Решение б/н Решение по жалобе №034/01/18.1-178/2019 от 3 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – комиссия), в составе:

А.В. Гаджиевой – председателя комиссии, заместителя руководителя Управления;

В.П. Фролова – члена комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления;

Е.С. Донецкова – члена комиссии, заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Управления,

рассмотрев в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) жалобу общества с ограниченной ответственностью СПАО «РЕСО-Гарантия» (далее – СПАО «РЕСО-Гарантия», заявитель) на действия (бездействие) заказчика ООО «Тепловая генерация г. Волжского» (далее – заказчик), при закупке товаров, работ, услуг, проводимой в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) путём проведения открытого запроса технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения,

с участием в заседании комиссии:

от СПАО «РЕСО-Гарантия» – <…> по доверенности № РГ-Д-1603/19 от 14.03.2019;

от ООО «Тепловая генерация г. Волжского» – <…> по доверенности № 14 от 01.01.2019; <…> по доверенности № 73 от 28.03.2019

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее – Волгоградское УФАС России) поступила жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» на действия ООО «Тепловая генерация г. Волжского» (от 21.03.2019 вх. № 2473) при проведении открытого запроса технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения.

Извещение о проведении закупки: № 31907570022 размещено 25.02.2019 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт).

В соответствии с правилами п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном данной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» принята к рассмотрению Волгоградским УФАС России (уведомление о поступлении жалобы, месте и времени её рассмотрения от 26.03.2019 исх. № 04-10/2038).

В направленной жалобе заявителем выражено несогласие с тем, что заказчик неправомерно отклонил заявку СПАО «РЕСО-Гарантия» на участие в открытом запросе технико-коммерческих предложений в электронной форме.

В направленной жалобе заявителем указано, что конкурсная документация, утвержденная организатором торгов для проведения названной закупки, не соответствует требованиям Закона о защите конкуренции, а именно - ограничивает конкуренцию, создает преимущественные условия участия некоторым участником закупки, нарушает порядок определения победителя торгов.

Так, в частности, в раздел 6 конкурсной документации «Порядок и критерии оценки предложений участников закупки при приобретении работ (услуг)» включена Техническая часть, содержащая критерии оценки участников закупки.

Критерием № 3 является «Наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК». В зависимости от наличия опыта урегулирования убытков подобных убытков и размеров произведенных страховых выплат установлены шкала оценки и значимость коэффициента.

Вместе с тем, по мнению СПАО «РЕСО-Гарантия» урегулирование убытков в рамках осуществления страхования – это комплекс мероприятий, проводимых страховщиком в целях исполнения обязательств перед страхователем (выгодоприобретателем) при наступлении страхового случая.

Также СПАО «РЕСО-Гарантия» указало, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование осуществляется на случай наступления события, которое должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления. Иными словами, событие, которое определено сторонами договора страхования в качестве страхового случая, - это случайное событие, наступление которого невозможно предугадать или предвидеть.

При этом, отсутствие опыта урегулирования убытков с выплатой страхового возмещения свыше 300 млн. рублей никак не может свидетельствовать об отсутствии у страховщика-участника закупки № 31907570022 опыта урегулирования убытков вообще или об отсутствии необходимого уровня платежеспособности и финансовой устойчивости.

Данный факт по мнению СПАО «РЕСО-Гарантия» говорит лишь о том, что события, наступление которых потребовало бы выплаты возмещений свыше 300 млн. рублей не наступали, что не зависит от воли страховщика и его страхователей.

Таким образом, как указывает СПАО «РЕСО-Гарантия» критерий «наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК» со шкалой оценки и значимостью коэффициента, установленными в конкурсной документации, не позволяет объективно определить участника наиболее соответствующего требованиям заказчика, поскольку ставит в зависимость оценку, присваиваемую заявке, от обстоятельств независящих от участника закупки № 31907570022. СПАО «РЕСО-Гарантия» указывает, что функциональной (непосредственной) связи указанного критерия с предметом размещения заказа нет.

Таким образом, по мнению СПАО «РЕСО-Гарантия» оценка заявки исключительно по суммам урегулированных убытков, без учета суммы предъявленных страхователем страховщику (суммы обязательств последнего по договору страхования), необоснованно ограничивает круг участников размещения заказа (ограничивает конкуренцию), и предоставляет (может предоставить) необъективные преимущества участнику (участникам) размещения заказа, что противоречит требованиям Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела заказчиком представлены письменные возражения на жалобу заявителя, в которых ООО «Тепловая генерация г. Волжского» указывает на необоснованность доводов СПАО «РЕСО-Гарантия».

