Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-751/2023 И НАЗНАЧЕ... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

.

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № 034/05/5-751/2023 И НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ

23 июня 2023 года Волгоград

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Управления, …, рассмотрев поступившее заявление,

установил:

Волгоградское УФАС России рассмотрело заявление К.. (вх. № 3791-эп/23 от 27.04.2023) с жалобой на распространение в сети Интернет в поисковой системе «Яндекс» по состоянию на 27.04.2023 рекламы юридических услуг по банкротству физических лиц, в том числе:

- «Банкротство физ. лиц «под ключ» в рассрочку! Czprav.ru банкротство – физ. лиц». Реклама. Законное списание всех долгов с сохранением имущества. Без рисков. Обращайтесь. Без скрытых платежей. Минимально возможные цены. Дела любой сложности. Гарантия…».

ООО «Яндекс» в ответе на запрос Волгоградского УФАС России вх. № 5395/23 от 19.06.2023 сообщило, что указанная реклама была размещена в рамках договора, заключённого между ООО «Яндекс» и ООО «ОЦЗП» (ОГРН …., ИНН …., адрес: 410012, г. Саратов, Мирный пер, д. 5, телефон +7 …., адрес электронной почты ….) на условиях Оферты. Договор был заключён посредством акцепта рекламодателем Оферты в порядке, предусмотренном разделом 7 Оферты.

ООО «Яндекс» также представлены счета, выставленные ООО «Яндекс» и оплаченные рекламодателем, а также акты об оказанных услугах и счета-фактуры.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация, распространенная 27.04.2023 в «Яндекс. Директ», является рекламой, т.к. отвечает всем квалифицирующим признакам, установленным п. 1 ст. 3 Закона о рекламе. Реклама формирует интерес к предлагаемым услугам по списанию всех долгов, направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, побуждает потребителей обратиться в компанию «Банкрот центр» за такими услугами, что способствует продвижению таких услуг на рынке.

В рассматриваемом случае объектом рекламирования является деятельность компании, которая предлагает услуги по списанию долгов и кредитов.

Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителей рекламы желания воспользоваться данными услугами, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителей, но и информация, способная обмануть их ожидания, сформированные такой рекламой.

Одной из целей Закона о рекламе является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. Законодатель не возлагает на потребителя каких-либо обязанностей по поиску, сверке и проверке информации в связи с доведением до него рекламы.

Практика Арбитражных судов исходит также из того, что реклама не должна создавать иллюзий о рекламируемом товаре (услуге) и порядке его приобретения (использования) в целях привлечения интереса потребителей.

При этом потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель, не имеет обязанности проведения анализа рекламы, проверки достоверности и достаточности заявленных в ней сведений.

Согласно информации, размещенной на указанном в рекламе сайте (….), сотрудники компании оказывают услуги по списанию долгов и кредитов через процедуру банкротства, а так же оказывают консультации гражданам по вопросам процедуры банкротства.

В силу ст. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин, который не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению арбитражного суда, при том, что процедура банкротства гражданина устанавливается законом, регулирующим вопросы несостоятельности (банкротства). При этом в деле о банкротстве гражданина обязательным условием является участие финансового управляющего, утверждаемого арбитражным судом, что следует из положений статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Исходя из общего смысла норм гражданского законодательства, списание долгов должников могут осуществить только кредиторы, и в случае, если должник (гражданин) признан банкротом в судебном порядке, проводится процедура реализации его имущества и удовлетворения требований кредиторов при том, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными и должник, как правило, освобождается, с некоторыми исключениями, от дальнейшего исполнения их требований, а признание гражданина банкротом влечет ряд правовых последствий, в частности, гражданин в течение пяти лет не может взять кредит/заем без указания на факт своего банкротства, а также повторно заявить о возбуждении дела о признании его банкротом.

Посредством рассматриваемой рекламы до неопределенного круга лиц доводится неполная информация при наличии в ней привлекательных сведений о предлагаемых услугах, не наделенного правом самостоятельно осуществлять списание долгов и поэтому не способного гарантировать положительный результат их списания, что порождает заблуждение потребителей рекламы и искажает смысл рекламы из-за отсутствия в ней существенной информации о действительной специфике предлагаемых услуг.

В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, вышеуказанная реклама из-за отсутствия в ней существенной информацией о действительной специфике предлагаемых услуг нарушает требования ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 6 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара.

Статьей 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, признанный банкротом гражданин не освобождается от всех долгов, и использованная в рекламе формулировка о гарантии списания может ввести потребителей в заблуждение.

Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствует о том, что признание гражданина банкротом, не влечет за собой автоматически освобождение от долгов. Рассмотрение вопроса отнесено исключительно к компетенции судебной инстанции.

Статьей 213.7 Закона о банкротстве предусмотрены сведения в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, в числе таких процедур:

В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:

о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;

о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;

об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;

о проведении собрания кредиторов;

о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;

о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;

о завершении реализации имущества гражданина и др.

Поэтому заявленная в рассматриваемых текстах рекламы гарантия результата, а также указание на то, что процедура позволит сохранить имущество свидетельствуют о признаках недостоверности рекламы.

  В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама, распространенная 27.04.2023 в «Яндекс. Директ», содержит признаки нарушения п. 2 ч. 3 ст. 5, п. 6 ч. 3 ст. 5, ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.

За нарушение ч. 2-8 ст. 5 Закона о рекламе ответственность несёт рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

С учётом полученной от ООО «Яндекс» информации рекламодателем выступило ООО «ОЦЗП» (ОГРН …, ИНН …., адрес: 410012, г. Саратов, Мирный пер. д. 5).

На основании п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 034/05/5-751/2023 по признакам нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

2.1. Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ООО «ОЦЗП» (ОГРН …., ИНН …., адрес: 410012, г. Саратов, Мирный пер. д. 5)

2.2. Заявитель – К.

3. Назначить дело № 034/05/5-751/2023 к рассмотрению на ___ _____________ 2023 года в ____ часов ____ минут по адресу: Волгоград, ул. 7-ая Гвардейская, д.12 (каб.11, 5-й этаж, левое крыло).

4. ООО «ОЦЗП» представить на заседание Комиссии:

- письменные объяснения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела с приложением подтверждающих доводы документов;

- иную информацию, которую Вы считаете необходимой для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.

 

 

 

Заместитель руководителя управления

Связанные организации

Связанные организации не указаны