Решение б/н РЕШЕНИЕ Волгоград 29 марта 2023 года Дело № 034/10/18.1-32... от 3 апреля 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Волгоград 29 марта 2023 года |
Дело № 034/10/18.1-328/2023 |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Комиссия) по контролю за соблюдением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в составе:
<…> – председателя Комиссии, заместителя руководителя Волгоградского УФАС России;
<…> – члена Комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
<…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли;
рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу ООО «Региональное снабжение» (далее – заявитель) на действия (бездействие) заказчика ГБУ ВО «Волгоградавтодор» (далее – заказчик) при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), путём проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку топлива печного бытового (извещение о проведении закупки № 32312169985 размещено на официальном сайте ЕИС 06.03.2023), с участием в заседании Комиссии:
от ГБУ ВО «Волгоградавтодор» – <…>,
в отсутствие иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба ООО «Региональное снабжение» на действия (бездействие) ГБУ ВО «Волгоградавтодор» от 20.03.2023 вх. № 2462-ЭП/23 при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку топлива печного бытового.
Извещение о проведении закупки № 32312169985 размещено 06.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС).
В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Жалоба ООО «Региональное снабжение» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 22.03.2023 исх. № АГ/2021/23).
Заявитель в своей жалобе указывает, что в соответствии с протоколом № 25/23 от 15.03.2023, заявка ООО «Региональное снабжение» (участник №2) была отклонена по следующему основанию: в п. 15 «Описание объекта закупки» отсутствует показатель.
Заявителем указано, что в составе его заявки были уточнены все показатели топлива печного бытового с 1 по 14, однако 15 показатель, в соответствии с Приложением №2 к Разделу 2 «Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме» был сочтён, по мнению заявителя не конкретизируемым, поскольку не сопровождался ни одним из требующих уточнения параметров, перечисленных в инструкции.
Таким образом, как указывает в своей жалобе заявитель, по его мнению, указание в пункте 15 значения плотности товара будет нарушением, поскольку заказчик не требовал её уточнения, а лишь указал, что она не нормируется и её определение обязательно.
Кроме того, заявитель указывает, что в инструкции прописано также следующее: «Все случаи, не предусмотренные инструкцией, трактуются в пользу участника аукциона в электронной форме». Случай с данным показателем не предусмотрен инструкцией и заказчику следовало толковать его в пользу участника аукциона в электронной форме.
Заявитель просит отменить протокол рассмотрения первых частей заявок и допустить ООО «Региональное снабжение» к аукциону с переносом его срока.
В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ГБУ ВО «Волгоградавтодор» указывает на необоснованность доводов жалобы ООО «Региональное снабжение».
Изучив доводы жалобы заявителя и представленные заказчиком возражения на жалобу, а также истребованные уведомлением о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.
1. В части довода жалобы о том, что заказчик необоснованно отклонил заявку заявителя, Комиссией установлено следующее.
В разделе 3 «Описание объекта закупки на поставку топлива печного бытового» Документации о закупке указано:
1. Фракционный состав:
– 10 % перегоняется при температуре, °С – не ниже 160.
– 90 % перегоняется при температуре, °С – не выше 360.
2. Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с – не более 8,0.
3. Температура застывания, °С, не выше:
– в период с 1 сентября по 1 апреля: – 15;
– в период с 1 апреля по 1 сентября: – 5.
4. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле °С – не ниже 45.
5. Массовая доля серы в малосернистом топливе, % – не более 0,5.
6. Содержание сероводорода – отсутствует.
7. Испытание на медной пластинке – выдерживает.
8. Содержание водорастворимых кислот и щелочей – отсутствует.
9. Кислотность, мг КОН/100 на см3 топлива – не более 5,0.
10. Зольность, % – не более 0,02.
11. Коксуемость 10%-ного остатка, % – не более 0,35.
12. Содержание воды – следы.
13. Содержание механических примесей – отсутствие.
14. Цвет от светло-коричневого до черного.
15. Плотность при 20°С, кг/м3 – не нормируется, определение обязательно.
Таким образом, в соответствии с разделом 3 «Описание объекта закупки на поставку топлива печного бытового» Документации о закупке, «плотность при 20°С, кг/м3», предусмотренная 15 показателем, определяется обязательно.
Плотность является важной характеристикой печного топлива, конкретный показатель которой содержится в паспорте качества данного товара.
Паспорт качества согласно п. 4.2 проекта Договора передается заказчику вместе с товаром.
На участие в аукционе в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку топлива печного бытового (извещение о проведении закупки № 32312169985 размещено на официальном сайте ЕИС 06.03.2023) было подано 6 заявок.
В заявках 5 участников, 15 показатель «плотность при 20°С, кг/м3» был указан конкретными цифрами:
– заявка 1: плотность при 20°С, кг/м3 – 0,93;
– заявка 2: – не нормируется, определение обязательно;
– заявка 3: плотность при 20°С, кг/м3 – 855;
– заявка 4: плотность при 20°С, кг/м3 – 890;
– заявка 5: плотность при 20°С, кг/м3 – 855-890;
– заявка 6: плотность при 20°С, кг/м3 – 900.
На основании изложенного, у ООО «Региональное снабжение» (заявка №2) 15 показатель «плотность при 20°С, кг/м3» не был конкретизирован, следовательно, заявка №2 поданная заявителем правомерно отклонена заказчиком при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку топлива печного бытового (извещение о проведении закупки № 32312169985 размещено на официальном сайте ЕИС 06.03.2023).
Заявителем не доказано, каким образом рассматриваемое требование заказчика нарушило или ущемило его права и законные интересы, а также каким образом рассматриваемое требование противоречит целям регулирования спорных правоотношений и ограничивает конкуренцию.
Также комиссия отмечает, что, принимая участие в публично-правовой процедуре, хозяйствующий субъект в силу ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) конклюдентно соглашается с ее условиями и должен соответствовать требованиям заказчика.
Комиссия считает необходимым отметить, что конечной целью проведения конкурентной закупки являются полное и своевременное удовлетворение потребностей заказчика в определенных товарах, работах или услугах. При этом при формировании требований к предмету закупки заказчик обязан руководствоваться принципами, установленными в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
В свою очередь заявитель, как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства.
Как следует из материалов дела, заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях заказчика нарушений действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (п. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (п. 1 ст. 10 ГК РФ).
Само по себе несогласие подателя жалобы с действиями заказчика, как указано выше, не может являться достаточным основанием для вывода об обоснованности доводов жалобы применительно к ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции в действующей на момент подачи и рассмотрения жалобы редакции.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
С учетом изложенного, на основе всестороннего исследования, оценки фактических обстоятельств и доказательств по делу в их совокупности и взаимосвязи, Комиссия приходит к выводу о необоснованности жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Региональное снабжение» (<…>) на действия заказчика ГБУ ВО «Волгоградавтодор» (<…>) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку топлива печного бытового (извещение о проведении закупки № 32312169985 размещено на официальном сайте ЕИС 06.03.2023) необоснованной.