1. В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия организатора торгов могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицом не подававшем заявки, в случае если его права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Заказчик: ООО «Тепловая генерация г. Волжского».

Участники закупки, подавшие заявки: СПАО «РЕСО-Гарантия», ПАО СК «Росгосстрах».

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствие с ними и утвержденными правовыми актами регламентирующими правила закупки. Положение о закупках является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика.

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Предоставленное заказчикам право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков.

Процедура закупки товаров, работ и услуг позволяет учитывать в качестве критерия отбора участников не только цену (стоимость услуг), но также устанавливать и другие критерии оценки претендентов, что само по себе не нарушает прав и законных интересов участников закупки.

Закон о закупках не содержит императивных норм, предусматривающих порядок и содержание критериев выбора заказчиком организаций - участников закупки.

Включение ООО «Тепловая генерация г. Волжского» данного критерия оценки (Критерий № 3 «Наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК». В зависимости от наличия опыта урегулирования убытков подобных убытков и размеров произведенных страховых выплат установлены шкала оценки и значимость коэффициента) рекомендовано ООО «Тепловая генерация г. Волжского» отделом страхования ПАО «ЛУКОЙЛ», для того чтобы выявить насколько эффективно и качественно ведется урегулирование убытков при наступлении страхового случая, так как от этого зависит степень минимизации негативных последствий для страхователя и соблюдения имущественных интересов страхователя.

В связи с чем, опыт урегулирования убытков является одной из качественных характеристик оказания услуг по страхованию имущества.

Кроме того, в конечном итоге, имущественный интерес страхователя имущества заключается в том, чтобы при наступлении страхового случая получить страховое возмещение в возможно короткие сроки и в максимально допустимом размере.

То есть основной целью договора страхования является гарантированное получение денежного возмещения в случае наступления страхового случая.

Данный критерий позволяет ООО «Тепловая генерация г. Волжского» выбрать страховую организацию, наиболее соответствующей потребностям заказчика, и при этом ни в какой мере не ограничивает состязательности участников закупки и не ограничивает круг участников.

Право юридического лица предъявлять значимые для него требования к участникам закупки само по себе не может рассматриваться как действия, направленные на ограничение конкуренции и нарушающие нормы Закона о защите конкуренции.

Также довод СПАО «РЕСО-Гарантия» о возможных репутационнах рисках, которые могут возникнуть у заявителя, в случае отражения в критерии оценки («Наличие опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК») сведений о имеющихся клиентах у заявителя, отклоняется комиссией, ввиду следующего.

В заявке, поданной СПАО «РЕСО-Гарантия» для участия в открытом запросе технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения для нужд ООО «Тепловая генерация г. Волжского», полностью отсутствует информация о наличии опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК.

Вместе с тем, в заявке ПАО СК «Росгосстрах» поданной для участия в открытом запросе технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения для нужд ООО «Тепловая генерация г. Волжского» имеется информация о наличии опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК, которая отражена с разбивкой по годам (с 2008 по 2018 г.г.), общей информацией об опыте урегулирования убытков, количестве выплат, а также о суммах выплаченного возмещения.

Следовательно, СПАО «РЕСО-Гарантия» имело возможность указать информацию о наличии опыта урегулирования убытков по соответствующему виду страхования (по отдельным убыткам, превышающим 300 млн. рублей за последние 10 лет) в ТЭК, без указания сведений, индивидуализирующих конкретных клиентов, и ссылок на конкретных хозяйствующих субъектов, и как следствие исключить возможные репутационные риски, которые могут возникнуть у СПАО «РЕСО-Гарантия».

Таким образом, закупочная комиссия ООО «Тепловая генерация г. Волжского» приняла правомерное решение об отказе в допуске к участию в закупке СПАО «РЕСО-Гарантия».

При данных обстоятельствах жалоба СПАО «РЕСО-Гарантия» подлежит признанию необоснованной.

2. В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, комиссией не выявлено. При данных обстоятельствах, комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу СПАО «РЕСО-Гарантия» (ИНН/КПП 7710045520/771001001; ОГРН 1027700042413) на действия заказчика – ООО «Тепловая генерация г. Волжского» (ИНН/КПП 3435126710/343501001; ОГРН 1163443072000) при проведении открытого запроса технико-коммерческих предложений на выполнение работ по страхованию ОС производственного назначения (реестровый номер закупки 31907570022) необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны