Решение б/н РЕШЕНИЕ от 19 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Волгоград

19 февраля 2021 года

Дело № 034/10/18.1-111/2021

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

<…> – члена комиссии, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), частями 10 – 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) жалобу общества с ограниченной ответственностью <…> вх. э/п № 1179 от 09.02.2021 на действия общества с ограниченной ответственностью <…> при проведении закупки посредством конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий (извещение о проведении закупки № 32109947241 размещено на официальном сайте ЕИС 01.02.2021).

с участием в заседании комиссии в дистанционном режиме:

от заказчика: <…> по доверенности <…>, <…>по доверенности <…>;

от заявителя: <…> по доверенности <…>,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Управление, Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО <…> на действия заказчика – ООО <…> при проведении закупки посредством конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий.

Извещение о проведении закупки № 32109947241 размещено на официальном сайте ЕИС 01.02.2021.

В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусмотренных частью 8.1 статьи 3 Закона о закупках, частью 5 статьи 8 Закона о закупках, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем согласно части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Из жалобы следует, что документация о конкурсе в электронной форме по отбору организации для выполнения работ, оказания услуг по номенклатурной группе: работы по выполнению инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий (далее – Документация о конкурсе), а также положение о закупках товаров, работ, услуг ООО <…>, утвержденных решением Совета директоров протоколом от 30.03.2020 г. №18-1/2019 (далее – Положение о закупках), в редакции, которой заказчик руководствовался при осуществлении оспариваемой закупки, не соответствуют основным принципам, закрепленным в Законе о закупках, а также приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. По мнению участника закупки, с учетом поступивших уточнений к жалобе, оспариваемые действия заказчика нарушают его права

Таким образом, жалоба ООО <…> соответствует требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в связи с чем, принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 11.02.2021 исх. № 04-10/911).

Уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 11.02.2021 исх. № 04-10/911 антимонопольным органом у заявителя и заказчика истребованы информация и документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения жалобы.

С учетом складывающейся неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки Волгоградским УФАС России принято решение о рассмотрении жалобы в дистанционном режиме без очного участия сторон.

В заседании по рассмотрению жалобы приняли участие представители заявителя и заказчика, представив устные пояснения и возражения соответственно по существу предмета рассмотрения дела.

До рассмотрения жалобы представитель заказчика представил истребованные у него документы по оспариваемой процедуре, выразив возражение по доводам жалобы по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения и документы, а также доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования названного закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положения о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Поскольку Положения Закона о закупках носят рамочный характер, конкретные действия заказчика и его закупочной комиссии при осуществлении процедур закупки, включая порядок рассмотрения и оценки заявок, подаваемых на участие в конкурентной закупке, подлежат отражению именно в Положении о закупке.

Также указанные действия, в силу части 10 статьи 4 Закона о закупках, подлежат отражению в документации о закупке.

Согласно ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Заявителем в жалобе отмечено, что включение заказчиком в содержание в Документации о конкурсе и Положения о закупках таких фраз, как «вправе» и «имеет право», указывает на случаи возможного, но не обязательного отклонения заявки со стороны комиссии.

Комиссией при рассмотрении дела, с учетом доводов жалобы заявителя, установлено, что, как в оспариваемых пунктах Документации о конкурсе, так и Положения о закупках в редакции, которой заказчик руководствовался при осуществлении оспариваемой закупки, содержатся такие фразы как «вправе» и «имеет право», которые позволяют заказчику/организатору закупки (комиссии заказчика) применять установленные требования к участникам закупки по своему усмотрению, и допускать какого-либо участника к участию в закупке, а также учитывать предоставленные им документы, даже в случае их не соответствия требованиям, содержащимся в Положении о закупках и Документации о конкурсе, что в конечном итоге нарушает основные принципы Закона о закупках, а также приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Вышеуказанные фразы содержатся в следующих положениях:

  • п. 1.3.6.3 Документации о конкурсе в случае нарушения частником порядка предоставления сведений о субподрядчиках (соисполнителях), непредставления или представления недостоверных и/или неполных сведений/документов о субподрядчике (соисполнителе), Организатор/Комиссия вправе отклонить Заявку такого Участника на любой стадии Закупки.
  • п. 1.6.1. Документации о конкурсе организатор Закупки/Комиссия имеет право отклонить Заявку Участника и тем самым отстранить ее от дальнейшего участия в Закупке на любом этапе ее проведения в следующих случаях.
  • п. 2.3.2.6. Документации о конкурсе условия исполнения договора, указанные Участниками в формах, заполняемых при помощи функционала Электронной площадки, не должны противоречить условиям об исполнении договора, указанным в иных документах, представляемых в составе Заявки на участие в Закупке. В случае если условия исполнения договора, указанные Участником в формах, заполняемых при помощи функционала Электронной площадки, противоречат условиям об исполнении договора, указанным в иных документах, представляемых в составе Заявки на участие в Закупке, Организатор вправе отклонить Заявку такого Участника как несоответствующую требованиям Документации.
  • п. 2.9.2.4. Документации о конкурсе по результатам рассмотрения первых частей Заявок Участников, Организатор вправе отклонить Заявку на участие в Закупке по основаниям, установленным настоящей Документацией. По результатам рассмотрения первых частей заявок принимается решение о допуске или об отклонении Заявки Участника Закупки на участие в Закупке. Организатор вправе отклонить все Заявки на участие в Закупке, если ни одна из них не удовлетворяет установленным в настоящей Документации требованиям.
  • п. 2.9.3.5. Документации о конкурсе по результатам рассмотрения вторых частей Заявок Участников, Организатор вправе отклонить Заявку на участие в Закупке в следующих случаях
  • п. 2.9.3.7. Документации о конкурсе по результатам рассмотрения вторых частей заявок принимается решение о допуске или об отклонении Заявки Участника Закупки на участие в Закупке. Организатор вправе отклонить все Заявки на участие в Закупке, если ни одна из них не удовлетворяет установленным в настоящей Документации требованиям.
  • п. 2.10.5. Документации о конкурсе комиссия вправе отклонить все Заявки на участие в Закупке, если ни одна из них не удовлетворяет установленным в настоящей Документации требованиям к участникам Закупки, требованиям к товарам, работам, услугам, являющихся предметом закупки, требованиям к оформлению и составу Заявки на участие в Закупке.
  • п. 3.9. Документации о конкурсе цена договора является твердой и не подлежит изменению участниками, в том числе в сторону ее уменьшения. Организатор вправе отклонить от участия в закупке заявку участника, предложившего цену договора, которая отличается от цены договора, указанной в Документации.
  • п. 6.1.2.8 Документации о конкурсе срок действия Заявки должен быть указан в соответствии с требованиями пункта 2.3.5 Документации. Если срок действия Заявки меньше установленного в п. 2.3.5 Документации, Организатор вправе отклонить такую Заявку как несоответствующую требованиям Документации.
  • п. 6.15.2.5 Документации о конкурсе если в составе настоящей Документации представлена смета Заказчика и при этом цена договора не определяется на основании сметы, Участник в составе заявки предоставляет смету, подготовленную по форме сметы Заказчика. Если форма и содержание сметы, представленной Участником в составе заявки, не соответствует форме и содержанию сметы Заказчика, Организатор вправе отклонить такую заявку как несоответствующую требованиям Документации.
  • п. 6.15.2.6 Документации о конкурсе если в соответствии с проектом договора цена определяется на основании сметы, Участник в составе заявки должен представить смету. Смета должна быть подготовлена Участником в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Госстроем РФ. В случае не предоставления Участником сметы, Организатор вправе отклонить такую заявку как несоответствующую требованиям Документации.
  • п. 6.15.2.7. Документации о конкурсе если в составе настоящей Документации не представлена смета Заказчика и цена договора не определяется на основании сметы, Участник в составе заявки предоставляет расчет цены заявки в свободной форме. В случае не предоставления Участником расчета цены заявки, Организатор вправе отклонить такую заявку как несоответствующую требованиям Документации.
  • п. 1.6.8. Положения о закупках предложений при выявлении недостоверных сведений в представленной участником закупки заявке на участие в закупке, несоответствия участника закупки, а также привлекаемых им для исполнения договора соисполнителей (субподрядчиков) установленным документацией о конкурентной закупке, извещением о проведении запроса котировок, документацией о неконкурентной закупке требованиям к участникам закупок, соисполнителям (субподрядчикам), несоответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, извещением о запросе котировок, документацией о неконкурентной закупке к товарам, работам, услугам, являющихся предметом закупки, Организатор сообщает соответствующие сведения Закупочной комиссии, и Закупочная комиссия вправе отклонить заявку такого участника закупки на любой стадии (на любом этапе) проведения закупки, завершить процедуру конкурентной закупки/маркетинговых исследований без заключения договора, а также пересмотреть результаты конкурентной закупки/маркетинговых исследований в случаях, предусмотренных настоящим Положением.
  • п. 6.8.1. Положения о закупках по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках закупки, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в конкурентной закупке в следующих случаях.
  • п. 9.3.6. Положения о закупках по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках конкурса, проведенных Организатором, Комиссия вправе отклонить заявку на участие в конкурсе в следующих случаях:
  • п. 13.8.2. Положения о закупках по результатам анализа заявок и проверки информации об участниках конкурентного отбора, проведенных Организатором, Комиссия в процессе рассмотрения заявок вправе отклонить заявку на участие в конкурентном отборе в случаях, предусмотренных в пункте 6.8.1.

Все указанные позиции Документации о конкурсе и Положения о закупке регламентируют деятельность заказчика/организатора/закупочной комиссии по вопросам осуществления процедур рассмотрения первых и вторых частей заявок, поданных на участие в закупке, на предмет допуска или отклонения поданных заявок, а также отстранения поданных заявок на любом этапе осуществления закупки.

По существу, все указанные позиции Документации о конкурсе и Положения о закупке, оспариваемые заявителем, предоставляют заказчику/организатору/закупочной комиссии право, но не обязанность принятия юридически значимых решений о судьбе подаваемых на участие в закупке заявок в части их отклонения либо отстранения при несоблюдении участником закупки отдельных требований закупочной документации.

При этом, как установлено при рассмотрении дела, ни Документации о конкурсе, ни в Положении о закупке вообще не имеется каких-либо положений, прямо обязывающих заказчика/организатора/закупочную комиссию принять решение об отклонении заявки даже при ее существенном несоответствии требованиям, установленным самим заказчиком.

Таким образом, ни Документация о конкурсе, ни Положение о закупке в оспариваемой части не устанавливают объективных и безусловных ориентиров деятельности заказчика/организатора/закупочной комиссии по вопросам допуска или отклонения поданных заявок на этапе рассмотрения первых и вторых частей заявок, поданных на участие в закупке, отстранения поданных заявок на любом этапе осуществления закупки, а, напротив, способствуют максимально субъективной работе указанных лиц.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В этой связи, а также в силу прямого указания в Документации о конкурсе и Положении о закупке требования заказчика, отраженные в Документации о конкурсе и Положении о закупке, применительно к правосубъектности участника закупки, порядку подачи заявок и их содержанию, в целом являются обязательными к соблюдению для всех участников.

При таких обстоятельствах, лицом, допущенным к участию в закупке и подведению ее итогов, а, следовательно, и победителем закупки, может становиться лицо, заведомо не соответствующее требованиям заказчика, либо подготовившее заявку ненадлежащим образом, лишь по причине субъективного усмотрения заказчика/организатора/закупочной комиссии.

Указанная ситуация заведомо не соответствует таким целям Закона о закупках, как развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Включение заказчиком в содержание в Документации о конкурсе и Положения о закупках таких фраз, как «вправе» и «имеет право» в сложившейся ситуации вводит участников закупки в заблуждение и может привести к созданию преимуществ одному из участников закупки.

Комиссией также установлено, что оспариваемые заявителем условия Документации о конкурсе и Положения о закупках имеют типовой характер у данного заказчика и дублируются им во всех осуществляемых конкурентных процедурах закупки.

Как подтверждается правоприменительной практикой Волгоградского УФАС России, условия Документации о конкурсе и Положения о закупках, аналогичные оспариваемым, фактически стимулируют развитие в конкурентных закупочных процедурах ООО <…> недобросовестной конкуренции.

В частности, ранее Волгоградским УФАС России в связи с наличием признаков осуществления недобросовестной конкуренции вынесено предупреждение в отношении ИП <…> о прекращении антиконкурентных действий, выразившихся в указании в заявке не соответствующих действительности сведений относительно имеющегося опыта выполнения работ (извещение о проведении запроса предложений в электронной форме № 196669 по отбору организации для выполнения работ по номенклатурной группе «Проектно-изыскательские работы» для нужд ООО <…>). При этом антимонопольным органом было установлено, что ИП <…> по состоянию на январь 2020 года относится к категории микропредприятие с численностью не более 15 человек. Согласно данным сервиса «Seldon.Basis» (https://basis.myseldon.com/) по состоянию на январь 2020 года ИП <…> заключено 44 контракта на сумму 13 млн. рублей в качестве поставщика. Если исходить из достоверности представленной ИП <…> информации о количестве заключенных договоров за последние три года, то за период с февраля 2018 по 12.03.2019 (за 1 год и 1 месяц) ИП <…> (микропредприятием) было заключено 8365 договоров. Примерно такое же количество договоров было заключено уже за 1 неделю: в период с 12.03.2019 по 19.03.2019 (8170 договоров); за 22.03.2019-19.08.2019 (5 месяцев) 403 042 договора и за 2 месяца (августа 2019 – октябрь 2019) – 450 000 договоров.

Исходя из анализа вышеизложенных данных, Волгоградское УФАС России пришло к выводу о том, что наличие такого количества договоров у микропредприятия за 2 года 9 месяцев не может соответствовать действительности.

Указанные действия со стороны ИП <…> направлены на получение преимуществ при участии в запросе предложений, которые противоречат законодательству Российской Федерации и обычаям делового оборота и могут причинить убытки другим страховым организациям.

Условия Документации о закупке и Положения о закупках заказчика в подобных случаях позволяют принимать заявки недобросовестных участников рынка.

Волгоградским УФАС России также установлено, что ИП <…> регулярно становится победителем конкурентных закупок на выполнение работ по проектированию, организуемых ООО <…>, например:

  • в запросах предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий (реестровые номера извещений: № 32109947300, № 32109947376, № 32109947430, № 32109947459);
  • в конкурсе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий (реестровый номер извещения: № 32109947241);
  • в запросе предложений в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ (реестровый номер извещения: № 32009858374);
  • в запросе предложений в электронной форме по выполнению работ по инженерно-геодезическим изысканиям (реестровый номер извещения:
    № 32009800798).

Имеющаяся в антимонопольном органе практика по ООО <…> и ИП <…> (решения по делам № 034/10/18.1-508/2020, № 034/10/18.1-510/2020, № 034/10/18.1-511/2020, № 034/10/18.1-512/2020, № 034/10/18.1-513/2020) свидетельствует о субъективизме действий закупочной комиссии ООО <…> при проведении закупок (реестровые номера извещений соответственно: № 32009045453, № 32009045594, № 32009041965, № 32009042770, № 32009043931). Действия закупочной комиссии выразились в нарушении требований части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В жалобах, по которым приняты вышеуказанные решения, заявитель
(ООО <…>) указывает на необоснованное решение со стороны закупочной комиссии ООО <…> об отклонении заявки ООО «Геополитика» в связи с несоответствием участника ряду требований и о неправомерном допуске к участию в конкурентной закупке ИП <…>.

Комиссией при рассмотрении дела установлено, что в составе заявок вышеуказанных закупок ИП <…> имеется большое количество договоров, заключенных с физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями. В соответствии с документацией о закупке участник закупки был обязан представить во второй части заявки согласия на обработку персональных данных в отношении каждого из указанных лиц, а также в отношении всех иных физических лиц, сведения о которых содержатся в составе заявки.

Согласно материалами дела, ИП <…> в составе второй части заявок по вышеуказанным закупкам представлены согласия на обработку своих персональных данных по форме 5 в отношении <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

В отношении иных физических лиц соответствующей информации представлено не было.

Несмотря на то, что комиссия заказчика правомерно отказала в допуске участника (заявителя) к участию в закупочной процедуре на основании п. 1.6.1. Документации, так как участник представил описание выполняемой работы по Форме 13, не соответствующее требованиям Документации в части сведений об объеме работ/услуг, действия комиссии заказчика выразились в нарушении требований части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, в связи с допущением ИП <…> к участию в конкурентных закупках.

Таким образом, указание фраз «комиссия/организатор вправе и/или имеет право» в данной ситуации противоречит также принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и имеет признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Доводы заказчика об отсутствии правовых оснований для обжалования его действий Комиссией Волгоградского УФАС России отклоняются, как противоречащие положениям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Ссылки заказчика на то, что Документация о конкурсе имеет типовой характер, а Положение о закупке разработано им на основе стандартного Положения группы лиц «Газпром», не свидетельствуют о наличии правовых оснований для признания его действий законными и обоснованными.

На основании вышеизложенного, комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО <…> и нарушении заказчиком – ООО <…> – требований пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при осуществлении заказчиком закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Заявителем в поданной жалобе испрашивается такая мера устранения допущенных заказчиком нарушений и восстановления его нарушенного права, как пересмотр документации о закупке с отменой всех протоколов закупочной комиссии, а также внесение изменений в Положение о закупке.

Однако, с учетом того обстоятельства, что на момент рассмотрения жалобы заявки участников оспариваемой закупки рассмотрены, к подведению итогов закупки допущено три участника, а заявитель со своей стороны не подавал заявку на участие в закупке, Комиссия Волгоградского УФАС считает нецелесообразным применение к заказчику такой меры, как пересмотр документации о закупке с отменой всех протоколов закупочной комиссии, поскольку такие действия на данном этапе явились бы избыточными и нарушили баланс интересов лиц, фактически участвующих в спорной закупке и допущенных до подведения ее итогов.

Вместе с тем, Комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об адекватности допущенным нарушениям требования ООО <…> о необходимости выдачи предписания, направленного на внесение изменений в Положение о закупке, во избежание рецидива допущенных заказчиком нарушений в новых объявляемых им конкурентных процедурах закупки.

На основании изложенного, руководствуясь части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью <…> вх. э/п
№ 1179 от 09.02.2021 на действия общества с ограниченной ответственностью <…> при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» посредством проведения конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий (извещение о проведении закупки № 32109947241 размещено на официальном сайте ЕИС 01.02.2021) обоснованной.

2. Признать заказчика – общество с ограниченной ответственностью <…> - нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – обществу с ограниченной ответственностью <…> – обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым Комиссией Волгоградского УФАС России решением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны