Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 17 июля 2024 года Дело № 034/1... от 22 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

17 июля 2024 года

 

Дело № 034/10/18.1-942/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ИП <…> (далее – заявитель) на действия (бездействие) заказчика АО «Волгоградоблэлектро» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения открытого запроса оферт по выбору подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение кадастровых (землеустроительных) работ связанных с установлением охранных зон действующих линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства и выполнение кадастровых работ для установления публичных сервитутов для размещения объектов электросетевого хозяйства АО «Волгоградоблэлектро» (извещение о проведении закупки № 32413780060 размещено на официальном сайте ЕИС 04.07.2024), при участии в заседании комиссии:

от АО «Волгоградоблэлектро»:­ <…> на основании доверенности № <…> от <…>, <…> на основании доверенности № <…> от <…>;

в отсутствие представителя заявителя, извещённого надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ИП <…> на действия (бездействие) АО «Волгоградоблэлектро» от <…> вх. <…> при проведении открытого запроса оферт по выбору подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение кадастровых (землеустроительных) работ связанных с установлением охранных зон действующих линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства и выполнение кадастровых работ для установления публичных сервитутов для размещения объектов электросетевого хозяйства АО «Волгоградоблэлектро».

Извещение о проведении закупки № 32413780060 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) 04.07.2024.

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьёй, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, заявителями жалобы могут выступать лица, подавшие заявки на участие в торгах. Для случаев нарушения нормативных требований к распространению информации о торгах установлен расширенный круг заявителей, в который включены любые заинтересованные лица, чьи права или законные интересы могут быть нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно ч. 16 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотрение жалобы по существу осуществляется комиссией антимонопольного органа. Неявка лиц, надлежащим образом уведомлённых (уведомлённых посредством направления антимонопольным органом уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи) о времени и месте рассмотрения жалобы по существу, не является препятствием для такого рассмотрения.

Жалоба ИП <…> поступила в антимонопольный орган в пределах срока для обжалования действий заказчика, предусмотренного частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба <…> принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление исх. № АГ/5503/24 от 11.07.2024).

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны заказчика выразилось в ненадлежащем формировании закупочной документации, в составе которой установлены требования, способные привести к безосновательному ограничению количества участников закупочной процедуры, что нарушает требования п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 2, ч. 6 ст. 3, п. 13 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона о закупках.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения и материалы, запрошенные антимонопольным органом, отметив следующее.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам относительно обстоятельств дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

АО «Волгоградоблэлектро» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Волгоградоблэлектро», (утв. советом директоров протокол № 6 от 30.09.2022, далее – Положение о закупках), а также документацией о проведении открытого запроса оферт по выбору подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение кадастровых (землеустроительных) работ связанных с установлением охранных зон действующих линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства и выполнение кадастровых работ для установления публичных сервитутов для размещения объектов электросетевого хозяйства АО «Волгоградоблэлектро», утв. председателем закупочной комиссии АО «Волгоградоблэлектро» от 04.07.2024 (далее – документация).

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из п. 6 ст. 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора».

Согласно п. 7.2.2 Положения о закупке установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке.

Заказчиком для осуществления своей производственной и хозяйственной деятельности было принято решение о проведении закупки (открытого запроса оферт по выбору подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение кадастровых (землеустроительных) работ связанных с установлением охранных зон действующих линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства и выполнение кадастровых работ для установления публичных сервитутов для размещения объектов электросетевого хозяйства АО «Волгоградоблэлектро», после чего в ЕИС и на сайте заказчика 04.07.2024 было размещено извещение № 32413780060 и документация о проведении закупки.

При этом, комиссия Волгоградского УФАС России отмечает, что запрос оферт не является торгами для субъектов малого и среднего предпринимательства, соответственно, на рассматриваемые торги не распространяются нормы ст. 3.4 Закона о закупках.

В связи с чем, оценивая действия заказчика на предмет соблюдения требований Закона о закупках, комиссия не находит оснований для выводов о наличии в действиях Заказчика нарушений при формировании закупочной документации.

Заказчик не согласен с доводами, указанным в жалобе о том, что в техническом задании отсутствуют технические и качественные характеристики, предмета закупки, так как в Томе № 2 «Техническое задание» заказчиком установлены следующие требования:

Цели работы:

  1. Установление границ охранной зоны объектов электросетевого хозяйства, в том числе описание местоположения границ охранных зон.

  2. Согласование с территориальными органами Ростехнадзора границ охранных зон.

В таблице, прилагаемой к техническому заданию установлено следующее описание объектов (наименование объекта, инвентарный номер (номенклатурный номер), дата выпуска постройки, характеристики объектов по данным 1С, протяжённость в метрах. Таким образом в техническом задании указаны все необходимые требования, установленные статьёй 8 «кадастр недвижимости» Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», соответственно данные объекты при выполнении работ можно идентифицировать.

Кроме того, указанные в техническом задании № 1 и техническом задании № 2 объекты электросетевого хозяйства приобретены как объекты движимого имущества по договору № 650/20-15/Д купли-продажи ценных бумаг от 01.11.2020 заключенного между АО «Волгоградоблэлектро» и комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области.

В связи с чем, указанные объекты не подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав и соответственно не имеют кадастровых номеров. Кроме того, в п.п. 1-2 п. 6 информационной карты в разделе «цели работ» указано, что установление охранных зон и публичных сервитутов проводится для объектов электросетевого хозяйства г. Волжского Волгоградской области.

Охранные зоны устанавливаются в соответствии требованиями к границам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства установленными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (ред. от 18.02.2023) «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон». В соответствии с п. 6 ст. 39.41 Земельного кодекса Российской Федерации границы публичного сервитута устанавливаются в пределах, не превышающих размеров соответствующих охранных зон.

В техническом задании № 1 и техническом задании № 2 в столбце 2 «Наименование объекта» указаны наименования объекта в соответствии с данными бухгалтерского учёта позволяющие определить местонахождение объекта и уровень напряжения для определения ширины охранной зоны. Также, в технических заданиях указаны характеристики объекта, а именно, марка провода, количество опор и протяжённость объекта.

Учитывая вышеизложенное, комиссия антимонопольного органа делает вывод, что информация, указанная заказчиком в конкурсной документации, является достаточной для определения местоположения объектов и расчёта объёма работ.

Также необходимо отметить, что энергообъекты АО «Волгоградоблэлектро» представляют собой сложную, разветвлённую сеть воздушных и кабельных линий, перемежающихся со смежными сетевыми организациями, а также линиями электропередач, принадлежащих частным лицам. Работа по установлению охранных зон возможна, даже при наличии схем расположения энергообъектов, только с привлечением персонала АО «Волгоградоблэлектро», непосредственно занимающегося эксплуатацией электроустановок в конкретном населённом пункте, что позволит однозначно определить местоположение таких объектов.

Выполнение кадастровых работ без выезда на объекты используя только схемы расположения энергообъектов по мнению заказчика недопустимо и не позволит достоверно определить местоположение сетевых объектов.

Учитывая вышеизложенное требование о наличии группы допуска по электробезопасности не ниже II является обоснованным и необходимым для соблюдения правил охраны труда и техники безопасности.

Кроме того, комиссия Волгоградского УФАС России также считает необходимым отметить, что заявитель не приводит в жалобе доводов, обосновывающих нарушение его прав и законных интересов в данной части.

Уведомлением от 11.07.2024 исх. № АГ/5503/24 заявителю необходимо было в срок до 16.07.2024 15 час. 00 мин. для всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения его жалобы представить в Управление доказательства ущемления прав и интересов заявителя; документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы; иные информацию и документы, которые, по мнению заявителя, будут способствовать наиболее полному и всестороннему рассмотрению жалобы.

Вместе с тем, как по состоянию на 16.07.2024 15 час. 00 мин., так и на момент рассмотрения жалобы, запрошенные указанным уведомлением от 11.07.2024 исх. № АГ/5503/24 сведения от заявителя в Волгоградское УФАС России, не поступили.

Содержание жалобы не подтверждает нарушение со стороны заказчика Закона о закупках.

В силу ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.

Комиссия также отмечает, что использование предусмотренных законом средств защиты только формальным способом при отсутствии реального интереса в защите права, а также с целью причинить ущерб иным лицам, содержит в себе явные признаки злоупотребления правом. Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

Как указано ранее, согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В силу положений ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает вышепоименованные жалобы именно в контексте соблюдения прав лиц, в том или ином статусе участвующих (или имеющих возможность принять участие) непосредственно в самой процедуре проведения торгов.

Вместе с тем заявитель на заседание комиссии не явился и не представил действительных доказательств, подтверждающих нарушение своих прав и законных интересов.

Таким образом, комиссией Волгоградского УФАС России установлено, что заявитель не предоставил сведений, позволяющих определить, что его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в данной части.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях Заказчика нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Установленные заказчиком требования не ведут к необоснованному ограничению конкуренции и не создают преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам. Заявитель не подавал заявку на участие в данном запросе оферт, не обращался за разъяснением документации, т.е. не являлся участником закупки. Из содержания жалобы не усматривается, какие права и законные интересы заявителя нарушены действиями заказчика.

С учетом имеющихся в настоящее время документов и сведений, на основании конкретных фактических обстоятельств дела, комиссия приняла решение о признании жалобы заявителя на действия заказчика необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП <…> на действия заказчика – АО «Волгоградоблэлектро» при проведении открытого запроса оферт по выбору подрядчика на право заключения договора подряда на выполнение кадастровых (землеустроительных) работ связанных с установлением охранных зон действующих линейных и площадных объектов электросетевого хозяйства и выполнение кадастровых работ для установления публичных сервитутов для размещения объектов электросетевого хозяйства АО «Волгоградоблэлектро» (извещение о проведении закупки № 32413780060 размещено на официальном сайте ЕИС 04.07.2024) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны