Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/01/11-1524/2022 о нарушении антимоноп... от 5 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Процедура

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявителю:

ООО «Ситиматик-Волгоград»

«…»

 

Ответчикам:

ООО «Ресурс Лайн»

«…»

 

ООО «Индустрия чистоты»

«…»

 

ООО «ТрансЭкоЛайн»

«…»

 

ООО «Сфера чистоты»

«…»

 

Лицам, располагающим сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах

Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области

«…»

 

Урюпинская межрайонная прокуратура

«…»

 

РЕШЕНИЕ
по делу №
034/01/11-1524/2022
о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2023 года                           Волгоград

В полном объёме решение изготовлено 05 сентября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дела № 034/01/11-1524/2022 о нарушении антимонопольного законодательства, в составе:

«…» – председателя Комиссии, заместителя руководителя управления,

«…» – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

«…» – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев дело № 034/01/11-1524/2022 о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Ресурс Лайн» («…», далее – ООО «Ресурс Лайн»), обществом с ограниченной ответственностью «Индустрия чистоты» («…», далее – ООО «Индустрия чистоты»), обществом с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоЛайн» «…», далее – ООО «ТрансЭкоЛайн»), обществом с ограниченной ответственностью «Сфера чистоты» («…», далее – ООО «Сфера чистоты») пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, которое приводит или может привести к сокращению или прекращению производства товаров, при одновременном изменении ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» в одностороннем порядке графика приема твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на объекты обработки от общества с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (далее – ООО «Ситиматик-Волгоград», региональный оператор) по договорам № 01-ОБ от 18.01.2019, № 02-ОБ от 18.01.2019, № 03-ОБ от 18.01.2019, № 04-ОБ от 18.01.2019, в присутствии на заседании:

– «…» – представителя ООО «Ситиматик-Волгоград» по доверенности № «…» от «…»,

– «…» – представителя ООО «ТрансЭкоЛайн» по доверенности № «…» от «…», представителя ООО «Сфера чистоты» по доверенности № «…» от «…», представителя ООО «Ресурс Лайн» по доверенности № «…» от «…», представителя ООО «Индустрия чистоты» по доверенности № «…» от «…»,

– «…» – представителя комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по доверенности № «…» от «…»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Поводом для возбуждения настоящего дела послужили поступившее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) заявление ООО «Ситиматик-Волгоград» (вх. № 1634/22 от 05.10.2022) о возможном наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн».

В просительной части указанного заявления ООО «Ситиматик-Волгоград» просило возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 и ст. 11.1 Закона о защите конкуренции.

Как указывает ООО «Ситиматик-Волгоград», ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» изменив в одностороннем порядке график приема ТКО на объекты обработки от регионального оператора, а ООО «Ресурс Лайн» и ООО «Индустрия чистоты» также не допустив спецтехнику регионального оператора на объекты обработки для передачи ТКО в режиме работы, предусмотренном условиями заключенных договоров, совершили действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Ситиматик-Волгоград» считает, что указанными действиями ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» нарушили запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектов доминирующим положением, установленный ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

 Вместе с тем, одни и те же оспариваемые действия ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» фактически не могут быть квалифицированы Управлением, одновременно и на предмет ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, и ст. 11.1 Закона о защите конкуренции.

Статья 11.1 Закона о защите конкуренции содержит запрет на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

В ст. 8 Закона о защите конкуренции под согласованными действиями понимаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

  • результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов (взаимовыгодный результат);
  • действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
  • действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

Учитывая особенность картелей и согласованных действий, где картель создается, будучи обусловленным договоренностью, в то время как согласованные действия – это антиконкурентное поведение без соглашения, в основе которого лежит публичное заявление о намерении совершить определенные действия, Управление пришло к выводу о возможном наличии признаков нарушения п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

Волгоградским УФАС России приказом129/22 от 29.12.2022 возбуждено дело № 034/01/11-1524/2022 по признакам нарушения ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» пункта 4 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссией установлено следующее.

В силу п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах), юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам конкурсного отбора ООО «Управление отходами-Волгоград» (действующее наименование – ООО «Ситиматик-Волгоград») присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО  на территории Волгоградской области и 06.08.2018 между комитетом Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и ООО «Управление отходами - Волгоград» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области сроком на 10 лет (далее – Соглашение).

Согласно пп. «з» п. 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881, далее – Правила конкурсного отбора) документация об отборе регионального оператора должна содержать, в том числе, обязанности регионального оператора по заключению договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов, использование которых предусмотрено схемой обращения с отходами (далее - операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами).

Пунктом 7.10.1 документации об отборе для проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области (утв. приказом председателя комитета Жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области от 20.06.2018 № 92-ОД), установлено, что региональный оператор обязан заключать договоры с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению ТКО, использование которых предусмотрено территориальной схемой (далее – операторы по обращению с ТКО).

Аналогичная обязанность регионального оператора предусмотрена п. 2.1.5 и 2.1.6 Соглашения.

Во исполнение указанных обязанностей региональным оператором заключены договоры со следующими операторами по обращению с ТКО, владеющими объектами по обработку ТКО: ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн».

Согласно п. 2.1.3 приказа Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл. от 05.06.2020 № 967-ОД «Об утверждении Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Волгоградской области», региональный оператор заключает договоры с операторами по обращению с ТКО, осуществляющими деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Волгоградской области на объектах, использование которых предусмотрено территориальной схемой.

Таким образом, специальными нормами законодательства установлено особое положение хозяйствующих субъектов, владеющих объектами обработки ТКО, которые способны оказывать решающее влияние на положение регионального оператора на рынке оказания услуг по обращению с ТКО, поскольку региональный оператор не вправе отказаться от заключения договора с операторами, и обязан направлять потоки ТКО в своей зоне деятельности строго в соответствии с территориальной схемой на конкретный объект обработки, из конкретных территорий в зоне деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 статьи 8 ГК РФ установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В силу частей 1 и 4 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с условиями договора № 01-ОБ от 18.01.2019 на оказание услуг по обработке ТКО IV-V классов опасности, заключенного между региональным оператором и ООО «Индустрия чистоты» (оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по обработке ТКО), ООО «Индустрия чистоты» обязуется осуществлять прием ТКО и передачу отходов, оставшихся после обработки на объекты захоронения на условиях настоящего договора, а региональный оператор обязуется ТКО такому оператору и оплачивать услуги по обработке ТКО по установленному в соответствии с действующим законодательством РФ и Волгоградской области тарифу.

В соответствии с п. 2.3.2 вышеуказанного договора доставка ТКО на объект обработки отходов осуществляется региональным оператором с 07.00 час по 19.00 час. ежедневно.

Аналогичные условия содержатся в договоре № 04-ОБ от 18.01.2019 на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, заключенном между ООО «Ситиматик-Волгоград» и ООО «Ресурс Лайн».

Пунктом 2.3.2 договора № 02-ОБ от 18.01.2019 на оказание услуг обработке твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, заключенном между ООО «Ситиматик-Волгоград» и ООО «Сфера чистоты», предусмотрен график приема отходов на объект обработки с 08.00 по 20.00 час. ежедневно.

Аналогичный график приема отходов от регионального оператора на объект обработки установлен пунктом 2.3.2 договора № 03-ОБ от 18.01.2019 на оказание услуг обработке твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, заключенном между ООО «Ситиматик-Волгоград» и ООО «ТрансЭкоЛайн».

29.09.2022 ООО «Ситиматик-Волгоград» от ООО «Индустрия чистоты» получено уведомление (исх. № 162 от 29.09.2022) о сокращении с 01.10.2022 времени приема отходов от регионального оператора на мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый ООО «Индустрия чистоты» с 08.00 час. по 17.00 час.

Уведомление аналогичного содержания о сокращении с 01.10.2022 времени приема отходов от регионального оператора на мусоросортировочные комплексы получены ООО «Ситиматик-Волгоград» от ООО «Ресурс Лайн» (исх. № 85 от 29.09.2022), ООО «Сфера чистоты» (исх. № 149 сч/сч от 29.09.2022) и ООО «ТрансЭкоЛайн» (исх. № 189-ТЛ/исч от 29.09.2022).

Из имеющихся в материалах дела документов, следует, что письмо ООО «ТрансЭкоЛайн» с электронной почты «…» направлено в адрес ООО «Ситиматик-Волгоград» 29.09.2022 14:49:04.

Письмо ООО «Сфера чистоты» с электронной почты «…» направлено в адрес ООО «Ситиматик-Волгоград» 29.09.2022 13:22:40.

Письмо ООО «Индустрия чистоты» направлено с электронной почты «…» в адрес ООО «Ситиматик-Волгоград» и зарегистрировано региональным оператором 29.09.2022 17:58:22.

Письмо ООО «Ресурс Лайн» также было направлено в адрес регионального оператора с электронной почты «…» и зарегистрировано ООО «Ситиматик-Волгоград» 29.09.2022 14:23:30.

При этом как следует из ч. 7 ст. 11 Закона о защите конкуренции положения названной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица, за исключением соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществляющими виды деятельности, одновременное выполнение которых одним хозяйствующим субъектом не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные запреты установлены для лиц вне зависимости от того, занимают они доминирующее положение или нет (пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30).

Под контролем в указанной статье понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий: распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица; осуществление функций исполнительного органа юридического лица (ч. 8 ст. 11 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, а также с использованием системы «Национальное кредитное бюро» Управлением установлено, что «…» является директором ООО «Индустрия чистоты» и ООО «Сфера чистоты».

В соответствии со ст. 9 Закона о защите конкуренции если лица, в данном случае, по ряду признаков (одна компания является единственным или преобладающим участником другой; одно и то же лицо выполняет функции единоличного исполнительного органа в компаниях; руководители компаний являются родственниками или супругами и т.п.) представляют собой «группу лиц», то по смыслу антимонопольного законодательства они действуют как единый хозяйствующий субъект.

При таких обстоятельствах ООО «Индустрия чистоты» и ООО «Сфера чистоты» входят в одну группу лиц по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, электронные письма с уведомлением о сокращении времени приема отходов от регионального оператора на мусоросортировочный комплекс ООО «Индустрия чистоты» и ООО «Сфера чистоты», состоящих в одной группе лиц, были направлены в разных почтовых адресов.

В то время как электронные письма с уведомлением о сокращении времени приема отходов от регионального оператора на мусоросортировочный комплекс ООО «Индустрия чистоты» и ООО «Ресурс Лайн», а именно хозяйствующих субъектов, не обладающих какой-либо видимой взаимосвязью и не входящих в одну группу лиц, направлены с одного почтового адреса («…»).

Комиссия также обращает внимание на тот факт, что письма ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» имеют идентичный по содержанию текст, а именно: «Уведомляем Вас, что с 01.10.2022 года дня график работы по приему отходов от регионального оператора ООО «Ситиматик-Волгоград» на мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый ООО «Ресурс Лайн»/ООО «Индустрия чистоты»/ООО «Сфера чистоты»/ООО «ТрансЭкоЛайн», будет с 08.00 по 17.00 часов».

Указанное свидетельствует, по мнению Комиссии, о сговоре данных хозяйствующих субъектов при подготовке указанных писем о сокращении времени приема отходов от регионального оператора на мусоросортировочный комплексы.

Таким образом, ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» одновременно (29.09.2022) сообщили ООО «Ситиматик-Волгоград» об одностороннем изменении условий заключенных договоров в части графика приема ТКО на объекты обработки.

В ходе рассмотрения дела также установлено, что документы, направляемые ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» в адрес Управления полностью идентичны по содержанию, к таким документам относятся, например, ответы на запрос со стороны ООО «Ресурс Лайн» и ООО «Индустрия чистоты» (вх. № 2197-ЭП/22 от 24.10.2022), направленные в адрес Управления с одной электронной почты («…»), а также ответ на запрос ООО «Сфера чистоты» (вх. № 2195-ЭП/22 от 24.10.2022), ответ на запрос ООО «ТрансЭкоЛайн» (вх. № 2206-ЭП/22 от 24.10.2022).

Также письма в адрес Управления со стороны ответчиков вх. № 2818-ЭП/22 от 10.11.2022 – ООО «ТрансЭкоЛайн», вх. № 2809-ЭП/22 от 10.11.2022 – ООО «Индустрия чистоты», вх. № 2823-ЭП/22 от 10.11.2022 – ООО «Сфера чистоты» содержат идентичные по содержанию тексты ответов.

Кроме того, ответы на определение о назначении дела со стороны ООО «Индустрия чистоты» (вх. № 889-ЭП/23 от 06.02.2023) и ООО «Ресурс Лайн» (вх. № 890-ЭП/23 от 06.02.2023) направлены в адрес Управления также с одного адреса электронной почты – «…».

Указанные письма (вх. № 889-ЭП/23 от 06.02.2023) и (вх. № 890-ЭП/23 от 06.02.2023) аналогичный по своему содержанию письмам иных ответчиков: ООО «Сфера чистоты» (вх. № 892-ЭП/23 от 06.02.2023) и ООО «ТрансЭкоЛайн» (вх. № 891-ЭП/23 от 06.02.2023).

В соответствии с информацией, представленной ООО «Ситиматик-Волгоград» в рамках рассмотрения дела, установлено, что документооборот между ООО «Ситиматик-Волгоград» и ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты» происходит посредством, в том числе, электронной почты. Так, обращения в ООО «Ситиматик-Волгоград» от имени ООО «Ресурс Лайн» и ООО «Индустрия чистоты» поступают с одного адреса электронной почты – «…».

В письменных пояснения по делу ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» указали на то, что действия их обществ и других операторов по обработке по изменению графика приема отходов совпали во времени.

Комиссия также отмечает факт участия одних представителей от ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» в ходе рассмотрения настоящего дела:

– «…» – представитель ООО «ТрансЭкоЛайн» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Сфера чистоты» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Ресурс Лайн» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Индустрия чистоты» по доверенности № «…» от «…»;

– «…» – представитель ООО «ТрансЭкоЛайн» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Сфера чистоты» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Ресурс Лайн» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Индустрия чистоты» по доверенности № «…» от «…»;

– «…» – представитель ООО «ТрансЭкоЛайн» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Сфера чистоты» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Ресурс Лайн» по доверенности № «…» от «…», представитель ООО «Индустрия чистоты» по доверенности № «…» от «…».

В ходе заседания Комиссии 29.06.2023 представитель ответчиков «…» указала на то, что она не является штатным сотрудником данных организаций, выступает по доверенности в рамках настоящего дела.

Указанное также отмечено представителем ответчиков «…» в ходе заседания Комиссии 06.07.2023.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, каждый имеет право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 8, часть 1; статья 34, часть 1; статья 35, часть 2). Закрепляя фундаментальные основы экономической свободы человека, Конституция Российской Федерации исходит из того, что реализация этой свободы сопряжена с соблюдением условий, которые устанавливаются законом (статья 71, пункты «в», «ж», «о»; статья 76, часть 1), не должна выходить за объективные пределы, определяемые, в частности, недопустимостью нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) и запретом осуществления экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34, часть 2), а также может подвергаться определенным законодательным ограничениям, вводимым в соответствии с конституционно обусловленными критериями (статья 55, часть 3).

Конституционный запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, подразумевает наличие адекватных конкретным условиям механизмов выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, включая возможность применения в отношении соответствующих лиц мер государственного принуждения. Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, государство вправе и обязано осуществлять в сфере экономических отношений контрольную функцию, которая по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения и присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции (постановления от 18 июля 2008 года № 10-П и от 17 января 2013 года № 1-П; Определение от 3 апреля 2012 года № 630-О).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции указанный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Законом о защите конкуренции запрещаются соглашения (сговоры), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В зависимости от правового статуса участников соглашения указанный запрет конкретизируется в нормах статьи 11 (запрет антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, в том числе приводящих к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах), статьи 16 (запрет ограничивающих конкуренцию соглашений с участием органов публичной власти) и статьи 17 Закона о защите конкуренции (запрет соглашений между заказчиками, в том числе органами власти, и участниками торгов).

Под антиконкурентным соглашением согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к сокращению или прекращению производства товаров.

Картель заключается между самими хозяйствующими субъектами - конкурентами (осуществляющими деятельность в пределах одного рынка товаров или услуг) и подразумевает прямое (непосредственное) согласование ими действий при отсутствии у них в отношении друг друга властных правомочий, определяющих модель их экономического поведения на рынке.

Для квалификации действий хозяйствующих субъектов как не соответствующих статье 11 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Согласно п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Факт достижения ответчиками антиконкурентного соглашения был установлен комиссией Управления на основании анализа совокупности прямых и косвенных доказательств и относительно единообразного поведения ответчиков.

Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципа разумности и обоснованности.

Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан, в том числе, с использованием совокупности иных доказательств, в частности, фактического поведения хозяйствующих субъектов (пункт 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016).

Выявить соответствие либо несоответствие конкретного соглашения антимонопольному законодательству возможно лишь после изучения воздействия соглашения на рыночное поведение его сторон.

В статье 45.1 Закона о защите конкуренции определено, что используется антимонопольным органом в качестве доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства. Достаточность доказательств в каждом конкретном случае должна определяться индивидуально на основе оценки всей совокупности факторов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании всестороннего изучения и оценки всех обстоятельств дела, а также всей совокупности доказательств, в том числе фактов встреч конкурентов, переписки, результатов проверок, анализа поведения обществ в рамках предпринимательской деятельности с учетом принципов разумности и обоснованности.

В разъяснениях № 3 Президиума ФАС России «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утв. протоколом Президиума ФАС России от 17.02.2016 № 3, указано, что факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств.

Квалифицирующее значение для доказывания вмененного антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных согласованных действий на одном товарном рынке относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Согласно статьям 25, 45 Закона о защите конкуренции в качестве доказательств при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольным органом рассматриваются документы, сведения, объяснения, информация в письменной и устной форме, включая служебную переписку в электронном виде.

Таким образом, доказыванию подлежит установление факта достижения заявителями договоренности в том числе в устной форме, в соответствии с которым хозяйствующие субъекты должны совершить обусловленные соглашением действия, направленные на достижение одной цели.

Квалифицирующее значение для подобного рода нарушений антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных и негативно влияющих на конкурентную среду действий на одном товарном рынке, относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Таким образом, квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий предполагает установление таких фактов, как: намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определённым образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели; причинно-следственная связь между действиями хозяйствующих субъектов и сокращение или прекращение производства товаров; взаимная обусловленность действий хозяйствующих субъектов при отсутствии объективных внешних обстоятельств, спровоцировавших единообразное поведение участников рынка.

Нарушение п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок публичных общественных отношений в сфере предупреждения и ограничения монополистической деятельности, препятствует здоровой конкуренцию между хозяйствующими субъектами, являющейся определяющим условием обеспечения свободы экономической деятельности в Российской Федерации, что гарантировано статьей 8 Конституции Российской Федерации.

Из самой правовой конструкции «картеля» следует, что при доказывании нарушения ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, выявления нарушения каких-либо частных, равно как публичных интересов не требуется, поскольку Законом о защите конкуренции деяние в п. 4 ч. 1 данной статьи запрещено само по себе (так называемый запрет per se).

Аналогичная правовая позиция высказана в постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 № 9966/10 по делу № А27-12323/2009, а также в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2020 № 08АП-9592/2020 по делу № А75-5500/2020.

Как следствие, доказывание наличия и фактической реализации картельного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующих субъектов конкурентов в качестве создания картеля, ограничивающего конкуренцию, достаточно установить сам факт заключения такими субъектами противоправного соглашения и направленность такого соглашения на сокращение или прекращение производства товаров.

Кроме того, как подтверждается многочисленной судебной практикой Европейского суда, различие между соглашениями, запрещенными по объекту, и соглашениями, запрещенными по их эффекту, происходит из того факта, что степень вредоносности определенных форм сговоров между компаниями настолько существенна, что нет необходимости изучать их реальный или потенциальный эффект. Более того, даже не имеет значения тот факт, что у участников картеля могло не быть мотива получения прибыли от сговора или экономических целей вообще (Judgments of the Court of Justice in Case C-67/13 P Groupement des Cartes Bancaires v. Commission, ECLI:EU:C:2014:2204, para 49; Case C-286/13 P Dole v. Commission, ECLI:EU:C:2015:184, para 113; Joined cases 209/78 R to 215/78 R and 218/78 R. Heintz van Landewyck SARL and others v. Commission of the European Communities [1980] ECR 3125, [1981] 3 CMLR 134, para 88; Case C-244/94 Federation Francaise des Societes d'Assurance and Others v. Ministere de l'Agriculture et de la Peche [1995] ECR I-4013 [1996] 4 CMLR 536, para 21; Case 155/73 Italy v. Sacchi [1974] ECR 409, [1974] 2 CMLR 177 paras 13 - 14; Case C-222/04 Cassa di Risparmio Di Firenze [2006] ECR I-289 [2008] 1 CMLR 705, para 123).

ФАС России в адрес Управления ранее направлено письмо от 27.08.2019 исх. № АД/74727/19 с разъяснением о том, что по смыслу п. 8 ст. 4 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение в обязательном порядке подразумевает наличие волеизъявления на осуществление действий, направленных на заключение или реализацию такого соглашения. Вывод о наличии соглашения требует наличия доказательств, в числе которых могут, в частности, выступать переписка между заказчиком и поставщиком, протоколы совместных совещаний, наличие устойчивых связей между сотрудниками хозяйствующего субъекта и заказчика.

В соответствии с представленными документами комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в протоколе совещания по вопросу наличия задолженности ООО «Ситиматик-Волгоград» перед организациями, эксплуатирующими объекты обработки и захоронения ТКО № 3 от 18.10.2022 со стороны директора по инвестиционному развитию ООО «ГК «Чистый город» «…» отмечено, что изменение графиков работы объектов обработки и захоронения будет только после погашения задолженности и подписания  дополнительных соглашений, так как у операторов нет денежных средств для оплаты ГСМ, заработной платы сотрудникам и т.д.

Как указало ООО «Ситиматик-Волгоград» при проведении различного рода совещаний, проводимых комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, различными контрольно-надзорными органами, администрациями различных муниципальных образований, интересы ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» представляет «…» – заместитель исполнительного директора – директор по инвестиционному развитию ООО «ГК «Чистый город» (ООО «ЭкоЦентр»).

Указанное в частности подтверждается протоколом № 7 от 20.06.2023, в котором отмечена информация директора по инвестиционному развитию ООО «ГК «Чистый город» «…»: «ООО «ГК «Чистый город», действующее в интересах всех операторов с предложенным региональным оператором графиком погашения задолженности в течении с июня 2023-декабрь 2024 несогласно. ООО «ГК «Чистый город» готов рассмотреть иной график погашения задолженности перед операторами только с применением обеспечительных мер (залоговые депозиты, имущество собственников и т.д.)».

Указанное также подтверждается представленными в материалы дела со стороны Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Волгоградской области доказательствами проведения комитетом по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области совещаний по вопросу решения проблемы вывозы и приема ТКО и КГО с участием представителей ООО «Группа компаний «Чистый город», ООО «Ситиматик-Волгоград», ООО «ЭкоВывоз», ООО «Волга-Бизнес», управляющих организаций и ТСЖ, протоколами заседаний фракции «Единая Россия» Волгоградской городской Думы с участием представителей регионального оператора ООО «Ситиматик-Волгоград» и ГК «Чистый город», протоколами совместных совещаний комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с участием представителей регионального оператора ООО «Ситиматик-Волгоград» и ООО «ГК «Чистый город», проведенных в 2023 году.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 Закона о защите конкуренции, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 Закона о защите конкуренции, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий, а также если их результатом является или может являться:

1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

2) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок.

В соответствии с частью 6 статьи 11 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения, предусмотренные частями 2 - 4 указанной статьи, могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьей 12 или с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Доказательств, предусмотренных вышеприведенными положениями Закона о защите конкуренции, ответчики не предоставили. Комиссией Управления таких обстоятельств также не установлено.

В ходе рассмотрения дела представители ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» указывали в качестве причины по внесению изменений в график приема ТКО на объекты обработки наличие задолженности ООО «Ситиматик-Волгоград» по оплате услуг по обработке ТКО IV-V классов опасности по договорам № 01-ОБ от 18.01.2019, № 02-ОБ от 18.01.2019, № 03-ОБ от 18.01.2019, № 04-ОБ от 18.01.2019.

Пунктом 5.4 договоров № 01-ОБ от 18.01.2019, № 02-ОБ от 18.01.2019, № 03-ОБ от 18.01.2019, № 04-ОБ от 18.01.2019 предусмотрено, что за нарушение региональным оператором обязательств по оплате услуг оператора подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процента составляет 0,02% от суммы неисполненных обязательств за каждый день просрочки.

В то же время, в договорах № 01-ОБ от 18.01.2019, № 02-ОБ от 18.01.2019, № 03-ОБ от 18.01.2019, № 04-ОБ от 18.01.2019 отсутствует возможность одностороннего внесения изменений в условия договора в том числе, при наличии задолженности со стороны ООО «Ситиматик-Волгорад».

Как указали ответчики условиями договоров установлена только обязанность регионального оператора доставлять ТКО на объекты обработки, обязанности операторов осуществлять прием ТКО в указанное в договорах время не предусмотрены.

Однако в соответствии с п. 2.1.1 договоров № 01-ОБ от 18.01.2019, № 02-ОБ от 18.01.2019, № 03-ОБ от 18.01.2019, № 04-ОБ от 18.01.2019 оператор обязан принимать от регионального оператора (в том числе, от операторов, оказывающих региональному оператору услуги по транспортированию отходов на основании договора) и обрабатывать ТКО, указанные в Приложении № 1 к настоящему договору, с использованием технологий и оборудования объекта, указанного в п. 1.6 договора.

Как указывают ответчики в силу п. 2.2.3 указанных договоров оператор имеет право приостановить прием отходов на объект в случае нарушения региональным оператором либо привлеченными им операторами по транспортированию ТКО Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016, и иных норм и правил по обращению с отходами до устранения выявленных нарушений, либо условий настоящего договора.

В то же время п. 2.1.6 указанных договоров предусмотрена обязанность оператора незамедлительно известить регионального оператора о возникновении обязательств, препятствующих оказанию услуг, а также о возникновении иных обстоятельств, влияющих на изменение сроков или качества услуг.

Пунктом 2.1.8 договоров предусмотрено, что оператор обязан незамедлительно уведомить (допустимо по электронной почте, телефону, факсу либо письменно) регионального оператора о нарушении региональным оператором, либо привлеченными им операторам по транспортированию ТКО Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016, и иных норм и правил по обращению с отходами либо условий настоящего договора.

Между тем в направленных ответчиками письмах о сокращении времени приема ТКО на объекты обработки не содержат причин таких действий, не указаны факты нарушения со стороны регионального оператора Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016, и иных норм и правил по обращению с отходами либо условий настоящего договора.

Как указывает ООО «Ситиматик-Волгоград» изменение графика приема ТКО оператором, эксплуатирующим объект обработки ТКО, привело к вынужденному изменению логистических маршрутов сбора и транспортирования ТКО от источников образования отходов до объектов обращения с отходами, предусмотренными территориальной схемой обращения с отходами.

В связи с сокращением на 3 часа времени приема ТКО на объектах обработки, сократилось количество транспортных средств регионального оператора, осуществивших разгрузку собранного ТКО на объектах обработки.

Вышеуказанное сокращение привело к невозможности, в большинстве случаев, разгрузки ТКО, собранных за вторые рейсы мусоровозов на объектах обработки, и как следствие к перенакоплению ТКО на мусороперегрузочных станциях.

При этом с 28.04.2023 операторами по обработке ТКО ООО «Ресурс-Лайн» и ООО «Индустрия чистоты», в очередной раз сокращено время приема ТКО до 6 часов в день и установлен новый график приема отходов с 08.00 час. до 15.00 час.

На объекты обращения с ТКО, принадлежащим ООО «Ресурс Лайн» и ООО «Индустрия чистоты» направляется на прямую весь объем ТКО, образуемый в Кировском, Красноармейском, Краснооктябрьском, Советском, Центральном и Тракторозаводском районах г. Волгограда, г. Волжский, Ленинском, Среднеахтубинском, Светлоярском районах Волгоградской области и через мусороперегрузочные станции регионального оператора объём ТКО, образуемый в Дзержинском районе г. Волгограда, Быковском, Городищенском, Дубовском, Иловлинском, Калачевском, Клетском, Николаевском, Октябрьском, Палласовском, Старополтавском, Суровикинском, Чернышковском, Котельниковском районах Волгоградской области.

Сокращение времени приема ТКО на объекты обработки еще на 2 часа привело к невозможности вывоза всего объема отходов, образуемых населением с периодичностью, установленной нормами санитарно-эпидемиологического законодательства.

Территориальная схема по обращению с отходами на территории Волгоградской области, утв. приказом комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 21.04.2022 № 645-ОД (далее –территориальная схема) является нормативным документом, обязательным для исполнения всеми участниками соответствующих правоотношений, в том числе операторами по обращению с отходами.

Операторы по обработке ТКО как профессиональные участники рынка по обращению с отходами, на которых Законом об отходах возложена обязанность по соблюдению территориальной схемы, должны были осознавать, что сокращение графика приема отходов от регионального оператора неизбежно приведет к нарушению схемы потоков ТКО а также создаст реальную угрозу таких негативных последствий как накопление ТКО у регионального оператора и населения без их надлежащей обработки и размещения, что негативно скажется на санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Само по себе наличие задолженности при длящемся характере гражданско- правовых отношений не может являться основанием для приостановления исполнения обязательств по договору вне определения степени влияния суммы задолженности регионального оператора на возможность продолжения деятельности оператором по обращению с ТКО в установленном договором режиме.

Именно претензионно-договорная работа и обращение за судебной защитой в исковом порядке в рассматриваемом случае, учитывая запрет на нарушение территориальной схемы всеми ее участниками, включая ООО «Индустрия чистоты» и ООО «Ресурс Лайн», являются способами защиты прав операторов на получение оплаты услуг по соответствующим договорам от ООО «Ситиматик-Волгоград», соразмерными характеру допущенных нарушений договорных обязательств с учетом того, что соответствующие субъекты правоотношений являются сторонами не только гражданско-правовых, но и публично-правовых отношений по обращению с ТКО.

Кроме того, постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 04.07.2023 в рамках дела А12-11608/23 отмечено, что в целях предотвращения причинения заявителю значительного ущерба обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

Обращаясь в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер ООО «Ситиматик - Волгоград» указывало на то, что между ООО «Ситиматик-Волгоград» и ООО «Ресурс Лайн» заключен договор № 04-ОБ на оказание услуг по обработке ТКО IV-V класса опасности на объекте размещения отходов от 18.01.2019, в соответствии с которым истец оказывает ответчику услуги по обработке ТКО.

В соответствии с пунктом 2.3.2 договора, региональный оператор обязан доставлять ТКО на объект обработки отходов с 07.00 до 19.00 ежедневно.

29 сентября 2022 года ООО «Ситиматик - Волгоград» от ООО «Ресурс Лайн» получено уведомление о сокращении с 01.10.2022 времени приема отходов от регионального оператора на мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый ООО «Ресурс Лайн» с 08:00 по 17:00.

28 апреля 2023 года ООО «Ситиматик - Волгоград» от ООО «Ресурс Лайн» получено уведомление о сокращении с 28.04.2023 времени приема отходов от регионального оператора на мусоросортировочный комплекс, эксплуатируемый ООО «Ресурс Лайн» с 08:00 по 15:00.

Таким образом, требования истца основаны на ненадлежащем исполнении ответчиком условий договора и ограничении им времени приема отходов на мусоросортировочный комплекс региональному оператору.

Ограничение приема ТКО от регионального оператора до разрешения спора по существу создаст возможность возникновения опасности для окружающей среды и угрозы жизни и здоровью населению в силу прекращения физической возможности вывоза ТКО с мест их накопления (с контейнерных площадок) на территории г. Волгограда и Волгоградской области без разгрузки ТКО на объекты обращения с отходами.

Это обстоятельство создает угрозу нарушения императивных требований санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, устанавливающего минимальную периодичность вывоза отходов с мест накопления ТКО (с контейнерных площадок), обязательную к соблюдению и не допускающую какой-либо просрочки или отсрочки вывоза отходов.

Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что не принятие заявленных обеспечительных мер способно привести к нарушению публичных интересов, в частности к затруднению или невозможности вывоза твердых бытовых отходов, что в свою очередь, может привести к накоплению отходов, возникновению сложной экологической ситуации в регионе и причинению вреда жизни и здоровью жителей указанных населенных пунктов.

Таким образом, заявленные истцом обеспечительные меры о запрете ООО «Ресурс Лайн» прекращать или ограничивать прием на объект обработки, эксплуатируемый ООО «Ресурс Лайн», твердых коммунальных отходов от регионального оператора с 07:00 по 19:00 ежедневно связаны с предметом иска, являются соразмерными заявленным требованиям, направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами, а также направлены на предотвращение нарушения публичных интересов, интересов третьих лиц до рассмотрения спора по настоящему делу по существу.

С учетом требований разумности и обоснованности, соразмерности истребуемой обеспечительной меры заявленным требованиям, сохранения баланса интересов участвующих в деле лиц, заявление о принятии обеспечительной меры в виде запрета ООО «Ресурс Лайн» прекращать или ограничивать прием на объект обработки, эксплуатируемый ООО «Ресурс Лайн», твердых коммунальных отходов от регионального оператора с 07:00 по 19:00 ежедневно по договору № 04-ОБ от 18.01.2019, подлежало удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции постановил запретить ООО «Ресурс Лайн» прекращать или ограничивать прием на объект обработки, эксплуатируемый ООО «Ресурс Лайн», твердых коммунальных отходов от регионального оператора с 07:00 по 19:00 ежедневно (договор № 04-ОБ от 18.01.2019).

Аналогичное обстоятельство было отражено Двенадцатым арбитражным апелляционным судом в рамках дела № А12-11607/2023 по принятию обеспечительных мер в отношении ООО «Индустрия чистоты».

В дальнейшем обеспечительные меры были отменены по ходатайству ООО «Ресурс Лайн» и ООО «Индустрия чистоты» определениями Арбитражного суда Волгоградской области от 01.08.2023 и 04.08.2023 в рамках дел №№ А12-11608/2023, А12-11607/2023, в связи с утратой ООО «Ситиматик-Волгоград» статуса регионального оператора.

23.08.2023 определением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-11607/2023 производство по делу прекращено в связи с отказом ООО «Ситиматик-Волгоград» от иска.

Таким образом, судом в рамках дела № А12-11607/2023 не дана правовая оценка фактическим обстоятельствам.

23.08.2023 решением Арбитражного суда Волгоградской области по делу № А12-11608/2023 исковые требования ООО «Ситиматик-Волгоград» к ООО «Ресурс Лайн» об обязании исполнить договор и взыскании судебной неустойки оставлены без удовлетворения.

Вопреки доводу ответчика о разрешении антимонопольным органом гражданско-правового спора между ООО «Ситиматик-Волгоград» и операторами, Управление отмечает следующее.

Закон о защите конкуренции не содержит указаний на то, что защита гражданских прав в административном порядке (путем рассмотрения антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства) исключается при наличии возможности обратиться в суд или, наоборот, является обязательным условием обращения лиц, чьи права нарушены, в суд (пункт 61 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»).

Действия ООО «Ситиматик-Волгоград» по обращению в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства по факту наличия сговора не коррелируют с возможностью либо невозможностью разрешения гражданско-правового спора, возникшего между операторами по обработке ТКО и региональным оператором по факту изменения времени приема ТКО на объекты обработки.

В рассматриваемом случае одномоментные действия каждого из ответчиков образовали сговор. ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» используя принадлежащие обществам гражданские права привели к невозможности исполнения ООО «Ситиматик-Волгоград» своих обязательств перед иными контрагентами (потребителями, юридическими лицами).

Как следствие указанных действий у комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области возникла возможность для лишения ООО «Ситиматик-Волгоград» статуса регионального оператора в связи с неисполнением своих обязательств.

Приказом № 985-ОД от 12.07.2023 Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области ООО «Ситиматик-Волгоград» с 14.07.2023 лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области по следующим основаниям:

– опущение в течение календарного года ООО «Ситиматик-Волгоград» по его вине многократных нарушений Правил обращения с отходами;

– наличие объема задолженности ООО «Ситиматик-Волгоград» по оплате услуг операторов по обращению с ТКО, превышающего двенадцатую часть необходимой валовой выручки ООО «Ситиматик-Волгоград», определенной комитетом тарифного регулирования Волгоградской области на 2023 год;

– нарушение ООО «Ситиматик-Волгоград» условий соглашения в отношении представления безотзывной банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по соглашению.

Как указывает ООО «Ситиматик-Волгоград» в результате действий ответчиков по одновременному изменению в одностороннем порядке графика приема ТКО на объекты обработки от ООО «Ситиматик-Волгоград» создана невозможность для ООО «Ситиматик- Волгоград» выполнять свои обязательства перед потребителями услуг по обращению с ТКО, что привело к нарушению нормативных требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО и, как следствие, к уменьшению размера платы за некачественно предоставленную услугу по       обращению с ТКО (перерасчету). Сумма перерасчетов за некачественное предоставление услуги по обращению с ТКО населению и предпринимателям, является убытками ООО «Ситиматик-Волгоград», как и убытки транспортных компаний, которые предъявлены ООО «Ситиматик-Волгоград» к возмещению в периоды нарушения графика приема отходов от регионального оператора на объектах ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Трансэколайн», ООО Сфера чистоты», которые возникли в результате нарушения ответчиками антимонопольного законодательства.

Таким образом, общий размер убытков, причиненных ООО «Ситиматик- Волгоград» в результате нарушения ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты» и ООО «ТрансЭкоЛайн» п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции составил 292 896 785,68 рублей (двести девяносто две миллиона восемьсот девяносто шесть тысяч семьсот восемьдесят пять рублей 69 копеек).

Волгоградским УФАС России проведен обзор состояния конкуренции № 368 от 05.07.2023 на рынке оказания услуг по обработке твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности на территории Волгоградской области за период с 01.01.2022 по 01.06.2023 по делу № 034/01/11-1524/2022.

В рамках проведения анализа установлено, что совместные действия ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн», направленные на заключение соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, привели к сокращению или прекращению производства товаров.

Вопреки доводу ответчиков о разных географических границах товарных рынков для каждого из операторов, Управлением установлено следующее.

Территориальной схемой обращения с отходами на территории Волгоградской области, утв. приказом Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области от 21.04.2022 № 645-ОД, определены направления транспортирования ТКО из каждого муниципального образования Волгоградской области на соответствующие объекты инфраструктуры, а именно: мусороперегрузочные станции (МПС) - 1-е плечо транспортирования, объекты обработки ТКО (МСК) - 2-е плечо транспортирования, и объекты размещения ТКО (полигон) - 3-е плечо транспортирования.

Схема распределения потоков транспортирования ТКО в Волгоградской области указана в Приложении В1 к Территориальной схеме, согласно которому региональный оператор обязан осуществлять транспортирование ТКО от каждого муниципального образования Волгоградской области строго на определенный объект обработки ТКО (2-е плечо), а затем от каждого объекта обработки ТКО на строго определенный объект размещения ТКО (3-е плечо).

Поскольку объекты приема и обработки ТКО каждого из операторов осуществляются в границах Волгоградской области, географическими границами рынка оказания услуг по приему и обработке ТКО IV-V классов опасности являются границы Волгоградской области.

В соответствии с п. 8.2 раздела 8 территориальной схемы при возникновении каких-либо чрезвычайных или непредвиденных ситуаций на объектах обращения с отходами транспортирование отходов должно осуществляться на ближайший легитимный объект, имеющий остаточный ресурс на момент возникновения чрезвычайной или непредвиденной ситуации. К таким ситуациям могут относиться в том числе, но не ограничиваясь:

–          административное приостановление деятельности объекта;

–          прекращение деятельности объекта (приостановление/аннулирование лицензии/исключение объекта из ГРОРО);

–          пожар на объекте;

–          выход из строя техники на объекте;

–          ремонт дороги к объекту;

–          распутица, размытие, снежный завал подъездных путей и на самом объекте;

–          изменение срока ввода в эксплуатацию нового объекта, предусмотренного территориальной схемой.

В случае приостановки работы объекта обращения с отходами, включенного в схему потоков ТКО Волгоградской области и невозможности направления отходов на указанный объект, основным критерием выбора объекта является транспортное плечо, которое не должно превышать 100 км от объекта, приостановившего деятельность. Региональный оператор направляет отходы на ближайший объект обращения с отходами относительно объекта обращения с отходами, приостановившего свою работу, при соблюдении основного критерия.

Следовательно, хозяйствующие субъекты: ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты», ООО «ТрансЭкоЛайн» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, являются фактическими и (или) потенциальными конкурентами.

Таким образом, в действия ООО «Ресурс Лайн», ООО «Индустрия чистоты», ООО «Сфера чистоты» и ООО «ТрансЭкоЛайн» по одновременному изменению в одностороннем порядке графика приема ТКО на объекты обработки от ООО «Ситиматик-Волгоград» по договорам № 01-ОБ от 18.01.2019, № 02-ОБ от 18.01.2019, № 03-ОБ от 18.01.2019, № 04-ОБ от 18.01.2019 нарушают п. 4 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, и приводят или могут привести к сокращению или прекращению производства товаров.

В соответствии со статьей 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания.

Согласно части 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности, является самостоятельным составом административного правонарушения. Таким образом, в действиях ответчика Комиссией также усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Ресурс Лайн», общество с ограниченной ответственностью «Индустрия чистоты», общество с ограниченной ответственностью «ТрансЭкоЛайн», общество с ограниченной ответственностью «Сфера чистоты» нарушившими пункта 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Передать материалы дела № 034/01/11-1524/2022 о нарушении антимонопольного законодательства уполномоченному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                            ___________«…»

 

Члены Комиссии                                                                         ___________«…»

                                                                                                          

                                                                                                 ___________ «…»

 

В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду.

Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

Решение территориального антимонопольного органа может быть также обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны