Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 24 апреля 2024 года Дело № 034/10/18.1-4... от 27 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Волгоград

24 апреля 2024 года

 

Дело № 034/10/18.1-464/2024

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Комиссия) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:

<…> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

<…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НООСФЕРА» (далее – заявитель) на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), по закупочной документации: «Выполнение работ по изготовлению схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, технического плана и установлению границ охранной зоны объектов газораспределения» (извещение о проведении закупки на официальном сайте ЕИС № 32413475591), с участием в заседании Комиссии:

от ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НООСФЕРА» <…>,

от ООО «Газпром газораспределение Волгоград» <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НООСФЕРА» на действия (бездействие) ООО «Газпром газораспределение Волгоград» от 15.04.2024 вх. № 3819-ЭП/24 по закупочной документации: «Выполнение работ по изготовлению схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, технического плана и установлению границ охранной зоны объектов газораспределения.

Извещение о проведении закупки № 32413475591 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НООСФЕРА» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 16.04.2024 исх. № АГ/2935/24).

Заявитель в своей жалобе указывает, что техническое задание на проведение закупки работ (услуг), указывает на необходимость наличия у сотрудников организации, выполняющей работы по изготовлению схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, допуска к государственной тайне. Указанное выше требование заказчика незаконно.

Заявитель указывает, что вся информация необходимая для изготовления схем границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории находится в открытом доступе и не требует наличия у сотрудников организации, выполняющей данные работы, допуска к государственной тайне.

В жалобе также указано, что картографические материалы, выполненные в единой государственной системе координат, не относятся к сведениям, подлежащим засекречиванию.

Следовательно, по мнению ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НООСФЕРА» при проведении маркетинговых исследований заказчиком нарушены права и законные интересы заявителя, а именно допущены действия, ограничивающие конкуренцию, и, как следствие, является нарушением пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Заявитель просит провести проверку по изложенным в жалобе фактам нарушения антимонопольного законодательства и законодательства в сфере защиты конкуренции при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме, в случае выявления нарушения обязать заказчика устранить допущенные нарушения действующего законодательства.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ООО «Газпром газораспределение Волгоград» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НООСФЕРА».

Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путём принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

1. Извещение о проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме было размещено на официальном сайте в закрытой части ЕИС, а также на сайте электронной торговой площадки ГПБ 05.04.2024.

Открытие доступа к заявкам, поданным в электронной форме на участие в закрытых маркетинговых исследованиях произведено 15.04.2024 в 12:00 на сайте электронной торговой площадки ГПБ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.01 2018 № 5 «О внесении изменений в перечень сведений относимых к государственной тайне, утверждённый указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203» к государственной тайне отнесены сведения об объектах инженерной инфраструктуры, о дислокации, назначении, степени готовности, защищённости, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, а также геопространственные сведения по территории Российской Федерации и другим районам Земли, раскрывающие результаты топографической, геодезической, картографической деятельности, а также деятельности по её дистанционному зондированию, имеющие важное оборонное или экономическое значение.

В примечаниях к перечню сведений, составляющих государственную тайну, приведены соответствующие понятия, используемые в целях понимания настоящего документа, а именно:

военные объекты - боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения;

режимные объекты - объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования, которых установлены специальные меры безопасности.

дислокация объекта - совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в её недрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольные координаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности;

объекты инженерной инфраструктуры - элементы систем водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, водоотведения, телефонизации, связи или иных систем, обеспечивающих функционирование режимных объектов.

В силу совокупности норм Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», нормативными актами Ростехнадзора в части соблюдения требований промышленной безопасности на объектах газораспределения и газопотребления при разработке схем газоснабжения используются:

документы территориального планирования, сведения о функциональных зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд и зонах с особыми условиями использования территорий;

материалы инженерно-геологических изысканий и исследований, опорные и адресные планы, регистрационные планы подземных коммуникаций и атласы геологических выработок, материалы инженерно-геодезических изысканий и исследований, картографическая и геодезическая основы государственного кадастра недвижимости, публичные кадастровые карты, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, топографо­геодезические подосновы, космо - и аэрофотосъемочные материалы и т.д.

Графическое отображение объектов газоснабжения должно быть выполнено с привязкой к топографической основе муниципального образования.

В ходе выполнения геодезических работ при подготовке документации в отношении охранных зон объектов газоснабжения, изготовления схем расположения земельных участков (далее – СРЗУ) и технических планов, обеспечивающих работу военных или режимных объектов, наличие у исполнителя лицензии ФСБ на допуск к работе со сведениями, составляющим государственную тайну обязательно, поскольку сведения о таких объектах имеют особый режим обработки и хранения. Правила подтверждения секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми предполагается проведение работ заинтересованной организацией, утверждены постановлением Правительства РФ № 984 от 23.08.2018.

В силу ст. 17 Закона РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (далее – Закон о государственной тайне) передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со ст. 9 указанного Закона находятся соответствующие сведения, и только в объёме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Следовательно, лицу, которое будет признано победителем закупочной процедуры, исходные данные должны быть предоставлены в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63.

Поскольку объектом закупочной процедуру № 32413475591 является заключение договора рамочного, то есть без определения конкретного места подключения, предмет его исполнения может быть связан с режимными объектами Волгоградской области.

Кроме этого, п. 9 Технического задания предусмотрено выполнение работ по исполнению съёмки объекта газораспределения в масштабе 1:2000 для межселенной территории.

Техническим заданием предусмотрены работы по актуализации/подготовке исполнительной съёмки, а именно:

получение каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети и государственной межевой сети;

полевое обследование пунктов государственной геодезической сети (ГГС);

определение геодезических координат пунктов съёмочного обоснования с применением Глобальных навигационных спутниковых систем (GPS).

В соответствии с ГОСТ Р 51872-2019 «исполнительный чертёж» - это отчётный документ по подземной инженерной коммуникации, определяющий назначение, характеристики, планово-высотное положение построенной или реконструированной подземной инженерной коммуникации, исполнительные чертежи возведённых зданий, сооружений, несущих и ограждающих конструкций.

Согласно п. 5.6. ГОСТа к исполнительной схеме геодезической разбивочной основы при выполнении строительных работ прилагаются:

акты приёмки геодезической разбивочной основы для строительства;

схемы вынесенных в натуру точек, осей и установленных знаков закрепления с необходимыми привязками.

В силу п. 5.7. ГОСТа геодезическую исполнительную документацию выполняют в масштабах 1:500 или 1:1000, фрагменты планов - 1:200, узлы - 1:20. Допускается исполнительные схемы (планы) геодезической основы выполнять в масштабе 1:2000, узлы - 1:10, но во всех случаях масштаб изображения не должен быть менее масштаба разбивочных чертежей разработанной проектной документации, а при отсутствии таких чертежей - масштаба генеральных планов.

Кроме того, согласно пунктам 5.5, 5.6 «СП 126.13330.2017. Свод правил. Геодезические работы в строительстве. СНиП 3.01.03-84» определение плановых координат пунктов геодезической разбивочной основы для строительства следует выполнять линейно-угловыми построениями (триангуляция, полигонометрия) или с применением ГНСС-аппаратуры, определениями координат с включением знаков опорной плановой и высотной геодезических сетей, заложенных в период изыскательских работ.

Для строительства сетей инженерно-технического обеспечения должны быть использованы:

каталоги координат и высот, абрисы всех пунктов геодезической разбивочной основы в местной системе координат;

разбивочные чертежи и чертежи геодезических знаков.

В ходе выполнения работ по изготовлению схем границ земельных участков, изготовлению технического плана, подрядчик запрашивает пространственные данные из федерального фонда пространственных данных и сведения единой электронной картографической основы, а именно сведения о пунктах ГГС, ГНС, ключи параметры перехода и геодезические материалы и данные в ППК Роскадастр.

При этом, в соответствии с п. 5.2.8 Выписки из перечня сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства экономического развития РФ, сведения о значениях координат пунктов государственной геодезической сети, высот пунктов государственной нивелирной сети и ускорение силы тяжести пунктов государственной гравиметрической сети, содержащиеся в каталогах пунктов геодезической сети, государственной нивелирной сети в государственных системах координат, в государственной системе высот и гравиметрической системе на территории Российской Федерации подлежит засекречиванию.

Сведения о значениях координат пунктов государственной геодезической сети сами по себе не подлежат засекречиванию, если предоставляются в местной системе координат. Но, высоты, необходимые для осуществления п. 9 требования Технического задания «исполнения съёмки объекта газораспределения в масштабе 1:2000 для межселенной территории» заказываются всегда в государственной системе (Балтийская система координат 1977 г.), таким образом сведения о высотах подлежат засекречиванию и не предоставляются ППК Роскадастром без приложения действующей лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.

Таким образом, требование Технического задания о наличии у участника или субподрядчика лицензии ФСБ для выполнения работ с использованием материалов с грифом «секретно» является законодательно установленным требованием.

Представитель заказчика в рамках рассмотрения дела пояснил, что в ООО Газпром газораспределение Волгоград» в массовом порядке проводятся работы по установлению границ охранных зон объектов газоснабжения, изготовлению СРЗУ и технических планов, в том числе, в отношении вышеуказанных объектов, поэтому требование о наличии у исполнителя соответствующего документа-допуска является правомерным условием обеспечения соответствующих работ и допуска к ним, при этом ограничением конкуренции оно не является.

2. В соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона о закупках на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 введённые санкции являются основанием для не размещения в ЕИС в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры по результатам закупок Компаний Группы Газпром межрегионгаз.

В соответствии с применением постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301, ООО Газпром газораспределение Волгоград» не может обеспечить соблюдение требования п. 3 ст. 3 Закона о закупках, а именно «размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке».

На основании изложенного управляющей компанией (исполнительным органом) было рекомендовано применять закрытые способы закупок в электронной форме, предусмотренные Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром и типовым положением о закупках товаров, работ, услуг Компаний Группы Газпром межрегионгаз.

Разделом 5 Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром газораспределение Волгоград», утверждённого Решением Совета директоров ООО «Газпром газораспределение Волгоград» (Протокол № 2/2023 от 04.05.2023) предусмотрены способы закупок и условия их применения.

Закупки в группе Газпром Межрегионгаз осуществляются с применением предусмотренных вышеуказанных Положением закупочных процедур на конкурентной основе, а также на неконкурентной основе исключительно в предусмотренных Положением случаях.

Так, в силу п. 5.2.2 для неконкурентных закупок, предусмотрена форма проведения Маркетинговых исследования (открытые или закрытые, с размещением или без размещения информации о маркетинговых исследованиях) (п. 5.2.2.1 Положения).

В силу п. 1.2.37 Положения маркетинговые исследования – способ неконкурентной закупки, при котором Заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщиком (подрядчикам, исполнителям) путём размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

Закупочная процедура №32413475591 осуществлялась с применением неконкурентного способа закупок «Закрытые маркетинговые исследования в электронной форме (с размещением информации) предусмотренного п. 5.2.2.1, 5.8.9 и разделом 14 Положения о закупках.

С 01.04.2023 информация о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых «санкционными» заказчиками в соответствии с Законом о закупках, а также договорах, заключаемых по результатам таких закупок, размещается в ЕИС (закрытая часть) без размещения в открытом доступе на официальном сайте ЕИС.

Представитель заказчика в рамках рассмотрения дела пояснил, что несмотря на применение неконкурентного способа закупки, и доступности информации по закупочной процедуре ограниченному кругу лиц (зарегистрированным пользователям электронной торговой площадке «ГПБ») количество поданных заявок на участие составило 3. Все поданные заявки соответствуют на предмет закупки по составу и содержанию объёма работ (услуг). В двух заявках имеется наличие у участника и/или привлекаемого им субподрячика лицензии ФСБ для выполнения работ с использованием материалов и данных со сведениями, составляющими государственную тайну с грифом «секретно» (не менее 3 класса. п.п. 5, пункта 1) ст. 5 Закона о государственной тайне, п. 9 и 22 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесённых к государственной тайне», что подтверждается копией лицензии ФСБ для выполнения работ с использованием материалов и данных со сведениями, составляющими государственную тайну с грифом «секретно».

Так, в соответствии с п. 3.2 ст. 3 Закона о закупках неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке.

Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно 3-х условий, указанных в данной части, одним из которых является описание предмета конкурентной закупки с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках.

В том числе в соответствии с п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и чёткое описание указанных характеристик предмета закупки.

В описании предмета закупки № 32413475591 указываются требования, которые в соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, свидетельствуют, что закупка ООО «Газпром газораспределение Волгоград», является неконкурентной.

На основании изложенного, закрытые маркетинговые исследования № 32413475591, проводимые ООО «Газпром газораспределением Волгоград» являются неконкурентными закупками и не относятся к требованиям к организационным и правовым основам защиты конкуренции, предусмотренными Законом о защите конкуренции.

3. В части письменной позиции ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НОСФЕРА», указанной судебной практики и письма Минфина России, комиссия антимонопольного органа установлено следующее.

Представленная судебная практика и разъяснения Минфина России затрагивают отношения по предоставлению лицензии на геодезию и картографию, которая в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1126 «О лицензировании геодезической и картографической деятельности», осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальными органами.

Так на стр. 9, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № Ф03-4808/2016, указано «требуется использование картографических материалов в системах координат, принятых для введения государственного кадастра недвижимости». В решении Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики № А25-1317/2022 на стр. 2 указано, что «документацией не установлено требований о наличии у последней лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности в соответствии с требованиями п. 42 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»». Указанная судебная практика рассматривала спор связанный с совершенно иным видом лицензии, которая указана в техническом задании ООО «Газпром газораспределение Волгоград».

Так пп. 3 п. 12 Технического задания на проведение закупки работ, установлено требование о наличии у участника или субподрядчика лицензии ФСБ для выполнения работ с использованием материалов и данных со сведениями, составляющими государственную тайну с грифом «секретно» (не менее 3 класса пп. 5 пункта 1) ст. 5 Закона о государственной тайне, п. 9, 22 Указа Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесённых к государственной тайне».

В письме Минфина России от 21.02.2018 № 24-02-03/11100 говорится о том, что «если законодательством РФ не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не в праве требовать наличие такого документа», а также о том, что «требование наличия лицензии не соответствуют требованиям Закона поскольку при исполнении подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию»

Необходимо отметить, что пп. 3 п. 12 Технического задания на проведение закупки работ, установлена возможность привлечения субподрядчика, обладающего лицензией и само наличие её предусмотрено действующем законодательством.

Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 утверждены Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым Законом о государственной тайне, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделённых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации, что прямо предусмотрено в статье 9 Закона о государственной тайне.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» установлено, что лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление на определённых условиях конкретного вида деятельности в течение установленного срока.

Органом, уполномоченным на ведение лицензионной деятельности, по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и её территориальные органы (на территории Российской Федерации).

Следовательно, требование Технического задания о наличии у участника или субподрядчика лицензии ФСБ для выполнения работ с использованием материалов с грифом «секретно» является законодательно установленным требованием.

В соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 27.02.2017 №1с/МО и п. 5.2.3. - 5.2.8 «Перечня сведений, подлежащих засекречиванию» в перечень объектов, расположенных на таком картографическом материале под грифом «секретно», могут попадать помимо объектов газораспределения и сведения о других объекта, отнесённые к государственной тайне.

Перечень сведений, подлежащих засекречиванию по системе Федеральной службы геодезии и картографии России однозначно определяет, что отнесение топографических сведений, фотоматериалов и картографических материалов указанных масштабов к секретным сведениям зависит от совокупности условий: от площади территории, от сведений об объектах, отображённых на картах, а также от используемой системы координат.

Исполнитель, имеющий лицензию на гостайну, на основе секретных картографических материалов создаёт производные (разгруженные) топопланы: убирает сведения составляющие секретную составляющую топоплана.

Созданные таким способом топопланы в масштабе 1:10000 и крупнее, в системе кадастрового учёта Волгоградской области, не будут подпадать под гриф «секретно» и могут быть использованы для топографической подложки при создании материалов по установлению охранных зон объектов газораспределения в Волгоградской области.

На основании вышесказанного Техническим заданием на выполнение работ по установлению охранных зон заказчиком должно быть установлено особое условие о наличии у сотрудников организации, выполняющей установление границ охранных зон объектов газификации в соответствии с Законом о государственной тайне, допуска к государственной тайне по 3-й форме, полученного в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63 с обязательным проведением проверочных мероприятий ФСБ России.

При этом обоснованием истребования соответствующего допуска служит не включение таких работ в техническое задание, а то, что на территории, на которой будут выполняться соответствующие работы, могут находиться объекты, сведения о которых отнесены к государственной тайне.

Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету закупки заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

В свою очередь заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.

При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).

Само по себе несогласие подателя жалобы с действиями заказчика, как указано выше, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.

Требования, установленные заказчиком в документации, в равной мере относятся ко всем хозяйствующим субъектам, которые изъявили намерение принять участие в закупке, указанные обстоятельства не привели к нарушению норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Краевой центр оценки, геодезии, проектирования и кадастра «НООСФЕРА» <…> на действия заказчика ООО «Газпром газораспределение Волгоград» <…> по закупочной документации: «Выполнение работ по изготовлению схемы границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории, технического плана и установлению границ охранной зоны объектов газораспределения» (извещение о проведении закупки на официальном сайте ЕИС № 32413475591) необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Волгоградской области.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны