Решение б/н О признании действий Главы Администрации Волгоградской облас... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
г. Волгоград

Резолютивная часть решения оглашена 08 сентября 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено 22 сентября 2011 г.

Комиссия Управления ФАС по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Бурба В.В. – заместитель руководителя управления, на-чальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Снедкова И. Ю. – заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Моисеев С. В. – старший государственный инспектор отде-ла контроля органов власти,
рассмотрев дело №11-01-15-03/405 по признакам нарушения Главой Администрации Волгоградской области (400098, г.Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 9) и ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» (400081, г.Волгоград, ул.Ангарская, 15Г) ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
I. 28 декабря 2010 года в Волгоградское УФАС России поступили материалы Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД по Волгоградской области, в которых сообщается о финансировании ГУ Волгоградской области «Вол-гоградский центр энергоэффективности» мероприятий по энергосбережению.
На основании данных материалов и Приказа Управления Федеральной антимо-нопольной службы по Волгоградской области от 10.05.2011 №280 проведена вне-плановая проверка ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффек-тивности». Результаты данной внеплановой проверки ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» отражены в Акте проверки №76 от 09.06.2011, первый экземпляр которого возвращен 01.07.2011 проверяемой стороной с замечаниями.
По результатам проверки Приказом Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Волгоградской области от 19.07.2011г. №478 возбуждено дело в от-ношении Главы Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской облас-ти «Волгоградский центр энергоэффективности» по признакам нарушения п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразив-шихся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, уста-новленного главой 5 настоящего Федерального закона, путём предоставления де-нежных средств и финансирования энергосберегающих мероприятий на объектах коммерческих организаций:
1) МУП «ГУКС» по дополнительному соглашению №2 от 22 марта 2010 года к договору №31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специаль-ного счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности», (с дополнительными соглашениями от 7 октября 2008 года, от 1 декабря 2008 года);
2) ОАО «Мясокомбинат «Волжский» по договору №103 от 20 августа 2010 года о перечислении целевых средств со специального счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности.
Определением от 18 августа 2011 года в отдельное производство выделено дело по признакам нарушения Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Вол-гоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» п.7 ч.1 ст. 15 Фе-дерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в финансировании энергосберегающих мероприятий на объектах ОАО «Мясокомби-нат «Волжский» по договору №103 от 20 августа 2010 года.
В связи с этим в деле №11-01-15-03/405 продолжено рассмотрение признаков нарушения Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской об-ласти «Волгоградский центр энергоэффективности» п.7 ч.1 ст. 15 Федерального за-кона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» при финансировании энерго-сберегающих мероприятий на объектах МУП «ГУКС» по дополнительному согла-шению №2 от 22 марта 2010 года к договору №31 от 18 августа 2008 года (с допол-нительными соглашениями от 7 октября 2008 года, от 1 декабря 2008 года).
II. К участию в рассмотрении дела N 11-01-15-03/405 в качестве ответчиков привлечены Глава Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской об-ласти «Волгоградский центр энергоэффективности», в качестве заинтересованного лица - МУП «ГУКС».
Ответчик – Глава Администрации Волгоградской области – в соответствии с Уставом Волгоградской области (Закон Волгоградской области от 17.07.1996 N 73-ОД) входит в систему органов государственной власти Волгоградской области, глава администрации Волгоградской области - высшее должностное лицо Волгоградской области (руководитель высшего исполнительного органа Волгоградской области) (статья 7).
Полномочия исполнительной власти субъектов РФ в сфере энергосберегающей политики государства определяются с 10 апреля 1996 г. Федеральным законом от 03.04.1996 №28-ФЗ "Об энергосбережении" и с 28 ноября 2009 г. Федеральным за-коном от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации».
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" органы исполнительной власти субъектов РФ при опре-делении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны были учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энер-гии на энергосбережение. При этом порядок консолидации указанных средств и по-рядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определялся органами исполнительной власти субъектов РФ.
В Волгоградской области указанный порядок установлен постановлением Гла-вы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 №1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской облас-ти».
Данным постановлением утверждёны Положение о порядке формирования и использования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосбере-гающей политики в Волгоградской области, Положение о совете по энергосбереже-нию Волгоградской области, образован Совет по энергосбережению Волгоградской области и утверждён его состав.
Данным Постановлением и материалами дела установлено, что при финанси-ровании со специального счета энергосберегающих мероприятий отдельных органи-заций выполняются следующие этапы, ответственным за которые является Глава Администрации Волгоградской области:
1) Совет по энергосбережению Волгоградской области определяет направ-ления использования целевых средств и объемы финансирования, контролирует ис-пользование целевых средств, утверждает мероприятия по энергосбережению, раз-меры целевых средств, направляемых на финансирование этих мероприятий, отчет органа по управлению целевыми средствами о поступлении отчислений, за счет ко-торых формируются целевые средства;
2) утверждение Главой Администрации Волгоградской области – председа-телем Совета по энергосбережению Волгоградской области протоколов заседаний Совета по энергосбережению Волгоградской области и мероприятий по энергосбе-режению;
3) использование целевых средств государственным учреждением Волго-градской области "Волгоградский центр энергоэффективности" в соответствии с ре-шениями Совета по энергосбережению Волгоградской области для финансирования мероприятий по энергосбережению. Решения Совета по энергосбережению Волго-градской области носят обязательный характер и подлежат неукоснительному вы-полнению государственным учреждением Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности".
Действующий Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ не предусматривает полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ по консолидации денеж-ных средств и устанавливает для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, иной механизм проведения мероприятий по энергосбережению.
Положения частей 1, 2 статьи 27 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пункты 65, 66 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» не от-носят к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федера-ции ведение самостоятельной деятельности по заключению на возвратной основе договоров о финансировании мероприятий по энергосбережению с зачислением их на специальные счета.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Россий-ской Федерации; разработка и реализация региональных программ в области энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности. При этом региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективно-сти должны соответствовать требованиям, установленным ст. 14 Федерального зако-на от 23.11.2009 №261-ФЗ, и требованиям, утвержденным Правительством Россий-ской Федерации.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энерго-сбережения и повышения энергетической эффективности» содержится Перечень ме-роприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведение которых возможно с ис-пользованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируе-мых цен (тарифов). Целевые средства, полученные с применением регулируемых та-рифов, допускается использовать только в качестве внебюджетных источников для выполнения мероприятий утвержденных региональных программ.
В целях реализации на территории Волгоградской области Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эф-фективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации постановлением администрации Волгоградской области от 26.07.2010 №347-п утверждена и действует Долгосрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоградской области на 2010-2020 годы.
Представителями Главы Администрации Волгоградской области представлены письменные объяснения от 18.08.2011 исх. №01-19-12/21270 (вх. №6132 от 18.08.2011) и в заседании 08.09.2011 представлены дополнения к объяснениям.
Представителями Главы Администрации Волгоградской области в заседании поддержаны доводы, изложенные в письменном объяснении в полном объеме. Так-же обращено внимание, что Глава Администрации Волгоградской области не при-нимал решений о финансировании энергосберегающих мероприятий на объектах конкретных организаций, их принимал Совет по энергосбережению Волгоградской области, который является коллегиальным органом Администрации Волгоградской области.

Ответчик – ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффектив-ности» (ОГРН 1063444061230, ИНН 3444137429) - создано Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 2006 г. №878 от 19 июля 2006 г. №878 «О создании государственного учреждения Волгоградской области «Волго-градский центр энергоэффективности» (далее – Учреждение).
На момент финансирования энергосберегающего мероприятия МУП «ГУКС», цели, функции, полномочия Учреждения закреплены в Уставе Учреждения, поста-новлении Главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 2006 г. N 878 «О создании государственного учреждения Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» и постановлении Главы администрации Волгоградской области от 15.09.2006 №1145 «О формировании единой стратегии в области энерго-сбережения на территории Волгоградской области».
Порядок использования целевых средств определён Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 №1145. Данным Постановле-нием и материалами дела установлено, что при финансировании со специального счета энергосберегающих мероприятий отдельных организаций выполняются сле-дующие этапы, ответственным за которые является ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности»:
1) решение о заключении договора о финансировании мероприятий по энерго-сбережению принимается государственным учреждением Волгоградской области "Волгоградский центр энергоэффективности";
2) заключение ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффек-тивности» договоров о финансировании мероприятий по энергосбережению за счет целевых средств;
3) предоставление денежных средств и финансирование мероприятий по энер-госбережению за счет целевых средств;
4) заключение ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффек-тивности» дополнительных соглашений к ранее заключённым договорам, по кото-рым происходит дополнительное выделение денежных средств и изменение сроков возврата денежных средств.
Представителями ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэф-фективности» представлены объяснения от 28.07.2011 исх. № 01-06/320 (вх. № 5576 от 28.07.2011).
Представителями ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэф-фективности» в заседании поддержаны письменные объяснения в полном объёме. Также настаивали на позиции, что финансирование энергосберегающих мероприя-тий на объектах коммерческих организаций не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции» и что деятельность ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энер-гоэффективности» по финансированию мероприятий по энергосбережению коммер-ческих или некоммерческих организаций не является предоставлением государст-венных преференций и поэтому не подлежит предварительному согласованию в письменном виде в антимонопольном органе.
Заинтересованным лицом МУП «ГУКС» (свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 20 августа 2002 года серия <...> ОГРН 1023403430380, ИНН 3434000584) представлены письменные объяснения от 27.07.2011 исх. №КС-207 (вх. №5567 от 28.07.2011).
Представителем МУП «ГУКС» в заседании поддержаны письменные объясне-ния в полном объеме и обращено внимание, что договор обеими сторонами испол-нен полностью и претензий по результатам исполнения отсутствуют.
III. Предметом рассмотрения в данном деле являются соблюдение требований антимонопольного законодательства Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» при ис-пользовании целевых средств (предоставлении денежных средств со специального счета) на финансирование энергосберегающего мероприятия «На разработку проекта строительства малой ГЭС на очистных сооружениях остров Голодный Волгограда» коммерческой организации МУП «ГУКС» в течение 2010 г. посредством их пере-числения со специального счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности»).
В рамках реализации Постановления главы администрации Волгоградской об-ласти от 15.09.2006 №1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбе-режения на территории Волгоградской области» в течение 2008 – 2010 г.г. принима-лись и исполнены решения о финансировании МУП «ГУКС» разработки проекта строительства малой ГЭС на очистных сооружениях остров Голодный в качестве энергосберегающего мероприятия со специального счета, на что указывают сле-дующие обстоятельства:
1) согласно пункту 4 протокола заседания Совета по энергосбережению Волго-градской области от 04 февраля 2009 года № 5 Советом по энергосбережению Вол-гоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2009 год, в том числе финансирование МУП «ГУКС»;
2) Главой Администрации Волгоградской области – председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбе-режению Волгоградской области на 2009 год от 04 февраля 2009 года, в том числе финансирование МУП «ГУКС»;
3) согласно решению по четвёртому вопросу протокола заседания Совета по энергосбережению Волгоградской области от 2010 года № 8 (утверждён Главой Ад-министрации Волгоградской области – председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области 08.12.2010) Советом по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2010 год, в том числе финансирование МУП «ГУКС»;
4) Главой Администрации Волгоградской области – председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбе-режению Волгоградской области на 2010 год от 2010 года, в том числе финансиро-вание МУП «ГУКС»;
5) Для реализации указанных решений между ГУ Волгоградской области «Вол-гоградский центр энергоэффективности» и МУП «ГУКС» заключен договор № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счёта ГУ Вол-гоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности». К данному дого-вору заключены дополнительные соглашения от 7 октября 2008 года, 1 декабря 2008 года и №2 от 22 марта 2010 года.
Дополнительное соглашения от 22 марта 2010 года №2 к договору № 31 от 18 августа 2008 года заключено после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ, которым установлен иной механизм проведения мероприятий по энергосбережению.
На основании данного дополнительного соглашения на безвозвратной и безвоз-мездной основе ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффектив-ности» перечислено МУП «ГУКС» 7 882,74 руб.
В целом по договору № 31 со всеми дополнительными соглашениями на без-возвратной и безвозмездной основе со специального счёта ГУ Волгоградской облас-ти «Волгоградский центр энергоэффективности» перечисленно МУП «ГУКС» де-нежных средств в сумме 3 219 478,74 руб., что подтверждается платёжными доку-ментами (№ 66 от 01.09.2008, № 34 от 08.06.2009, № 5 от 09.02.2010, № 84 от 25.03.2010), в том числе после 28.11.2009 - 7 882,74 руб. на основании дополнитель-ного соглашения от 22 марта 2010 года № 2.
Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия при-ходит к следующим выводам:
1. Глава Администрации Волгоградской области является надлежащим ответ-чиком по данному делу поскольку:
1) предоставление денежных средств и финансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП «ГУКС» осуществлено на основании правового акта Главы Администрации Волгоградской области - постановления гла-вы администрации Волгоградской области от 15.09.2006 №1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской об-ласти»;
2) согласно пункту 4 протокола заседания Совета по энергосбережению Волго-градской области от 04 февраля 2009 года № 5 Главой Администрации Волгоград-ской области – председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2009 год от 04 февраля 2009 года, в том числе финансирование МУП «ГУКС»;
3) согласно решению по четвёртому вопросу протокола заседания Совета по энергосбережению Волгоградской области от 2010 года № 8 (утверждён Главой Ад-министрации Волгоградской области – председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области 08.12.2010) Главой Администрации Волгоградской области – председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области утверждены мероприятия по энергосбережению Волгоградской области на 2010 год от 2010 года, в том числе финансирование МУП «ГУКС»;
4) председателем Совета по энергосбережению Волгоградской области является Глава Администрации Волгоградской области;
5) в соответствии с пунктом 6 Устава ГУ Волгоградской области «Волгоград-ский центр энергоэффективности» деятельность Учреждения контролируется Сове-том по энергосбережению Волгоградской области.
2. ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» яв-ляется надлежащим ответчиком по данному делу поскольку:
1) на момент финансирования энергосберегающего мероприятия МУП «ГУКС», цели, функции, полномочия закреплённые в Уставе Учреждения, постановлении Главы Администрации Волгоградской области от 19 июля 2006 г. N 878 «О создании государственного учреждения Волгоградской области «Волгоградский центр энерго-эффективности» и постановлении Главы администрации Волгоградской области от 15.09.2006 №1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области», позволяют определить, что ГУ Волгоград-ской области «Волгоградский центр энергоэффективности» осуществляет функции Главы администрации Волгоградской области, в том числе властно-распорядительные (закреплённые, в том числе в п. 9 раздела 1, п. 2 раздела 2, п. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.6, 3.1.7, 3.1.14 раздела 3, п. 4.2.1, 4.2.2, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.9, 4.2.10, 4.2.12 раздела 4 данного Устава; п. 4, 5 постановления от 19 июля 2006 г. N 878; п. 2.2, 2.3, 4.2, абзац 6 п. 4.5 постановления от 15.09.2006 №1145) и контрольно-надзорные (закреплённые, в том числе в п. 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4 раздела 4 данного Уста-ва; абзацы 7, 8, 9 п. 2.3 постановления от 15.09.2006 №1145) (что соответствует от-раслевому принципу создания органов исполнительной власти Волгоградской об-ласти);
2) в том числе, закреплены полномочия, прямо предусмотренные за органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбереже-ния и повышения энергетической эффективности статьёй 7 Федерального закона от 28.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффек-тивности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
2.1) разработка и реализация региональных программ в области энергосбереже-ния и повышения энергетической эффективности – определена п. 3.1.7 раздела 3 дан-ного Устава;
2.2) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетиче-ской эффективности – определена п. 3.1.1 данного Устава;
3) на основании абзаца 6 п. 4.5 постановления от 15.09.2006 №1145 ГУ Волго-градской области «Волгоградский центр энергоэффективности» принимает решение о заключении договора о финансировании мероприятий по энергосбережению;
4) ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» и МУП «ГУКС» заключён договор № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целе-вых средств со специального счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» и заключены дополнительные соглашения от 7 октября 2008 года, 1 декабря 2008 года, № 2 от 22 марта 2010 года;
5) на основании заключённого между ГУ Волгоградской области «Волгоград-ский центр энергоэффективности» и МУП «ГУКС» дополнительного соглашения от 22 марта 2010 года № 2 к договору № 31 от 18 августа 2008 года на безвозвратной и безвозмездной основе ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэф-фективности» перечислило МУП «ГУКС» 7 882,74 руб.
3. В соответствии со п. 1 и п. 3 статьи 125 ГК РФ от имени субъектов Россий-ской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущест-венные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, опреде-ляющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федераль-ными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области создан Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 №1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области».
Согласно Уставу Волгоградской области и Закону Волгоградской области от 10.11.2008 г. № 1756-ОД «О системе органов исполнительной власти», Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области не входит в систему ор-ганов исполнительной власти Волгоградской области и органом исполнительной власти Волгоградской области не является, то есть не является участником админи-стративных и властно-публичных отношений.
Существование Совета по энергосбережению Волгоградской области без закре-пления в статусе органа власти лица не определяет его как самостоятельного субъек-та гражданских правоотношений. Соответственно, ответственность за деятельность таких образований полностью возложена на лиц, определивших их создание и дея-тельность.
Анализ материалов дела позволяет определить Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области как определённый Главой Администрации Волгоградской области способ принятия решения (одну из составляющих способа принятия решения) о финансировании энергосберегающих мероприятий.
Таким образом, при указанных обстоятельствах Совет по энергосбережению Администрации Волгоградской области не является субъектом ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, предусмотренной ст.37 Федераль-ного закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Под государственной преференцией понимается предоставление органами государственной власти субъектов РФ, иными осуществляющими функции указан-ных органов или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущест-ва, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предос-тавления имущественных льгот (п.20 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что государственные преференции могут быть пре-доставлены на основании правовых органа государственной власти субъекта РФ, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исклю-чительно в целях прямо поименованных в данной статье и целях, определяемых дру-гими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Комиссия согласна с доводами ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» о том, что финансирование энергосберегающих меро-приятий на объектах коммерческих организаций не соответствует целям, указанным в части 1 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конку-ренции», отмечая дополнительно при этом, что решение по соответствию или несо-ответствию целям должно приниматься антимонопольным органом в каждом кон-кретном случае при анализе заявления о даче согласия на предоставление государст-венной преференции.
Финансирование мероприятий по энергосбережению хозяйствующих субъектов как цель преференции не определена п.п. 1 – 13, 13а ч.1 ст.19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и другими федеральными закона-ми, нормативными правовыми актами Президента РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ (п.14 ч.1 ст.19 указанного закона).
Федеральным законом от 28.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о по-вышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации», целью которого является создание пра-вовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, не предусмотрен механизм передачи органами субъекта РФ государственного имущества, иных объектов гражданских прав либо предоставление имущественных льгот хозяйствующим субъектам на цели энергосбережения.
Федеральным законом «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективно-сти (п.1 ст.7 Федерального закона от 28.11.2009 №261-ФЗ) относится проведение го-сударственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта РФ.
Способы государственного регулирования в области энергосбережения и по-вышения энергетической эффективности установлены нормами главы 3 Федерально-го закона от 28.11.2009 №261-ФЗ.
Главой 7 Федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергети-ческой эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определен порядок обеспечения энергосбережения и повы-шение энергетической эффективности в организациях с участием государства или муниципального образования и в организациях, осуществляемых регулируемые ви-ды деятельности.
К способам организации указанных полномочий органов государственной вла-сти субъектов РФ в названной области в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального за-кона от 28.11.2009 №261-ФЗ отнесены разработка и реализация региональных про-грамм в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, ко-торые согласно заключительному положению ч. 3 ст. 48 данного закона должны быть утверждены до 1 августа 2010 г.
В целях реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ на территории Волгоградской области Постановлением администрации Волгоград-ской области от 26.07.2010 №347-п утверждена и действует Долгосрочная програм-ма по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Волгоград-ской области на 2010-2020 годы.
Из системного анализа перечисленных положений закона, включая отсылочные нормы, следует, что действующим федеральным законодательством органам испол-нительной власти субъектов РФ не предоставлено полномочие по использованию целевых средств (формируемых за счет отчислений, включаемых в структуру тари-фов для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность), с целью фи-нансирования энергосберегающей политики.
5. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (при этом государственные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов органа госу-дарственной власти субъекта Российской Федерации, иных осуществляющих функ-ции указанных органов органа или организации исключительно в установленных це-лях).
Финансирование мероприятий МУП «ГУКС» по энергосбережению – на разра-ботку проекта строительства малой ГЭС на очистных сооружениях о. Голодный - после 28.11.2009 осуществлялось за пределами полномочий органов государствен-ной власти субъектов РФ, так как положения федерального законодательства не пре-дусматривают иного механизма финансирования мероприятий по энергосбережению за счет ранее сформированных внебюджетных средств кроме как посредством их включения в качестве мероприятий в региональную программу в области энергосбе-режения и повышения энергетической эффективности.
Из текста пунктов 2.3, 4.1- 4.5 Положения о порядке формирования и использо-вания целевых средств, предназначенных для финансирования энергосберегающей политики в Волгоградской области, и пункта 3.8 Положения о Совете по энергосбе-режению Волгоградской области не следует, что данные полномочия администрации Волгоградской области реализуются в рамках подготовки региональной программы по энергосбережению.
На момент предоставления преференции МУП «ГУКС» - март 2010 года - Дол-госрочная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффек-тивности Волгоградской области на 2010-2020 годы, утверждённая Постановлением администрации Волгоградской области от 26.07.2010 №347-п, не принята.

Предоставление целевых денежных средств на безвозвратной и безвозмездной основе обеспечивает МУП «ГУКС» более выгодные условия предпринимательской деятельности, поскольку компенсируют затраты данной коммерческой организации. Например, такая сделка между коммерческими организациями противоречит статье 575 ГК РФ.

На основании Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 15.09.2006 N 1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области» после 28.11.2009 происходило предоставле-ние не соответствующей целям предоставления преференций государственной пре-ференции без вынесения правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации и без предварительного согласия в письменной форме анти-монопольного органа, то есть в нарушение порядка, установленного главой 5 Феде-рального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, Главой Администрации Волгоградской области и ГУ Волго-градской области «Волгоградский центр энергоэффективности» предоставлена госу-дарственная преференция в нарушение порядка, установленного главой 5 настояще-го Федерального закона, путём предоставления денежных средств на финансирова-ние энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП «ГУКС» по заключённому ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективно-сти» и МУП «ГУКС» дополнительному соглашению от 22 марта 2010 года № 2 к до-говору № 31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специально-го счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности».
Пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается предоставление государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Другие доводы и доказательства, представленные сторонами, не влияют на оценку действий Главы Администрации Волгоградской области и ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности».
Комиссия учла также то обстоятельство, что в соответствии с Решением Арбит-ражного суда Волгоградской области от 16 мая 2011 года по делу № А12-2133/2011, вступившем в законную силу немедленно после его принятия, признаны недейст-вующими и не соответствующими Федеральному закону от 28.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации пункты 2.1 - 2.3, 3.1, абзацы 1, 3 - 10 пункта 3.2, пункты 3.3, 4.1 - 4.4, раздел 5 Положения о порядке формирования и ис-пользования целевых средств, предназначенных для финансирования энергосбере-гающей политики в Волгоградской области, абзац 8 пункта 2.2 Положения о Совете по энергосбережению Волгоградской области, утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 15.09.2006 № 1145 «О формировании еди-ной стратегии в области энергосбережения на территории Волгоградской области» в действующей редакции. Постановлением суда кассационной инстанции от 25 авгу-ста 2011 данное решение оставлено в силе.
В настоящее время Постановление Главы Администрации Волгоградской об-ласти от 15.09.2006 N 1145 «О формировании единой стратегии в области энергосбе-режения на территории Волгоградской области» отменено Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 23.06.2011 N 656 «О признании утратив-шими силу некоторых постановлений Главы Администрации Волгоградской облас-ти».
Учитывая, что неоднократно заключались дополнительные соглашения к дого-вору №31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» и данная преференция предоставлена без предварительного согласия антимонопольно-го органа, а также в связи с изменениями и правовой неопределённостью, касающи-мися порядка финансирования мероприятий по энергосбережению, Комиссия при-няла решение о выдаче предписаний.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, час-тями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2007 №135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Главы Администрации Волгоградской области, выразив-шиеся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, уста-новленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конку-ренции», путём предоставления денежных средств на финансирование энергосбере-гающих мероприятий коммерческой организации МУП «ГУКС» по заключённому ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности» и МУП «ГУКС» дополнительному соглашению от 22 марта 2010 года №2 к договору №31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности», нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
2. Признать действия ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энерго-эффективности», выразившиеся в предоставлении государственной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», путём предоставления денежных средств на фи-нансирование энергосберегающих мероприятий коммерческой организации МУП «ГУКС» по заключённому ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энерго-эффективности» и МУП «ГУКС» дополнительному соглашению от 22 марта 2010 года №2 к договору №31 от 18 августа 2008 года о перечислении целевых средств со специального счёта ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффек-тивности», нарушением пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».
3. Выдать Главе Администрации Волгоградской области предписание, направ-ленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, о принятии мер по направлению в ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэф-фективности» документа, устанавливающего применение порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», при предоставлении МУП «ГУКС» государственной преференции.
4. Выдать ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективно-сти» предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного за-конодательства путём принятия внутреннего (локального) акта (приказ, распоряже-ние) по ГУ Волгоградской области «Волгоградский центр энергоэффективности», устанавливающего применение порядка, установленного главой 5 Федерального за-кона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», при предоставлении МУП «ГУКС» государственной преференции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны