналогичного содержания распространяется в виде листовок, выполненных в форме визитки.
К материалам было приложено фото размещенного в помещении ломбарда в уголке потребителя уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе на имя Г., а также свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Г.
По информации Южного ГУ Банка России в указанном ломбарде осуществляет деятельность ИП Г., однако, она не является субъектом микрофинансирования, следовательно, не имеет право осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:
- информация распространена наружно посредством размещения информации на входной двери ломбарда;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке (финансовые услуги, связанные с выдачей займов под залог имущества.
Часть 1 статьи 28 Закона о рекламе закрепила требование о том, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц
Таким образом, финансовыми услугами являются конкретные услуги, прямо указанные в данном определении, а также иные услуги, связанные с привлечением и (или) размещением денежных средств.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования выступают финансовые услуги, связанные с выдачей займов под залог имущества, предоставляемые ИП Г.
Однако, указанная выше реклама не содержит наименования лица, оказывающего услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Закон о потребительском кредите (займе), для заемщика и влияющие на нее.
В данном рекламном сообщении отсутствует полная информация об условиях предоставления займов гражданам под залог имущества, указан только процент (от 4%, от 9%).
В соответствии с п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
В рассматриваемой рекламе сумма займа является условием, влияющим на стоимость займа, однако данное условие не указывается в рекламе.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о потребительском кредите (займе) полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется как в процентах годовых, так и в денежном выражении.
В рассматриваемом случае, исходя из соотношения указанных процентных ставок (4%, 9%) с рыночными ставками по займам, в рекламе указаны процентные ставки в месяц.
Согласно ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите (займе), не допускается.
В соответствии со ст. 4 Закона о потребительском кредите (займе) профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.
Согласно данным, размещенным на официальном сайте Банка России, а также сведениям, представленным Южным ГУ Банка России, ИП Г. не является кредитной или некредитной финансовой организацией, соответственно не имеет права осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных ст. 28 Закона о рекламе, несёт рекламодатель.
Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение ч. 1, ч. 13 ст. 28 Закона о рекламе ответственность несёт также рекламораспространитель.
Рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе). Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
С учётом представленной Южным ГУ Банка России информации рекламодателем и рекламораспространителем выступила ИП Г. (ОГРНИП: 316344300071064, ИНН: 343517428803).
На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. № 508,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Возбудить производство по делу № 034/05/28-1240/2020 по признакам нарушения ч. 1, ч. 3, ч.13 ст. 28 Закона о рекламе.
2. Признать лицами, участвующими в деле:
2.1. Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: - ИП Г. (ОГРНИП: 316344300071064, ИНН: 343517428803)
2.2. Заявитель – Южное ГУ Банка России.
3. Назначить дело № 034/05/28-1240/2020 к рассмотрению на ____ _________ 2020 года в ____ часов ____ минут по адресу: г. Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).
4. ИП Г. представить на заседание Комиссии следующую информацию и заверенные надлежащим образом копии документов:
4.1. Письменные объяснения по фактам, послужившим основанием для возбуждения дела, с приложением подтверждающих документов;
4.2. Период и территория распространения рассматриваемой рекламы, а также иные способы распространения с приложением подтверждающих документов;
4.3. Сведения о рекламодателе и рекламораспространителе рассматриваемой рекламы с приложением подтверждающих документов и макета рекламы (договоры, электронные переписки и т.п.);
4.4. Копии документов, подтверждающие право на представление займов;
4.5. Условия получения займов, указанных в рассматриваемой рекламе, с приложением подтверждающих документов;
4.6. Иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
5. Заявителю представить на заседание Комиссии информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.
В соответствии с ч. 6 ст. 19.8 КоАП РФ, непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде либо представление недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати до двухсот тысяч рублей.