Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 034/05/21-862/2019 от 11 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 034/05/21-862/2019

02 декабря 2019 года Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – Н. И.Б.– заместитель руководителя Управления;

член Комиссии – А. Е.В. – заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, недобросовестной конкуренции и рекламы;

член Комиссии – В. Е. А. – главный специалист-эксперт;

член Комиссии – К. Т. С.– ведущий специалист-эксперт,

рассмотрев дело № 034/05/21-862/2019, возбужденное по признакам нарушения по признакам нарушения п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении ООО «Аркада Север» (ИНН: 7813298001, ОГРН: 1187347012528 , адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, д. 9/5А, пом. 1Н, оф. 14),

УСТАНОВИЛА:

В Волгоградское УФАС России поступило обращение физического лица (вх. № 7573 от 08.08.2019), с жалобой на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившееся в распространении наружной рекламы алкогольной продукции (пива) посредством размещения рекламной листовки на фасаде продуктового магазина «Кенгуру», обращенных текстом на улицу, по адресу: Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 11 (фото приложено к заявлению).

На указанном листе формата А4 размещена следующая информация:

«Акция

Пиво

Воронежское

Фирменное

60 рублей

1 литр».

В целях установления лица, осуществляющего деятельность по указанному в обращении адресу, антимонопольным органом направлен запрос в Администрацию Тракторозаводского района города Волгоград (исх. № 02-4/5928 от 12.08.2019).

В ответ на запрос (вх. № 8262 от 27.08.2019) поступила информация, согласно которой деятельность в магазине «Кенгуру», расположенном по адресу: Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 11 в нежилом помещении многоквартирного дома, осуществляет ООО «Аркада Север» в лице директора Савиной О.В.(ИНН: 7813298001, ОГРН: 1187347012528 , адрес: Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, д. 9/5А, пом. 1Н, оф. 14)

Оценив данную наружную рекламу, размещенную в виде листа формата А4 на фасаде продуктового магазина «Кенгуру», обращенную текстом на улицу, по адресу Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 11, на предмет соответствия рекламному законодательству, Комиссия установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством размещения текста на листе формата А4, обращенного текстом на улицу;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступает - конкретный сорт пива (Воронежское фирменное), реализуемое в магазине «Кенгуру».

В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции», алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Определением от 02 сентября 2019 года Волгоградским УФАС России в отношении ООО «Аркада Север» было возбуждено производство по делу № 034/05/21-862/2019 по признакам нарушения п. 5 ч. 2 ст. 21, ч. 3 ст. 21Закона о рекламе.

На заседания Комиссии Волгоградского УФАС России 02 октября 2019 года, 25 октября 2019 года, 25 ноября 2019 года (с перерывом до 02.12.2019 – 16:00) представители ООО «Аркада Север» не являлись, ходатайств, а также письменных объяснений не поступало. Согласно сайту отслеживания почтовых отправлений (сервиса «Почта России») указанная компания корреспонденцию систематически не получает (к материалам дела приложены почтовые конверты возврата почтовых отправлений определений о возбуждении дела № 034/05/21-862/2019, об отложении и продлении срока рассмотрения дела, об отложении рассмотрения дела)

Заявитель также ни на одно заседание Комиссии не являлся.

Специалистами Волгоградского УФАС России был проведен мониторинг наружной рекламы по адресу, указанному в заявлении, в ходе которого было установлено, что по адресу: ул. Тракторостроителей, д. 11, Волгоград, Волгоградская область на торговом объекте «Кенгуру», расположенном на первом этаже многоквартирного дома, наружная реклама пива не была обнаружена (акт мониторинга № 487 от 19.09.2019).

Комиссия Волгоградского УФАС России, изучив материалы дела, оценив содержание рассматриваемой в деле рекламы установила следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 приведенной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 данной статьи содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Рассматриваемая информация является рекламой, так как отвечает всем квалифицирующим признакам:

- информация распространена посредством размещения текста на листе формата А4, обращенного текстом на улицу;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке.

Объектом рекламирования выступает - конкретный сорт пива (Воронежское фирменное), реализуемое в магазине «Кенгуру».

В соответствии с Федеральным Законом от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «Об обороте алкогольной продукции», алкогольная продукция – это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Рассматриваемая реклама распространялась на фасаде продуктового магазина, где расположен лист А4, обращенный текстом на улицу, который содержит следующую информацию:

«Акция

Пиво

Воронежское

Фирменное

60 рублей

1 литр».

В указанной рекламе размещена информация о конкретных сортах пива с указанием цен, что свидетельствует о конкретном, точном объекте рекламирования, способном привлечь внимание потребителя.

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В данной рекламе также отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение ч. 2 ст. 21 ФЗ «О рекламе».

Пунктом 7 ст. 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Волгоградским УФАС России установлено, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Аркада Север» (ИНН: 7813298001, ОГРН: 1187347012528 , адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, д. 9/5А, пом. 1Н, оф. 14)

В течение сроков, определенных пунктом 27 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508 (далее – Правила), Комиссии не удалось достоверно установить лиц, выступивших в данном случае в качестве рекламодателя и рекламораспространителя рассматриваемой в деле рекламы.

Лица, привлеченные в дело в качестве лиц, в отношении которых возбуждено дело - ООО «Аркада Север» (ИНН: 7813298001, ОГРН: 1187347012528 , адрес: 197046, Санкт-Петербург, ул. Б. Посадская, д. 9/5А, пом. 1Н, оф. 14), в ходе рассмотрения дела ни разу не являлись на заседания Комиссии, запрошенную информацию не предоставляли. Заявителем также не была представлена никакая дополнительная информация по делу.

На основании п. 36 Правил производство по делу может быть прекращено в установленных нормой случаях, в том числе в случае невозможности установления лица, нарушившего законодательство Российской Федерации о рекламе, в течение сроков, определенных пунктом 27 Правил.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что имеющейся в материалах дела информации на момент истечения 3х месячного срока, установленного на рассмотрение дела о нарушении рекламного законодательства, достаточно для вынесения решения о соответствии/несоответствии рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе и на основании п. 37 Правил приходит к выводу о возможности принятия по результатам рассмотрения данного дела решения.

В ходе рассмотрения дела подтвердилось устранение нарушения, на момент вынесения решения реклама была демонтирована неизвестными лицами. В связи с чем, Комиссия Волгоградского УФАС России не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия Волгоградского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать наружную рекламу алкогольной продукции с текстом «Акция Пиво Воронежское Фирменное 60 рублей 1 литр», распространяемую в период с августа по сентябрь 2019 года посредством размещения рекламной листовки на фасаде продуктового магазина «Кенгуру», обращенных текстом на улицу, по адресу: Волгоград, ул. Тракторостроителей, д. 11, ненадлежащей, нарушающей требования п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

2. В связи с неустановлением в ходе дела лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации о рекламе материалы дела для возбуждения дел об административном правонарушении по ч.1. ст.14.3 КоАП РФ уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России не передавать.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны