Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 08 декабря 2022 года Дело № 034/10/18.1-... от 13 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

08 декабря 2022 года

 

Дело № 034/10/18.1-1362/2022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия) в составе:

<…> – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления,

<…> – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

<…> – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли,

рассмотрев в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Оптово-материальная часть по снабжению «Резерв» (далее – ООО «ОМЧС «Резерв», заявитель) на действия (бездействие) заказчика АО «Производственный комплекс «Ахтуба» (далее – АО «ПК «Ахтуба», заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право проведения работ по ремонту системы вентиляции защитного сооружения ГО (реестровый номер 32211827908),

с участием в заседании комиссии:

от ООО «ОМЧС «Резерв» – <…>,

от АО «ПК «Ахтуба» – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «ОМЧС «Резерв» от 01.12.2022 вх. № 3555-ЭП/22 на действия АО «ПК «Ахтуба» при проведении конкурса запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право проведения работ по ремонту системы вентиляции защитного сооружения ГО.

Извещение о проведении закупки № 32211827908 размещено 08.11.2022 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «ОМЧС «Резерв» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 02.12.2022 исх. № АГ/2711/22).

В жалобе заявителем указано на то, что им обжалуются действия заказчика при рассмотрении заявок участников запроса котировок, которые нарушают требования пункта 13.12, подпункта 2 пункта 13.13 Положения о закупках товаров, работ, услуг Акционерного общества «Концерн «Океанприбор» (протокол № 260 заседания совета директоров АО «ПК «Ахтуба» о присоединении к положению о закупке Акционерного общества «Концерн «Океанприбор») (далее – положение о закупке), а также подпункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что влечет за собой нарушение законных прав и интересов заявителя.

Заявителем указано, что ООО «ОМЧС «Резерв», которое предлагало к поставке товар, соответствующий требованиям заказчика, при рассмотрении котировочных заявок находилось в неравных условиях, с победителем закупки, который предлагал к поставке товар не в полной мере соответствующий требованиям заказчика. ООО «ОМЧС «Резерв» полагает, что котировочной комиссией приоритет в определении победителя отдавался участнику только по критерию предложенной минимальной цены, при этом соответствие или не соответствие заявленным техническим требованиям, при рассмотрении заявок, во внимания не принимались.

Заявитель в своей жалобе просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене протокола от 24.11.2022 рассмотрения и подведения итогов котировочных заявок на участие в запросе котировок № 32211827908 и пересмотре заявок участников с учетом требований положения о закупке и Закона о закупках.

Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком нарушены требования статьи 17 Закона о защите конкуренции в части предоставления преимущественных условий одному участнику закупки.

Управление обращает внимание заявителя, на то обстоятельство, что статья 17 Закона о защите конкуренции, предусматривает иной порядок рассмотрения заявления согласно главы 9 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем заявителем избран способ защиты своих прав и законных интересов в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых АО «ПК «Ахтуба» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «ОМЧС «Резерв».

Изучив доводы заявителя, а также позицию заказчика, комиссия пришла к следующим выводам.

1. Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

08.11.2022 АО «ПК «Ахтуба» в ЕИС, а также на ЭТП «Росэлторг», размещен запрос котировок цен в электронной форме № 32211827908 на право заключения договора на выполнение работ по ремонту системы вентиляции защитного сооружения ГО.

24.11.2022 состоялась процедура вскрытия и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок цен. Согласно данного протокола заявки участников ООО «ОМЧС «Резерв» и ООО ССК «Полистрой» допущены и по результатам рассмотрения подведения итогов запроса котировок принято решение заключить договор с ООО ССК «Полистрой».

Указанный протокол опубликован в ЕИС 29.11.2022.

Участником, занявшим второе место, было признано ООО «ОМЧС «Резерв». В своей заявке ООО «ОМЧС «Резерв» к поставке был предложен товар в полной мере соответствующий требованиям технического задания извещения о запросе котировок, а именно: фильтр-поглотитель ФП-300.

Вместе с тем принимая во внимание значительно низкую цену предложения ООО ССК «Полистрой» данным участником в составе своего предложения был представлен товар, который не соответствует требованиям технического задания извещения о запросе котировок, а именно фильтр-поглотитель ФП-300УБ производства АО «ЭНПО «Неорганика».

Несоответствия требованиям технического задания товара, предложенного к поставке ООО ССК «Полистрой».

Требование технического

задания, установленные в

отношении товара

Фактические характеристики

товара (ФП-300УБ),

предложенного к поставке ООО ССК «Полистрой»

Ссылка на документ,

Подтверждающий фактические характеристики товара (ФП300УБ), предложенного к поставке ООО ССК «Полистрой»

Сопротивление постоянному

потоку воздуха – не более 85

мм вод. ст.

Сопротивление постоянному

потоку воздуха – не более 90

мм вод. ст.

Подпункт 2.2 пункта 2 на

странице 2 паспорта фильтра-поглотителя ФП-300УБ ЕКЦТ.061429.077 ПС

Подрядчик обязан передать

Заказчику одновременно с

товаром оригиналы следующих документов: … паспорта на каждую партию фильтров-поглотителей заключением ВП Министерства обороны Российской Федерации и заверенный печатью ОТК предприятия изготовителя …

Паспорт на каждую партию

фильтров-поглотителей с

заключением ВП Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и заверенный печатью ОТК предприятия изготовителя …

Пункт 7.1 пункта 7 на странице 4 и пункт 12 на странице 8 паспорта фильтра-поглотителя ФП-300УБ ЕКЦТ.061429.077 ПС

Вместе с тем, сопротивление постоянному потоку воздуха – не более 90 мм вод. ст. не соответствует требованиям пункта 6.1.2 ГОСТ Р 22.3.14-2018 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства защиты коллективные. Устройства очистки воздуха фильтрующие. Общие технические требования. Методы испытаний».

Подтверждением достоверности вышеуказанных характеристик фильтра-поглотителя ФП300УБ служит паспорт данного товара ЕКЦТ.061429.077 ПС.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации не является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации и не заменяет собой функции Министерства обороны Российской Федерации.

Контроль качества и приемка продукции военным представительством Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия) не заменяет контроль качества и приемку продукции, осуществляемую военным представительством Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России).

Минобороны России осуществляет свою деятельность в рамках Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее – Положение о Минобороны России).

Росгвардия осуществляет свою деятельность в рамках Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Положение о Росгвардии).

Из совокупности норм вышеуказанных положений следует, что Минобороны России и Росгвардия являются разными федеральными органами исполнительной власти, обладающими отличными друг от друга полномочиями, функциями и исполняющими не дублирующие друг друга задачи.

Согласно извещению о закупке (описание предмета закупки, техническое задание) оборудование (фильтры-поглотители ФП-300) приобретаются в целях выполнения мероприятий по гражданской обороне, а именно: подготовки защитного сооружения гражданской обороны для укрытия сотрудников предприятия, технического обслуживания инженерных систем жизнеобеспечения.

Подпунктом 52 пункта 9 части II Положения о Росгвардии предусмотрено, что Росгвардия организует и обеспечивает проведение мероприятий гражданской обороны исключительно в войсках национальной гвардии, к которым напрямую, либо опосредованно не относится АО «ПК «Ахтуба».

Кроме того, из подпункта 74 пункта 9 части II Положения о Росгвардии однозначно следует, что Росгвардия осуществляет контроль качества исключительно продукции, поставляемой для войск национальной гвардии, к которым напрямую, либо опосредованно не относится АО «ПК «Ахтуба».

В свою очередь, Положение о Минобороны России предусматривает полномочие министерства разрабатывать предложения по планам гражданской обороны, а также при участии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, формировать политику в области создания средств радиационной, химической и биологической защиты населения, к которым кроме прочего относятся фильтры-поглотители ФП-300 (подпункт 13, 81.4 пункта 7 части II Положения о Минобороны России).

В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» распространяет действия Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации на военные представительства в том числе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Однако указанное, равно как нормы Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации в целом, не означает, что контроль качества и приемка продукции военными представительствами Росгвардии может заменять собой контроль качества и приемку военными представительствами Минобороны России. Соответствующая норма в Положении о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации отсутствует.

Таким образом, контроль качества и приемка продукции военными представительствами Росгвардии не заменяет и не выступает в качестве приемки и контроля качества, эквивалентной приемке и контролю качества, производимому военными представительствами Минобороны России, так как указанные федеральные органы исполнительной власти обладают разными полномочиями и функциями.

Принимая во внимание существенные несоответствия товара требованиям технического задания, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о признании ООО ССК «Полистрой» победителем запроса котировок не правомерным в силу следующего.

В соответствии пунктом 13.12 положения о закупке котировочная комиссия рассматривает котировочные заявки на предмет соответствия требованиям, установленным в запросе котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок и принимает решение о допуске участников запроса котировок к этапу подведения итогов запроса котировок.

Согласно подпункту 2 пункта 13.13 положения о закупке заказчик отклоняет котировочные заявки в случае несоответствие указанных документов и информации требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, в том числе условиям технического задания.

Таким образом, заказчик в нарушение вышеуказанных норм положения о закупке неправомерно признал соответствующую заявку ООО ССК «Полистрой», которая содержала сведения о товаре, которые не в полной мере соответствует требованиям, указанным в техническом задании извещения о запросе котировок, тем самым нарушил принципы равноправия и справедливости, установленные в подпункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

2. В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, учитывая характер установленных нарушений заказчиком, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право проведения работ по ремонту системы вентиляции защитного сооружения ГО (реестровый номер 32211827908), комиссия Волгоградского УФАС России приходит к выводу об обоснованности жалобы ООО «ОМЧС «Резерв», а также о необходимости выдачи АО «ПК «Ахтуба» предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, путём отмены протокола от 24.11.2022 рассмотрения и подведения итогов котировочных заявок на участие в запросе котировок № 32211827908.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ОМЧС «Резерв» (<…>) на действия заказчика – АО «ПК «Ахтуба» (<…>) при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на право проведения работ по ремонту системы вентиляции защитного сооружения ГО (реестровый номер 32211827908) обоснованной.

2. Признать заказчика АО «ПК «Ахтуба» нарушившим подпункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику – АО «ПК «Ахтуба» обязательное для исполнения предписание, предусмотренное пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны